необычайное богатство земли, тогда достаточно будет одного намека, потому что вы окажетесь чувствительными, чуткими по отношению ко всему, что находится вокруг и внутри вас.
К несчастью, ваша чувствительность разрушается, потому что с самого момента рождения и до смерти вам продолжают твердить, чтобы вы делали одно и не делали другого. Родители, учителя, общество, религия, священнослужители, равно как и ваши собственные честолюбивые замыслы, ваша жадность, ваша зависть, все они говорят вам «делай» или «не делай». Для того, чтобы оставаться свободными от всех этих «делай» и «не делай» и все же быть чувствительными, так что вы самопроизвольно будете добрыми, не станете причинять боль другим людям, не будете разбрасывать бумажки, не пройдете мимо камня на дороге, не отбросив его в сторону, – для всего этого требуется большая вдумчивость. И цель образования и воспитания, несомненно, заключается не в том, чтобы просто дать вам возможность писать несколько букв после своего имени, а в том, чтобы разбудить в вас этот дух вдумчивости, благодаря чему вы станете чувствительными, подвижными, бди тельными, добрыми.
Вопрос: Что такое жизнь, и как можем мы быть счастливыми?
Кришнамурти: Очень хороший вопрос для маленького мальчика! Что такое жизнь? Если вы спросите об этом бизнесмена, он скажет вам, что жизнь – это торговля, возможность делать деньги, потому что в этом заключена вся его жизнь с утра и до вечера. Честолюбивый человек скажет, что жизнь есть борьба за то, чтобы достигнуть, осуществить нечто. Для человека, добивающегося положения и власти, для главы какой-нибудь организации или целой страны жизнь наполнена его собственной деятельностью. А для пахаря, особенно в этой стране, жизнь будет бесконечным трудом без единого дня отдыха, грязью, нищетой, полуголодным суще ствованием.
Так вот, может ли человек быть счастливым среди всей этой борьбы, усилий, голода и нищеты? Очевидно, нет. Что же тогда он делает? Он не высказывает сомнений, не спрашивает о том, что такое жизнь, а философ ствует о счастье. Эксплуатируя других, он говорит о братстве. Он изобретает высшее «я», некую сверхдушу, нечто такое, что в конце концов должно сделать его вечно счастливым. Но счастье не появляется, когда вы ищете; это побочное явление; оно появляется лишь тогда, когда существует доброта, любовь, когда нет често любия, когда ум спокойно ищет то, что истинно.
Вопрос: Почему мы деремся друг с другом?
Кришнамурти: Я думаю, этот вопрос задают и пожилые люди, не правда ли? Почему мы деремся? Аме рика выступает против России, Китай – против Запада. Почему? Почему мы говорим о мире и готовимся к войне? Я думаю, потому что большинство из нас любит состязаться, сражаться; это очевидный факт, иначе мы прекратили бы всякую борьбу. В столкновении существует повышенное ощущение жизни, это тоже факт. Мы считаем, что борьба в любой форме необходима, чтобы мы остались живыми; но вот вы видите, что жизнь такого рода весьма разрушительна. Есть иной образ жизни, лишенный борьбы. Это похоже на жизнь лилии, на жизнь любого цветка, когда он растет; он не борется, он есть. Бытие любой вещи и есть ее добродетель. Но этому нас совсем не учили. Нас обучали тому, чтобы мы соревновались, дрались, были солдатами, юристами, полицейскими, профессорами, руководителями, бизнесменами, – и все хотят ехать верхом, все мы желаем успеха. Существует много и таких людей, которые внешне претендуют на смирение; но счастливы лишь те, кто обладает подлинным внутренним смирением; и вот они не сражаются с другими людьми.
Вопрос: Почему ум злоупотребляет людьми, а также самим собой?
Кришнамурти: Что вы понимаете под злоупотреблением? Ум, который честолюбив, жаден, завистлив, ум, обремененный верой и традициями, безжалостный, эксплуатирующий людей, – такой ум в своем действии, очевидно, порождает зло и создает общество, насыщенное конфликтами. Пока ум не поймет самого себя, его действие неизбежно будет разрушительным; пока ум не обладает самопознанием, он обязательно порождает вражду. Вот почему так важно, чтобы вы пришли к познанию себя, а не просто научились чему-то по книгам.
Ни одна книга не в состоянии научить вас самопознанию; книга может дать вам сведения о самопознании; но это не то же самое, что узнать себя в действии. Когда ум видит себя в зеркале взаимоотношений, из этого восприятия приходит самопознание; и без самопознания мы не можем разобраться в этой путанице, в этих ужасных несчастьях, которые мы создали в мире.
Вопрос: Отличается ли ум, который стремится к успеху, от ума, который ищет истину?
Кришнамурти: Это один и тот же ум, независимо от того, что он ищет: успех или истину. Но до тех пор, пока он стремится к успеху, он не может найти то, что истинно. Понять истину – значит видеть истину в ложном и видеть истинное, как истинное.
25. Жить без усилий
Вас никогда не интересовал вопрос о том, почему происходит так, что люди, становясь старше, как будто утрачивают всю радость жизни? Сейчас вы молоды – и в большинстве своем вполне счастливы. У вас есть ваши небольшие проблемы, вы беспокоитесь по поводу экзаменов; но ведь несмотря на это в вашей жизни есть некоторая радость, не так ли? У вас есть непосредственное, легкое понятие жизни, легкий и счастливый взгляд на вещи. И почему же происходит так, что с возрастом мы как бы теряем это радостное соприкоснове ние с чем-то потусторонним, с чем-то таким, что имеет большой смысл? Почему столь многие из нас, достиг нув так называемой зрелости, стали тусклыми, нечувствительными к радости, красоте, обширному небу и чудесной земле?
Знаете, когда задаешь себе этот вопрос, в уме возникает множество объяснений. Мы чересчур заняты собой – и вот одно из них. Мы боремся, чтобы стать кем-то, достигнуть известного положения и удержать его; у нас есть дети и прочие обязанности, нам необходимо зарабатывать деньги. Все эти внешние обстоятельства скоро ложатся на нас мертвым грузом, и из-за них мы теряем радость жизни. Посмотрите на лица пожилых людей вокруг себя, обратите внимание на то, как печальны они, как изнурены заботами, почти болезненны, как они ушли в себя, как они отчуждены, иногда нервозны, и них не найдешь улыбки. Не задаете ли вы себе вопрос – почему это так? И даже когда мы действительно задаем себе этот вопрос, большинство как будто довольст вуется всего лишь объяснениями.
Вчера вечером я видел лодку, которая плыла вверх по реке под полным парусом; ее двигал западный ветер.
Это была большая лодка с грузом дров для города; в лучах заходящего солнца, на фоне неба, она была порази тельно красива. Лодочник только управлял ею, не совершая никаких усилий, так как ветер производил всю работу. Точно так же, если бы любой из нас мог понять проблему борьбы и конфликта, тогда я полагаю, мы могли бы жить без усилий, счастливо, с улыбкой на лице.
Мне думается, что нас разрушает именно усилие, эта борьба, в которой мы проводим почти каждое мгно вение своей жизни. Если вы проследите за пожилыми людьми, окружающими вас, то вы увидите, что для большинства из них жизнь была целой серией битв – с самим собой, с женами или мужьями, с соседями, с обществом; и такая непрестанная борьба рассеивает энергию. Радостный, по-настоящему счастливый человек не захвачен усилием. Оставаться вне усилия не значит погрузиться в застой, не значит быть тупым и глупым; наоборот, только мудрые, чрезвычайно разумные люди действительно свободны от усилия, от борьбы.
Но поймите, когда мы слышим о жизни без усилия, мы хотим стать такими же, хотим достичь состояния, в котором нам не будет нужно бороться, в котором не будет конфликтов; и вот делаем это своей целью, идеа лом, мы добиваемся такого состояния, – и в то же мгновение, когда мы так поступаем, мы утратим радость жизни. Мы снова вовлечены в конфликт, в усилие, в борьбу. Переменилась только цель борьбы, но сама борьба в сущности осталась той же самой. Можно бороться ради претворения в жизнь каких-то социальных реформ, ради того, чтобы найти Бога, создать лучшие взаимоотношения между собой и женой или мужем, или ради того, чтобы подружиться с соседом; можно сидеть на берегу Ганги, молиться у ног какого-нибудь гуру и тому подобное. Все это усилие, борьба. Поэтому важен не объект борьбы, а понимание самого процесса борьбы.
Однако возможно ли для ума не просто случайно осознать, что вот в данный момент он не борется, а быть на все время полностью свободным от борьбы? Возможно ли, чтобы при этом открылось состояние радости, в котором нет чувства высшего и низшего?
Наша трудность состоит в том, что ум чувствует себя низшим; вот почему он борется, чтобы сделаться или быть чем-нибудь, перекинуть мост между своими разнообразными и противоречивыми желаниями. Но не будем давать объяснений тому, почему наш ум наполнен борьбой. Каждый разумный человек знает причину существования внутренней и внешней борьбы. Наши зависть, алчность, честолюбие, наша страсть к соревно ванию, приводящая к безжалостной действенности, – очевидно, таковы факторы, которые ввергают нас в борь бу в настоящем или в будущем. Поэтому нам нет необходимости изучать книги по психологии, чтобы знать, почему мы боремся; и, несомненно, важно выяснить, может ли ум оставаться полностью свободным от борь бы.
В конце-концов, когда мы боремся, тогда существует конфликт между тем, что мы такое, и тем, чем долж ны или хотим быть. И вот способен ли человек понять весь этот процесс борьбы, не давая ему объяснений, так чтобы он сам пришел к концу? Может ли ум жить без борьбы, подобно той лодке, которую двигал ветер?
Конечно, здесь просто Вопрос: и этот вопрос – не о том, как нам достичь состояния, в котором нет борьбы.
Усилие достичь такого состояния само по себе есть уже процесс борьбы; и потому это состояние никогда не бывает достигнуто. Но если вы будете наблюдать от одного мгновения к другому, как ум вовлекается в беско нечную борьбу, если вы будете просто наблюдать этот факт, не стремясь изменить его, не пытаясь насильно создать в уме состояние, которое вы называете миром, – тогда вы обнаружите, что ум самопроизвольно пере стает бороться; и в таком состоянии есть колоссальные возможности для ученья. Тогда ученье – это не процесс всего лишь собирания информации, а открытие тех необыкновенных богатств, которые лежат вне сферы ума; и для ума, делающего подобное открытие, существует радость.
Наблюдайте за собой, и вы увидите, как вы боретесь с утра до вечера, как в этой борьбе растрачивается ваша энергия. Если вы просто станете объяснять, почему вы боретесь, вы потеряетесь