что нам
разрешено, а что запрещено; какова причина допущения одного и отказа в другом.
Заканчивая введение, хотел бы выразить признательность ученым мужам Аль-Азхара и
Департаменту исламской культуры за доверие, оказанное мне в таком важном вопросе. Надеюсь,
что их чаяния оправдаются и мне удастся достичь поставленной цели.
Молю Всевышнего Аллаха, чтобы мой труд пошел на пользу людям и чтобы Господь
направил нас по правильному пути в наших словах и делах, уберег наши помыслы и труды от
заблуждений. И пусть Всевышний ведет нас прямой стезей. Лишь Он один внемлет нашим
мольбам.
Д-р Юсуф Кардави сафар 1380/август 1960 г.
ГЛАВА I
ИМПЕРАТИВЫ ИСЛАМА, КАСАЮЩИЕСЯ ХАЛЯЛА И ХАРАМА
1. Основой всего является дозволенность.
2. Разрешение и запрещение – прерогатива одного лишь Аллаха.
3. Запрещение халяла и разрешение харама сродни ширку.
4. Запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и вредностью.
5. В халяле – избавление от харама.
6. Ведущее к хараму уже есть харам.
7. Недопустимо выдавать харам за халял.
8. Благие намерения не оправдывают совершения харама.
9. Остерегайтесь сомнительного, дабы не впасть в харам.
10.Харам запретен для всех.
11.Исключительная необходимость снимает запрет.
Выяснение того, что относится к халялу, а что к хараму, было одной из важных проблем, в
разрешении которой еще до прихода Ислама народы мира пытались обрести истину, но сбивались
с пути, блуждали, дозволяя многое из того, что является нечистым, и запрещая чистое.
И конца-краю не было этим заблуждениям, этим метаниям в потемках из одной крайности в
другую. Уклон вправо вел к аскетическому брахманизму (в Индии) и монашеству у христиан.
Находились такие, кто прибегал к самобичеванию, отказу от вкусной пищи и воздержанию от
многих радостей жизни, дарованных Аллахом. Монашество достигло своего апогея в средние века,
когда сознательный отказ от добротных и просто чистых вещей сделался эталоном поведения
тысяч монахов, когда даже мытье ног стало приравниваться к греху, а за посещение бани
следовало взывать о прощении и раскаиваться.
К уклону влево можно отнести маздакизм, возникший в Персии и провозгласивший
неограниченную свободу действий, вплоть до попрания общечеловеческих ценностей.
Арабы доисламского периода ( джахилийи) – яркий пример жуткой путаницы по части
разрешаемого и осуждаемого. Они не противились употреблению спиртных напитков, ссужали
что-либо под огромные проценты, издевались над женщинами и спокойно взирали на многое
другое. Дошло до того, что дьяволы из числа джиннов и людей настолько заморочили обывателям
головы, что те в угоду дьяволам стали убивать собственных детей, подавляя естественные
родительские чувства. Вот что сказал Всевышний Аллах по этому поводу:
«Точно так же их божества внушили большому числу многобожников, что убиение своих
детей – благо. И это для того, чтобы погубить их самих и внести путаницу в их веру»
(Коран, 6:137).
Манипулируя страхом людей перед угрозой голода и нищеты, подлинной или мнимой,
запугивая неминуемым позором в случае рождения дочери, выдвигая множество других, веских в
глазах простого аравитянина того времени, аргументов, эти «сотоварищи» настоятелей идолов
9
добивались того, чтобы отцы умерщвляли своих дочерей (рождение которых считалось позором),
обещая, к примеру, в случае принесения в жертву сына, приближение родителей к божеству.
Как это ни покажется странным, но эти же самые люди, рассматривая убийство своих детей
путем перерезания им горла или закапывания живьем в землю как дозволенное, в то же время
считали запретным употребление в пищу отдельных зерновых культур и мяса животных.
Удивительно что такие запрещения язычники причисляли к неотъемлемым атрибутам своей
религии, более того, приписывали их указаниям Аллаха10. Но Создатель отверг их наветы:
«Многобожники говорят: «Вот эти посевы и скот запретны. С них может кормиться
только тот, кому мы соизволим разрешить это». Так утверждают они заблуждаясь.
Они запрещают также ездить верхом и возить грузы на некоторых видах верблюдов
и при этом не упоминают имени Аллаха при их заклании, измышляя против Него ложь.
Воздаст Он им за то, что они измышляют!» (Коран, 6:138).
Коран развеял заблуждения тех, кто дозволял запретное и объявлял разрешенным
недопустимое. Господь сказал:
«В убытке оказались те, которые убивали своих детей по недомыслию и по невежеству и
запрещали то, что давал им Аллах в удел, возводя при этом напраслину на Аллаха.
Воистину, заблуждаются они и не следуют прямым путем!» (Коран, 6:140).
Ислам пришел в общество отошедших от прямого пути и заблудших язычников, коим было
все едино: что запретное, что разрешенное. Поэтому одной из первоочередных задач новой
религии была выработка юридических норм, на которых бы зиждилось понимание людьми
дозволенного и запретного. Расставив все по местам, руководствуясь принципом справедливости,
Ислам восстановил баланс между дозволенным и запретным. Отринув крайности заблудших и
отошедших, возникшая мусульманская умма заняла в интересующем нас вопросе своего рода
промежуточное положение, образно говоря, стала уммой середины, о чем Всевышний Аллах
сказал:
«Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей» (Коран, 3:110).
1. ОСНОВОЙ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ДОЗВОЛЕННОСТЬ?
Первый императив, установленный Исламом, заключается в том, что изначально все,
сотворенное Аллахом для человека, разрешено.
Ничто не может быть объявлено харамом помимо того, на что наложен запрет конкретным и
достоверным насом 11, восходящим к Всевышнему. Если нас не достоверный, как, например, в
случае со слабым хадисом или если нет четко подтвержденного указания на запрет, в силу
вступает принцип дозволенности.
Императив «основой всего является дозволенность» исламские богословы вывели, опираясь на
следующие аяты:
«Он — тот, кто сотворил для вас все, что на земле» (Коран, 2:29).
«Своею волею Он полностью подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле…»
(Коран, 45:13).
«Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и
одарил вас милостями и явными и недоступными вашему пониманию?» (Коран, 31:20).
Не может быть, чтобы Аллах, сотворивший все вокруг и подчинивший все это человеку,
вдруг начал что-то запрещать. Такая логика противоречит сути Творения, ведь окружающий мир
создан Господом на пользу и благо человека. Запретил же Он не так много в силу ведомых Ему
особых причин. Божественную мудрость этого мы обсудим далее.
Круг запрещенного в Исламе весьма невелик, в то время как разрешенное безгранично.
Существует несколько четко очерченных предметных и поведенческих областей, касающихся
запретов, в то время как то, что не упомянуто в насе в качестве разрешенного или запретного,
подпадает под общий принцип дозволенности и находится в рамках Божественной милости,
адресованной людям. В этой связи Пророк (Мир ему) сказал: «То, что Аллах разрешил в Своей
Книге, — это халял, а то, что запретил, — харам, а то, о чем Он промолчал, — разрешено в
качестве Его милости. Поэтому принимайте от Аллаха Его милость, так как Аллах ни о
10 Следует признать, что, поклоняясь и наделяя властью над миром идолов — многочисленных божеств женского и
мужского пола, арабы доисламской эпохи имели все же общее представление о высшем Божестве, Аллахе, приписывая
Ему множество ложных качеств и законов.
? Смысл этих слов состоит в том, что разрешено все, что не запрещено.
11 Нас – это либо аят Корана, либо достоверное свидетельство о действии или высказывании Пророка Мухаммада (Мир
ему). Это два основных источника исламского закона (шариата).
10
чем не забывает…» и прочитал: «А Господь твой не забывает ни о чем (Коран,
19:64)» 12.
Салман аль-Фариси рассказывал, что, когда у Посланника Аллаха спросили о животном
жире, сыре и шкуре, он ответил: «Халял – это то, что Аллах сделал законным в Своей Книге, а
харам – то, что Он запретил; то же, относительно чего Он умолчал, – милость для вас»13.
Итак, прежде чем дать определенный ответ на заданный вопрос, Пророк (Мир ему)
обратился к общему критерию для идентификации халяла и харама. Понимание того, что Аллах
объявил харамом, принципиально важно для нас, поскольку то, что не вошло в него, является
разрешенным благом. Пророк (Мир ему) наставлял: «Аллах предписал вам определенные
обязанности, так не пренебрегайте же ими; Он установил определенные границы, так не
преступайте же их; и то, что запретил Он — не совершайте; а о чем Он умолчал — это
милость для вас, но не забывчивость Его, поэтому не расспрашивайте об этом»14.
Следует подчеркнуть, что принцип изначальной дозволенности не ограничивается лишь
вещами и предметами, но распространяется также на все действия человека, в том числе и на
сложившиеся в обществе нормы поведения (не относящиеся к актам поклонения). Обычно мы
говорим об обычаях ( адат) или о людских взаимоотношениях ( муамалят). Поэтому и на них в
полной мере распространяется принцип отсутствия запретов и ограничений, за исключением того,
на что Сам Законодатель наложил запрет:
«Ведь Аллах разъяснил вам, что Он запретил вам…» (Имеются в виду как предметы,
так и поступки) (Коран, 6:119).
В отношении же актов поклонения дело обстоит несколько иначе. Это сугубо религиозные
действия, которые могут проводиться лишь в соответствии с тем, что ниспослано свыше. На эту
тему известен достоверный хадис: «Любое дело того, кто совершит нечто, не
соответствующее нашему делу (шариату), будет отвергнуто»15.
Религиозные аспекты Ислама исходят из двух незыблемых постулатов: поклоняться можно
только Аллаху, и сама процедура поклонения строго регламентирована. Каждый, кто изобретает
свой собственный вид поклонения, сбился с пути и должен быть отвергнут, ибо лишь сам
Законодатель вправе установить, ритуализировать акты поклонения, посредством коих верующие
могут приблизиться к Нему.
Что же касается сложившихся в человеческом обществе обычаев и практики
межличностных взаимоотношений, жизненного уклада, то эта сфера – продукт жизнетворчества
самих людей. Законодатель лишь исправляет, меняет, смягчает или облагораживает эту сферу,
дабы уберечь общество от разложения или предостеречь его от какого-либо вреда.
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа писал: «Повседневную практику людей можно разделить на
две составляющие: а) акты поклонения, благодаря которым человек сохраняет свою религию, и
традиции, без коих немыслимы были бы любые человеческие сообщества. Известно, что акты
поклонения – это те процедуры поклонения Господу, что были Им предписаны или одобрены. б)
Традиционный же уклад сформировался исторически в процессе разрешения людьми встававших
перед ними бытовых проблем. При этом, за исключением особо оговоренных Всевышним случаев,
действовал принцип отсутствия ограничений.
Понятно, что запреты и указания по части регламента поклонений – это прерогатива
Аллаха. Ясно также, что Его указания в отношении поклонений могут носить только конкретный
характер. А если нет оснований говорить твердо о каком-либо указании, то вправе ли мы вводить
свои ограничения? Вот почему Ахмад Ибн Ханбал и другие правоведы ( факихи), опирающиеся в
своих суждениях на хадисы, говорили: «В отношении актов поклонения следует
руководствоваться принципом ограничения ( таукиф), то есть ничто не может быть объявлено
легитимным, кроме того, что узаконил Сам Творец. В противном случае мы уподобляемся тем, о
ком говорится в следующем аяте Всевышнего:
«Есть ли у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах?»
(Коран, 42:21).
Когда же речь заходит о жизненном укладе, в силу вступает принцип свободы, поскольку в
этой сфере ничто не может быть ограничено, за исключением того, что запретил Сам Аллах.
Иначе мы оказываемся в ситуации, аналогичной той, что описана в следующем аяте Всевышнего:
«Скажи: «Что скажете вы о пропитании, которое ниспослал вам Аллах и часть которого
вы объявили запретной, а другую часть — дозволенной?»» (Коран, 10:59).
12 Этот хадис передан аль-Хакимом и охарактеризован им как достоверный. Он подтвержден также и Аль-Баззаром.
13 Передано ат-Тирмизи и Ибн Маджой.
14 Передано ад-Даракутни и одобрено (хасан) ан-Навави.
15 Передано аль-Бухари и Муслимом.
11
Это принципиально важный и практически значимый посыл, развивая который