Скачать:TXTPDF
Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман

королей и высшей аристократии они встречались гораздо реже, и они часто старались сдержать гнев большинства, направленный против евреев (особенно в поздние Средние века), однако, то есть духовенство низшей иерархии вместе с мирянам) активно способствовали созданию, распространению и развитию антииудаистских мифов, поскольку антииудаизм чаще всего зарождался именно среди мирян и низшего духовенства.

Все эти средневековые антииудаистские концепции могут быть объяснены как имманентные, внутренне присущие эпохе Средневековья. Одно из объяснений – ксенофобные архетипы, в соответствии с которыми, чужаки часто не обладают душой и не являются людьми в полном смысле этого слова. Обвинения, подобные антиеврейским, встречались за пределами Европы, направленные к различным национальным и религиозным меньшинствам. Когда некая культура впервые сталкивается с другой культурой, сильно развитой и имеющей свою традицию, может зародиться впечатление, что та культура состоит из колдунов и чародеев – на эту мысль наталкивают и экзотические языки, и непонятные обряды. Свои обычаи, своя культура евреев представлялось как нечто, несвойственное нормальной человеческой жизни; еврейская традиция представлялась как магия, что делало евреев в сознании христиан лёгкими кандидатами в участники ритуального убийства и чёрные колдуны.

Антиеврейские мифы Средних веков зачастую противоречат друг другу. С одной стороны, евреи воспринимались, как сверхчеловеческие или демонические существа, обладающие сверхъестественными силами, с другой стороны, другие антисемитские мифы описывали их как существ очень ослабленных и болезненных. Однако, в поздние Средние века мифологическое сознание синтезировало эти два мифа, и создало миф, согласно которому евреям нужны человеческая кровь и органы для лекарства от особых еврейских болезней и для приобретения огромных сил.

Среди психологических причин антииудаизма в средневековой Европе можно выделить фрейдистские понятия, например, вымещения, когда человек или группа лиц вымещает свою злобу на невинных людях. И проективная инверсия, когда более сильная социальная группа обвиняет более слабую в своих грехах и тайных желаниях, зачастую, неосознаваемых. Кровавые наветы были в большой степени проекцией символического ритуального каннибализма (потребление плоти и крови Христа), перенесённого христианами на евреев. Самих христиан языческая римская власть обвиняла в ритуальных убийствах, их считали «тёмной сектой с жестокими колдовскими ритуалами». Считали, что «христиане приносят в жертву младенцев и выпивают их кровь» (так писал историк Плиний Младший императору Траяну), а так же пожирают раздираемые на части трупы младенцев, занимаются блудом и кровосмешением.

В качестве одного из истоков средневековых антиеврейских мифов могут быть выделены из некоторых фрагментов самой Еврейской Библии: жертвоприношение Исаака (Ицхака) можно интерпретировать как один из истоков обвинения евреев в ритуальном убийстве детей. А библейские книги о пророках, рассказ из книги Бытия об Иосифе, трактующем сны и Моисее, творящем различные чудеса и победившем в состязании египетских магов – истоки колдовского навета. Рассказы Библии о наказаниях Бога, выраженных в качестве болезней могли послужить одним из истоков средневекового мифа о том, что евреи, предавшие Христа, получили в наказание множество специфических болезней – похожих на те, что описываются в Библии. Одна из причин антииудаизма в средневековой Европе – сама концепция Нового Завета, согласно которой завет, заключённый Богом с еврейским народом, потерял смысл.

Евреи воспринимались не просто как народ, не принявший Христа, а народ-богоубийца. В поздних Евангелиях вина за убийство Иисуса была перенесена с римлян на весь еврейский народ. Христиане видели свою религию наследницей библейского иудаизма. Христиане в Средние века считали свою религию единственно допустимым мировоззрением, и они полагали, что неприятие евреями христианства, единственного, по их мнению, пути к Спасению, показывает их [Note2 — евреев] алогичность мышления, не свойственную человеку, и у них возникали идеи, что еврей – не человек, а демон, слуга или господин демонов. Однако, христиане верили, что евреи мыслят христианскими категориями, потому что вера в силу гостии или христианской крови подразумевает мышление христианскими категориями.

Однако мы видим, что, несмотря на некую часть имманентности средневековых антииудаистских концепций, их прообразы могут быть найдены, начиная с эпохи античности. Средневековое христианство получило немало антиеврейских идей уже готовыми, поскольку они пришли из эпохи античности. Уже тогда существовал кровавый навет на евреев, идея о всемирном еврейском заговоре, идея о том, что евреи – могущественные колдуны, повелевающие демонами. Немало этих представлений было взято как язычниками античной эпохи, так и средневековыми христианами из Танаха и еврейских преданий (например, цикл легенд о царе Соломоне, повелевающем демонами). Средневековое христианство проработало и довело до логического конца немало античных мифов, направленных против евреев.

Множество антииудаистских мифов появляется в эпоху эллинизма. Египетский грамматик Апион собрал все известные ему антиеврейские мифы вместе. Рассказ о приношении евреями человеческой жертвы встречается у Апиона и у его современника Дамокрита – в отличающихся вариантах – у Дамокрита евреи совершают человеческие жертвоприношения раз в семь лет. Возможно, автор мифа, зная о том, что седьмой день и седьмой год святые у евреев, и предназначил седьмой год для этого ритуала. По словам Джошуа Трахтенберга текст Апиона был очень популярным среди представителей клира, и он оказал непосредственное влияние на развитие мифа о ритуальном убийстве в средневековой Европе. Мифы о ритуальном убийстве эпохи эллинизма продолжают своё существование и в Средние века, при этом изменяясь и впитывая элементы других мифов.

Проективной инверсией могут объясняться и другие антиеврейские мифы, имевшие хождение как в эпоху Античности, так и в Средние века. Обвинения евреев в магии могли вследствие этой диалектической логики следовать из прямого запрета на магию в Еврейской Библии: в библейском тексте выражено отрицательное отношение ко всякой магии вообще, не только к чёрной: «ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это, и за эти мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие, 18:12). Диалектическая логика делала в глазах христиан кровь священной жидкостью для евреев, а свинью в глазах тех же христиан и античных язычников священным еврейским животным, трепет евреев перед магией мог восприниматься неевреями именно как уважение к магии. Идея о неупотреблении евреями свинины как мяса священного животного тоже имеет место в эпоху античности Для греческого автора Плутарха, жившего на рубеже первого и второго веков до нашей эры было само собой разумеющимся, что евреи почитают осла и свинью как священных животных, и поэтому не употребляют их в пище – также не употребляют в пищу и некошерное мясо зайца, поскольку он напоминает евреям осла: «зайца они щадят из-за чрезвычайного сходства с наиболее почитаемым у них животным». Средневековые мифы об ассоциации иудаизма и козла помимо демонических обвинений могут иметь в качестве истока и античные мифы о почитании евреями осла, символа глупости и упрямства.

Можно сделать вывод, что евреи в глазах неевреев могли быть народом магов (скрытых и явных). В глазах неевреев среди еврейства могла быть секта, занимающаяся магией, или же колдунами могли быть еврейские религиозные лидеры. В качестве истока колдовского навета можно привести факт, что многие античные авторы, а в особенности ранние, считали евреев народом философов и мудрецов.

Но одним из истоков обвинения евреев в магии в эпоху античности был факт, что часть еврейского народа действительно практиковала мистические и магические практики, и имя еврейского Бога считалось мощной магической формулой. Одним из еврейских текстов, говорящих о царе Соломоне как о повелителе демонов является Завещание Соломона. Этот текст написан на греческом языке, и он содержит имена демонов, которых призывал царь Соломон. Текст появился в период с первого по пятый век нашей эры.

В эпоху античности также присутствует один из истоков мифа о еврейских болезнях – мифы о болезни евреев язвами и проказой в нееврейских источниках (в отличие от Еврейской Библии, где, как я написал, сказано, что Бог в наказание посылает болезни). Многие античные авторы, такие, как Апион, Тацит, Лисимах и другие писали о евреях, как о народе, изначально страдавшем язвами, проказой и прочими болезнями. Причём зачастую писали об этногенезе евреев как о слиянии больных людей в новый народ.

В качестве ещё одной существенной средневековой антииудаистской концепции можно выделить концепцию о Всемирном Кагале. Согласно этой концепции, существует всемирная еврейская община, организовавшая заговор, направленный на уничтожение христианского мира изнутри и на мировое господство. Именно в эпоху античности впервые выдвигаются обвинения в «мировом владычестве». Цицерон в речи «в защиту Флакка» говорит о всемогуществе еврейского кагала, и его речь также говорит о мести всесильного еврейства. Как в эпоху Античности, так и в Средние века еврейские общины давали властям взятки, что было необходимым условием выживания общины и возможности исповедовать некоторые из законов, противоречащие законам государства – это давало повод неевреям думать, что евреи скупили весь мир.

Завоёванный греками в эллинистическую эпоху, а после римлянами, еврейский народ продолжал исполнять свои законы – а значит, в глазах римлян и греков не осознавал себя побеждённым народом. Античных авторов (а позднее – и жителей Средневековья) возмущало, что евреи на своей территории часто живут в неком подобии государства в государстве, имеющем свои законы, своих правителей, своё налогообложение, что почти не имели другие этнические общины античного мира. Обвинения в организации Всемирного Кагал восходит к более ранним – обвинениям в партикуляризме и презрении к иноверцам, что евреи воздвигли стену между собой и другими народами.

Евреи ставили свои общинные интересы выше государственного патриотизма, объектом их патриотизма была еврейская община. Этот патриотизм, направленный на еврейский народ, имевший свои субгосударственные образования по всему эллинистическому и римскому миру питал миф о Всемирном Кагале.

Одной из антииудаистских средневековых концепций был миф о связи евреев с демонами. Эта концепция не восходит к эпохе языческой античности, она является непосредственно христианской. Но её истоки прослеживаются в раннехристианские времена, то есть в период поздней античности. Евреи, которых христианская теология рассматривала, как народ предавший Иисуса, превратились в отвергнутый народ, народ, лишившийся духовного потенциала, а затем их стали рассматривать как приспешников Дьявола.

В раннехристианский период христиане сначала воспринимали евреев, как «заблуждающихся», а не как «демонопоклонников», и христианская теология, базирующаяся на Августине, говорила, что в мессианские времена (второе пришествие Иисуса) все оставшиеся евреи примут христианство и вернутся в свою страну. По концепции Иоанна Златоуста, евреи всё больше превращаются в демонических созданий: «Видишь, что демоны живут в душах их, и нынешние – еще лютее прежних».

Несмотря на отношения с Дьяволом, приписываемые евреям, в Средние века в иудаизме фигура Дьявола была некой аллегорией, абстракцией, изображающей зло, и естественно, Дьявол никогда не мог быть сильнее Бога или равным ему, и естественно, никто из евреев не поклонялся ему как Богу. В народном варианте традиционного христианства (я не рассматриваю протестантизм, под традиционным христианством я подразумеваю православие и католицизм) Дьявол был если не равносилен Богу, то имел силы, сравнимые с

Скачать:TXTPDF

Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман Иудаизм читать, Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман Иудаизм читать бесплатно, Античные истоки антииудаизма. Илья Гутман Иудаизм читать онлайн