Скачать:TXTPDF
Мыслители Востока. Идрис Шах

такое отсутствие понимания редко. Если во время

одной из своих тайных ночных прогулок по разным частям города Халиф

услышит суждение об ограниченности законов, он может, в

действительности, оказаться достаточно мелочным и на следующее утро

призвать нас к себе во дворец для ответа. В других отношениях это не

опасно.»

Пример

ДАВНЫМ-ДАВНО жил дервиш, чья репутация, благодаря его духовным и

мирским достижениям, возрастала год от года.

Однажды он решил жениться. К удивлению всех, кто его знал, он выбрал

женщину с самым отвратительным характером во всей округе.

Некий странствующий баба, посетивший его вскоре после женитьбы, не мог

скрыть любопытства при виде столь безгрешного человека, то и дело

прерываемого и критикуемого глупой женщиной.

Он попросил хозяина объяснить причину.

Дервиш сказал:

«Брат, когда вы проникаете за барьер очевидного, многие вещи

становятся ясными. Дело в том, что речи моей жены не позволяют мне

становиться слишком властным. Без нее мое положение мудреца могло вскружить

мне голову. Кроме того, всегда есть шанс, что она сможет увидеть, сравнивая

свое поведение с моим, что могла бы умерить свою грубость и обеспечить себе

небесное блаженство

«Подражание мудрому — это, на самом деле, практика», -подумал про себя

баба. Он был глубоко тронут объяснением и, как только добрался до дома,

женился на отвратительнейшего характера женщине, какую только смог найти.

Она ругала его в присутствии друзей, родственников и учеников. А его

спокойствие только увеличивало ее презрение и насмешки.

Не прошло и нескольких месяцев, как жена бабы совсем тронулась. Она

настолько привыкла задирать людей, не вызывая какой-либо реакции, что

однажды набросилась с оскорблениями на еще более порочную женщину, которая

убила ее.

Овдовевший баба вновь повел жизнь скитальца и в конце концов опять

оказался у дома дервиша, которому и рассказал свою историю.

Дервиш сказал:

«Если бы, вместо поспешного практикования полупонятого принципа, вы

спросили меня, я рассказал бы вам, что это не общее правило, и указал бы

как осуществить его в вашей жизни. Пытаясь сделать добро себе, вы сделали

зло другим.»

Чудо

ИМАМ Али, согласно Дуруд-и-Куазими, невзирая на беспокойство

окружающих, допустил в свое присутствие чужестранца. Не прошло и пятнадцати

минут, как имам сказал своим спутникам:

«Этот человек станет святым, когда покинет этот дом, и силы его будут

непревзойденны.»

Так как Хадрат Али всего лишь поднял свою правую руку над головой

пришедшего, его ученики спросили друг друга, почему они не могут получить

такое же благословение, чтобы быть мгновенно трансформированными подобным

образом.

Али сказал:

«Этот человек обладал смирением. В силу этого, я был в состоянии

передать ему Бараку. Неудача в практиковании смирения сделала вас

трудноподдающимися влиянию, потому что вы являетесь своими барьерами. Если

вы хотите доказательство этого высокомерия, вот оно: смиренный человек

предполагает, что не может учиться без огромных усилий и затрат времени.

Следовательно он будет учиться легко и быстро. Высокомерные воображают, что

они подготовлены, и требуют Бараку, отвергая даже мысль, что они

недостойны. Быть недостойным одно; другое и худшее — быть не в состоянии

понимать, что это возможно. Еще хуже — воображать себя смиренным или

старающимся быть» искренним, когда это не так. Но хуже всего — не

задумываться ни о чем, пока не увидишь какого-нибудь чужестранца, по

отношению к которому ощущаешь такое превосходство, что собственные действия

становятся неуправляемыми.»

Все предметы роскоши

Жил некогда суфий, который также был преуспевающим купцом; он накопил

много богатств.

Один человек, посетивший суфия, был потрясен его явным богатством. Он

рассказывал: «Мне только что довелось увидеть такого-то суфия. Знаете, он

окружен всевозможной роскошью».

Когда об этом сообщили суфию, он сказал:

«Мне было известно, что я окружен всеми предметами роскоши, за одним —

единственным исключением. Теперь же я знаю, что в день, когда пришел тот

человек, моя коллекция предметов роскоши стала завершенной.»

Некто спросил его, что же явилось последним предметом роскоши.

«Последний предмет роскоши — иметь кого-то завидующего.»

Неподходящий

КОРОЛЬ, который собрал огромные богатства и обширные

владения, решил, что ему следует стать дервишем. Он сказал:

«Люди повсюду почитают этих суфиев, и не годится, чтобы я, король, не

разделял с ними свойственные им достоинства.»

Поэтому он позвал почтенного мудреца-дервиша и попросил принять его на

Путь Мудрости.

Дервиш ответил:

«Со всем почтением и сожалением, Ваше Величество, но вы никогда не

пройдете испытания.»

Король сказал:

«Испытайте меня, ибо возможно, что я смогу — в конце концов, до сих

пор я имел успех во всех своих жизненных начинаниях.»

Дервиш ответил:

«Ваше Величество, для меня было бы неправильно проводить испытание,

которое, как я знаю, вы не выдержите, ибо это было бы тратой сил и

бессмыслицей. Если бы вы, однако, согласились провести испытание на

открытом торжественном приеме, я мог бы согласиться, поскольку сама ваша

неудача могла бы показать другим людям, присутствующим там, проблемы

дервишского Пути.»

Король согласился, и двор был созван.

«Начнем испытание,» — произнес король.

«Прекрасно, — сказал дервиш. — Я хочу, чтобы вы отвечали: «Да, я верю

вам!» — на каждое мое утверждение

«Это выглядит достаточно легким, — сказал король. -Продолжайте».

Дервиш сказал:

«Тысячу лет назад я вознесся на небеса.»

«Да, я верю вам,» — ответил король.

«Проходили поколения, а я не старел, как другие люди,» -сказал

дервиш.

«Да, я верю вам,» — ответил король.

«Я странствовал в местах, где дождь падает вверх, солнце холодное и

люди меньше насекомых,» — сказал дервиш.

«Да, я верю вам,» — ответил король.

«И, — сказал дервиш, — мне удавалось учить людей, которые не хотели

учиться, и я не мог учить людей, которые хотели, чтобы их учили, и когда я

лгал, люди думали, что я говорю истину, а когда я говорил истину, они

воображали, что я лгал.»

«Да, я верю вам,» — ответил король.

«В одном из моих путешествий я повстречал ваших родителей — они были

лжецами, мошенниками и подвергались ужасному наказанию за свои

преступления,» — сказал дервиш.

«Это ложь! — воскликнул король. — Я не верю ни единому слову из

этого.»

Сейид Султан

СЕЙИД СУЛТАН сказал:

«Если вы молитесь и при этом чувствуете удовлетворение — ваше действие

делает вас хуже. Оставьте, в таком случае, молитвы, пока не научитесь

истинному смирению».

Три человека из Туркестана

ТРИ ЧЕЛОВЕКА из Туркестана были последователями хвастливого невежды,

который немного говорил по-персидски. Они назвались его учениками, и он

научил их трем словам. Каждый из них запомнил одно: «мы», «не были» и

«счастливые».

Как только они получили это знание, ничто не могло воспрепятствовать

им начать путешествие с целью посетить святой храм, хранилище всей

мудрости.

Однако, лишь только ступив на землю Хорасана, они увидели мертвеца,

лежащего на земле. Они спешились, чтобы рассмотреть эту странную картину, и

пока они стояли и смотрели, подошли несколько хорасанцев, которые

спросили:

«Кто убил этого человека?»

«Мы, — сказал первый ученик, используя единственное персидское слово,

которое знал.

Их схватили и приволокли в суд. Судья спросил:

«По какой причине вы были около трупа?»

Второй ученик сказал:

«Мы не были.»

«Это ложь,» — сказал судья.

Затем он спросил:

«Как вы себя чувствуете, когда убиваете человека?»

«Счастливыми,» — сказал третий ученик.

«Эти люди, должно быть, просто чудовища!» — воскликнули хоросанцы.

Судья спросил:

«Что же толкнуло вас на преступление?» »

Все трое закричали, используя все известные им персидские слова:

«Мы не были счастливыми!»

«Они, несомненно, неисправимые убийцы,» — сказал судья, приговорив их

к повешению.

Чувствовать

УВАЙСА спросили:

«Как вы себя чувствуете?

Он ответил:

«Подобно человеку, который встал утром и не знает, умрет ли он

вечером

Спросивший сказал:

«Но это ситуация всех людей.»

Увайс сказал:

«Да. Но многие ли из них чувствуют это?»

Драгоценность

Вся МУДРОСТЬ, согласно Дауд-Заде, содержится на различных уровнях

толкования этой древней традиционной истории.

В отдаленном царстве совершенства жил справедливый монарх, у которого

была жена и чудесные сын и дочь. Счастливо жили они вместе.

Однажды отец призвал своих детей и сказал им:

«Время пришло, как это бывает всегда. Вам надо спуститься в другие

земли, преодолев бесконечное расстояние. Вы будете искать и найдете, и

принесете назад Драгоценность

Итак, путешественники с измененным обликом оказались в странной земле,

почти все обитатели которой вели смутное существование. Действие этого

места было таково, что эти двое потеряли контакт друг с другом, блуждая как

бы во сне.

Время от времени перед ними проплывали призраки, видения родной страны

и Драгоценности, но их состояние было таково, что все это только усиливало

грезы, которые они стали принимать за действительность.

Когда вести о положении детей достигли царя, он поручил своему

доверенному слуге, мудрому человеку, передать им:

«Вспомните вашу цель, проснитесь и возвращайтесь вместе».

Получив это послание, они пробудились и с помощью спасшего их

руководителя преодолели невероятные опасности, окружавшие Драгоценность, и

при ее волшебном содействии вернулись в царство света, чтобы пребывать там

во веки еще более счастливыми.

Цена символа

НА ВОПРОС: «Почему вы требуете такую большую плату за свои уроки?»

Сейид Гхаус Али Шах ответил: «А почему бы нет?»

Спросивший продолжил:

«Несомненно, столь дорого не стоили вам приобретение знания или жизнь

во время его передачи?»

«Напротив, — ответил суфий, — это стоило мне столь дорого, что деньги

не являются эквивалентом для меня, они для меня лишь символ, для вас же это

некоторая реальность.»

Водяное колесо

РАССКАЗЫВАЮТ, что один человек пришел к хакиму Омару Хайяму и сказал:

«Мое самое заветное желание — чтобы вы приняли меня для обучения и

укрепили во мне истины, которым я научился у моих прежних учителей и

которые фактически привели меня к вам.»

Хаким подвел этого человека к месту, где крутилось водяное колесо. Он

взял кусок дерева, заклинил колесо, и вода перестала бежать. Тогда он

сказал:

«Этот кусок дерева символизирует ваших прежних учителей. Дерево можно

соединить с водяным колесом, чтобы временно остановить его — например, в

случае, когда необходим ремонт

«Для колеса стук в момент вхождения клина может быть выдающимся

переживанием. Оно может получить вкус к состоянию неподвижности, когда вода

бежит мимо него, вместо того, чтобы самому быть в движении.»

«Теперь колесо, сознавая, что отзвук от удара затих, может искать

подобного переживания. Но можем ли мы согласиться, что то, в чем колесо

нуждается — это еще один брусок дерева?»

«Только наблюдатель, дорогой спутник, может видеть картину в целом.

Сама картина может воображать все, что угодно. Воображение — это не

видение

Рауф Мазари

НЕМНОГИЕ люди из наблюдавших Рауфа могли понять, почему временами он

казался преисполненным уверенности, а временами — неуверенным в себе.

Кто-то заметил, что он всегда действовал и говорил менее уверенным

образом, на низшем уровне способностей или искренности человека,

посещавшего его.

Мазари сказал на это:

«Я так глубоко обеспокоен внутренним состоянием людей, охваченных

волнением, что отражаю это состояние».

Пустые люди часто воображали, что Рауф был нервным человеком. Они

бывали чрезвычайно сконфужены, когда обнаруживали, что его внутренние

качества считаются великими суфийскими мудрецами века наивысшими.

Смысл легенды

СЕЙИД ИМАМ АЛИ ШАХ обращает внимание на древнюю легенду, в сюжете

которой используются египетские пирамиды, и затем поясняет способ, которым

были изобретены истории для целей обучения.

История повествует, что у одного фараона была тайная комната,

построенная в его гробнице при его жизни для того, чтобы все его сокровища

могли последовать за ним в следующий мир.

Строитель, однако, открыл тайну двум своим сыновьям. Он сказал: «Я

умру бедным, но у вас будет возможность проникнуть в сокровищницу по

тайному ходу, план которого я оставляю вам в наследство, ибо правитель

узурпатор, он вытянул золото из бедняков вроде нас».

Но, когда сыновья похитили часть золота, один из них попался в скрытую

ловушку. Он убеждал своего брата отрубить ему голову, чтобы их семья не

была схвачена и могла продолжать проникать в гробницу. Исчерпав возражения,

брат так и сделал, и удачно выбрался из западни.

Обнаружив тело без головы, правитель был удивлен. Он приказал

привязать тело к стене и охранять его. Родственники,

Скачать:TXTPDF

Мыслители Востока. Идрис Шах Ислам читать, Мыслители Востока. Идрис Шах Ислам читать бесплатно, Мыслители Востока. Идрис Шах Ислам читать онлайн