притеснение, признание других
богов наряду с Аллахом, о чем Он не ниспосылал никаких предписаний. Запретил Он и
возводить на Аллаха то, чего вы не знаете»» (Коран, 7:32-33).
Важно понимать, что процитированные аяты были ниспосланы в мекканский период, а то
время было отмечено поиском ответов на вопросы, касавшиеся вероубеждения, единобожия и
жизни после смерти. А потому для нас все указания и наставления, прозвучавшие в этих аятах,
являются отнюдь не второстепенными, а затрагивающими основы Ислама и принципы нашей
веры.
Некоторые мусульмане Медины встали на путь жестких самоограничений, отказывая себе в
дозволенном. Чтобы удержать их в границах разрешенного Аллахом, были ниспосланы аяты:
«О вы, которые уверовали! Не запрещайте приятное, которое дозволил вам Аллах. Не
преступайте закона, ибо Аллах не любит преступающих границы. Вкушайте пищу
дозволенную и приятную, ту, что Аллах дал вам в удел, и бойтесь Аллаха, в которого вы
веруете» (Коран, 5:87-88).
26 Передано Ахмадом.
27 К у д с и – хадис, в котором Пророк (Мир ему) цитирует не вошедшее в Коран высказывание Господа.
28 Передано Муслимом.
14
4. ЗАПРЕТ ЧЕГО-ЛИБО ОБУСЛОВЛЕН ЕГО НЕЧИСТОТОЙ И ВРЕДНОСТЬЮ
Всевышний Аллах, сотворивший людей и одаривший их бесчисленными благами, оставил за
Собой право разрешать или запрещать людям что-либо, возлагать на них обязанности и требовать
соблюдения оных. Его творения не вправе препираться с Ним или игнорировать Его. В то же
время Всевышний милостив к людям, разрешая или запрещая что-либо лишь с опорой на здравый
смысл, и проявляет заботу о благополучии Своих созданий. Соответственно Им дозволяется
только благое, а запрещается – нечисть.
И в самом деле, наш Творец Аллах запретил некоторые блага иудеям, но лишь в наказание за
их строптивость и нарушение установленных Им законов. Он сказал:
«Иудеям же Мы запретили есть мясо всех имеющих копыто животных. А из мяса
коров и овец мы запретили им жирную часть, кроме сала на спинном хребте, или же
нутряного сала, или того, что смешалось с костями. Так наказали мы их за их нечестие.
Воистину, Мы правдивы» (Коран, 6:146).
В другом месте Корана Создатель описал иные проявления этого непослушания:
«За насилия иудеев, а также за то, что они многих сбивали с пути Аллаха, — за все это
Мы запретили иудеям пользование благами, которые прежде им были дозволены.
Неверным из числа иудеев мы уготовили унизительное наказание за то, что они брали
лихву, хотя это было им запрещено, и расточали имущество людей без права на то»
(Коран, 4:160-161).
Когда человечество созрело для того, чтобы принять Ислам, вечную и всеобъемлющую
религию, адресованную каждому землянину, Всевышний избрал среди людей Своего последнего
Посланника (Мир ему), явив населению планеты Свое милосердие – сняв запреты, что были
наложены Им в качестве временного наказания для ослушавшихся людей29. Само же пришествие
Пророка (Мир ему), избавившего наших предков от этого бремени, было предсказано иудеям и
христианам, и, как утверждает Коран, «…запись о котором о Пророке они найдут в Торе и
позднее в Евангелии30. Он велит им творить добрые деяния и запрещает
предосудительное, разрешает приятное и не дозволяет неприятное, освобождает от
бремени и оков, которые были наложены на них прежними религиозными
учениями…» (Коран, 7:157).
В наказание за провинности Аллах ограничил людей в пользовании некоторыми благами
этой жизни, но с приходом Ислама Он заменил эти запреты на искреннее покаяние, что смывает
грехи, будто вода – грязь; на благочестивые поступки, искупающие злые; на пожертвования, что
погашают остроту проступка подобно тому, как вода сбивает пламя; на испытания и страдания,
уносящие грехи, словно осенний ветер – сухие листья.
Итак, в Исламе запрещено лишь то, что либо нечисто, либо вредно. Все вредное есть
харам, а то, что полезно, – халял. Если вред от чего-либо перевешивает пользу, это харам, а если
польза перевешивает вред – это халял.
Такой подход проявлен Кораном на примере вина и азартных игр ( майсире):
«Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том, и в другом есть великий
грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» (Коран,
2:219).
Понятно, что халял в Исламе – это благое, все то, что радует здравомыслящих людей и
является общечеловеческой (а не групповой или сектантской) ценностью. Всевышний Аллах
наставлял Своего Пророка:
«Они будут спрашивать тебя о том, что им дозволено. Отвечай: «Дозволены вам
блага…». Он также говорит: «Сегодня дозволены вам блага…» (Коран, 5:4-5).
Мусульманину вовсе не требуется знать, что именно нечисто или вредно в том, что
запретил Аллах; это может быть скрыто от одного человека, но очевидно другому, либо этот вред
может не проявлять себя какое-то время, но станет ясен позже. От мусульманина требуется всего
лишь сказать: «Слушаюсь и повинуюсь». Например, Аллах запретил употребление свинины в
пищу, оставив верующих в неведении о причинах этого; было лишь ясно, что свинья – грязное
животное. Прошли века, прежде чем наука выявила в этом мясе паразитов и смертоносных
бактерий. Но если бы научные исследования и не обнаружили чего-либо вредного в свинине или
29 См., напр: Исх. 32: 9.
30 Имеется в виду Тора – подлинное Писание, сообщенное пророку Моисею (Мир ему и благословение Аллаха)
Создателем, и Евангелие – Писание, сообщенное Им пророку Иисусу (Мир ему). Эти оба Откровения не следует путать
ни с существующей Торой, ни с Ветхим Заветом, ни с четырьмя Евангелиями Нового Завета.
15
установили бы совсем иное в сравнении с известным на сегодняшний день, мусульмане все же
продолжали бы верить в то, что она нечистая.
Еще одним подтверждением вышесказанному является следующее наставление Пророка
(Мир ему): «Избегайте трех проклятых поступков (это означает, что тот, кто сделает это,
будет проклят Аллахом и людьми): испражняться в реку, испражняться на дороге и в
местах, находящихся в тени» 31.
В ранние века люди просто знали, что подобное поведение безнравственно. С развитием
науки стало ясно, что эти «проклятые поступки» опасны для человеческого здоровья, поскольку
способствуют распространению инфекционных заболеваний.
Таким образом, по мере того как свет знаний проникает все глубже, полезные аспекты
исламского законодательства, относящиеся к разрешенному и запрещенному, становятся для нас
все более очевидными. Да и может ли быть иначе, ведь людям они предписаны Мудрым,
Всезнающим и Милосердным.
«…Аллах различает нечестивца от творящего благое дело. Если бы Аллах захотел, то Он
удручил бы вас запретив объединение. Воистину, Аллах — велик, мудр» (Коран, 2:220).
5. В ХАЛЯЛЕ – ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ХАРАМА
Одним из достоинств Ислама является то, что, если он что-то и запретил, то обязательно
компенсировал его лучшим. Это обстоятельство было разъяснено Ибн аль-Кайимом: «Аллах
запретил искать предзнаменования путем гадания, но в качестве альтернативы дал истихару 32 –
мольбу, обращенную к Нему об указании на лучшее решение. Всевышний запретил
ростовщичество, но поощрил выгодную торговлю; запретил азартные игры, но разрешил делать
ставки во время соревнований, не противоречащих религиозной этике, таких как скачки на
лошадях и верблюдах, состязания на меткость в стрельбе; запретил мужчинам носить шелк
(натуральный), но дозволил другие ткани, такие как шерсть, хлопок и лен; запретил блуд и
гомосексуализм, но поощрил законный брак; запретил алкогольные напитки, заменив их
приятными и полезными, оказывающими благотворное воздействие на тело и дух; запретил
нечистую пищу, предоставив здоровую»33.
Анализ предписаний Ислама в интересующей нас области показывает, что если Аллах и
ограничивает нас в чем-либо, то взамен предлагает нечто большее, аналогичное этому.
Несомненно, не в интересах Господа усугублять тяготы в жизни людей; напротив, Своим
созданиям Он желает облегчения, добра, истинного пути и милости. Вспомним Его слова:
«Аллах хочет объяснить вам все эти указания, направить вас к законам прежних
пророков и простить вас. Ведь Аллах — знающий, мудрый! Аллах хочет простить вас. А
предающиеся своим страстям изо всех сил стремятся совратить вас с прямого пути.
Аллах хочет облегчить вам жизнь ибо человек создан слабым по природе» (Коран,
4:26-28).
6. ВЕДУЩЕЕ К ХАРАМУ УЖЕ ЕСТЬ ХАРАМ
Шестой императив гласит, что если что-то запрещено, то все, что ведет к этому, также
запрещено. Поэтому Ислам заинтересован в возведении препятствий на пути к запретному. Так,
например, поскольку Ислам против прелюбодеяния, он запретил также все, что потворствует ему
и делает привлекательным: соблазнительные наряды, интимные встречи и не вызванное
необходимостью общение представителей противоположных полов, демонстрацию наготы,
эротическую литературу, скабрезные песни и т. д.
На основании этого мусульманские правоведы вывели императив: ведущее к хараму уже есть
харам. Означенный императив распространяется не только на непосредственно совершающего
харам, но и на все его окружение, участвующее в этом грехе. Каждый, кто потворствует
нечестивцу, материально или морально получит по заслугам. Например, Пророк (Мир ему)
31 Передано Абу Даудом, Ибн Маджой и аль-Хакимом и охарактеризовано аль-Байхаки как сахих (достоверный хадис).
32 Ислам учит, что, если мусульманин сталкивается с проблемой, он должен спросить совета у других и искать
руководства у Аллаха. Слово «истихара» означает просьбу совета у Аллаха перед тем, как сделать выбор между двумя
взаимоисключающими решениями. Для этого существуют намаз и ду’а (прошение к Аллаху).
33 Ибн аль-Кайим. «Раудатуль-Мухиббин», с. 10; «А’алам аль-Муваккин», т. 2, с. 111.
16
проклял не только тех, кто употребляет алкогольные напитки, но и тех, кто их производит, носит,
имеет от них доход и т. д. К этой теме мы еще вернемся.
Более того, в том, что касается ростовщичества, Пророк (Мир ему) проклял не только
получателей ссудного процента, но и его плательщиков, а также всех, кто посредничает в этом
деле.
Итак, все, что содействует совершению харама, уже есть харам, и всякий, кто так или иначе
способствует этому, – подельник в грехе.
7. НЕДОПУСТИМО ВЫДАВАТЬ ХАРАМ ЗА ХАЛЯЛ
Точно так же, как Ислам запретил все, явно ведущее к хараму, он запретил прибегать к
завуалированным уловкам и хитростям, направленным на преодоление запрета, чем известен
Сатана. Аллах попрекал иудеев тем, что они изощрялись в уловках, лишь бы объявить запретное
дозволенным. Пророк (Мир ему) предостерегал: «Не прибегайте к уловкам, подобно иудеям,
в попытке обойти запреты Божьи» 34.
Пророк имел в виду, в частности, запрет Всевышнего иудеям ловить рыбу в субботу. Чтобы
обойти этот запрет, они выкапывали рвы в пятницу, ожидая, что рыба попадает в них в субботу, а
вытащить улов уже можно будет в воскресенье. Такого рода трюки они сочли разрешенными, в
отличие от мусульманских богословов, ведь сказано же было ими применительно к описанной
выше ситуации: не заниматься рыбалкой в субботу, и не важно, в какой форме, – прямо или
опосредованно.
Переименовывать запрещенную вещь или видоизменять ее, сохраняя сущность, – порочная
практика. Очевидно, что от перемены названия или формы сущность измениться не может.
Уловки же хитрецов, дающих деньги в рост или употребляющих алкоголь, полагая, что
достаточно переназвать содеянное или употребляемое, не оградят их от греха. Об этом говорится
в таких, к примеру, хадисах: «В моей умме будут те, кто разрешит алкоголь, изменив его
название» 35. «Придет время, когда люди разрешат процент, называя это торговлей» 36.
Одним из поразительных явлений нашего времени является то, что непристойный танец
называется у многих «искусством», алкоголь – «эликсиром вдохновения», а ростовщичество –
«предпринимательством».
8. БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ НЕ ОПРАВДЫВАЮТ СОВЕРШЕНИЯ ХАРАМА
Ислам приветствует благие побуждения и своими законами поощряет высокие цели. Пророк
(Мир ему) говорил: «Поступки человека оцениваются согласно его намерению, и каждому
воздастся по нему» 37.
Деяния человека, движимого благими побуждениями, превращаются в акты послушания и
приближения к Аллаху. Потребление человеком еды и питья