Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

применяю эти выражения в значениях, согласно которым их
области исключают друг друга: ни одно состояние или психический процесс не
являются осознанным переживаннем и наоборот. Осознанные переживання (хотя и
не все) ПРОJIВAJIЮТ только психические состояния и npоцессы (например, состояние
внутренней разбитости или сосредоточенности, процесс возрастания внутренних
сил человека и т.п.). Невозможно это тут рассматривать более подробно.
44
Человек и время
личноcrью, конcrитyиpуемой этой специфической природой. Если
бы со временем эта природа подверглась изменениям, например в
случаях так называемого расщепления сознания, я перестал бы чув­
ствовать себя собой, а тем самым тем, кем был вчера. Не смог бы даже
распознать самого себя из своего актуального «геперь», а вчерашнего
себя самоro считал бы за кого-то другого, который никогда не смог
бы быть <<МНой». В этом ощущении быть собой в течение всей моей жизни мне никак не мешают ни происходящие, пуcrь даже глубокие и много­ сторонние, перемены в моей психической структуре и в моем теле, ни сознание того, что такие перемены ecrь. Иногда, правда, когда произошедшие и осознанные перемены очень важны, и особенно когда они произошли в далеком прошлом, может показаться, что я сам себе становлюсь чужим, что перестаю с самим собой солидари­ зироваться, противопоставляю себе себя и сильно осуждаю, более того, перестаю понимать себя из этого прошлого. Но все эти явления ничем не нарушают моеro более-менее явноro ощущения быть собой, быть тем самим собой, что и когда-то. Во-вторых, я - как человек, со всеми своими первоначальными и продолжающимися, как и с изменяющимися свойствами и состоя­ ниями, являюсь и чувствую себя существом реальным, как бы более реальным, чем мои переживания. Я именно есть, согласно этому чувству длящегося бытия, тогда как мои переживания - всего лишь переходные проявления, явления меня самого. Я сам составляю ис­ ток и конечное основание переживаний, которые со своей стороны являются чем-то во мне укорененным, от меня ИДУЩИМ, которые, ины­ ми словами, и ecrь «МОИ» переживания. Их течение и их содержание не остается, правда, без влияния на меня как человека. И они реаль­ ные. Но если я осознаю себя самого или то, ЧТО «во мне», а через это влияю на себя самоro и так или иначе формирую себя, то это делается не потому, что произошли определенные переживаемые процессы, а потому, что я как человек реально действую. Без сомнения, ecrь факт, что совершаемые во мне определенные переживания - не без реальноro влияния на меня и на дальнейший ток моей жизни. В этом тоже находит проявление то, что мои переживания, пуcrь и производ- 45 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ ные, - нечто реальное. Но мои дейcrвия совершаются не в самом переживании, а в том, что мои силы воздейcrвуют на определенную деЙcrвительноcrь. И точно так же, как в своих переживаниях я по- . лучаю знания о дрyrиx ЛЮДЯХ, вещах и событиях, когда подчиняюсь их дейcrвию или же с ними вместе живу и в этой совместной с ними жизни изменяюсь, это опять-таки происходит не потому, во всяком случае, не прежде всего потому, что во мне совершались определен­ ные переживания, а потому, что в них разряжаются определенные реальные силы. Мои осознанные переживания создают лишь образ моей жизни, впрочем, образ, который не содержит всего того, что происходит во мне и в моей жизни. Я как человек кажусь себе в этом смысле даже независимым от собcrвенных осознанных переживаний, могу быть и тогда, когда их у меня нет. После того как я - в неосо­ знанности или после сна -просыпaIOСЬ без всяких снов не только как тот же самый человек, которым был до того, как заснуть, но и как тот, кто сущеcrвовал во время сна и в состоянии неосознанности. Словом, как человек я являюсь в отношении своих переживаний трансцен­ деНIНЫМ*. Именно то, что в отношении них ecrь трансцендентное, составляет мою дейcrвительноcrь, «подлинное» бытие. В тесной связи с этим находится определенный специальный тип испытания времени. А именно: постоянно ощущая себя одним и тем же человеком, я одновременно с тем ощущаю себя в самой глубин­ ной своей сущности независимым от времени, не чувcrвуя, что мне может угрожать его течение, словно бы не «принимаю к сведению» время и непрестанную преходящноcrь всякой деЙcrвительности. Не принимаю времени <<В расчe'D> и не забочусь о нем. Всякое абстракт­

ное знание о постоянной преходящности событий в окружающем

нас мире и во мне самом ничем не может изменить ощущения, что

время для меня самого ничего не значит. Ибо с этой позиции пред-

* Этот термин в результате разных иcrорических влияний стал многозначным и

может породить недоразумения. Тут я применяю его исключительно в том значении,

что то, что есть тpaнcцeндeнтным в отношении осознанного переживания, не пред­

crавляет собой ничего подобноrо элементу или моменту этого переживания. Это,

однако, вовсе не значит, как считает Кант, что то, что трансцендентно в отношении

переживания, недоcryпно знанию.

46

Человек н время

crавляется, что прехоАЯЩНОcrь вытекает не из сути времени или сути

Бытия’ а только в силу деЯНИJI (возникновения) природы. И, однако,

я, который являюсь не деянием, а чем-то существYJOIЦИМ, OcтaIOCЬ

во времени. Хотя время благодаря самому своему течению вытесняет из

действительнocrи всё, что ecrь только деяние, мне самому этоro сделать

нельзя: оно как бы по мне creкaeт и оcraвляет меня незадетым*.

Но не только я сам остаюсь, как я полагаю, тем же самым во вре­

мени. Точно так же остаются и другие люди, и они по-прежнему

те же самые, хотя я вовсе не упускаю из виду того, что с ними про­

исходит, как и того, что они при этом так или иначе, но меняются.

И вещи тоже: те же дома, улицы, города, вчера и сегодня, и та же

«crарая» мебель, окружающая меня с самого дeтcrвa, известная мне

своим молчанием и пассивноcrью. Я так со всем этим сросся, как со

старинными друзьями, не замечая, что они в течение долroго времени

старятся, поскольку вижу их ежедневно. Несмотря на все события, сл у­

чаи, изменения, которых ЯВЛЯЮСЬ свидетелем, мир мне по-прежнему

предcraвляется тем же и остается таким же, как и я в этом мире. По

нему как бы «crекают» все перемены, времени вроде бы не было, а

был лишь некий фантом, лишь <<ЯВление». Так мне это предcraвляется. Более того: таким я воспринимаю во времени себя и свое окружение. В первоначальном ощущении - в этом типе опыта - время для меня не является чем-то таким, что само по себе существует отдельно. В лучшем случае оно является неким производным, поскольку суще­ ствует нечто иное -некое реальное бытие, а поскольку это нечто ecrь некий специальный способ, для меня обнаруживает себя время, а еще лучше -течение времени. Но одновременно само оно -«никакое», качественно неоnpeделенное и BMecre с тем всегда одинаковое. как ладит одно с другим, над этим я в первоначальной жизненной позиции не за­ д}'МЬP!aIOCЬ, мне естественным npeдcraвляется то, что это именно так. Из тaKoro опыта времени вытекает также и некое мною пережи­ ваемое отношение ко времени. Я чувсгвую себя в некотором смысле * Налрanшвается предположение, что в связи с Э1ИМ в схолаCIИКе со времен св. Фомы Аквинскоro различают как Бы два разных типа времени: время процессов и про­ должкrельноcrь субстанции. 47 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ перед ним господином, преодолеваю его. Прежде всего в той мере, что ушедшее, то, что когда-то на самом деле сверПIИAОСЬ, мне не представляется умершим полносгью, не является для меня целиком уничтоженным. Такое впечатление, что оно просто не присугство­ вало и еще больше от меня отдаАИЛОСЬ. Однако я могу снова его к себе позвать и до некоторой степени оживить. Когда же я смотрю на ситуацию в целом, что называется «со CТOPOНhD>, то это к «себе»

значит, строго говоря, к себе такому, каким себя чувствую в моем

переживаемом настоящем. И пока я чувствую себя под впечатлени­

ем наличия упомянугого опыта времени и не высвобождаюсь из его

течения (как тогда, когда стараюсь смотреть на него «со стороны»,

«рефлектировать»*), до тех пор, пока, говоря и мысля о себе, я чув­

ствую себя самим собой, не сдерживаю своего «я» по отношению и

в зависимости от протекающего времени, оно представляется мне в

своем течении всё тем же, как если бы времени не было, как если бы

оно не имело на меня влияния. Точно так же и «Я», призывающий

ушедшие и давно мной изведанные факты, нахожусь в непосред­

ственном испытании (если в этот момент не произошло катастрофы,

которая изменит меня «до неузнаваемости»), — не только тот же са­

МЫЙ, но по своей природе и такой же самый, что и тот «JI», который

был когда-то свидетелем упомянyrьrx фактов.

Я тоже живу под заметным давлением прошлого, и ЭТО в большей

или меньшей степени связывает меня. Приспосабливаюсь к тому, что

делаю «(Теперь», — к тем событиям и случаям, которые хоть и прошли,

но однако же БЫАИ, и однажды свершившиеся и ожившие в памяти,

отягощают мое теперешнее. Сегодня я сделал так, как это именно

делаю, потому что то-то и то-то некогда произошло, как, например,

разыгрались между мной и моими друзьями или знакомыми некие

конкретные случаи. Если бы всё прошлое совершенно для меня

исчезло, я был бы свободным со многих точек зрения, и даже с тех,

которые меня стесняют, поскольку то-то и ТО-ТО произошло не только

когда-то, но оно и сегодня еще каким-то удивительным образом для

* ЭтОТ взгляд «со стороны» может быть вмешивающимся в течение переживаний

Apyroro и отличноro способа иcпьrraния времени.

48

Человек и время

меня сущеcrвует, но и не так, как то, что происходит «теперь», хотя я

себе этого специальными, особенными дейcrвиями не напоминаю.

Я просто чувcrвую себя связанным, например, когда-то данными обе­

щаниями и обязательcrвами. Точно так же и совершённые когда-то

мной поступки (победы или поражения) обязывают меня перед самим

собой. Сущеcrвует специальная и определенная «noblesse»* моего

собcrвенного прошлого «qui m’oblige»** еще сегодня, как сущеcrвует

так называемое «отлучение прошлого», отлучение моей вины, давно

совершенной и ушедшей и однако же до сего дня определяющей

течение моей жизни. Я и другие люди, мы сами благодаря этому не

только остаемся во времени, но сверх того как бы консервируем то,

что, совершаясь во времени, ушло, а уйдя, вытолкнулось из актуаль­

ности сущеcrвования и благодаря мне в эту актуальность возвращается.

Мое прошлое в каждоразовом моем настоящем простирается так

далеко, что необходимо специальное дейcrвие, чтобы высвободить­

ся из его тисков. Как будто не миновало то, что ушло, как будто не

было времени.

Вместе с тем я также живу в почти постоянной ориентации на

будущее, постоянно в него погружаюсь, «вживаюсь». Именно потому,

что намерения мои обращены в будущее, то, чего я ожидаю, обещает

надежду как то, что придет, что произойдет, и часто вопреки или

независимо от моей воли, и мое теперешнее находится под влиянием

обещанного каким-то образом будущего. То, что придет, и не раз,

именно тогда, когда не зависит от меня, влияет на меня уже теперь

и может меня пересоздать. То, что будет Са лучше — мое будущее),

есть уже как бы теперь, хотя само сейчас не присутствует, оно толь­

ко «ожидаеТ» меня, ждет меня. По-видимому, <<Теперь» сущеcrвует actualiter*** из всего того только как мои ожидания, надежды, опасе­ ния и страхи за то, на что надеюсь: то, что будет, еще actualiter не сущеcrвует, но несмотря на это, обещая как то, что либо безусловно, * Дословно: АВорянcrво

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн