и есть результат знания. Но в то же время чего-то не хватает, и поэтому знание используется неправильно; в мире имеют место войны, нищета, разрушения; целые миллионы людей голодают. Они едят раз в день или еще реже – и обо всем этом вы ничего не знаете. Вы знаете только свои книги, собственные мелкие проблемы и удовольствия в отдельном уголке Варанаси, Дели или Бомбея.
Вот видите: мы можем обладать большим знанием, но без чего-то еще, чем живет человек и в чем существует радость, слава, экстаз, мы неизбежно уничтожим самих себя.
То же самое справедливо и по отношению к материальной области: человек развивался в материальной сфере в течение длительного процесса. И откуда он черпает такую огромную энергию? Великие изобретатели, исследователи и открыватели в любой области, должно быть, обладали гигантской энергией; а мы большей частью имеем ее очень немного, не правда ли? Пока мы молоды, мы играем в различные игры, нам весело, мы танцуем и поем; но когда мы подрастаем, эта энергия скоро разрушается. Заметили вы это? Мы становимся утомленными домохозяйками или день за днем, месяц за месяцем проводим бесконечные часы в учреждениях, чтобы только заработать на жизнь; так что естественно мы обладаем малым количеством энергии или совсем ее не имеем. Если бы мы имели достаточно энергии, мы уничтожили бы это прогнившее общество, мы могли бы совершить самые потрясающие вещи; поэтому общество следит за тем, чтобы мы не имели энергии; оно постепенно удушает нас при помощи «образования», традиций, так называемых религии и культуры. Понима ете, функция подлинного образования состоит в том, чтобы пробудить нашу энергию, заставить ее взорваться, сделать ее непрерывной, сильной, страстной, – и, однако, обладающей самопроизвольной способностью сдер живать себя и устремляться к открытию реальности. Тогда эта энергия становится огромной, бесконечной; и тогда она не вызывает более несчастий, а сама по себе является творцом нового общества.
Пожалуйста, послушайте то, что я говорю, не отмахивайтесь от этой темы, потому что она действительно важна. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием, но выясните сами для себя, есть ли истина в том, что вам говорится. Не оставайтесь безразличными: будьте либо горячими, либо холодными. Если вы ви дите истину всего сказанного и по-настоящему ею тронуты, этот жар, эта энергия будут расти и вызовут появ ление нового общества. Оно не истощит себя в простом бунте внутри нынешнего общества, подобном украше нию тюремных стен.
Итак, наша проблема, особенно в области образования, состоит в том, как сохранить эту энергию, которую мы имеем, как придать ей больше жизненности, больше взрывчатой силы. Это неизбежно потребует большого понимания, потому что сами учителя обыкновенно имеют очень мало энергии; они завалены простой инфор мацией и полностью погружены в собственные проблемы; поэтому они не в состоянии помочь учащемуся пробудить эту творческую энергию. Вот почему понимание таких вещей касается в одинаковой степени как и учителя, так и учащегося.
Вопрос: Почему мои родители сердятся, когда я говорю им, что хочу перейти в другую религию?
Кришнамурти: Прежде всего, они привязаны к своей религии: они полагают, что самая лучшая, если не единственная религия в мире, поэтому они естественно хотят, чтобы и вы следовали ей. Далее, им хочется, чтобы вы сохранили связь с их особой манерой мышления, с их группой, расой, классом. Таковы некоторые из причин; дело также и в том, что если бы вы перешли в другую религию, вы оказались бы помехой, неприятно стью для семьи.
Но что происходит в том случае, если вы даже покидаете одну религию, чтобы следовать другой организо ванной религии? Видите ли, пока ум привязан к какой-то вере, он находится в тюрьме. Если вы родились индуистом и стали христианином, ваши родители могут рассердиться; но главное не в этом. То, что важно, это увидеть, что, когда вы вступаете в другую религию, вы только принимаете новый набор догм вместо старо го. Вы можете стать несколько более активным, немного измениться в ту или другую сторону; но вы все еще продолжаете оставаться внутри тюрьмы верований и догм.
Поэтому не меняйте религий: это будет означать лишь бунт внутри тюрьмы; пробейтесь же сквозь тюрем ные стены и найдите самостоятельно, что такое Бог, что такое истина. Вот это имеет смысл, и это даст вам колоссальную жизненность, энергию. А просто переходить из одной религии в другую, т. е. переходить из одной тюрьмы в другую – и пререкаться по поводу того, какая тюрьма лучше, – просто детская игра.
Чтобы разбить тюрьму веры требуется зрелый, вдумчивый ум, способный постичь природу самой тюрь мы; он не сравнивает одну тюрьму с другой. Понять нечто нельзя с помощью сравнения с чем-то другим.
Понимание не приходит благодаря сравнению, оно является только тогда, когда вы рассматриваете саму вещь.
Если вы рассмотрите природу организованной религии, вы увидите, что все религии в сущности своей одина ковы, будь то индуизм, буддизм, ислам, христианство или коммунизм – другая, самая последняя форма рели гии. В тот момент, когда вы понимаете сущность тюрьмы, – а это значит, увидеть все, что составляет веру, ритуалы, священнослужение, – вы никогда более не будете принадлежать ни к какой религии; потому, что только человек, свободный от веры, может открыть то, что превыше всякой веры, то, что не поддается измере нию.
Вопрос: В чем заключается способ построения характера?
Кришнамурти: Иметь характер – это, без сомнения, значит противостоять ложному и придерживаться истинного; но построить характер трудно, ибо для большинства из нас то, что сказано в какой-то книге, то, что сказал учитель, родитель, правительство, более важно, чем выяснение того, что думаем мы сами. Продумать самостоятельно, найти, что истинно, и придерживаться этого, не поддаваясь влияниям, не обращая внимания на то, что приносит жизнь: горе или счастье, – вот что создает характер.
Допустим, что вы не верите, например, в то, что война законна, и не потому, что так говорил какой-то реформатор или религиозный учитель, а потому, что вы продумали это самостоятельно. Вы исследовали дан ный вопрос, углубились в него, размышляли над ним, и для вас всякое убийство есть зло, будь то убийство для еды, убийство из ненависти или убийство ради так называемой любви к родине. И вот если вы чувствуете это очень сильно и придерживаетесь своего взгляда несмотря ни на что, хотя бы вам пришлось из-за этого идти в тюрьму или быть расстрелянным, как это может случиться в некоторых странах, тогда вы будете обладать характером. И тогда характер имеет совсем иное значение: это не тот характер, который воспитывает общест во.
Но, видите ли, мы не получаем поощрения в этом направлении; ни воспитатели, ни учащиеся не обладают жизненностью, энергией, чтобы продумать, увидеть, что истинно, и придерживаться этого, не обращая внима ния на ложное. А если вы сможете так поступать, тогда вы не станете следовать за каким-либо политическим или религиозным руководителем, потому что вы будете светом для самого себя; и вот открытие такого света и культивирование его – не только пока вы молоды, но и в течение всей жизни, – есть образование и воспитание.
Вопрос: Каким образом возраст препятствует постижению Бога?
Кришнамурти: Что такое возраст? Число лет, прожитых вами? Это часть возраста: вы родились в таком то году, и сейчас вам пятнадцать, сорок или шестьдесят лет. Ваше тело стареет – то же самое происходит и с вашим умом, он отягощен всеми переживаниями, несчастьями и трудностями жизни; и такой ум не сможет никогда открыть, что такое истина. Ум способен к открытию только тогда, когда он юн, свеж, невинен. Но невинность не связана с возрастом. Невинен только ребенок, – как раз он может и не быть невинным, – но невинен и ум, который способен переживать, не накопляя остатки пережитого. Ум должен переживать, это неизбежно; он должен реагировать на все – на реку, на больное животное, на мертвое тело, которое несут для сожжения, на бедных деревенских жителей, которые несут по дороге свою поклажу, на все мучения и горести жизни, – иначе он уже мертв. Но он должен уметь реагировать, не будучи удерживаем опытом. Это традиции, накопление опыта, пепел памяти – вот что делает ум старым. Ум, который ежедневно умирает для воспомина ний вчерашнего дня, для всех радостей и печалей прошлого, – такой ум свеж, невинен, он не имеет возраста; и без этой невинности вы не найдете Бога, будет ли вам десять или шестьдесят лет.
27. Искать бога
Одна из многих проблем, стоящих перед всеми нами, особенно же перед теми, кто сейчас получает обра зование и скоро выйдет из школы, чтобы встретиться с миром, – это вопрос о реформе. Различные группы людей – социалисты, коммунисты, реформаторы всех видов – заняты попытками произвести в мире некоторые перемены, и эти перемены, очевидно, необходимы. Хотя в нескольких странах имеет место довольно высокая степень процветания, во всем мире продолжают существовать нужда и голод; миллионы людей не имеют необходимой одежды, места для ночлега. И каким образом следовало бы провести фундаментальную рефор мацию, чтобы не создавать при этом большего хаоса, новых несчастий и страданий? Разве это не является подлинной проблемой? Если мы хоть немного читали историю, если мы наблюдаем за нынешними политиче скими событиями, нам становится очевидным, что так называемая реформация какой бы желательной и необ ходимой она ни была, всегда приносит за собой только новые формы смятения и конфликта; и для того, чтобы противодействовать этим дальнейшим несчастьям, возникает необходимость в новых законодательных мерах, новых действиях, новых преобразованиях. Реформация создает новые беспорядки; в процессе их устранения возникают еще другие расстройства, и такой порочный круг никогда не прекращается. Вот с чем нам прихо дится сталкиваться; кажется, что всему этому нет конца.
Как же нам пробиться сквозь этот порочный круг? Обратите внимание, необходимость реформации оче видна; но возможна ли реформация без создания дальнейшего беспорядка? Этот вопрос представляется мне одной из фундаментальных проблем, которые должны заботить любого вдумчивого человека. Вопрос не в том, какого рода реформация является необходимой, на каком уровне она нужна, – а в том, возможна ли она вообще без того, чтобы приносить с собой другие проблемы, которые опять создают нужду в реформах. И что же следует делать, чтобы положить конец этому бесконечному процессу? Несомненно, функция образования, будь то небольшая школа или крупный университет, состоит в том, чтобы взяться за эту проблему – и не абст рактно, не теоретически, не при помощи простого философствования о ней или писания книг, –