Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман

Античные истоки антииудаизма Илья Гутман.

Введение.

Цель данной работы – рассмотреть основные средневековые антииудаистские концепции и выявить их истоки в период античности – начиная с эллинистического периода и заканчивая падением Римской империи, а также попытаться выделить их причины – как в Средние века так и в эпоху античности – и показать преемственность антиеврейских концепций. Я выбрал данную тему в связи с моими курсовыми работами на смежные с ней темы.

Антисемитизм как явление возник на рубеже XIX-XX веков – термин «антисемитизм» был придуман немецким журналистом Вильгельмом Марром. Тем не менее, появившееся явление базировалось на более ранних мифах и наветах, главным образом, на средневековых. В фашистской Германии пропаганда опиралась на средневековые мифы о ритуальном убийстве, приписываемом евреям, о демонической или колдовской природе евреев и о всемирном еврейском заговоре. Преследование евреев, существовавшее в Средние века нельзя назвать антисемитизмом, поскольку в большинстве случаев оно опиралось не на этническую основу, а на религиозную. Поэтому, говоря о нетерпимости к евреям в Средние века, корректно будет употреблять термин «антииудаизм». История антииудаизма в древности и Средние века, в связи со слабым развитием иудаики в Советском союзе мало освещена в отечественно литературе до последнего времени, большая часть книг по этому вопросу принадлежит зарубежной литературе, больше частью, англоязычной.

Большинство обывателей полагает, что антииудаизм есть христианское явление, и он берёт начало в ранние века христианства, когда евреи стали считаться народом, предавшим и распявшим Христа, и когда ответственность за его убийство была перенесена с римлян на евреев, однако, немало исследователей сходятся в том, что он существовал и ранее., Хотя можно считать, что представления о евреях как о нечеловеческих существах или колдунах возникли в средневековой Европе в связи с ксенофобными архетипами, присутствующими у многих людей, такие средневековые антииудаистские концепции, как Кровавый навет, Всемирный Кагал, колдовской навет, или представление о еврее как об инфернальном или нечеловеческом существе могут быть обнаружены ещё в эпоху античности, что я и рассмотрю в данной работе. Можно сделать вывод, что антииудаистские мифы Средних веков в Европе базировались не только на архетипах, но и на готовых мифах более ранних периодов.

Почти все случаи нетерпимости к евреям относятся к Средиземноморью. Некоторые проявления антииудаизма были отмечены в Парфянской Империи, направленные против вавилонских евреев, но эта нетерпимость никогда не достигала серьезных размеров.

Причиной антииудаизма можно считать еврейскую религию, которая коренным образом отличалась от остальных религий, требуя уничтожения деревянных и каменных идолов, отказа от магии, веры в многочисленных богов и полубогов. По словам Соломона Лурье, до эллинистической эпохи мы почти не находим никаких следов антисемитизма (то есть антииудаизма – И.Г.). Тогда вся ненависть к евреям и вражда к ним была обычным соперничеством или враждой между племенами, кланами и народами, как это было всегда.

К началу эпохи античности, в эпоху Второго Храма культ иудейской религии сильно развивается по сравнению с тем, что он из себя представлял в эпоху Первого Храма. У евреев уже имеется Пятикнижие, продуманны многие теологические моменты, евреи уже не принимают язычество добровольно (за исключением тех случаев, когда внешнее принятие язычества происходило ради личных выгод, как в поздние века – принятие христианства. Но языческие религии сами по себе уже не привлекали евреев – И.Г.). Однако в эпоху античности было множество странных обычаев в разных религиях, более необычных, чем почитание субботы у евреев, например, почитание кошек у египтян, запрещение сжигать трупы у зороастрийцев, но ничего подобного антииудаизму не возникало.

Евреи в диаспорах жили своей общиной и не принимали религии большинства. Одной из основных причин антииудаизма и зарождения новых антииудаистских концепций в древности было обвинение евреев в партикуляризме и презрении к иноверцам, что евреи воздвигли стену между собой и другими народами. Как писал греческий автор Филострат, «иудеи издревле отложились не только от римлян, но и от всего человечества, жизнь они себе избрали особую… и отстоят от нас дальше, чем Сусы и Бактры, чем Индия». Евреи обвинялись в презрении к иноверцам и их религии: как писал римский автор Тацит, «всех остальных они ненавидят, как врагов… Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе. Принявшие их обычаи… усваивают презрения к богам, отречение от родины, безразличие к родителям, детям и братьям». Жизнь евреев своей общиной давала повод к представлениям, что евреи занимаются там колдовством, или же, что они скрываются от остальных людей, так как являются не совсем человеческими существами. В 411 году до нашей эры в Египте прошёл первый антиеврейский погром (его обстановка совпала с обстановкой классических погромов). Египтяне по наущению жрецов бараноголового бога Хнума разрушили еврейский храм на острове Элефантина (в еврейском храме приносили в жертву баранов). Мы можем предположить, что это было не просто первое преследование евреев на религиозной почве, первые действительно антииудаистские преследования, а вообще, первая в древнем мире вражда, разгоревшаяся на религиозной почве. Самой большой странностью для представителей античного мира было почитание одного Бога в еврейской религии. Евреи, живя на территории других народов и других богов, отказывались признавать и чтить местных богов даже наряду со своим. В языческой древности всякий бог считался богом какого-либо определённого места, где распространяется его власть. Бог народа-победителя распространял зону своего действия и на территорию побеждённого народа. Народы либо сражались за свою независимость, погибая до последнего человека, либо сдавались в плен. Бог побеждённого народа входил в пантеон народа-победителя в качестве бога второго разряда. На территории народа-победителя представители проигравшего народа (если не становились рабами) либо обретали статус граждан второго сорта, поклоняясь второстепенным богам, либо принимали религию и облик местного населения, полностью ассимилируясь. Ассимиляция не считалась у побеждённых языческих народов ренегатством, ведь их боги были побеждены. Пришелец уже не мог рассчитывать на помощь богов своих предков, не имевших власть над чужой территорией.

Еврейский же Бог – Бог всего мира. Он – универсальный Бог, которому можно поклоняться в любой стране. Он не терпит соперников, и надеяться на его защиту может любой человек. Евреи, будучи меньшинством, не отказывались от своей веры, и не собирались становиться людьми второго сорта, и стремились в эллинистических и римских городах приобрести статус граждан, что становилось причиной нетерпимости среди греков и римлян.

Римский полководец Помпей в 63 году до нашей эры войдя в Иерусалим, ворвался в Храм и проник в Святая Святых, ожидая увидеть там что угодно. Однако он не увидел ничего. Римляне и греки удивлялись, что евреи даже своему единственному Богу ни поставили никакой статуи. Не видя предмета поклонения евреев, античные авторы стали их придумывать, и зачастую это давало повод к мыслям, что евреи поклоняются злым духам, что иудаизм есть религия, направленная на поклонение злу. Греческий автор Лисимах утверждал, что название «Иерусалим» происходит от греческого слова «’????????», означающего «осквернение храма».

Некоторые из античных авторов утверждали, что палладиумом Иерусалима является осёл. Приписывание культа осла заимствовано из Египта, библейский рассказ о пребывании евреев в Египте и исходе был соотнесён с египетским рассказом о гиксосах, и евреев отождествляли с гиксосами. И главным богом гиксосов был Сет-Тифон, представляемый либо с головой осла, либо верхом на осле. Посидоний Апамейский, живший в начале II века до нашей эры, писал об Антиохе IV Епифане, ворвавшемся в Святая Святых и увидевшим статую Моисея, сидящего на осле (вариант – золотую голову осла). Египетский грамматик Апион собрал все известные ему антииудаистские мифы вместе, в том числе и миф о поклонении евреев золотой ослиной голове.

Вероятно, поскольку у евреев, как и у некоторых африканских народов, были распространены обрезание и запрет на употребление в пищу определённых видов мяса, евреям были приписаны следующие негритянские обычаи: обрезание девочек и человеческие жертвоприношения. Тут, в эпоху античности, мы впервые встречаемся с кровавыми наветами. В частности, в период эллинизма обвинения в ритуальном убийстве зафиксированы у таких авторов, как Апион и Дамокрит (о чём я подробнее расскажу в первой главе данной работы).

Одним из самых антииудаиских авторов эпохи античности являлся египетский эллинизированный жрец Манефон живший в третьем веке до нашей эры, компилятор египетской истории из священных книг. Изложение еврейской истории у Манефона представляет как бы вывернутую еврейскую священную историю для посрамления евреев и возвеличения египтян. Он писал, что евреи уже во время пребывания в Египте занимались осквернением египетских святынь, грабили храмы и выгоняли жрецов на улицу. Он писал, что евреи, исходящие из Египта были прокажённые; это утверждение потом использовал Апион и прочие авторы.

Манефон писал про Моисея, что он изначально был египетским жрецом из города Гелиополя, звавшимся Озарсеф в честь Осириса, он издал антиегипетские законы, а потом стал вождём народа прокажённых (то есть евреев) и сменил имя на Моисея. Манефон, как и многие последующие авторы, путает Моисея и Иосифа. Он пишет, что Озарсеф, приняв иудаизм, изъял из своего имени имя Осириса, принял часть имени еврейского Бога и стал Иосифом.

Однако Иосиф Флавий признаёт, что Манефон – добросовестный историк, использующий подлинные источники, и лишь в отношении еврейства в фараоновском Египте создаёт проекцию современной ему действительности на древность. Я склоняюсь к той версии, что и Менахем Штерн, комментатор к книге «греческие и римские авторы о евреях и иудаизме» – что Манефон, будучи добросовестным историком, не мог оскорблять своими историческими работами целый народ – многие считают, что он вообще не был антииудаистом – и выссказывания против евреев были придуманы Псевдо-Манефоном, в то время, как автор Истории Египта вообще не упоминает евреев. Это объяснение вполне логично, так как существовало немало образцов антииудаистской, а потом и антисемитской пропаганды, приписываемой великим людям – в целях распространения и доверия имени.

Христианство по ходу своего развития заимствует антииудаистские концепции из источников языческой античности. Становление христианства официальной религией Римской и Византийской империй, а потом и Европы не могло не отразиться на положении материнской религии христианства, иудаизма. Среди новых христиан оказывалось всё больше неевреев. Вскоре неевреи в христианской общине составляли большинство. А они убеждались, что проповедь среди евреев не приносит больше результата. Христианское духовенство начинают вести антииудейскую политику. Христианские духовные лидеры той эпохи говорят, что разрушение Храма и изгнание евреев из земли Ханаан могли быть Божьим наказанием, доказывающим, что Бог от них отвернулся.

Евангелие от Иоанна, которое интерпретируют, как наиболее антииудаистское (именно там упоминается фраза «отец ваш Дьявол», 8: 44), перелагает ответственность за убийство Иисуса с римлян на евреев. Римляне представляли власть, и это был хитрый политический приём. Благодаря широкому обращению неевреев христианская церковь незаметно впитывает в себя языческие начала и начинает

Скачать:TXTPDF

Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман Иудаизм читать, Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман Иудаизм читать бесплатно, Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман Иудаизм читать онлайн