Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

«Les ddnnees immooe la conscience»*) и что к этому
я пришел не путем анализа текстов Бергсона, не путем теоретических
* Bergson Н. Essai sur les donnees immediates de la conscience, these рош le doktorat …
1889. См. также: Бергсон А. Непосредственные данные сознания. — Примечание
перевоДчика.
66
Человек н время
размышлений, а благодаря тому, что неожиданно увидел в своей соб­
ственной жизненной действительности то, что может W послужить
ключом к решению проблемы. Надо только эти первоначальные
проблески идеи хорошо проработать.
Существенно важным во всём этом является мысль, что время — яв­
ление производное, зависимое от способа поведения человеческой
личности и вообще — от того, что существует. Его вид и различия,
будь это истиной, станут проявлением способа существования того,
что существует. Но вместе с тем существует (будь выше сказанные
мысли верны) и течение времени, его влияние на то, что есть, в част­
ности на внутреннюю ценность и отьединенность человека, на его
внутреннюю силу, на то, что в итоге имеет значение в действитель­
ности. Время, будучи чем-то производным, будет вместе с тем и тем,
от чего надо обороняться и от чего не всегда можно ЗaIЦИlИТЬся. Оно
будет тогда, наверное, как того хочет, например, Кант, не чистой
формой опыта, а как бы некоей реальной силой в области того, что
действительно. Одновременно с тем, однако, оно не будет и не сможет
быть чем-то особым, рядом с тем, что существует в действительном
мире, а должно быть тем, что осаждается на том, что существует, и
что вместе с тем по-своему охватывает, как и то, что существует, есть
во времени. И что оно может быть другим в зависимости от того,
каким является, как себя ведет, живет, как само в себе растрачивается
или собирается и затвердевает то, что существует. Каким образом
другое — это уже иная проблема, которую надо рассматривать от­
дельно.
VI
При всём том В целом в этой мысли, согласно которой через мой
свобоАНЫЙ поступок я остаюсь во времени тем же самым, а следова­
тельно, течение времени меня не уничтожает, можно признать лишь
в том случае, если «я» — моя личность -не то, что поток сознания,
что течение всё новых переживаний, неустанно протекающих и ис­
чезающих без заметного следа, если, стало быть, сознание — это
67
КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ
только раскрытие [wyladowanie si?] моего «Я», только проявление
меня. Кто я такой, -вновь возвращается вопрос Аекарта! -который
остается во времени, который в нем благодаря своим поступкам себя
выстраивает или распадается, едва снимется· напряжение внутреннеrо
усилия, едва хоть на минуту предастся беry судьбы, не стараясь удер­
жаться в собственной <<длани»? Кто я такой, который rAe-то скрывается «за пределом» своих переживаний и при этом «живё'D) в них, в них разряжается, в них же доcтиraет отчетливости своего быТия, в них приходит к выстраиванию себя самого? Кто я такой - я, но не тот кусок из мяса и костей, а я, вырастаю!ЦИЙ из своей плоти и крови, человек действую!ЦИЙ? Однажды возникнув, безотносительно из какой власти и на какой основе, я есть сила, которая сама себя множит, сама себя строит и сама себя перерастает в той степени, в какой способна собраться, а не рассыпаться на мельчaйnше мrновения, подчиняясь страданию или отдаваясь удовольствию. Я - сила, которая, живущая в теле и телом же используемая, не­ сет на себе следы тела и не единожды подлежала ero действию, но вместе с тем, однажды это тело поработив, способна обратить все свои возможности на усиление себя самой. Я - сила, которая как-то раз была выброшена в чужой для себя мир, этот мир она присваивает себе и даже более - из того, что остается, создает новые, необходимые для жизни творения. Я - сила, которая хочет зафиксировать себя в себе, в своем деле, во всём, с чем встречается, чувствуя, что хватит всего лишь миra для ослабления напряжения или забвения, и саму себя разобьет, саму себя утратит, уничтожит. Я -сила, которая избывает тоску, придумывая величайшие сокро­ вища Bocтopra и счастья и стремится к их осуществлению, но готова от Bcero этого отказаться за одну возможность продолжать быть. Я -сила, которая противится судьбе, KorAa чувствует и знает, что своим свободным поступком вызывает из небытия то, что останется после нее, KorAa сама она сгорит в борьбе. 68 Человек и время я - сила, которая желает быть свободной. И даже свою продол­ жительноcrь желает ПОСВЯТИТЬ свободе. Но живущая под напором других сил, обступающих со всех сторон, обнаруживает в себе сама зародыш неволи, стоит лишь ей разрядиться, пренебречь усилиями. И утрачивает свою свободу, если привязывается к самой себе. Продол­ жаться и бьrrь свободной может она только тогда, когда добровольно предаст саму себя на создание добра, кpacoты и истины. И только тогда существует*. * эга сгаТЬJl чаCIИЧНО была напечатана: первая и вторая чаcrи сосгавили содержа­ ние Moero выcrynления на IX Международном философском кошрессе в Париже в 1937 roAY. И BMecre с tpeтьей частью были опубликованы в XLI томе "Przeghtd Filozoliczny". Но они не получили тогда развития. Дальнейшие мои исследования над сущностью времени, проводнмые в рамках дрyroй моей работы, привели к тому, что JI смог -уже во время войны-дописать окончание (чаcrи V и VI) этоro очерка. Поскольку "Przegl!ld Filozoliczny" не существует с 1938 roAa, JI позволил себе опубликовать мои заметки еще раз целиком. В таком виде эта сгаТЬJl была опубликована в журнале ''Тwоrсzоsс'', 1946, luty, N 2. - Примечание польской редакции. Об ответственности и ее оптических основах 1. Главный тезис размыmлений* До настоящего времени проблема ответственности преимуществен­ но трактовалась как особый вопрос этики, без nцательного исследо­ вания последующих связей. В данных размышлениях существенно важное yrверждение заключено в мысли, что этого недостаточно и что в дальнейшем необходимо учесть обстоятельства, углубляющие проблематику, дабы обнаружить условия, в которых можно осмыс­ ленно говорить о какой-либо ответственности. Представляется таюке, что ответственность не возникает исключительно в нравственной об­ ласти. Моральная ответственность составляет AИПIЬ ее конкретный и отдельный случай. А потому необходимо расширять область случаев и примеров, которые надо принимать. во внимание. 11. Различение разнообразных ситуаций ответственности Прежде всего, можно выделить четыре различных ситуации, в которых проявляет себя феномен ответственности. 1) Кто-то несет ответственность за что-то, а говоря иначе, яв.ляется за что-то ответ­ ствешшм. 2) Кто-то принимает ответственность за что-то. 3) Кто-то * Работа по-польски сделана с немецкого оригинала "ОЬес фе Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente", опубликованного в издательcrве РhШрр Reclam Jun., 1970. В польском тексте были BHeceны лишь незначительныe изменения в нескольких сносках, в которых Ингарден ссылался на свои работы, вышедIПИе по-немецки, хотя еще до этого они были опублнковаНЬ! по-польски. Искрение благодарю проф. И. Аомбскую и доктора А. Геруланку за ознакомление с переводом и замечания, позволившие улучшить текст. - Примечание А. Beнz­ жщкоzо. 70 Об ответственности и ее онтических основах привлекается к отвeтcrвеlШОCIИ. 4) Кто-то поступает ответствеIШО*. Различие трех первых сmyаций проявляется прежде всего в ТОМ, ЧТО фактически они друт от друта не зависят, хотя, несомнеlШО, между ними возникают определенные смысловые связи. Можно быть ОТ­ ветственным, но не привлекаться к ответственноCIИ и точно так же не принимать ее (брать на себя, -говорит Н. Гартман). И наоборот, можно за что-то привлекаться к ответствеlШОCIИ, в действительноCIИ не будучи за это ответственным. Можно также брать фактически ответствеlШОСТЬ за ЧТО-ТО, не будучи при ЭТОМ в действительноCIИ за ЭТО ответственным. Коль скоро являешься за ЧТО-ТО ответствен­ ным, должен принимать за это ответственность и привлекаться к ответствеlШОCIИ. Когда несмотря на тот факт, ЧТО за что-то несется ответствеlШОСТЬ, ее не берут на себя или даже отказываются сделать это, становятся ответственными за то, ЧТО так посгупают. Представляется также, что брать ответственность за то, за что ОТ­ ветственным не являешься, подпадает под клаузулу ответствеlШОCIИ. При всей фактической независимоCIИ этих состояний между ними возникает существенно важная смысловая связь. Вот, следовательно, еще одна проблема для выяснения. Связи, возникающие между тремя первыми сmyациями и чет­ вертой, отличаются друт от друта. ИмеlШО когда мы в каком-либо определеlШОМ деле отвeтcrвеlШО действуем, то ео ipso** в еще большей степени мы несем ответственность за это совершённое действие, и представляется вполне логичным, если берем на себя за это ответ­ ствеIШОСТЬ, хотя в действительноCIИ это и не обязательно. То же касается и связи между отвeтcrвеlШЫМ действием и привлечением к от­ вeтcrвеlШОCIИ. Последнему в действительноCIИ быть не обязательно, раз произошло первое, но оно составляет его очевидный результат. * Orветcrвеннocrью (Veranwortlichkeit) [odpowiedzialnosC] как возможной чертой характера человека я тyr заниматься не буду. В польском языке часто трудно провеС1И различие между эrnмн двумя немецкими терминами -Verantwortung и Veranwortlichkeit. Поэтому оба перевожу как «ответ­ crвeннocть» с тем, что KorAa в оригинале выступает Veranwortlichkeit, этот термин дается в скобках после польскоro. - Примечание А. Венzжщкого. ** Тем самым (.лат.). - Примечание перевоДчика. 71 КНИЖЕЧКА О ЧЕЛОВЕКЕ 111. Неcrи OтвeтcrвeHHOCТЬ Неcrи: oтвeтcrвeннocгь -дейcrвительное положение, которое до известной степени автоматически накладывается на тоro, кто соверша­ ет определенноro рода поступок. Мы становимся ответcrвенными за поступок, раз его предприняли и совершили, но и продолжаем оставаться ответcrвенными за неro, хотим тоro или нет. OтвeтcrвeH­ носгь отягощает виновника. На чем эта <<Тяжесгь» основана и поче­ му она сама посредcrвом этого следует из совершённоro поcryпка, предстоит еще выяснить. Cyrцecrвeнным является то, что на самом деле виновник, а никто иной, может <<Избавиться» от своеro бремени с помоIЦЬЮ нового - cooтвeтcrвeнным образом совершенноro (geartet*) [uksztaltowanego] -поcryпка. Это <<НесеНИе» ответcrвенноcrи: за что-то отличается от других сиryаций ответcrвенноcrи: тем, что является дейcrвительным положением виновника, который выпол­ няет его пассивно. По правде, принятие ответcrвенноcrи: еще не есгь деятельное поведение виновника, однако оно подразумевает какое-то активное отношение, из которого может вытекать (или же должно вытекать) еro поведение, определенным образом квалифицированное. Это принятие ответcrвенноcrи: является реальным психическим актом личноcrи: (не просто переживанием) и прmщиnиально приводит к внутренней roтовноcrи: совершить шаг для избавления виновника, осознанная цель которого - не как таковое избавление, а прежде всеro удовлетворение требований, вытекающих из ответcrвенноcrи: и направленных на виновника. Удовлетворение этих требований лишь производно приносит виновнику избавление. Как неcrи:, так и принимать oтвeтcrвeннocгь лежит в оптической nлоскоcrи: дейcrвия виновника, хотя и то и другое переступает ее границы в своем основании и последcrвиях. Между тем <<призывать кого-либо к ответcrвенности» в своих истоках находится вне вино­ вника и просгирается за еro пределы, но на неro направлено и должно в нем порождать конкретные изменения. Оно развивается в дейcrвни * Дословно: устроенный, обладающий определенным характером (нем.). - При­ мечание перевод чика. 72 Об ответственности и ее онтических основах определенного рода, которое, правда, касается виновника, но автома­ тически его избавить от ответственности не может. Причинно оно независимо от поcryпка виновника, но этот поступок уполномачивает уполномоченного на то, чтобы привлечь виновника к ответствен­ ности. Правомочный (<призыв к ответственности» предполагает, что поступок действительно был совершен и самим виновником испол­ нен. Таким образом, это требует предварительного действительного исследования положения и обстоятельств. Оно может виновника либо освободить от ответственности, либо подтвердить ее необходимоCIЪ и подвести к тому, чтобы его «привлечь к ответственноСТИ». Ответственное действие совершается виновником по-особому. Виновник предпринимает и выполняет его с более-менее полным и очевидным пониманием ситуации как возникающей в результате его действия и выступающей как в аспекте ценностей (Wertsituation), так и ценностей мотивов, которые побудили его к деЙствmo. На всех этапах своего действия виновник осознает для себя его связь с поло­ жительной или отрицательной ценноCIЪЮ* результата и принимает его или продолжает действовать с осознанным приятием ценностей результата, а посредством этого осознает и правИЛЬНОCIЪ своего дей­ ствия. Ибо совершает его только потому,

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн