Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

человек?!» 6. Так что каждому Ислам уделяет свое

уважение и предоставляет особое место.

3. Передано Ахмадом и ат-Тирмизи.

4. Христианский правитель Абиссинии.

5. Передано Ахмадом и ат-Табарани.

6. Передано аль-Бухари.

Отношение Ислама к животным

Как может Ислам позволить мусульманину причинять вред или зло немусульманину, в то время

как он призывает быть милосердным ко всем, в том числе и к животным.

Еще тринадцать столетий назад учение Ислама предвосхитило призыв современных организаций

по защите прав животных. Посланник Аллаха поведал своим сподвижникам историю о человеке,

который, увидев собаку умирающей от жажды, спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и

напоил животное. Пророк (мир ему) сказал: «Аллах отблагодарил этого человека, простив

ему грехи» . Тогда сподвижники спросили: «Неужели мы будем вознаграждены за животных?» Он

ответил: «За любое живое существо» 1.

Рядом с этой прекрасной картиной милости и довольства Всевышнего Пророк (мир ему) рисует

картину гнева и наказания Бога: «Некая женщина была ввергнута в ад за кошку, которую

она, держа взаперти, не кормила сама и не давала возможности питаться ей даже

земными насекомыми» 2. В другом хадисе говорится, что Пророк (мир ему), увидев осла с

клеймом на морде, сказал: «Клянусь, что если бы я ставил клеймо, то как можно дальше от

морды» 3, а Абу Дауд передает, что Пророк говорил: «Вы разве не слышали, что я проклял

того, кто ставит клеймо на морду животного или наносит ему удары по ней» . Ранее мы

уже упоминали о том, что Ибн Умар (сын халифа Умара), увидев группу людей, сделавших кур

мишенью для стрельбы из лука, сказал: «Пророк (мир ему) проклял того, кто избрал для себя

мишенью любую живую тварь»4. Абдулла Ибн Аббас, сподвижник Пророка, говорил: «Пророк

запретил стравливать (устраивать поединки) животных»5. Также Ибн Аббас утверждал: «Пророк

148

строго запретил кастрировать животных»6. Коран жестко критикует арабов-язычников, которые

обрезали уши животным (4:119), называя этот поступок «наущением Сатаны» . Когда мы

говорили о заклании, то видели, что Ислам создает все условия для облегчения процесса

умерщвления, повелевает отточить лезвие, которое надо скрывать от животного, запрещает

закалывать одно животное перед другим.

Мир не был знаком до этого с подобным отношением к животным.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано аль-Бухари.

3. Передано Муслимом.

4. Передано Абу Даудом.

5. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.

6. Передано аль-Баззаром по сообщениям из достоверных источников.

Заключение

В этой книге освещены вопросы дозволенного (халял) и запретного (харам), касающиеся внешней

стороны повседневной жизни мусульман. Что же касается внутренних процессов происходящих в

человеке, сердечных и душевных дел, вопросов чувств и желаний, то на это в Исламе нет ни

разрешений, ни запретов. Хотя есть запрет на зависть, ненависть, высокомерие, показуху,

лицемерие, скупость, алчность и тому подобные пороки. Но рассматривать их не цель этой книги,

несмотря на то, что вышеперечисленные пороки относятся к наиболее запретной категории и с

ними особо настойчиво борется Ислам. От них предостерегал Пророк (Мир ему), описывая

некоторые из пороков, как «болезнь наций» . Он давал им также термин «сбривание» не в

смысле сбривания волос, а в смысле «сбривания» религии.

Каждый изучающий Коран и Сунну Пророка (Мир ему) знает, что благополучие зависит от

духовного мира человека (его сердца), и эта духовность является основой благоденствия для

личности и общества, как в этом мире, так и в будущем:

«Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они сами не изменят то, что в них

самих» (Коран, 13:11). «…в тот День, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья,

кроме тех, кто придет к Аллаху с чистым сердцем» (Коран, 26:88-89).

Поэтому Пророк (Мир ему) сказал: «Что такое халял и харам, в целом ясно. Но в жизни

бывают ситуации, когда человек начинает колебаться и не может с определенностью

решить, что именно дозволено, а что нет. Сторонящийся сомнительного отказывается

от него ради сохранения своей религии и своей чести, а практикующий его может

впасть в запретное (ибо он подобен пастуху, пасущему свое стадо у самой границы

заповедной зоны — хима, куда стадо вот-вот забредет). У каждого владыки есть своего

рода хима, такой химой у Аллаха является то, что Им запрещено» 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Затем Посланник Аллаха объяснил, каково значение сердца — источника эмоций и желаний,

которые лежат в основе человеческого поведения: «В теле есть кусок плоти, — сказал он, — от

благополучия которого зависит состояние всего тела. Если она (плоть) больна, то

больно все тело. И этой плотью является сердце». Сердцецентральный орган, от состояния

которого зависит здоровье и жизнедеятельность всего организма. Для Аллаха критерием оценки

личности является не внешний вид и слова, а сердце и намерения человека: «Воистину Аллах

не смотрит на ваш внешний вид, но смотрит на ваши сердца … Поступки оцениваются по

намерению, и о каждом будут судить в соответствии с его намерениями».

Вышеприведенные высказывания относятся к теме «нравственность», потому как связаны с

внутренним миром человека. Эта тема не затрагивается в данной книге. Желающие изучить ее

обратятся к мусульманским ученым, специализирующимся в области нравственности, и

мусульманским суфиям, которые такие пороки называют «сердечным недугом», а также

определяют их диагноз и метод лечения, исходя из Корана и Сунны. Например, имам аль-Газали

посвятил этой теме одну четверть своего энциклопедического труда «Воскрешение наук о вере»,

где он назвал эти пороки «губительными недугами», которые ведут человека к гибели в этом мире

и банкротству (ведущему в огонь ада) в следующем.

Возвращаясь к теме книги, отметим, что все запреты можно подразделить на два вида:

— «положительный» — указывающие на то, что запрещено совершать;

— «отрицательный» — указывающие на то, что запрещается игнорировать.

149

Предлагаемая книга анализирует первый вид, хотя иногда в ней затрагивается и второй. Если бы

целью этой книги было описание запретов второго вида, предмет нашего обсуждения был бы

совершенно иным; мы бы тогда описали все существующие обязанности, возложенные Аллахом на

мусульман, и не вызывало бы сомнения то, что уклонение от них или пренебрежение ими

являлось бы харамом. Например, стремление к знаниям является обязанностью каждого

мусульманина и мусульманки. Мусульманин, преднамеренно находящийся в темноте невежества,

несомненно становится грешником. Поскольку недопустимо без причины оставлять такие

обязательные виды поклонения, как намаз, закят, пост и хадж, являющиеся столпами Ислама, то

их невыполнение будет являться величайшим грехом, а принижение их ценности и уклонение от

них равнозначно отказу от Ислама.

Боеготовность уммы для защиты своих рубежей от врага — есть общая обязанность всей

мусульманской общины и индивидуальной, частной обязанностью для ее руководителя.

Соответственно, пренебрежение такой важной обязанностью — величайший грех и позор. Из этого

следует, что обязанности бывают частными и общими.

Безусловно, мы здесь не затронули всего, что касается халяла или харама. И тем не менее нами

рассмотрены такие важные аспекты, как разрешенное и запретное в личной, семейной и

общественной жизни мусульман. В основном это те аспекты, о которых многие люди не имеют

достаточной информации, или то, чем часто пренебрегают.

Мы попытались приоткрыть ту завесу, что закрывала глубокую мудрость Ислама, заложенную в

его дозволениях и запретах, чтобы каждый мог увидеть, что все, что Аллах разрешил и запретил,

является обоснованным. Всевышний законодательно утвердил для людей то, что во благо им, их

религии и жизнедеятельности, а также то, что способствует сохранению их жизней, интеллекта,

нравственности, чести, имущества и человеческой сущности как индивидуума в отдельности, так и

сообщества в целом.

Законодательству, созданному человеком, присуще несовершенство, поскольку законодатели,

будь то отдельные люди или органы исполнительной и законодательной власти, часто

ограничиваются лишь своими материальными интересами, пренебрегая при этом религиозными

ценностями, нормами морали и нравственности. Они не в состоянии преодолеть тенденциозность,

отказаться от учета своих узконациональных и клановых интересов, идущих вразрез с интересами

общенациональными. Их законы — это законы сегодняшнего дня, сиюминутной выгоды, а посему

они не в состоянии охватить того, что произойдет в будущем. Законодатели — это обычные люди,

со своими слабостями, недостатками и пристрастиями. «Да, он (человек) несправедлив,

невежественен» (Коран, 33:72). Поэтому нет ничего удивительного в том, что такие законы

недальновидны, поверхностны, неоднозначны в отношении общественных интересов,

недолговременны и ограниченны. Неудивительно и то, что законодатели запрещают или

разрешают что-либо исходя из личных побуждений или под влиянием общественного мнения,

несмотря на то что в этом кроется опасность или вред. Достаточно поучителен пример США, где

разрешили употреблять спиртное, отменив ранее принятый сухой закон, зная всю пагубность,

которую несет алкоголь для человека, семьи и общества. В то же время исламское

законодательство лишено подобного недостатка, поскольку оно является установлением

Всезнающего Создателя, Которому лучше известна природа Его творений и что является благом

для всех. «Аллах различает нечестивца от творящего благое дело» (Коран, 2:220). Творец

знает о своих творениях: «Неужели не ведает обо всем Творец, ведь Он –

Проницательный, Сведущий?» (Коран, 67:14).

Таковы законы Мудрейшего Бога, который ничего не запрещает и не разрешает понапрасну, и все

создано Им в гармонии. Таковы законы Милостивейшего Аллаха, который желает для людей

легкости, а не затруднения. Как же может быть иначе, если Он — более сострадателен к людям,

чем даже мать к своему ребенку?

Таковы законы Всемогущего Властителя, который ни в ком не нуждается и никому (ни группам, ни

расам, ни различным поколениям) не делает поблажек, позволяя что-то одним и запрещая это же

другим. Как может быть иначе, ведь Он — Господь всех миров?

Все дозволения и запреты Господа относятся к вероубеждению мусульман. Поэтому все повеления

Всевышнего воспринимаются ими с удовлетворением, чистым сердцем и решимостью

безоговорочного исполнения. Мусульмане убеждены, что счастье в этой жизни и успех в

следующей зависят от того, насколько точно они следуют этим предписаниям. Каждый должен

стремиться к тому, чтобы не выйти за рамки, определенные Аллахом, дабы получить блаженство в

обоих мирах.

Приведем два примера из жизни первого поколения мусульман о том, как они относились к

повелениям Аллаха и к их исполнению.

1. Разбирая вопрос о запрете хамра, мы упомянули о пристрастии арабов к вину и шумным

попойкам. Зная о таком пристрастии, Аллах растянул запрет хамра на несколько этапов, и на

последнем из них Он заявил: «…это скверное деяние внушаемое Сатаной» (Коран,

150

5:90). После этого Пророк (Мир ему) запретил его употреблять, продавать и дарить, в том числе и

немусульманам. Когда мусульмане услышали о запрещении хамра, они сразу же вылили свои

запасы вина на улицы Медины, продемонстрировав тем самым полный отказ от опьяняющих

напитков. Вызывают восхищения те, кто, услышав запрещающий аят, выбросили находящиеся в

их руках недопитые бокалы с вином, как бы отвечая на вопрос Аллаха «Прекратите ли вы?»

(Коран, 5:91): «О Господи, мы прекратили!».

Когда мы сравниваем очевидный успех исламского общества в борьбе по искоренению пьянства с

безуспешной попыткой в Соединенных Штатах, где были применены закон и власть для борьбы с

этим злом, то мы убеждаемся в том, что люди не могут исправлять дело так, как это могут

Небесные законы, которые прежде всего опираются на веру и совесть людей, а уж затем на

власть и силу.

2. Второй пример показали мусульманки времени Пророка (Мир ему), после того как Аллах

запретил им выставлять себя и свои украшения напоказ, предписывая им быть скромными и

покрытыми. В эпоху джахилийи женщины обычно ходили с непокрытыми волосами, шеей и

другими частями тела, на которых они демонстрировали свои украшения. Аллах запретил

мусульманкам такую джахилийскую традицию, предписав им не походить на

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн