Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Подумайте об этом

стало игрой, формой возбуждения, – и это значит, что они не были правильно образованы и воспи таны. Настоящее образование – это понимание смысла жизни, а не просто натаскивание к сдаче экзаменов.

Существует также воровство на высшем уровне, воровство чужих идей, знания. Когда мы стремимся получить «еще» в любой форме, мы, очевидно, воруем. Почему же происходит так, что мы всегда требуем, просим, нуждаемся, воруем? Потому что внутри нас ничего нет; психологически мы похожи на пустой барабан. Будучи пусты, мы стараемся наполнить себя не только при помощи воровства вещей, но и при помощи подражания другим. Подражание есть тоже вид воровства: вы – ничто, но он является кем-то; поэтому и вы, копируя его, собираетесь получить часть его славы. Это разложение проходит через всю жизнь человека, и от него свобод ны очень немногие. Поэтому важно установить, можно ли когда-либо наполнить чем-то эту внутреннюю пус тоту. Пока ум стремится наполнить себя, он всегда будет пустым. Когда же ум более не занят заполнением собственной пустоты, – тогда только эта пустота перестанет существовать.

26. Ум – это не все

Знаете, как это прекрасно – просто сидеть спокойно, выпрямившись, с достоинством, с правильной осан кой, – и это так же важно, как смотреть на эти лишенные листьев деревья. Заметили вы, как они прекрасны на голубом фоне утреннего неба? Обнаженные ветви дерева открывают его красоту; деревья обладают присущей им необычайной красотой также и весной, и летом, и осенью. Их красота меняется вместе с временем года, и обращать на нее внимание столь же существенно важно, как и рассматривать пути нашей собственной жизни.

Где бы мы ни жили – в России, в Америке, в Индии, – все мы остаемся людьми; и, как люди, мы имеем общие проблемы; поэтому абсурдно думать о себе, как об индийцах, американцах, русских, китайцах и так далее. Существуют политические, географические, расовые и экономические разделения, однако их подчер кивание лишь порождает антагонизм и ненависть. В данный момент американцы, возможно, обладают гораздо большим процветанием, то-есть большим количеством бытовой техники, радиоприемников, телевизоров, у них наблюдается изобилие во всем, включая избыток продуктов питания, тогда как в этой стране господствуют голод, грязь, перенаселенность и безработица. Но где бы мы ни жили, мы все – люди и в качестве таковых создаем свои собственные человеческие проблемы; очень важно, чтобы мы поняли, как создаем между собой ненужные преграды, когда считаем себя индийцами, американцами или англичанами, белыми, коричневыми или черными.

Одна из главнейших наших проблем состоит в том, что во всем мире современное образование ставит своей целью сделать из нас просто техников. Мы учимся тому, как проектировать реактивные самолеты, как строить шоссейные дороги, выпускать автомашины или управлять самыми последними атомными подводны ми лодками, – и среди всей этой техники мы забываем, что сами являемся людьми; это значит, что мы заполня ем свои сердца продуктами ума. В Америке процесс автоматизации освобождает все большее и большее число людей от долгих часов работы; со временем то же произойдет и в этой стране; а тогда перед нами возникнет гигантская задача – как использовать свое время. Огромные фабрики, на которых сейчас заняты тысячи рабо чих, будут, вероятно, управляться немногими техниками; и что же тогда станет со всеми другими людьми, которые привыкли там работать и у которых окажется столько свободного времени? До тех пор, пока система образования не примет в расчет эту и другие человеческие проблемы, наша жизнь будет очень пустой.

И разве уже сейчас наша жизнь не является крайне пустой? Вы можете иметь высшее образование, иметь семью, быть хорошим, обеспеченным работником, очень умным человеком, обладающим большим объемом информации, можете знать всю современную литературу, – но до тех пор, пока вы заполняете свое сердце продуктами ума, ваша жизнь неизбежно окажется пустой, тусклой, уродливой, имеющей очень мало смысла.

Красота и смысл существуют в жизни только тогда, когда сердце очищается от того, что создано умом.

Видите ли, все это является нашей собственностью, индивидуальной проблемой; здесь перед нами совсем не какая-то вымышленная проблема, не имеющая к нам прямого отношения. Если, будучи людьми, мы не знаем, как заботиться о земле и ее созданиях, если мы не умеем любить своих детей и думаем только о себе, о своем личном или национальном продвижении или успехе, мы сделаем наш мир отвратительным, – и вот имен но это мы уже делаем. Наша страна может быть очень богатой; но пока существует другая страна, где люди голодают, эти богатства будут отравлены ядом. Все мы составляем одно человечество, мы сообща населяем землю; и при любовном отношении к ней она даст нам всем пищу, одежду и кров.

Итак, функция образования – не только в том, чтобы подготовить вас для сдачи нескольких экзаменов, но и в том, чтобы помочь вам в понимании всей проблемы жизни в целом, куда включены вопросы пола, уменья зарабатывать на жизнь, смеха, инициативы, способности быть серьезным и глубоко размышлять. Нашей про блемой является и то, как выяснить, что такое Бог, потому что в этом заключено самое основание нашей жизни.

Дом не может стоять долго без прочного фундамента, и все хитрые изобретения ума не будут иметь смысла, пока мы не стремимся узнать, что такое Бог, что такое истина.

Учитель-воспитатель должен уметь оказать вам помощь в понимании этого вопроса, ибо искания истины необходимо начать в детстве, а не в возрасте шестидесяти лет, потому что в это время люди в большинстве своем уже оказываются изношенными, конченными. Вам необходимо начать, когда вы еще очень молоды, потому что в этом случае вы можете заложить правильное основание, и ваш дом выстоит все бури, которые люди создают для себя. Тогда вы сумеете жить счастливо, ибо ваше счастье не будет зависеть от чего бы то ни было – ни от сари, ни от украшений, ни от автомобиля или радиоприемника, ни от того, любит вас кто-то или отвергает. Вы бываете счастливы не потому, что чем-то обладаете, не потому, что имеете положение, богатство или ученость, а потому, что ваша жизнь имеет значение в самой себе. Но это ее значение будет открыто лишь тогда, когда вы отыскиваете реальность в течение каждого мгновенья, – и эта реальность находится во всем; ее нельзя найти где-то в церкви, в храме, в мечети, в каком-то ритуале.

Чтобы отыскать реальность, мы должны знать, как взяться за устранение той пыли, которая оседала на ней целыми столетиями; и поверьте мне, пожалуйста, такое искание реальности и есть подлинное образование.

Любой умный человек в состоянии читать книги и накапливать информацию, достичь высокого положения и эксплуатировать других; но это не образование. Изучение некоторых учебных предметов представляет собой лишь очень небольшую часть образования; но есть обширная область жизни, в которой мы совсем не образо ваны и к которой не умеем правильно подходить.

Выяснить, как следует подходить к жизни, чтобы наша повседневная рутина, наши радиоприемники, авто мобили и самолеты имели смысл лишь в отношении к чему-либо иному, что заключает в себе всю эту сторону жизни и выходит за ее пределы, – вот это и есть образование. Иными словами, образование должно начинаться с религии. Однако религия не имеет ничего общего со священнослужителями, с церковью, с догмой или верой.

Религия – это любовь без всякого мотива, это великодушие и доброта, ибо только тогда, когда они существуют, мы бываем подлинными людьми; но доброта, великодушие и любовь проявляются не иначе, как в искании реальности.

К несчастью, все это обширное поле жизни игнорируется нынешним так называемым образованием. Вы постоянно заняты книгами, которые значат так мало, заняты экзаменами, значение которых еще меньше. Они могут дать вам какую-то работу, и в этом есть известный смысл. Но скоро многие фабрики почти целиком будут управляться машинами, и вот почему мы должны сегодня начать приобретать такое образование, кото рое позволит нам правильно использовать свободное время – не в погоне за идеалами, а в том, чтобы открыть и понять необъятные просторы нашего существования, о которых мы ничего не знаем. Ум со своими хитрыми аргументами – это не все. Превыше ума находится нечто необъятное, неизмеримое, красота, которую ум не способен понять. Эта необъятность – обитель экстаза, славы; и жизнь в ней, переживание, переживание этого простора есть особый путь образования. Если вы не получите образования подобного рода, тогда, выходя в мир, вы только увековечите эту отвратительную суету, которую создали прошлые поколения. Поэтому, учите ля и учащиеся, пожалуйста, подумайте обо всем этом. Не жалуйтесь, а расправьте плечи и помогите создать такое учебное заведение, где будут изучать религию в истинном смысле слова, будут ее любить, разрабаты вать, жить в согласии с нею. Тогда вы обнаружите, что жизнь становится неслыханно богатой – гораздо богаче всех банков в мире.

Вопрос: Как вышло, что человек обладает столь многими знаниями? Каким образом он достиг такого материального развития? Откуда черпает он эту огромную энергию?

Кришнамурти: «Как вышло, что человек обладает столь многими знаниями? «Это достаточно просто. Вы знаете нечто и передаете знание дальше, своим детям; они кое-что добавляют к этому знанию и передают своим детям, – и так далее, на протяжении веков. Мы собираем знание понемногу. Наши прапрадеды ничего не знали о реактивных самолетах и чудесах электроники нынешнего дня; но любознательность, нужда, войны, страх, алчность – постепенно создали все наше знание.

Но вот существует одна особенная вещь, относящаяся к знанию: вы можете иметь очень много знаний, собрать большой запас информации, – однако ум, окутанный знанием, отягощенный информацией, не спосо бен к открытиям. Он может использовать какое-то открытие при помощи знания и техники; но само открытие есть нечто оригинальное, оно выходит за пределы обычного, внезапно как бы прорывается в ум независимо от знания; именно этот взрыв открытия является существенным. В большинстве своем люди, особенно в этой стране, настолько подавлены знанием, традицией, мнениями, боязнь того, что скажут родители или соседи, что они не имеют уверенности. Они подобны мертвецам – таково воздействие груза знаний на ум. Знание полезно, но без чего-то еще оно также является наиболее разрушительным элементом, – о чем свидетельству ют нынешние мировые события.

Посмотрите, что творится на свете. Существуют все эти замечательные изобретения: радар, который поз воляет обнаружить приближение самолета еще на расстоянии многих миль; подводные лодки, способные обойти под водой весь земной шар, ни разу не всплывая на поверхность; чудесная возможность говорить из Бомбея с Варанаси или Нью-Йорком и так далее. Все это

Скачать:PDFTXT

Подумайте об этом Кришнамурти читать, Подумайте об этом Кришнамурти читать бесплатно, Подумайте об этом Кришнамурти читать онлайн