Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

что нам

разрешено, а что запрещено; какова причина допущения одного и отказа в другом.

Заканчивая введение, хотел бы выразить признательность ученым мужам Аль-Азхара и

Департаменту исламской культуры за доверие, оказанное мне в таком важном вопросе. Надеюсь,

что их чаяния оправдаются и мне удастся достичь поставленной цели.

Молю Всевышнего Аллаха, чтобы мой труд пошел на пользу людям и чтобы Господь

направил нас по правильному пути в наших словах и делах, уберег наши помыслы и труды от

заблуждений. И пусть Всевышний ведет нас прямой стезей. Лишь Он один внемлет нашим

мольбам.

Д-р Юсуф Кардави сафар 1380/август 1960 г.

ГЛАВА I

ИМПЕРАТИВЫ ИСЛАМА, КАСАЮЩИЕСЯ ХАЛЯЛА И ХАРАМА

1. Основой всего является дозволенность.

2. Разрешение и запрещение – прерогатива одного лишь Аллаха.

3. Запрещение халяла и разрешение харама сродни ширку.

4. Запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и вредностью.

5. В халяле – избавление от харама.

6. Ведущее к хараму уже есть харам.

7. Недопустимо выдавать харам за халял.

8. Благие намерения не оправдывают совершения харама.

9. Остерегайтесь сомнительного, дабы не впасть в харам.

10.Харам запретен для всех.

11.Исключительная необходимость снимает запрет.

Выяснение того, что относится к халялу, а что к хараму, было одной из важных проблем, в

разрешении которой еще до прихода Ислама народы мира пытались обрести истину, но сбивались

с пути, блуждали, дозволяя многое из того, что является нечистым, и запрещая чистое.

И конца-краю не было этим заблуждениям, этим метаниям в потемках из одной крайности в

другую. Уклон вправо вел к аскетическому брахманизму (в Индии) и монашеству у христиан.

Находились такие, кто прибегал к самобичеванию, отказу от вкусной пищи и воздержанию от

многих радостей жизни, дарованных Аллахом. Монашество достигло своего апогея в средние века,

когда сознательный отказ от добротных и просто чистых вещей сделался эталоном поведения

тысяч монахов, когда даже мытье ног стало приравниваться к греху, а за посещение бани

следовало взывать о прощении и раскаиваться.

К уклону влево можно отнести маздакизм, возникший в Персии и провозгласивший

неограниченную свободу действий, вплоть до попрания общечеловеческих ценностей.

Арабы доисламского периода ( джахилийи) – яркий пример жуткой путаницы по части

разрешаемого и осуждаемого. Они не противились употреблению спиртных напитков, ссужали

что-либо под огромные проценты, издевались над женщинами и спокойно взирали на многое

другое. Дошло до того, что дьяволы из числа джиннов и людей настолько заморочили обывателям

головы, что те в угоду дьяволам стали убивать собственных детей, подавляя естественные

родительские чувства. Вот что сказал Всевышний Аллах по этому поводу:

«Точно так же их божества внушили большому числу многобожников, что убиение своих

детей – благо. И это для того, чтобы погубить их самих и внести путаницу в их веру»

(Коран, 6:137).

Манипулируя страхом людей перед угрозой голода и нищеты, подлинной или мнимой,

запугивая неминуемым позором в случае рождения дочери, выдвигая множество других, веских в

глазах простого аравитянина того времени, аргументов, эти «сотоварищи» настоятелей идолов

9

добивались того, чтобы отцы умерщвляли своих дочерей (рождение которых считалось позором),

обещая, к примеру, в случае принесения в жертву сына, приближение родителей к божеству.

Как это ни покажется странным, но эти же самые люди, рассматривая убийство своих детей

путем перерезания им горла или закапывания живьем в землю как дозволенное, в то же время

считали запретным употребление в пищу отдельных зерновых культур и мяса животных.

Удивительно что такие запрещения язычники причисляли к неотъемлемым атрибутам своей

религии, более того, приписывали их указаниям Аллаха10. Но Создатель отверг их наветы:

«Многобожники говорят: «Вот эти посевы и скот запретны. С них может кормиться

только тот, кому мы соизволим разрешить это». Так утверждают они заблуждаясь.

Они запрещают также ездить верхом и возить грузы на некоторых видах верблюдов

и при этом не упоминают имени Аллаха при их заклании, измышляя против Него ложь.

Воздаст Он им за то, что они измышляют!» (Коран, 6:138).

Коран развеял заблуждения тех, кто дозволял запретное и объявлял разрешенным

недопустимое. Господь сказал:

«В убытке оказались те, которые убивали своих детей по недомыслию и по невежеству и

запрещали то, что давал им Аллах в удел, возводя при этом напраслину на Аллаха.

Воистину, заблуждаются они и не следуют прямым путем!» (Коран, 6:140).

Ислам пришел в общество отошедших от прямого пути и заблудших язычников, коим было

все едино: что запретное, что разрешенное. Поэтому одной из первоочередных задач новой

религии была выработка юридических норм, на которых бы зиждилось понимание людьми

дозволенного и запретного. Расставив все по местам, руководствуясь принципом справедливости,

Ислам восстановил баланс между дозволенным и запретным. Отринув крайности заблудших и

отошедших, возникшая мусульманская умма заняла в интересующем нас вопросе своего рода

промежуточное положение, образно говоря, стала уммой середины, о чем Всевышний Аллах

сказал:

«Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей» (Коран, 3:110).

1. ОСНОВОЙ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ДОЗВОЛЕННОСТЬ?

Первый императив, установленный Исламом, заключается в том, что изначально все,

сотворенное Аллахом для человека, разрешено.

Ничто не может быть объявлено харамом помимо того, на что наложен запрет конкретным и

достоверным насом 11, восходящим к Всевышнему. Если нас не достоверный, как, например, в

случае со слабым хадисом или если нет четко подтвержденного указания на запрет, в силу

вступает принцип дозволенности.

Императив «основой всего является дозволенность» исламские богословы вывели, опираясь на

следующие аяты:

«Он — тот, кто сотворил для вас все, что на земле» (Коран, 2:29).

«Своею волею Он полностью подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле…»

(Коран, 45:13).

«Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и

одарил вас милостями и явными и недоступными вашему пониманию?» (Коран, 31:20).

Не может быть, чтобы Аллах, сотворивший все вокруг и подчинивший все это человеку,

вдруг начал что-то запрещать. Такая логика противоречит сути Творения, ведь окружающий мир

создан Господом на пользу и благо человека. Запретил же Он не так много в силу ведомых Ему

особых причин. Божественную мудрость этого мы обсудим далее.

Круг запрещенного в Исламе весьма невелик, в то время как разрешенное безгранично.

Существует несколько четко очерченных предметных и поведенческих областей, касающихся

запретов, в то время как то, что не упомянуто в насе в качестве разрешенного или запретного,

подпадает под общий принцип дозволенности и находится в рамках Божественной милости,

адресованной людям. В этой связи Пророк (Мир ему) сказал: «То, что Аллах разрешил в Своей

Книге, — это халял, а то, что запретил, — харам, а то, о чем Он промолчал, — разрешено в

качестве Его милости. Поэтому принимайте от Аллаха Его милость, так как Аллах ни о

10 Следует признать, что, поклоняясь и наделяя властью над миром идолов — многочисленных божеств женского и

мужского пола, арабы доисламской эпохи имели все же общее представление о высшем Божестве, Аллахе, приписывая

Ему множество ложных качеств и законов.

? Смысл этих слов состоит в том, что разрешено все, что не запрещено.

11 Нас – это либо аят Корана, либо достоверное свидетельство о действии или высказывании Пророка Мухаммада (Мир

ему). Это два основных источника исламского закона (шариата).

10

чем не забывает…» и прочитал: «А Господь твой не забывает ни о чем (Коран,

19:64)» 12.

Салман аль-Фариси рассказывал, что, когда у Посланника Аллаха спросили о животном

жире, сыре и шкуре, он ответил: «Халял – это то, что Аллах сделал законным в Своей Книге, а

харам – то, что Он запретил; то же, относительно чего Он умолчал, – милость для вас»13.

Итак, прежде чем дать определенный ответ на заданный вопрос, Пророк (Мир ему)

обратился к общему критерию для идентификации халяла и харама. Понимание того, что Аллах

объявил харамом, принципиально важно для нас, поскольку то, что не вошло в него, является

разрешенным благом. Пророк (Мир ему) наставлял: «Аллах предписал вам определенные

обязанности, так не пренебрегайте же ими; Он установил определенные границы, так не

преступайте же их; и то, что запретил Он — не совершайте; а о чем Он умолчал — это

милость для вас, но не забывчивость Его, поэтому не расспрашивайте об этом»14.

Следует подчеркнуть, что принцип изначальной дозволенности не ограничивается лишь

вещами и предметами, но распространяется также на все действия человека, в том числе и на

сложившиеся в обществе нормы поведения (не относящиеся к актам поклонения). Обычно мы

говорим об обычаях ( адат) или о людских взаимоотношениях ( муамалят). Поэтому и на них в

полной мере распространяется принцип отсутствия запретов и ограничений, за исключением того,

на что Сам Законодатель наложил запрет:

«Ведь Аллах разъяснил вам, что Он запретил вам…» (Имеются в виду как предметы,

так и поступки) (Коран, 6:119).

В отношении же актов поклонения дело обстоит несколько иначе. Это сугубо религиозные

действия, которые могут проводиться лишь в соответствии с тем, что ниспослано свыше. На эту

тему известен достоверный хадис: «Любое дело того, кто совершит нечто, не

соответствующее нашему делу (шариату), будет отвергнуто»15.

Религиозные аспекты Ислама исходят из двух незыблемых постулатов: поклоняться можно

только Аллаху, и сама процедура поклонения строго регламентирована. Каждый, кто изобретает

свой собственный вид поклонения, сбился с пути и должен быть отвергнут, ибо лишь сам

Законодатель вправе установить, ритуализировать акты поклонения, посредством коих верующие

могут приблизиться к Нему.

Что же касается сложившихся в человеческом обществе обычаев и практики

межличностных взаимоотношений, жизненного уклада, то эта сферапродукт жизнетворчества

самих людей. Законодатель лишь исправляет, меняет, смягчает или облагораживает эту сферу,

дабы уберечь общество от разложения или предостеречь его от какого-либо вреда.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа писал: «Повседневную практику людей можно разделить на

две составляющие: а) акты поклонения, благодаря которым человек сохраняет свою религию, и

традиции, без коих немыслимы были бы любые человеческие сообщества. Известно, что акты

поклонения – это те процедуры поклонения Господу, что были Им предписаны или одобрены. б)

Традиционный же уклад сформировался исторически в процессе разрешения людьми встававших

перед ними бытовых проблем. При этом, за исключением особо оговоренных Всевышним случаев,

действовал принцип отсутствия ограничений.

Понятно, что запреты и указания по части регламента поклонений – это прерогатива

Аллаха. Ясно также, что Его указания в отношении поклонений могут носить только конкретный

характер. А если нет оснований говорить твердо о каком-либо указании, то вправе ли мы вводить

свои ограничения? Вот почему Ахмад Ибн Ханбал и другие правоведы ( факихи), опирающиеся в

своих суждениях на хадисы, говорили: «В отношении актов поклонения следует

руководствоваться принципом ограничения ( таукиф), то есть ничто не может быть объявлено

легитимным, кроме того, что узаконил Сам Творец. В противном случае мы уподобляемся тем, о

ком говорится в следующем аяте Всевышнего:

«Есть ли у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах

(Коран, 42:21).

Когда же речь заходит о жизненном укладе, в силу вступает принцип свободы, поскольку в

этой сфере ничто не может быть ограничено, за исключением того, что запретил Сам Аллах.

Иначе мы оказываемся в ситуации, аналогичной той, что описана в следующем аяте Всевышнего:

«Скажи: «Что скажете вы о пропитании, которое ниспослал вам Аллах и часть которого

вы объявили запретной, а другую часть — дозволенной?»» (Коран, 10:59).

12 Этот хадис передан аль-Хакимом и охарактеризован им как достоверный. Он подтвержден также и Аль-Баззаром.

13 Передано ат-Тирмизи и Ибн Маджой.

14 Передано ад-Даракутни и одобрено (хасан) ан-Навави.

15 Передано аль-Бухари и Муслимом.

11

Это принципиально важный и практически значимый посыл, развивая который

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн