Скачать:TXTPDF
Грязными руками

хотела сказать?

Пауза.

Ольга(мягко). Луи, он работал на нас.

Луи. Ольга, не будь ребенком. Этот тип опасен. Он не должен заговорить.

Ольга. Он не заговорит.

Луи. Это он-то? Да такого болтуна…

Ольга. Он не заговорит.

Луи. Интересно, с чего ты это взяла? У тебя всегда была к нему слабость.

Ольга. А ты всегда был настроен против него. (Пауза.) Луи, я позвала тебя не для того, чтобы говорить о наших слабостях; я стою на страже партийных интересов. С тех пор как пришли немцы, мы потеряли немало людей. Мы не можем себе позволить убрать этого парня, даже не попробовав его использовать.

Луи. Как его используешь? Да это же мелкий расхлябанный анархист, буржуйский интеллигент, который только о себе и думал, работал, когда в голову взбредет, и пренебрегал делами из-за пустяков.

Ольга. Но этот парень в двадцать лет убрал Хёдерера, окруженного охранниками, и ему удалось представить политическое убийство убийством из ревности.

Луи. А было ли это убийство по политическим мотивам? В той темной истории до сих пор не все ясно.

Ольга. Правильно, пришло время разобраться.

Луи. История эта дурно пахнет, не хочу в нее лезть. К тому же у нас времени нет, чтобы устраивать ему переэкзаменовку.

Ольга. У меня время есть. (Жест Луи.) Луи, боюсь, что в этом деле ты слишком даешь волю чувствам.

Луи. Ольга, боюсь, что ты тоже.

Ольга. Ты что, видел когда-нибудь, чтобы я уступала чувствам? Я не прошу во что бы то ни стало сохранить ему жизнь. Плевать мне на его жизнь. Я только хочу, чтобы до того, как его убрать, мы решили, не может ли партия еще его использовать.

Луи. Партия не может больше прибегать к его услугам. Поздно. Ты же знаешь.

Ольга. Он работал под чужим именем, и его никто не знал, кроме погибшего Лорана и Дресдена, который на фронте. Ты боишься, что он заговорит. Если окружить его верными людьми, он будет молчать. Ты говоришь, он интеллектуал и анархист? Это верно, но он отчаялся. Если направить его по верному пути, он сможет выполнять любую тяжелую работу.

Луи. Что же ты предлагаешь?

Ольга. Который час?

Луи. Девять.

Ольга. Приезжайте в полночь. Я объясню, почему он стрелял в Хёдерера и что он сейчас из себя представляет. Если я решу, что он может работать с нами, я скажу это вам, не открывая двери, он спокойно выспится, а утром вы дадите ему инструкции.

Луи. А если он неизлечим?

Ольга. Тогда я вас впущу.

Луи. Рискуем из-за чепухи.

Ольга. Какой здесь риск? Возле дома есть наши люди?

Луи. Есть, четверо.

Ольга. Пусть они дежурят до полуночи. (Луи не уходит.) Луи, он работал на нас. Надо дать ему шанс.

Луи. Хорошо. Встречаемся в полночь. (Уходит.)

СЦЕНА IV

Ольга, затем Уго. Ольга открывает дверь, Уго выходит.

Уго. Это твоя сестра.

Ольга. Где?

Уго. Я говорю про фото на стене. Это фото твоей сестры. (Пауза.) А мою фотографию ты сняла. (Ольга не отвечает. Он смотрит на нее.) Ты какая-то странная. Чего им было нужно?

Ольга. Они тебя ищут.

Уго. Да? Ты им сказала, что я здесь?

Ольга. Сказала.

Уго. Ладно. (Идет к выходу.)

Ольга. Ночь светлая и возле дома товарищи.

Уго. Ах, так? (Садится к столу.) Дай мне поесть. (Ольга приносит тарелку, хлеб и ветчину. Ставит тарелку на стол, раскладывает еду, он в это время говорит.)

Уго. Насчет твоей комнаты я все правильно помнил, не ошибся ни разу. Все так, как я себе представлял. (Пауза.) Когда я был в тюрьме, я говорил себе — это не более чем воспоминание. Настоящая комната осталась там, за стеной. Я вошел, посмотрел на твою спальню, а она выглядит не более реально, чем в моем воспоминании. Камера тоже относится к области сна. И глаза Хёдерера, когда я стрелял в него. Думаешь, мне повезло, что я проснулся? Может, когда твои приятели придут сюда со своими пушками…

Ольга. Они тебя не тронут, пока ты здесь.

Уго. Тебе удалось договориться? (Наливает себе вина.) Рано или поздно мне придется уйти.

Ольга. Погоди. Еще вся ночь впереди. Многое может произойти за ночь.

Уго. А что может случиться, по-твоему?

Ольга. Кое-что может перемениться.

Уго. Что?

Ольга. Ты. Или я.

Уго. Ты?

Ольга. Это от тебя зависит.

Уго. Я должен тебе в этом помочь?

Смеется, смотрит на нее, встает и идет к ней. Она отстраняется.

Ольга. Я не это имела в виду.

Молчат. Уго пожимает плечами и садится. Начинает есть.

Уго. Так что дальше?

Ольга. Почему бы тебе не вернуться к нам?

Уго(смеясь). Подходящий момент для такого вопроса.

Ольга. Но если бы это стало возможным? Если бы вся эта история оказалась недоразумением? Ты никогда не думал, что будешь делать по выходе из тюрьмы?

Уго. Как-то не задумывался.

Ольга. О чем же ты думал?

Уго. О том, что я сделал. Пытался понять, зачем я это сделал.

Ольга. И как, понял? (Уго пожимает плечами.) Что у тебя вышло с Хёдерером? Это правда, что он ухаживал за Жессикой?

Уго. Правда.

Ольга. И ты из ревности…

Уго. Не знаю… Не думаю.

Ольга. Расскажи мне.

Уго. Что?

Ольга. Все с самого начала.

Уго. Рассказать несложно, эту историю я знаю наизусть, в тюрьме я каждый день твердил ее про себя. А вот смысл, это дело другое. История дурацкая, как и все истории. Издалека она еще на что-то похожа, но если посмотреть вблизи, все рассыпается. Действие происходит слишком стремительно. Ты внезапно что-то делаешь и не знаешь, хотел ты этого или просто не смог удержаться. Факт тот, что я выстрелил…

Ольга. Начни с самого начала.

Уго. Начало тебе известно так же хорошо, как и мне. Да и было ли у всего этого начало? Начать можно с марта сорок третьего года, когда меня позвал Луи. Или на год раньше, когда я вступил в партию. Или, может, еще раньше, со дня моего появления на свет. Ну, ладно. Предположим, что все началось в марте сорок третьего.

Пока он говорит, на сцене становится все темнее.

Картина вторая

Та же декорация — у Ольги, двумя годами раньше. Ночь. Из левой двери, находящейся в глубине сцены, доносятся голоса, то затихая, то становясь громче, будто идет оживленный разговор между многими людьми.

СЦЕНА I

Уго, Иван.

Уго печатает на машинке. Выглядит гораздо моложе, чем в предыдущей картине. Иван ходит туда-сюда по комнате.

Иван. Послушай!

Уго. Что?

Иван. Может, ты перестанешь стучать?

Уго. Почему?

Иван. Раздражает.

Уго. Ты вроде не похож на неврастеника.

Иван. Надеюсь. Но сейчас меня все раздражает. Ты не можешь со мной поговорить?

Уго(с готовностью). С удовольствием. Как тебя зовут?

Иван. Моя подпольная кличка — Иван. А твоя?

Уго. Раскольников.

Иван(смеясь). Ничего себе имечко!

Уго. Это же подпольная кличка.

Иван. Где ты ее раскопал?

Уго. Так зовут парня в одном романе.

Иван. Чем он занимается?

Уго. Убивает.

Иван. Правда? А ты убивал кого-нибудь?

Уго. Нет. (Пауза.) Кто тебя прислал?

Иван. Луи.

Уго. А что тебе поручили?

Иван. Дождаться десяти часов.

Уго. И что тогда?

Иван делает жест, отказываясь говорить. В соседней комнате шумно, похоже, что там ссорятся.

Иван. Что это у ребят происходит?

Уго делает такой же жест, как до этого Иван, отказываясь отвечать.

Уго. Обидно, что поговорить толком не удается.

Пауза.

Иван. Ты давно в партии?

Уго. С сорок второго, уже год. Я вступил в партию, когда регент объявил воину СССР. А ты?

Иван. Уже не помню. Похоже, я всегда в ней состоял. (Пауза.) Это ты выпускаешь газету?

Уго. Вместе с другими.

Иван. Она мне часто под руку попадается, но я ее не читаю. Вы тут ни при чем, конечно, но Би-би-си и советское радио все новости сообщают на неделю раньше.

Уго. А где нам их взять? Мы их слушаем по радио, как и вы.

Иван. Да я не спорю. Ты делаешь свое дело, и тебя не в чем упрекнуть. (Пауза .) Который час?

Уго. Без пяти десять.

Иван. Ох… (зевает.)

Уго. Что с тобой?

Иван. Ничего.

Уго. Тебе плохо?

Иван. Да нет, порядок.

Уго. Ты вроде не в своей тарелке.

Иван. Все в порядке, я же сказал. Я всегда такой перед этим.

Уго. Перед чем?

Иван. Перед ничем. (Пауза.) Сяду на велосипед — и вперед. (Пауза.) Слишком я добрый. Я бы и мухи не обидел. (Зевает.)

Входит Ольга.

СЦЕНА II

Те же и Ольга. Ольга ставит чемодан у двери.

Ольга(Ивану). Вот. Ты сможешь его закрепить на багажнике?

Иван. Дай посмотрю. Да, смогу.

Ольга. Уже десять. Тебе пора. Ты получил указания насчет заграждений и дома?

Иван. Получил.

Ольга. Тогда счастливо!

Иван. О неудаче — ни слова. (Пауза.) Поцелуешь меня?

Ольга. Конечно. (Целует его в обе щеки.)

Иван(идет к двери, берет чемодан, оборачивается, прежде чем выйти. С комическим пафосом): До свиданья. Раскольников!

Уго(улыбаясь). Иди к черту!

Иван уходит.

СЦЕНА III

Уго, Ольга.

Ольга. Не надо было поминать черта.

Уго. Почему?

Ольга. Так не принято.

Уго(с удивлением). Ты суеверна, Ольга?

Ольга(задета). Да нет.

Уго внимательно на нее смотрит.

Уго. Что он должен сделать?

Ольга. Тебе это ни к чему.

Уго. Он взорвет Корский мост?

Ольга. Почему я должна тебе все рассказывать? В случае провала, чем меньше ты будешь знать, тем лучше.

Уго. Но ведь ты знаешь, что ему поручили?

Ольга(пожимая плечами). Ну, я-то…

Уго. Конечно, ты удержишь язык за зубами. Ты как Луи — из вас слова не вытянешь, хоть убей. (Короткое молчание.) Почему вы думаете, что я проболтаюсь? Как вы можете мне доверять, если даже не испытали меня?

Ольга. Партия — не воскресная школа. Нам не испытывать тебя нужно, а использовать по способностям.

Уго(показывая на пишущую машинку). А моих способностей только на это хватает?

Ольга. Ты умеешь развинчивать рельсы?

Уго. Нет.

Ольга. Тогда о чем речь? (Пауза. Уго смотрит на себя в зеркало.) Любуешься своей красотой?

Уго. Просто смотрю, похож ли я на своего отца. (Пауза.) Еще бы усы, и не отличишь.

Ольга(пожимая плечами). Ну и что?

Уго. Я не люблю отца.

Ольга. Знаем.

Уго. Он мне сказал: «Я тоже в свое время входил в революционную группу, пописывал в их газете. Потом это прошло, пройдет и у тебя…»

Ольга. Зачем ты мне об этом рассказываешь?

Уго. Просто так. Вспоминается каждый раз, как смотрю в зеркало.

Ольга(показывая на дверь комнаты, где находятся люди). Луи там?

Уго. Да.

Ольга. А Хёдерер?

Уго. Я не знаю его в лицо, но думаю, он тоже там. Кто он такой на самом деле?

Ольга. Он был депутатом Ландштагадо роспуска. Теперь он партийный секретарь. Хёдерер — это не настоящее его имя.

Уго. А как его по-настоящему зовут?

Ольга. Говорю тебе, ты слишком любопытен.

Уго. Как они раскричались! Похоже, ссорятся.

Ольга. Хёдерер собрал членов комитета и поставил на голосование одно предложение.

Уго. Какое?

Ольга. Понятия не имею. Знаю только, что Луи против.

Уго(улыбаясь). Ну, тогда и я против. Совсем незачем знать, о чем идет речь. (Пауза.) Ольга, ты должна мне помочь.

Ольга. В чем?

Уго. Убедить Луи допустить меня к участию в прямых действиях. Хватит с меня писанины, ведь другие товарищи идут на смерть.

Ольга. Ты тоже рискуешь.

Уго. Не так, как другие. (Пауза.) Ольга, я не хочу больше жить.

Ольга. Правда? Почему?

Уго(делает жест). Это слишком сложно.

Ольга. Ты, между прочим, женат.

Уго. Это ни при чем.

Ольга. Ты любишь свою

Скачать:TXTPDF

Грязными руками Сартр читать, Грязными руками Сартр читать бесплатно, Грязными руками Сартр читать онлайн