заключается в активности самого больного органа,
чтобы достичь восстановления с минимальной поддержкой. Эти космические
целители — буквальный перевод древнейшего термина — часто живут в мире
почти незаметно, как верблюд в пустыне. Они были у всех народов и
принадлежали всем религиям.
Многочисленные остатки систем развития человека продолжают обращаться
в мире, но фактически все они лишены ценности в этом внутреннем аспекте,
хотя могут быть небезынтересны в историческом плане. Конечно, достаточно
взглянуть на них, чтобы увидеть, что они пригодны лишь для чувственного
удовлетворения человека и общества — каково бы ни было их собственное
мнение об этом. Наиболее мягко их можно описать как повозки, покинутые
своими создателями и заполненные полупонимающими дилетантами, ищущими
только отвлечения от мысли о своем бедственном положении.
По существу, религия имеет две задачи, которые во всех существующих
системах оказались совершенно запутанными в силу отсутствия знания,
присущего специалистам, у проповедников и наиболее заметных и активных
теоретиков Первая заключается в организации человека безопасным,
справедливым и мирным образом, в установлении и оказании помощи в
поддержании общества. Вторая является внутренней стороной, которая ведет
людей от внешней стабильности к деятельности, которая пробуждает их и
помогает обрести внутреннее постоянство.
Однако, «Учение», приводимое в действие теми, кого мы называем
«Мудрыми», продолжает существовать и может принимать любые формы. Оно
сохраняется в целостности и постоянно подпитывается благодаря определенным
суфиям. Благонамеренные, но подражательные группы, основывающиеся на
суфизме, и ничего не значащие для этой внутренней стороны «Работы»,
существуют бок о бок с настоящими группами.
Распознать «Истинного Мастера» возможно только тогда, когда кандидат в
ученики, мужчина или женщина, является, как мы говорим, «искренним». Этот
технический термин относится к его состоянию, а не к мнениям. Искренность
означает, что он достаточно объективен, чтобы распознать специалиста и
природу задачи. Для достижения этой стадии искатель должен учиться
отбросить, хотя бы на время, поверхностные оценки учителей, Учения и самого
себя. Под поверхностностью мы понимаем нечто вполне определенное:
автоматические предположения, основанные на правилах, применяемых в
исследовании других типов явлений.
Человек может быть привлечен к суфизму из неправильных побуждений —
таких, как любопытство, желание силы, страх, неуверенность, но несмотря на
это, он имеет шанс развивать понимание работы. Но, если он только углубляет
свою привязанность и усиливает жажду стяжательства, он не суфий, и вряд ли
станет им. Он использует и потребляет более низкие стимулы, чем это
требуется ему, хотя, возможно, неспособен уберечь себя от желания таких
стимулов.
Суфизм имеет две основные технические цели: (1) показать человеку его
таким, каков он есть; и (2) помочь ему развить его истинное, внутреннее
«я», его постоянную часть.
Хотя человек «происходит издалека, спит и может возвратиться после
того, как обретет средства», он может сделать это только тогда, когда он
работает на твердой почве той среды в мире, где мы находим его: наш девиз
«Быть в миру, но не от мира».
Суфии, как признано повсюду внешними исследователями, создали
величайшие образцы мировой литературы, особенно в сказках, пояснительных
историях и поэзии. Однако, в отличие от профессиональных литераторов, они
рассматривают это как средство для работы, а не как цель своей работы:
«Когда развитый Человек делает что-то, достойное восхищения, это
свидетельство его Мастерства, а не его цель.»