сменой ролей в сознании обвиняющего, и Дандес, в основном, рассматривает её коллективный вариант.
По евангельской истории апостолы помогали Иисусу приблизиться к смерти: вместо евреев, совершающих ритуальное убийство над христианином, мы имеем христиан, совершающих ритуальное убийство над евреем и сыном еврейского Бога. А сенатор Иосиф Аримафеский, тайный ученик Иисуса, собирающий его кровь в чашу (параллель с образом еврея, собирающего в таз кровь невинного христианского ребёнка), изображается в христианской иконографии человеком святым. Христианам надо было оправдаться, скрыть вину. Тут им на помощь и приходит проективная инверсия; христиане – большинство, они задают в обществе стереотипы, и можно предположить, что уже к концу эпохи античности был заложен психологический базис для средневековых обвинений евреев в ритуальных убийствах.
Христианскую гостию, плоть Иисуса, которую христианам было приказано есть, была элементом символического ритуального убийства. Осквернение тела Христа, совершённое христианами в воображении, перекладывалось на плечи евреев, будто было сделавших это в реальности. Христианские мифы говорили об использовали христианской крови в изготовлении мацы потому что маца и пасхальное вино по своему назначению являются наиболее близким эквивалентом христианской гостии и вина для причащения. Опять вместо христиан, потребляющих в пищу, пусть и в воображении, плоть и кровь еврея, появляется образ евреев, потребляющих плоть и кровь христианина. Это позволяет нам понять, почему легенда о ритуальном убийстве часто находится рядом с легендой об осквернении гостии.
1. Колдовской навет в средневековой Европе.
В Средние века в Европе считалось, что в евреях «столько же идолопоклонства и чародейства, сколько волос на спинах у девяти коров… все их чародейские штуки невозможно ни сосчитать, не измерить». В фольклоре еврей нередко выступал в качестве колдуна. Постановлением церковного собора 589 в Нарбонне христианам было запрещено обращаться к евреям, «которые предсказывают будущее и занимаются колдовством».
Несмотря на то что у евреев и была сложная и развитая магия, христианская Европа ничего не знала о ней, христиане были убеждены в существовании у евреев ими же (христианами) и созданной и выдуманной магии. Еврейская магия была полностью лишена каких-либо элементов сатанизма, демоны рассматривались в качестве носителей сил зла, с которыми надо бороться, первичный принцип этой магии говорил, что её адепту следовало полагаться на силы добра, носителями которого выступали ангелы и атрибуты Бога. Обвинения в колдовстве в большинстве случаев исходили не из действий или поступков евреев, а были частью представлений о них. Существенной чертой страха большинства христиан перед евреями как колдунами было то, что он проявлялся ко всему еврейскому народу, а не к отдельным его представителям.
Христианскими церквями любая магия (даже заявляющая о себе, что она белая) считалась дьявольским порождением. Сатана считался главным источником волшебства. Естественно, что связь Дьявола и евреев, существовавшая в сознании христиан, привела христиан к выводу, что евреи сами активно используют магию. В евреях видели одних из самых могущественных колдунов средневековой Европы. Для сознания большинства средневековых христиан существование Дьявола, демонов и злых колдунов было абсолютной реальностью, не подвергаемой сомнению – и отождествление евреев с тёмными силами порождало к ним страх и ненависть.
В средневековых мистериях и мираклях, ставящихся на тему распятия Иисуса, евреи, подстрекаемые Сатаной, применяют против него самые страшные чары и заклинания, варят ведьмовское зелье, сопровождая свои действия обрядами, описания которых позаимствованы у знатоков средневековых сатанинских культов.
Ещё в древности язык иврит, на которым были записаны священные еврейские тексты, приобрёл статус эффективного магического средства. Сами евреи полагали, что их язык – единственный, понятный ангелам, язык Бога, и язык, на котором говорил первый человек. Синкретическая магия эпохи эллинизма охотно заимствовала из него различные слова и имена. Такие же процессы происходили и в исламском мистицизме, и у магов Западной Европы, поскольку мистики были убеждены, что экзотический и труднопроизносимый язык придаёт особую эффективность магическим формулам. В Средние века ходило немало амулетов с надписями на еврейском языке, но они, в основном, были изготовлены христианами – для нужд своих единоверцев. Ранние христианские теологи, например, Иоанн Златоуст, считали, что евреи могут заманить христиан своими амулетами в синагогу. Христианские обыватели, не имевшие представления об иудаизме, готовы были увидеть еврейскую магию в любых, даже самых безобидных обрядах в силу их чужеродности (омовение рук после кладбища, поиски хамеца и ритуальное очищение печи в Песах). Под давлением еврейской общественности раввинам пришлось отменить некоторые ритуальные действия или предписать крайнюю осторожность в их выполнении. Мезузы воспринимались христианами как предмет, обладающий очень большой силой.
Христиане, заклеймившие евреев как исчадий ада, стали воспринимать и язык иврит, как язык для вызова и контроля демонов, язык чёрной магии и некромантии. Средневековые пьесы, изображавшие мага, даже если он не еврей, вкладывали в его уста тарабарщину, всегда изображавшую или передразнивающую еврейский язык.
Христиане были убеждены, что именно древние евреи написали все основные книги по магии.
В христианских легендах о еврейских магах делался акцент на их антихристианской направленности. Популярный персонаж средневековых легенд – еврейский волшебник Зебулон или Завулон (?????? – иврит.). Авторство трёх важнейших книг по магии, запрещённых по оккультной традиции царём Езекией, приписывается то Соломону, то Зебулону. По циклу легенд, Зебулон, родившийся от матери еврейки и отца язычника, написал эти книги, чтобы предотвратить рождение Иисуса, ибо он прочитал по звёздам, что из-за него «все евреи будут лишены чести».
Самое раннее в христианском мире обвинение конкретных евреев в колдовстве начинается в 637 году. Еврей по имени Даниэль из Саламиса сожжён за то что занимался чародейством. Не сохранилось информации, в чём конкретно его обвиняли.
Существует апокрифическая (не вошла в православный канон) книга под названием «Диспут между христианами и иудеями, некогда состоявшийся в Риме в присутствии императора Константина», написанная в X веке на основании легенды, у которой было множество вариантов . На этом диспуте, по легенде, присутствовал папа Сильвестр I, а евреев представлял могущественный маг Замбри (или Замбрий). Количество присутствующих евреев варьируется от 4 до 61 человека, в версии X века их 12. В самом диспуте между христианами и евреями победил Сильвестр. Затем началось состязание в магии между Сильвестром и Замрбрием. Еврей, взявшийся убить быка, шепнул ему на ухо заклинание тайным именем еврейского Бога, и бык пал мёртвым, но Сильвестр совершил чудо: помолившись Богу о победе над противниками, он воскресил быка и доказал всем присутствующим истинность христианской веры. То есть можно сделать вывод, что по этой легенде вера в Христа была сильнее еврейской магии, утратившей харизму вместе с потерявшим силу Ветхим Заветом.
Цедекии, известному еврейскому врачу короля Карла Лысого, жившего в конце IX века, приписывали способность летать, а также способность отрубить от человека руки и ноги, а потом приставить их на место, не причинив человеку ни малейшего вреда. Ходили различные легенды об опытных колдунах-неевреях, которые учились своей профессии у еврейских магов, получив от них свитки, вызывающие и подчиняющие демонов. Высказывания о союзе с еврейскими магами зачастую использовались в средневековой полемике.
В немецком кодексе XIV века, представлявшим собой алфавитный список законов и предписаний, поставленных по алфавитному порядку, в рубрике «Евреи» встречается параграф, посвящённый наказаниям чародеев, причём всех, а не только еврейских. Кодекс Буды (Город, наряду с Пештом, вошедший в столицу Венгрии Будапешт) 1421 года, предписывает каждому горожанину, в первый раз обвинённому в магии появляться в публичном месте «в остроконечной еврейской шапке на голове, на которой изображены ангелы Божии». Той же цели служили жёлтые нашивки, которые должны были носить монахи и священники, уличённые в колдовстве .
Когда христиане познакомились с Талмудом, они обвиняли евреев в том, что эта книга содержит элементы еврейской магии и тайные антихристианские учения. В Англии 26 июля 1240 года синод Вустера издал постановление: «если станет доподлинно известно, что кто-либо занимается магией… или обращается к евреям, желая с помощью магии узнать, что делать и как поступить, пусть приведут таковых к епископу, дабы виновные понесли наказание». То, что евреи – маги, здесь является само собой разумеющимся.
Несмотря на множество обвинений евреев в занятиях магией, источники упоминают чрезвычайно мало фактов, свидетельствующих об этом, описанные преступные деяния евреев однообразны. Считалось, что у евреев дурной глаз, а так же они могут предсказывать будущее (очевидно, потому что в Библии много пророков – И.Г.) и истолковывать сны. Испанские средневековые источники приписывали евреям способность вызывать дождь во время засухи. Христиане верили, что евреи способны повелевать демонами, которые знают, где зарыты клады. В Вене в 1599 году было опубликовано сообщение, о том, что два еврея вызвали падёж 2 000 голов скота. Существовало и поверие, что евреи могут превращаться в кошек. Евреи считались и хорошими астрологами и алхимиками, хотя алхимиков среди евреев было мало.
Основателю ереси жидовствующих, еврею Захарии русская церковь приписывала знания в областях алхимии и чёрной магии, которыми он «совратил с пути истинной веры немало христиан». Алхимики признали своим источником знаний магические книги, приписываемые евреям и приписывали себе еврейские имена. Евреи, занимавшие в ранние средние века ведущую роль в торговле драгоценными камнями, считались посвящёнными в их магические свойства, и как следствие, их считали мастерами алхимии и изготовления амулетов. Претензии, предъявляемые инквизицией марранам, часто были основаны на том, что те носили еврейские амулеты, как будто они были чертой еврейского ритуала.
Некоторые евреи извлекали выгоду из навязанной им репутации магов, поскольку велико было искушение воспользоваться этим в обществе, где платили немалые деньги за составление зелий, ворожбу и создание ядов, даже вино, благословенное раввином, считалось у христиан волшебным зельем. И даже незначительная доля евреев среди средневековых магов была достаточной, чтобы в глазах христиан их репутация волшебников оставалась на должной высоте. В различных средневековых пьесах, когда требовался колдун, хорошо подходила фигура еврея.
В XVI веке христиане открыли учение Каббалы. Некоторые еврейские адепты оккультных наук до этого ссылались на авторитет Каббалы, однако, христиане не догадывались, что там конкретно было написано. В XVI веке у христиан возрос интерес к древнееврейскому языку, и им открылась часть еврейских мистических учений. Однако, та каббала, которая стала частью европейской оккультной мысли, отличалась от еврейской каббалы. Еврейская каббала разделялась на теоретическую и практическую. Именно практическая часть Кабалы большей частью и приглянулась христианам (они усвоили и теорию, приспособив ее к понятиям христианской теологии и объявив, что евреи неправильно ее интерпретировали), причём в теософской оболочке, и она стала дополнением к христианской астрологии и алхимии, потеряв связь с еврейством и сохранив лишь еврейские названия у своих элементов . Каббала была в эпоху Ренессанса излюбленным объектом изучения у христианских мистиков и магов, но поскольку они продолжали использовать для названия своего учения еврейский