евреев в использовании человеческой крови и органов считалось непревзойдённым, и не шло ни в какое сравнение с познаниями христиан, евреи были в Средние века одними из лучших врачей и считались лучшими специалистами в смежных областях медицины и магии. Ещё из первобытной древности шло понятие том, что в различных частях тела заключены таинственные силы, которые можно поставить на службу медицине и магии (например, у первобытных племён, практикующих каннибализм, считалось, что употребление в пищу мозга человека давало его интеллект и т д ). Средневековая магия изобилует описаниями использования в оккультных целях человеческого жира, крови, внутренностей, конечностей, в качестве одного из основных медикаментов часто используется кровь.
В поздние Средние века сложились такие элементы мифа о ритуальном убийстве: убийство, кровь, магия, яд, направленные на уничтожение христианского мира.
Существовали мифы, согласно которым евреи варили труп и разбрасывали его части в источники воды, чтобы отравить или заразить чумой всю воду в городе.
В Средние века существовало множество легенд о том, что еврей просил у христианина некие компоненты для магических операций, включая человеческое сердце, но христианин не решался на такое и приносил свиное сердце, выдавая его за человеческое, после чего еврей проводил магические обряды (а потом закапывает в поле или отравляет колодец), а на следующий день все свиньи либо погибают либо собираются в одно место и убивают друг друга. То есть основа этого мифа была неизменной: еврей хотел уничтожить христианский мир либо простым отравлением,
либо посеяв конфликт среди христианского населения. Существовали мифы, что евреи (как и маги-неевреи) перестали уже совершать ритуальные убийства, но используют кровь живых, добытую у цирюльников или хирургов. Ходил и такой миф, что маца с добавлением христианской крови якобы обладает магической оберегающей силой, и ей могли воспользоваться не только евреи, но и христиане.
Всеобщая популярность волшебных амулетов и всевозможных зелий, предназначенных для облегчения родов, способствовали возникновению поверья, что если еврейская женщина не может разродиться, она (или раввин) использует христианскую кровь. Несколько десятилетий спустя этот миф стал утверждать, что каждая еврейка нуждается в христианской крови во время родов. Были также популярны и слухи о том, что еврейские девушки используют христианскую кровь чтобы румянить щёки, поскольку им от природы присутственна мёртвенная бледность, следствие хронических кровотечений в наказание за распятие Иисуса.
Самое удивительное истолкование использования евреями христианской крови утверждает следующее: когда еврей лежит на смертном одре, его единоверцы совершают над ним обряд помазания христианской кровью, взятой у невинных младенцев, сопровождая свои действия молитвой: «Если Мессия, обещанный через Пророков действительно пришёл, и это – Иисус, пусть сия невинная кровь обеспечит тебе жизнь вечную». Получается, что еврей ведёт двойную игру и верит в возможность мессианства Иисуса, несмотря на то, что при жизни исповедует иудаизм; и ищет христианского спасения при помощи магии, используя свежую христианскую кровь. То есть христиане верили в то, что евреи могут признать истинность христианства, но делают это в извращённом варианте, даже путь к Спасению идёт посредством демонических или магических практик.
В различных средневековых мифах евреям зачастую нужна не только кровь своих жертв, но и их головы. Идея об использовании евреями для заживления раны от обрезания появилась благодаря использованию так называемой «крови дракона», смолистого вещества, получаемого из некоторых видов пальмового дерева, которую доверчивые христианские простолюдины, убеждённые, что евреям нужна христианская кровь, легко могли спутать эту смолу с кровью, а низшее христианское духовенство активно развивало подобного рода мифы. По иудаизму потребление крови является тяжким грехом, поскольку в крови находится жизнь, душа существа. Евреям отвратительна сама мысль потребления крови. В Талмуде сказано, что нельзя осквернять себя кровью. Ни одна другая религия не воспитывала среди своих последователей такой ужас перед кровью вообще. Случайно проглотить каплю собственный крови для религиозного еврея – страшный грех. Так почему же евреев обвиняли? Одной из причин обвинения в ритуальных убийствах был сам ужас евреев перед кровью, само отвращение; здесь можно провести параллель с отвращением свинины. Христианам казалось странно, что евреи по религиозным причинам не потребляют свинины, в их разуме активировались архетипы, в соответствии с которыми свинья у евреев должна быть священным животным. Так родился образ «еврейской свиноматки». Также и кровь, внушающая евреям суеверный ужас, приобрела в мозгу христиан статус священной жидкости для евреев, и как следствие, субстанции, играющей ведущую роль в колдовских обрядах, важную роль в иудейской религии. Греческий жрец Плутарх, живший на рубеже первого и второго веков новой эры, рассуждал, почему евреи воздерживаются от свинины: потому ли, что свинья вызывает отвращение, или же потому, что почитают свинью. Таким образом, мы видим, что пищевой запрет в некой культуре может породить среди представителей других культур мысль о священности табуированного.
Обвинения, подобные обвинениям евреев в ритуальных убийствах, встречались во многих странах и в разные времена – по отношению к различным народам. В сознании людей есть ксенофобные архетипы, проявляющиеся в столкновении общества с чужестранцами, вызывающими смущение и презрения. При их появлении возможно обвинение в ритуальном убийстве и применении магии. По психоаналитической концепции Карла Юнга в наш разум через наши сны и подсознание входят проформы (архетипы), образующие «коллективное бессознательное», в котором запечатлена историческая память и элементы мифического сознания, и иррациональные представления о демонах и чудовищах часто проецируются на чужаков. Так, В Китае рубежа XIX и XX веков христианские миссионеры обвинялись в том, что воровали детей и вырывали у них глаза и сердца для изготовления амулетов и лекарств. В Индии, где было мало евреев, функцию в экономике, аналогичную функции евреев в средневековой Европе выполняли парсы – персидские зороастрийцы, бежавшие от мусульман в Индию. И среди индусов долгое время ходили легенды о ритуальных убийствах, совершаемыми ими. На Мадагаскаре ходили аналогичные легенды об агентах французского правительство, а в Индокитае такие обвинения выдвигались против секты шетти. В мусульманском Египте ходили легенды, что христианские врачи поедают сердца своих пациентов-мусульман и пьют их кровь.
В средневековой Европе жителей далёких стран нередко представляли как сейчас инопланетян – химерами, нередко совсем непохожими на людей. Это было мифом в лосевском понимании этого слова, то есть абсолютной реальностью, в которую все верят. Нередко существами, лишь внешне похожими на людей представляли евреев. Свои обычаи, своя культура евреев представлялось как нечто, несвойственное нормальной человеческой жизни; еврейская традиция представлялась как магия, что делало евреев в сознании христиан лёгкими кандидатами в участники ритуального убийства. Поначалу евреи в Европе были экзотической группой, и мало кто из христиан знал, чем они занимаются в своей общине.
Однако объяснение такого явления как кровавые наветы одними лишь архетипами недостаточно для таких продуманных обвинений. Корни данного явления могут быть найдены в более древние периоды.
2. Античные истоки концепции кровавого навета.
Египетский грамматик Апион собрал все известные ему антииудаистские мифы вместе. Итак, до Апиона мы имеем следующие утверждения: евреи совершают ритуальные убийства и евреи поклоняются золотой ослиной голове. Сознание античных людей соединила их, и появился миф, что евреи похищают греческих мальчиков и приносят их в жертву своему ослиному богу. В некоторых вариантах мифа вместо греческого мальчика фигурирует взрослый грек или иностранец вообще.
В продолжении истории об ослиной голове в храме Апион пишет об Антиохе IV Епифане, вновь вошедшим в Храм и увидавшем там лежавшего человека, окружённого яствами. Человек рассказал царю, что он по происхождению грек, ходил по стране, и его схватили незнакомые люди, заперли в храме и стали усиленно откармливать изысканными яствами. Поначалу грек обрадовался, потом он стал относиться ко всему этому подозрительно, а затем оказался в недоумении. Он выяснил, что каждый год евреи отлавливают греческого бродягу, откармливают, а затем убивают и приносят в жертву тело, вкусив от его внутренностей и приносят клятву ненавидеть эллинов. И человек попросил царя отомстить евреям и в дань уважения к греческим богам посрамить этот народ.
Этот миф, описанный Апионом, напоминает шумерский ритуал человеческого жертвоприношения – убийства «царя-пастуха», символизировавшего бога Думузи (этот ритуале я также освещу в этой же главе чуть ниже). По шумерской мифологии богиня Инанна (или жрица Инанны, что по шумерским понятиям одно и то же) попадает в подземный мир, откуда ее необходимо вызволить. Сделать это в принципе возможно, но требуется некто, кто отправился бы туда вместо нее. Отдать за Инанну жизнь должен некий особый и довольно загадочный персонаж – пастух-царь Думузи, супруг Инанны. Пастуха, символизирующего Думузи приносят в жертву. Хотя он восседает на троне, окруженный всевозможной роскошью, он не обладает никакой властью, в том числе и над собственной жизнью; никто не спрашивает, согласен ли он стать спасителем Инанны. Пастуха хорошо кормили и исполняли любые его желания: предполагалось, что кровь и плоть человека, «получившего от жизни все», обладает самым широким спектром чудодейственных возможностей. Можно сделать предположение, что автор мифа о ритуальном убиении грека, которого перед смертью хорошо кормили и держали в хороших условиях был знаком с шумерским мифом и именно на его основе создал миф о еврейском ритуальном убийстве.
Иосиф Флавий пишет, что когда по легенде Антиох входил в храм, он не ожидал кого либо увидеть, и он был безбожником, так как решился туда войти. Нелепость и бесстыдство легенды, как пишет Флавий, очевидны, как и нелепость и бесстыдство последующих мифов о ритуальных убийствах. Невозможно было, чтобы на жертвоприношении присутствовали все евреи и смогли вкусить от плоти эллина. Царь не освободил пленника, чем мог показать себя благородным человеком и заручиться поддержкой эллинов против евреев, а позволил им умертвить его (хотя по тексту Апиона этот грек просил Антиоха об освобождении – И.Г.). В Святая Святых не могли запереть чужака. И если бы в жертву еврейскому Богу действительно был бы уготован грек, его разъярённые соплеменники не оставили бы камня на камне от еврейского Храма. Апиону не ведомо устройство Храма, в соответствии с которым в Святая Святых не могут пустить чужака. Подобные нелепости мы встречаем в кровавых наветах вплоть до наших дней. Аналогичный миф ходил и про римского полководца Помпея, который, согласно мифу, зайдя в Святая Святых, также увидел в храме пленного грека, заготовленного для ритуального убийства.
Дамокрит, единомышленник Апиона, время жизни которого точно не установлено, написал аналогичный рассказ об Антиохе IV Епифане, нашедшем в Иерусалимском храме пленённого грека. И грек узнал, что евреи каждые семь лет строго в определённый день календаря хватают иностранца (не всегда грека – примечание И.Г.), ведут его в храм и убивают, изрезая мясо на мелкие кусочки, потом клянутся, что прибудут врагами греков.
Рассказ Апиона и рассказ Дамокрита совпадают почти