Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

же отложить прохождение дела соперника и тому

подобное.

142

Ислам запретил мусульманину через взятку изыскивать благоволение власть предержащих и

чиновников, а им в свою очередь принимать ее от него. При этом грешны и те, кто посредничает

между этими двумя сторонами. Аллах говорит:

«Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте этим имуществом

судей, дабы намеренно присвоить путем грешным часть собственности других людей»

(Коран, 2:188).

Пророк (Мир ему) сказал: «Аллах проклял того, кто предлагает взятку, и того чиновника,

кто принимает ее» 1.

Саубан также подчеркивал эту мысль: «Посланник Аллаха (Мир ему) проклял дающего и берущего

взятки, а также посредничающего в этом»2.

Что может быть преступнее, чем даваемая взятка для злодеяния. И как можно брать мзду для

совершения благодеяний?!

Пророк (Мир ему) послал Абдуллу Ибн Раваха к иудеям подсчитать их налог, который они должны

были уплатить за пальмовые деревья. Иудеи захотели подкупить его своими подношениями, на

что он сказал им: «Предложенная вами мзда — незаконна, и мы не принимаем ее» 3.

1. Передано Ахмадом, аль-Тирмизи и Ибн Хаббаном.

2. Передано Ахмадом и аль-Хакимом.

3. Передано Маликом.

Неудивительно, что Ислам запретил взятки и предупредил о расплате тех, кто имеет к ним какое-

либо отношение. Ведь распространение взяточничества ведет общество к коррупции и

разложению:

несправедливые решения принимаются в то время, как справедливые — блокируются,

недостойным предоставляются возможности, в то время как достойные отодвигаются от

положительного решения дел; и дух конъюнктуры пронизывает общество, вытесняя дух

ответственности.

Подарки власть предержащим

Ислам запрещает взятку независимо от того, в каком виде она преподносится, даже подношение в

качестве подарка не делает его разрешенным. Как говорится в хадисе, «когда мы определяем

кому-либо работу, мы даем ему надел (выплачиваем жалование). А то, что он возьмет

более того, будет хищением» 1.

1. Передано Абу Даудом.

Халифу Умару Ибн Абдуль-азизу был предложен подарок, от которого он отказался. Когда же ему

сказали, что Пророк (Мир ему) принимал подарки, он ответил: «То был подарок, а это — взятка».

Однажды Пророк (Мир ему) уполномочил одного из сподвижников собрать закят с племени Азд. И

когда тот вернулся, то из собранного оставил часть себе, сказав Пророку (Мир ему): «Это для

вас, а это для меня в качестве подарка». Разгневавшись на него, Пророк (Мир ему) сказал:

«Если бы ты сидел в доме своего отца и матери, ты получил бы эти подарки?! » Затем он

продолжил: «Как может быть так, что я назначил (на работу) одного из вас, а он говорит

мне: «Это — для вас, а это для меня в качестве подарка?» Клянусь тем, в Чьей длани душа

моя, любой, кто из вас возьмет что-либо не по праву, предстанет с тем перед Аллахом (в

Судный День). И пусть никто из вас в Судный День не потащит кричащего верблюда,

мычащую корову или блеющего козла!! (которых он получит в качестве подношения)».

Затем Пророк высоко поднял свои руки в мольбе и сказал: «О Аллах, донес ли я Твое

послание?»» 1.

Имам аль-Газали поясняет: «Исходя из этих предостережений, пусть судья, правитель или кто-

либо из должностных лиц представят себя покинувшими свои посты и пребывающими в доме

своих родителей. Затем пусть зададутся вопросом: получили бы они в этом случае тот или иной

подарок? Если да, то они могут взять его, находясь и при должности. Но если они знают, что

получают подарок из-за должности, то это будет харамом. Когда же сложно определить мотив

даримых друзьями подарков, из-за его положения они преподносятся или нет, необходимо

воздержаться от подобных подношений»2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Аль-Газали. «Воскрешение наук о вере», раздел «Аль-Адат», с. 137.

Взятка для торжества справедливости

Если кто-либо оказался в ущемленном положении и не видит иного выхода, кроме как дать

взятку, то все же лучше для него проявить выдержку, пока Аллах не облегчит и не восстановит

его утраченные права.

143

Все же если человек будет вынужден дать взятку, то грех ляжет на взявшего ее при условии, что

дающий исчерпал все возможности иного разрешения проблемы (дабы восторжествовала

справедливость) и такое действие не будет ущербом для других.

Некоторые ученые подтверждают вышеупомянутую точку зрения, ссылаясь на хадисы, в которых

говорится о попрошайках, выклянчивавших у Пророка (Мир ему) милостыню, в то время как она

не была им положена. В частности, Умар сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: «Один из вас

выходит со своей милостыней под мышкой, которая является для него огнем!» . Умар

спросил: «О Посланник Аллаха, как ты можешь давать им, зная, что это для них — огонь? Пророк

(Мир ему) ответил: «Как же мне быть? Они настойчиво выпрашивают у меня, а Аллах

запретил мне быть жадным» 7.

Если настойчивое выклянчивание попрошаек вынудило Пророка (Мир ему) дать им милостыню, за

которую они поплатятся огнем, то что говорить о ситуации, в которой оказался человек,

вынужденный защищать себя от несправедливости или же восстановить утраченные права путем

дачи взятки?

7. Передано Абу Яла из достоверных источников; Ахмад также сообщил об этом.

О недопустимости растранжиривания средств

Богатство других людей неприкосновенно, и любое покушение на него, будь то явное или же

тайное, запретно. Также человек не имеет права растранжиривать свое имущество, разбрасывая

его направо и налево. Это предписание исходит из того, что мусульманская умма тоже имеет

право на имущество своих членов. Поэтому Ислам дает умме право контролировать собственность

тех, кто этого не может сделать сам. В Коране сказано: «Не отдавайте несмышленым своего

имущества, которое Аллах вручил на ваше попечение для их поддержки. Кормите их за

счет их имущества, одевайте и ведите с ними добрые речи» (Коран, 4:5). В цитируемом

аяте Аллах обращается к умме: » Не отдавайте несмышленым своего имущества» , хотя в

действительности имущество принадлежит » несмышленым». Это является подтверждением того,

что богатство всех членов принадлежит умме.

Ислам является религией справедливости и умеренности и соответственно, принадлежит к умме

середины (умеренной). Мусульманин должен быть справедливым во всех делах, поскольку Аллах

запретил верующим растранжиривание и чрезмерные затраты так же, как и быть жадными и

скупыми. Аллах говорит:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои прекрасные одеяния у каждого места молитвы

(намаза). Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих»

(Коран, 7:31).

К расточительству относится приобретение всего (независимо от количества), что запретил Аллах,

например опьяняющих напитков, наркотиков, золотой и серебреной посуды, и тому подобного, а

также приобретение тех вещей, что не пригодны для его владельца и окружающих, поскольку

Пророк (Мир ему) запретил напрасную растрату8, чрезмерную и бесполезную, после которой

человек лишается необходимых средств.

8. Передано аль-Бухари.

Имам ар-Рази, комментируя аят: «Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай:

«Излишек который остается у вас» (Коран, 2:219), сказал: «Всевышний Аллах, для того

чтобы обучить людей рациональному расходованию средств, повелел Своему Пророку (Мир ему):

«Отдай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо

расточители — братья шайтанов» (Коран, 17:26,27). «Не скупись, словно твоя рука была

прикована к шее, и не будь непомерно щедрым» (Коран, 17:29). «Рабы Милостивого –

это те, которые не расточительствуют и не скупятся» (Коран, 25:67). Сам Пророк (Мир ему)

говорил: «Если кто-то что-то имеет, то пусть он начнет его тратить на себя, затем на тех,

кого он содержит, и так далее» 9. Он также сказал: «Лучшая милостыня — это то, что

обеспечивает ваш собственный достаток» 10. Джабир Ибн Абдулла рассказал: «Однажды, когда

мы находились вместе с Посланником Аллаха (Мир ему), к нему подошел человек с куском золота

величиной с яйцо и сказал: «О Посланник Аллаха! Возьми это как милостыню, клянусь Аллахом,

это все, что у меня осталось». Пророк (Мир ему) отвернулся от него. Тогда мужчина вновь встал

перед ним, после чего Пророк (Мир ему) сердито сказал: «Дай его мне» ; взяв это золото, он

кинул его в сторону мужчины, и, если бы он попал в него, это могло нанести тому травму. После

этого Пророк (Мир ему) произнес: «Сначала вы несете мне все свое имущество, а затем

клянчите у других. Милостыня дается от достатка. Возьми это обратно, мы не нуждаемся

в ней» 11.

Сообщается, что Пророк (Мир ему) запасал продовольствие для своей семьи на целый год12.

9. Передано Муслимом.

10. Передано ат-Табарани.

144

11. Передано Абу Даудом и аль-Хакимом.

12. Передано аль-Бухари.

Мудрецы говорят: «Достоинство лежит между двумя крайностями: перерасходом, означающим

расточительство, и недодачей, указывающей на жадность. Достоинство же — в умеренности». Это

же значение содержится в словах Аллаха: «Отвечай: «Излишек который остается у вас» , и

установления Мухаммада (Мир ему) базируются на этом. Если иудаизм основывается на

жесткости, христианство на легкости, то установления Мухаммада (Мир ему) находятся между

этими двумя крайностями. Поэтому его установления совершеннее всех других1.

1. Фахруд-дин ар-Рази. «Тафсир», т. 6, с. 51. Передано с сокращением.

5. ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН К НЕМУСУЛЬМАНАМ

Что касается отношения к немусульманам, в свете разрешенного и запрещенного в Исламском

учении, имеются два аята, которые четко их определяют. Всевышний говорит:

«Не запрещает вам Аллах являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражается

с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь любит Он справедливых.

Запрещает Аллах вам дружить с теми, кто сражается с вами из-за религии, изгоняет вас

из жилищ ваших и способствует выселению вашему. А те, кто заводит дружбу с такими

людьми, те — грешники» (Коран, 60:8-9).

В первом аяте подчеркну то, что не только предпочтительнее быть честными и справедливыми в

отношении немусульман («кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из

жилищ ваших» , т.е. не враждует с мусульманами), но и быть добродетельными (араб. бирр) и

благодетельными по отношению к ним. Слово «добродетель» в арабском языке имеет широкий

смысл и подразумевает больше, чем справедливость. У мусульман слово «добродетель» напрямую

связано с отношением к своим родителям (т.е. она является долгом мусульман по отношению к

своим родителям).

Мы говорим, что этот аят ратует за справедливость: «Ведь любит Он справедливых» , а

правоверный всегда стремится совершать то, что нравится Аллаху. И нет противоречия между

понятиями «ратует за справедливость» и выражением: «Не запрещает вам Аллах» . Данные

слова подразумевают, что необходимо выбросить из умов людей ошибочные понятия о том, что

все иноверцы не заслуживают добродетельного и справедливого отношения, а также любви и

добрососедства. Таким образом, Аллах ясно показал, что Он в целом не запрещает добродетель по

отношению к немусульманам, но только к тем, кто не находится в состоянии войны и не проявляет

вражды к мусульманам. Это подобно тому, что Аллах сказал о ритуале саи 1, когда некоторые люди

избегали совершать этот ритуал, считая его пережитком периода джахилийи. Тогда было

ниспослано: «Кто совершает хадж к Каабе или умру, не будет проступком для него

совершить хождение (ритуал саи)… » (Коран, 2:158). Таким образом, применено выражение

» не будет проступком» , чтобы устранить существующее заблуждение, поскольку ритуал

хождения является обязательным при исполнении хаджа.

1. Саи — хождение во время хаджа и умры между двумя холмами ас-Сафа и аль-Марва,

находящимися в Мекке возле Каабы.

Особенное отношение к людям Писания

Если Ислам не запрещает быть добродетельным и справедливым по отношению к представителям

других религий, а в вышеприведенных двух аятах говорится об идолопоклонниках, то

соответственно к людям Писания будет особое отношение, независимо от того, находятся они в

исламском мире или

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн