Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мыслители Востока. Идрис Шах

алчность, которая разрушает

человека, даже если он алчет добра.»

«В таком случае, что мне делать? — спросил сын.»

«Желать Истины ради нее самой, и ничего для себя

«Но как мне узнать, желаю ли я нечто ради него, а не ради себя

«Осознай через повседневную практику, что то, чем ты себя воображаешь,

состряпано из мнений, навязанных тебе другими людьми, и не является тобою

вообще. Ищи Учителя Века, пока не найдешь. И если ты не сможешь распознать

Вождя Эпохи, это произойдет потому, что внутренне ты его отвергаешь, а не

потому, что он не явлен как таковой

Это свидетельство великого суфия Сулеймана Наджами, сына Искандера из

Балха. Передавая его своему собственному сыну, он сказал:

«Не могу сказать, что за долгую жизнь я научился большему, чем этой

мудрости, завещанной мне отцом. Именно поэтому я предлагаю ее тебе».

Али, сын отца искателя

АЛИ сказал:

«Никто не может достичь Истины, пока не будет в состоянии думать, что

сам Путь может быть ошибочным.

Это потому, что те, кто могут лишь верить, что он должен быть

правильным, не верующие, а люди, не способные думать иначе, чем обычно.

Такие люди не являются людьми вообще. Подобно животным, они должны

следовать определенным убеждениям, и в это время не могут учиться. Так как

они не могут быть названы «людьми», они не могут достичь Истины.»

Рабийя эль-Адавийя

ОДНАЖДЫ Хасан натолкнулся на Рабийю, когда та сидела в кругу

созерцателей, и сказал:

«Я обладаю способностью ходить по воде. Давайте, пойдем вон к тому

водоему и, сидя на его поверхности, поговорим на духовные темы».

Рабийя сказала:

«Если вы хотите отделиться от этой достойнейшей компании, то почему бы

нам не взлететь и не побеседовать, сидя в воздухе?»

Хасан сказал:

«Я не могу этого сделать, ибо не обладаю силой, о которой вы

упомянули.»

Рабийя сказала:

«Вашей силой — не тонуть в воде — обладает рыба. Мою способность

летать по воздуху — имеет муха. Эти способности не являются частью реальной

истины и могут стать основанием для самомнения и соперничества, а не

духовности.»

Аббад из Омдурмана

АББАДА из Омдурмана спросили:

«Что лучше, быть молодым или старым?»

Он сказал:

«Быть старым — это меньше времени впереди и больше ошибок позади. Я

предоставляю вам самим решить, лучше ли это, чем обратное.»

Аджами

ХАСАН спросил Аджами:

«Как вы достигли ваших нынешних высот духовности?’

Аджами сказал:

«Очищением сердца в созерцании божественного, а не маранием бумаги

писаниями.»

Обращение

МАЛИК, сын Динара, описывает недостойное поведение человека и его

обращение:

Малик был весьма обеспокоен распущенным поведением развратного юноши,

жившего неподалеку. Долгое время он ничего не предпринимал, в надежде, что

вмешается кто-то еще, и в конце концов люди стали выражать недовольство

этим молодым человеком.

Тогда Малик отправился к нему и сделал ему выговор, требуя, чтобы тот

исправился. Однако, юноша известил Малика, что является любимцем султана и

что никто не может запретить ему делать все, что нравится.

Малик сказал, что пойдет к султану; но юноша уверил его, что правитель

никогда не изменит своего мнения о нем.

«В таком случае, — сказал Малик, — я пожалуюсь на тебя выше, Творцу.»

Юноша сказал, что Господь слишком снисходителен, чтобы укорять его.

Малик был в растерянности и предоставил юношу самому себе; но теперь

мнение о нем стало настолько плохим, что люди открыто возмущались им. Малик

отправился сделать ему замечание еще раз.

Однако, когда он шел к дому юноши, голос свыше воззвал к нему:

«Не прикасайтесь к моему другу!»

Малик был изумлен, и он вошел к юноше в замешательстве.

Едва увидев его, распутник спросил, зачем он опять пришел.

Малик сказал: «Я не могу упрекать тебя, но должен рассказать тебе о

том, что произошло». И сообщил ему о случае с голосом.

Грешник сказал: «Если он — мой Друг, я отдам ему все, чем владею».

Отказавшись от своего богатства, он стал странником. Еще раз Малик Динар

повстречал его в Мекке.

Юноша сказал:

«Я пришел увидеть моего Друга,» — и умер.

Возвысившийся и опустившийся

ЧЕЛОВЕК на верблюде, проезжая мимо мудреца Зардалу,; воскликнул при

виде столь простого человека, которого последователи считали великим

учителем:

«Если Учение предназначено для возвышения человека, почему же так

много опустившихся?»

Зардалу ответил, не поднимая головы:

«Не будь Учения, человек — я согласен — не опустился бы. Он исчез

бы.»

Недоумение

Был некогда человек, тихо живший где-то неподалеку от горы. Он был

благонравен и чист, но обычные люди не видели в нем ничего особенно

замечательного. Однако он обладал притягательностью, и было что-то в его

доброте и понимании, что заставляло многих людей посещать его и просить

совета.

Всякому, кто приходил к нему, он давал совет. К примеру, одному он

предложил открыть лавку, другому — научиться строить плоты, третьему

рекомендовал научиться выращивать растения и разбивать сады.

Однажды несколько человек, решивших попытаться найти Истину,

остановились на привал и вели беседу.

Первый сказал: «Я был в состоянии переправить всю группу невредимой

через предательский поток, который мы только что пересекли, благодаря

одному человеку, когда-то посоветовавшему мне учиться строительству

плотов».

Второй сказал: «Когда в этом путешествии мы были захвачены в плен

разбойниками, я добился нашего освобождения, показав их главарю, как

возделывать сад. Я смог это сделать благодаря инструкциям, данным мне одним

человеком, посоветовавшим учиться выращиванию цветов и садов».

Третий сказал: «Мы избежали нападения диких зверей во время

путешествия благодаря указаниям, данным мне одним человеком. Именно он,

когда я спросил его, что я должен делать в жизни, сказал: «Учись укрощать

диких зверей.»»

И то же самое произошло со всеми другими людьми в караване. Когда они

сравнили свои слова, каждый обнаружил, что ему была сказана одна простая

вещь, как добиться прогресса в жизни, хотя лишь немногие из них поняли,

насколько важным это могло стать для их выживания.

Руководитель, бывший с ними в путешествии, сказал:

«Запомните только, что если бы вы не последовали совету этого

человека, никого из вас не было бы здесь; ибо многие люди, приходившие к

нему за советом, смеялись над ним или забывали его уроки, потому что они не

понимали, что в его советах мог быть скрытый смысл

Когда путники достигли конца своего путешествия, они увидели, что их

руководитель был именно тем человеком, жившим у подножья горы, который дал

им совет. Они еле пришли в себя от изумления, когда он привел их в

присутствие Истины — и затем они увидели, что Истина была ничем иным, как

тем самым человеком.

Тогда путешественников охватило недоумение, и один из них спросил:

«Если вы являетесь Истиной, как мы все теперь видим, почему вы не сказали

нам это в самом начале, чтобы мы обошлись без этого путешествия и всех этих

неудобств?»

Но не успели прозвучать эти слова, как они поняли — потому что уже

увидели Истину, — что они никогда не смогли бы воспринять Истину, пока не

прошли бы три стадии: стадию совета и его принятия, стадию путешествия и

приложения своего знания, и стадию осознания самой Истины.

Они оказались в состоянии достичь цели только благодаря тому, что

нечто внутри них оказалось в состоянии понять некоторое внутреннее звучание

истины, некий фрагмент реальности, в обычном совете человека, жившего у

подножия горы. Этим путем человек может придти к осознанию Абсолютной

Истины.

Предостережение ученикам

ТЕПЕРЬ, когда вы приняты в ряды Искателей, более чем вероятно, что вы

будете оступаться, ибо забывая, что самомнение может проявлять себя где

угодно, вы, возможно, будете думать, что свободны от него.

В то самое время, когда выгоды от вступления в Круг Друзей велики,

требования к ученику выше, чем в обыденной жизни.

Хасан из Басры поясняет это следующим рассказом:

«Я видел, как пьяный человек пытается перейти болото, и сказал ему:

«Будь осторожен, не утони, ибо там трясина».

Пьяница ответил: «Хасан, если засосет меня, пострадаю только я.

Подумай-ка о себе, ибо если утонешь ты, твои последователи пойдут за

тобой.»»(Приведено в «Тазкарат».)

Хасан из Басры

ХАСАН из Басры рассказывает :

«Я был убежден, что являюсь человеком смирения, и более чем скромен в

мыслях и поведении по отношению к другим.

Однажды, стоя на берегу реки, я увидел сидящего там человека. Рядом с

ним была женщина, перед ним — винная бутыль.

Я подумал: «Только бы мне удалось исправить этого человека и из

развращенного создания, каким он является, сделать его подобным мне!»

В этот момент я заметил на реке лодку, начавшую тонуть. Этот человек

сразу же бросился в воду, где выбивались из сил семь человек, и

благополучно вытащил на берег шестерых из них.

Затем он подошел ко мне и сказал:

«Хасан, если ты лучший человек, нежели я, во имя Бога, спаси того

последнего оставшегося!»

Я понял, что не могу спасти даже одного человека, и тот утонул.

Тогда этот человек сказал мне:

«Эта женщина — моя мать. В винной бутыли — всего лишь вода. Вот как ты

судишь, а вот — чему ты подобен.»

Я бросился к его ногам и воскликнул:

«Спасите меня от утопания в гордыне, замаскированной под достоинства,

так же, как вы спасли от гибели шестерых из этих семи!»

Незнакомец ответил:

«Я помолюсь, чтобы Господь осуществил твое стремление

(Приведено в «Тазкарат».)

Что делать

СУФИЙСКИЙ мудрец Абдулалим из Физ отказывался обучать но время от

времени давал людям совет о том, как продолжать Путь.

Однажды его посетил ученик, который был не способен к учению и

регулярно впадал в ненормальное состояние при посещении «мистических

церемоний». Он спросил:

«Как мне извлечь наибольшую пользу из учений мудрецов?»

Суфий ответил:

«Я рад, что могу сообщить вам о том, что знаю верный способ, который

соответствует вашим возможностям.»

«Что же это, если мне дозволено о нем знать

«Просто заткните уши и думайте о редиске.»

«До, во время или после лекций и упражнений?»

Вместо них »

Испытание

АБУ НУДЖУМ посетил монастырь одного из последователей суфизма,

известного под именем Пир-о-Муршид Партов-Гир Далил.

Далил сказал:

«Посмотрите, как мы в нашем Ордене размышляем о красоте Божественной

любви! Посмотрите, как мы предаемся суровому аскетизму и самоотречению!

Посмотрите, как мы читаем классиков, и повторяем высказывания, и подражаем

деяниям Древнего Избранника! Посмотрите, какого уважения мы добились, так

что нами повсюду восхищаются, считают нас образцом, и мы действительно

закладываем основания прочного здания!

Абу Нуджум не сказал ничего. Он послал одного из своих учеников —

Атийю — открыть в одном из городских кварталов молитвенный дом, где

проводились непрерывные религиозные службы. Многие ученики Далила,

приученные к религиозным обрядам, жаждая еще большего, покинули своего

мастера и устремились к этому новому святому. Затем Абу Нуджум поручил

одному невежественному безбожнику открыть эфирную теккию особой структуры,

под блистающими сводами которой произносились проповеди и декламировались

пьяняще возвышенные слова и поэмы божественной любви. Другая часть учеников

Далила устремилась туда, захваченная этим чудом. Далее Абу Нуджум открыл

школу, где выполнялось ритмическое верчение под руководством самого

отъявленного в Самарканде мошенника, и многие из учеников Далила,

обращенные новым течением, нашли удовлетворение в волнующих ощущениях от

присутствия там; некоторые даже полагали, что совершение чудес является

результатом этой практики. Не удовлетворившись этим, безжалостный Абу

Нуджум поручил одному узколобому церковнику днем и ночью читать

высказывания и описывать деяния древних Мастеров, сопровождая это

декламацией обширных отрывков из суфийских классиков. Еще одна часть

последователей несчастного Далила присоединилась к этому «святому» и

поглощала то, что он им давал. Последним актом было открытие Дома

Повторений, в котором Абу Нуджум предлагал жесткую практику в суровом

аскетизме и настаивал на огромных жертвах от всех приходящих. В стенах Дома

толпились принцы и крестьяне, богатые и бедные, торговцы и чиновники, шумно

требующие испытаний и желающие подвергнуться страданию во имя благородной

цели.

Из многих сотен учеников Далила только трое остались верны

Скачать:TXTPDF

Мыслители Востока. Идрис Шах Ислам читать, Мыслители Востока. Идрис Шах Ислам читать бесплатно, Мыслители Востока. Идрис Шах Ислам читать онлайн