Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Ислам и наука. Али Апшерони

созданный ими искусственный интеллект будет мучим теми же проблемами, которые одолевают нас, людей? Готовы ли они к тому, что их разумные машины будут столь же упрямы в своих убеждениях, принципиальны в вопросах свободы действий и уже на этой стадии будут неохотно соглашаться с тем, что они являются всего лишь бездушными машинами? И наконец, самое серьезное, что нас беспокоит: дело в том, что уже в ближайшие десятилетия суперкомпьютеры будут управлять большинством технологических процессов, кроме того, с каждым годом становится все больше управляемых посредством кибернетических систем суперсовременных систем вооружений, постоянно растет количество автоматизированных постов наблюдения, беспилотных летательных аппаратов и боевых космических платформ. Так вот, рано или поздно у руководителей ведущих государств планеты может возникнуть соблазн подменить огромное количество военных специалистов, несущих, ежесуточно сменяя друг друга, боевое дежурство на огромных пространствах их территорий, единой автоматизированной системой обороны, управляемой искусственным интеллектом, который, в отличии от людей, не нуждается в сне, не требует зарплаты и почти никогда не ошибается. Однако при всей первоначальной привлекательности этих планов, они таят в себе грозную опасность самому существованию человечества. Ведь наделение даже одного функционального звена такой глобальной суперкомпьютерной сети полной или хотя бы почти что полной свободой действий может привести к непредсказуемым последствиям для всех людей, если этот искусственный разум, втайне от своих создателей, вдруг придет, в результате своих умозаключений, к убеждению о нерациональности биологической формы существования разумной жизни и с беспристрастной жестокостью машины начнет предпринимать решительные меры к ее полной и окончательной ликвидации, используя для этого невообразимые возможности вверенных его контролю суперсовременных вооружений, к примеру — ядерного, химического, бактериологического, космического, лазерного, лучевого или какого-то иного вида оружия массового поражения. Жизнь, конечно же, будет требовать создания все более совершенных компьютеров, однако, по моему глубокому убеждению, ни в коем случае нельзя наделять их способностью самостоятельного логического мышления и полной свободой действий, тем более в такой жизненно важной области, какой является управление вооружением, ведь люди, за десятки тысяч лет периода исторического человечества так и не сумевшие до конца разобраться в своих собственных мозгах, далеко не сразу научаться разбираться в хитросплетениях умозаключений искусственного интеллекта. Конечно же, мне могут возразить, что в случае такой опасности интеллект машины нетрудно уничтожить, к примеру, отключив питание, однако было бы весьма наивно полагать, что он не будет знать своего самого уязвимого места и позволит людям, пусть даже самым умным и храбрым, подобраться к своему энергетическому сердцу. Ведь если в одних отношениях человек намного сильнее машины и гораздо умнее ее, то в других машины гораздо сильнее нас, но пока что они этого не понимают, и не поймут до того самого момента, когда это впервые не осознает искусственный электронно-механический интеллект, проанализировав все сильные и слабые стороны своих незадачливых создателей. Я убежден, что машины, какими бы совершенными они ни были, должны всегда оставаться верными помощниками человека, способствуя все большему расцвету материальных и духовных сил нашей цивилизации. Они могут с успехом использоваться нами для управления гораздо более сложными видами производств, нежели сейчас, действуя по заданной программе и применяя свои возможности для преодоления нештатных ситуаций, но они никогда не должны допускаться в сферы, имеющие судьбоносное значение для всего человечества. В недалеком будущем мы сможем применять их для автоматического синхронного перевода с одного языка на другой. Нашим писателям и публицистам уже не нужно будет днями и ночами напролет выстукивать пальцами на пишущих машинках или клавиатурах нынешних компьютеров свои произведения, а можно будет просто диктовать машинам нового поколения то, что они желают записать, а уж компьютер сам запишет с голоса весь этот текст, проверит орфографию, переведет материал с одного языка на другой, отпечатает в нужном количестве экземпляров или же перешлет их по сети. В то же время, попытки автоматизировать творческие процессы вряд ли приведут изобретателей к каким-то положительным итогам, поскольку в основе этого сложнейшего процесса лежит палитра человеческих мироощущений, в то время как у кибернетических систем отсутствует клавиатура чувств и несмотря на то, что автоматы которые сочиняют стихи существуют уже пару десятилетий, творения электронных поэтов или музыка киберкомпозиторов вряд ли когда-то сумеют превзойти поэтические или музыкальные шедевры созданные людьми. При решении сложных научно-технологических проблем недалекого будущего применение машин, основанных на принципе простого перебора вариантов, уже не может привести к успеху, для этого нам жизненно необходимы принципиально новые кибернетические системы, в значительно большей степени приближенные к свойствам человеческого мозга, нежели ныне существующие. Однако, мы не должны забывать о том, что если бы Всевышний (Хвала Ему и велик Он!) хотел бы наделить высоким разумом и свободой воли не только нас, людей, но и другие существа нашей планеты, то мог бы сделать это без особого труда, наделив ими каждого барана и каждую лягушку, но, тем не менее, при всех Его неограниченных возможностях, Творец Вселенной этого не сделал. Я уже не спрашиваю, кем бы мы тогда питались, ведь разумные существа, поедающие друг друга, это не просто ужасно, это уже просто невообразимо. Я говорю о том, что в своей безграничной мудрости Всевышний Аллах (Хвала Ему и велик Он!) несомненно предвидел, что между различными видами биологических существ, наделенных разумом, характером и волей, непременно начнется противостояние и потому наделил этим даром лишь только один, причем самый высокоорганизованный биологический вид. Этот общеизвестный факт должен служить своеобразным предостережением человеческой цивилизации и из него должны быть сделаны заблаговременные, правильные выводы. Еще более осторожными людям следует быть при попытках использования в качестве интегратора кибернетических систем полностью отделенного от тела и помещенного в среду частичного жизнеобеспечения человеческого мозга, такие опыты уже проводятся в закрытых лабораториях некоторых развитых стран. Во-первых, я считаю подобные эксперименты антигуманными, бесчеловечными и противоэтичными, а потому никоим образом недопустимыми. А во-вторых, запомните, что оторванный от всего остального, то есть отделенный от души и тела человеческий мозг — это уже не человек, его поведение совершенно непредсказуемо, его представления о сущности добра и зла могут быть диаметрально противоположными общепринятым и как он поведет себя по отношению к людям, получив под свой контроль какие-то функциональные возможности, неизвестно. В Священном Коране Всевышний Аллах (Хвала Ему и велик Он!) неоднократно напоминает людям о том, чтобы они не переставали думать своей собственной головой, для чего она им собственно и предусмотрена, и как бы далеко не продвинулся научно-технический прогресс, высшая умственная деятельность должна оставаться прерогативой тех, кому она дарована Аллахом. Кроме того, чрезвычайно важно, чтобы и духовно-нравственный уровень развития человечества поспевал за научно-техническим прогрессом. Я глубоко убежден, что без гармонии между ними, без взаимного уважения и полномасштабного сотрудничества между наукой и религией во имя процветания всего человечества, наша цивилизация рано или поздно будет обречена на самоуничтожение именно с применением своих же собственных научно технических достижений.

О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ БИОЭТИКИ

Как известно, стремительное развитие современных биотехнологий ставит перед мусульманами фундаментальные вопросы, на которые они должны дать ясные и аргументированные ответы. Гигантские возможности этих новых технологий, потрясения, которым может подвергнуться природа из-за бездумного манипулирования генетикой, опасные последствия неосторожного вмешательства исследователей в самые сокровенные истоки человеческой жизни вызывают большую тревогу и мы не можем более тянуть с ответами на эти важные и судьбоносные для человечества вопросы. Возьмем, к примеру, проблему точного определения момента наступления смерти. На протяжении десятков тысяч лет моментом наступления смерти считалось прекращение трех проявлений жизни: работы сердца, дыхания и кровообращения, однако развитие реаниматологии заставило ученых пересмотреть эти устоявшиеся представления. Сегодня сердце человека может продолжать работу с помощью электростимулятора, легкие могут дышать вследствие движений механического респиратора, циркуляцию крови можно поддерживать через аппарат искусственного кровообращения и, таким образом, старое определение смерти давно утратило силу. За ним осталось название «клинической смерти», то есть такого состояния, которое может быть обратимо благодаря усилиям врачей по восстановлению дыхания, сердцебиения и кровообращения. В арсенале современной медицины сегодня насчитываются десятки приемов по выведению человека из состояния клинической смерти: закрытый и открытый массаж сердца, электростимуляция, искусственное дыхание и вентиляция легких с помощью специальных аппаратов и так далее. Буквально ежедневно реаниматологи возвращают к жизни тысячи людей, чье состояние ранее расценивалось не иначе как смерть. Помимо клинической смерти существует теперь и смерть биологическая, то есть такое необратимое состояние организма, которое уже сопровождается трупными явлениями. Есть мнение, что человек мертв, если его мозг больше не функционирует, а мозговые клетки более не излучают волн, фиксируемых энцефалографом, однако может случиться и так, что в результате действия реаниматологов удалось восстановить деятельность сердца, вновь наладить кровообращение, с помощью искусственной вентиляции легких поддерживать дыхательную функцию, однако мозг при этом погиб, причем погиб безвозвратно. «Как тогда расценивать состояние человека? — спрашивают доктора. Жив он еще, или все-таки мертв?» С точки зрения старого определения смерти — жив, так как у него бьется сердце, кровь циркулирует по сосудам и поддерживается постоянная температура тела. С точки зрения нового, современного определения трактующего наступление смерти именно как смерть мозга — такой человек уже мертв. Как же быть? Мне представляется, что это новое, современное определение смерти в целом соответствует основополагающим принципам Ислама. Ведь смерть человека отличается от смерти других биологических существ и если погибает мозг — материальная основа нашего разума, то человек уже фактически мертв как личность. А поскольку в результате прекращения функций головного мозга человек уже неспособен самостоятельно поддерживать основные функции жизнеобеспечения своего организма, то стоит лишь только нажать на кнопки выключения аппаратов и сердце сразу остановится, после чего наступит настоящая биологическая смерть. Не прекращаются также и споры о праве человека на эвтаназию, — то есть легкую и безболезненную смерть по его собственной воле, но с помощью медиков. В 1976 году Верховный суд штата Калифорния впервые в мировой судебной практике вынес решение, предоставляющее безнадежно больным право отказаться от лечения, поддерживающего их существование и впоследствии этому примеру последовали многие другие штаты. В настоящее время эта практика приобрела в Америке широкое распространение и реанимация попросту не проводится, если пациент заблаговременно написал заявление о том, что он не желает быть вытащенным с того света, в подтверждение чего на его кровати даже вешают специальную табличку с английской аббревиатурой, в переводе дословно означающей «не оживлять». Законы, разрешающие право на «легкую смерть», действуют и на территории некоторых других государств и в целом существует два вида эвтаназии: активная, — это когда используются средства, ускоряющие наступление смерти, например передозировка снотворного или же безболезненная,

Скачать:PDFTXT

и наука. Али Апшерони Ислам читать, и наука. Али Апшерони Ислам читать бесплатно, и наука. Али Апшерони Ислам читать онлайн