Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Подумайте об этом

и встретить ее по-настоящему, чтобы найти решение. Человек уловлен в порочный круг реформации, которая все время нуж дается в дальнейших реформах; если весь этот круг не будет разбит, наши проблемы не смогут найти своего решения.

Итак, какого рода образование, какого рода мышление требуется нам, чтобы разбить порочный круг? Ка кое действие положит конец возрастанию проблем вот всей нашей деятельности? Существует ли какое-то движение мысли в любом направлении, способное освободить человека от нынешнего образа жизни, от ре формации, которая всегда требует новых реформ? Иными словами, есть ли такое действие, которое не рожде но из реакции?

Я думаю, что такой образ жизни, в котором нет этого процесса реформации, порождающего дальнейшие несчастья, действительно существует, и этот образ жизни можно назвать религиозным. Подлинно религиоз ный человек не занят реформами, он не заботится о том, чтобы произвести лишь перемену в общественном порядке; напротив, он ищет то, что истинно, и само это искание обладает преобразующим действием на обще ство. Вот почему образование должно быть занято главным образом помощью учащемуся в искании истины, или Бога, а не просто подготовкой его к тому, чтобы он соответствовал стандартам данного общества.

Я думаю, очень важно понять это, пока мы еще молоды; потому что когда мы станем старше и начнем отбрасывать наши небольшие развлечения и увлечения, наши сексуальные влечения и мелкое честолюбие, мы более ясно осознаем огромные проблемы, стоящие перед миром; и тогда мы захотим что-то сделать в этом направлении, захотим произвести в мире некоторые улучшения. Однако если мы не будем глубоко религиоз ными людьми, мы вызовем только новый беспорядок, дальнейшие несчастья; и подлинная религия не имеет ничего общего со священнослужителями, церквами, догмами или организованными верованиями. Эти вещи совсем не религия, они суть просто общественные учреждения, устроенные для того, чтобы удержать нас внутри какого-то частного образа мышления и действия; они суть средства эксплуатации нашей доверчивости, наших надежд и страхов. Религия есть искание того, что есть Бог; и такое искание требует невероятной энер гии, широты разума, тонкости мышления. В самом этом искании неизмеримого заключено правильное соци альное действие – а не в так называемых реформах, предназначенных для какого-то отдельного общества.

Для того, чтобы найти, что такое истина, необходима большая любовь, глубокое осознание взаимоотноше ния человека со всеми вещами; это означает, что человек не будет занят только собственным прогрессом и достижениями. Искание истины и есть подлинная религия, а человек, который ищет истину – это единственно религиозный человек. Вследствие своей любви такой человек находится вне общества, а потому его воздейст вие на общество полностью отличается от воздействия со стороны того человека, который находится внутри этого общества и занят его реформированием. Реформатор никогда не может создать новую культуру. То, что нам необходимо, – это искания, присущие подлинно религиозному человеку, ибо сами эти искания породят свою собственную культуру; и в них заключена наша единственная надежда. Видите ли, искание истины создает в уме состояние творческого взрыва, которое представляет собой истинную революцию; ибо в подоб ных исканиях ум не запятнан установлениями и санкциями общества. Будучи свободен от них, религиозный человек способен найти то, что истинно; и это открытие того, что истинно, совершаясь от одного мгновенья к другому, творит новую культуру.

Вот почему очень важно, чтобы вы имели образование правильного типа. Для этого сам ваш учитель воспитатель должен быть правильно образован и воспитан, так, чтобы он не рассматривал учительскую дея тельность как средство заработать на жизнь, а был способен помочь учащемуся отбросить все догмы и не оказаться захваченным какой бы то ни было религией или верой. Люди, объединяющиеся на основе религиоз ного авторитета или практического осуществления некоторых идеалов, все озабочены социальными реформа ми, что является просто украшением тюремных стен. Только подлинно религиозный человекистинный рево люционер; и функция образования состоит в том, чтобы помочь каждому из нас быть религиозным в истин ном смысле слова, ибо только на этом пути лежит наше спасение.

Вопрос: Я хочу заниматься общественной деятельностью, но не знаю, как ее начать.

Кришнамурти: Я думаю, что очень важно выяснить не то, как начать общественную деятельность, а то, почему вы вообще хотите ей заниматься. Почему вам хочется заниматься общественной деятельностью? По тому ли, что вы видите, как много несчастья существует в мире – голод, болезни, эксплуатация, жестокое безразличие огромного богатства бок о бок с ужасающей нищетой, вражда между людьми? В этом ли причина вашего желания? Потому ли вы хотите заняться общественной деятельностью, что в вашем сердце есть лю бовь, и вас не занимает самовыражение? Или общественная деятельность является для вас средством убежать от самого себя? Понимаете? Например, вы видите всю уродливость, присущую ортодоксальной системе бра ка, и вот вы говорите: «Я никогда не вступлю в брак» – и вместо этого вы бросаетесь в общественную деятель ность; или, может быть, вас побуждают к этому родители; или у вас имеется некоторый идеал. Если для вас общественная деятельность – это только убежище от самого себя, если вы только преследуете какой-то идеал, установленный обществом, каким-то вождем или священником, наконец придуманный вами самими, – тогда всякая общественная деятельность, которой вы можете заняться, создаст только дальнейшие несчастья. Но если в вашем сердце есть любовь, если вы ищите истину и потому являетесь подлинно религиозным челове ком, если вы более не честолюбивы и не гонитесь за успехом, если ваша добродетель не ведет к респектабель ности, – тогда сама ваша жизнь поможет осуществлению тотального преображения общества.

Я думаю, понять это очень важно. Когда мы молоды, – как это имеет место у большинства из вас, – мы хотим что-то сделать; и общественная деятельность как бы висит в воздухе; о ней говорят книги, ее пропаган дируют газеты, есть школы, где готовят общественных деятелей и так далее. Но поймите, без самопознания, без понимания себя и своих взаимоотношений, любая общественная деятельность, которой вы займетесь, пре вратится в прах уже через секунду.

Только счастливый человек является революционером, а не идеалист, не несчастный беглец от самого себя; и счастливый человек – это не тот человек, который владеет многим. Счастливый человек – это подлинно религиозный человек, и сама его жизнь представляет собой общественную деятельность. Если же вы станете просто одним из бесчисленных общественных работников, ваше сердце будет пустым. Вы можете отдать на эту работу свои деньги, можете убедить оказать такую же помощь и других людей, можете провести замеча тельные реформы; но пока ваше сердце остается пустым, пока ваш ум наполнен теориями, ваша жизнь оста нется тусклой, утомительной, лишенной радости. Поэтому сперва поймите себя; а из такого самопознания придет и действие правильного типа.

Вопрос: Почему человек так черств?

Кришнамурти: Разве это не очень просто? Когда образование ограничивается сообщением знаний и подготовкой учащихся к работе, тогда оно просто поддерживает идеалы и учит заботиться о собственном успехе; поэтому человек, очевидно, делается черствым. Видите ли, мы большей частью не имеем любви в своих сердцах. Мы никогда не смотрим на звезды, не радуемся шепоту воды; мы никогда не замечаем пляски лунного света на водах бурного потока, никогда не следим за полетом птицы. В наших сердцах не слышно песни; мы всегда заняты: наши умы наполнены планами и идеалами для спасения человечества – а в одном нашем взоре заключено полнейшее отрицание того братства, которое мы исповедуем. Вот почему важно иметь образование правильного типа, пока мы еще молоды, и наши умы и сердца открыты, чувствительны, горячи.

Но эта горячность, эта энергия, это взрывающее понимание разрушается, когда мы испытываем страх; а боль шинство из нас напугано. Мы боимся родителей, учителей, священника, правительство, начальника; мы боим ся самих себя. Поэтому жизнь становится обителью страха, тьмы; и вот почему человек так черств.

Вопрос: Можно ли, сдерживая себя и не делая все, что хочется, все же найти путь к свободе?

Кришнамурти: Знаете, выяснить то, что мы действительно хотим делать, – одна из труднейших вещей не только в юности, но и в течение всей жизни. И если вы не установите самостоятельно, чего вы на самом деле хочется, что бы вы могли делать всем своим существом, вы кончите тем, что займетесь каким-то делом, кото рое не имеет для вас жизненного интереса; тогда ваша жизнь будет несчастной; а, будучи несчастным, вы станете искать развлечения в кино, в алкоголе, в чтении бесчисленных книг, в каких-либо социальных рефор мах и тому подобной деятельности.

И вот может ли воспитатель помочь вам выяснить, что вы хотели бы делать в течение всей жизни, незави симо от того, чего могут желать от вас родители и общество? Разве это не настоящий вопрос? Ибо если вы однажды откроете, что вы любите делать всем своим существом, тогда вы станете свободным человеком; тогда вы будете иметь способность, уверенность, инициативу. А если вы, не зная, что вам действительно нравится, станете юристом, политическим деятелем или кем-то другим, тогда для вас не будет счастья, потому что сама эта профессия окажется средством разрушения и вас, и других людей.

Вам необходимо самостоятельно выяснить, что именно вы любите делать. Не думайте об этом в понятиях выбора призвания, пригодного для общества, потому что таким образом вы никогда не откроете того, что вам нравится делать. Когда вы действительно любите что-то делать, проблемы выбора не существует. Когда вы любите, когда любовь действует, как хочет, действие бывает правильным, потому что любовь никогда не ищет успеха, никогда не захвачена подражанием; но если вы отдадите жизнь тому, чего не любите делать, вы никогда не будете свободным.

Однако делать просто то, что хочется, – это не значит делать любимое дело. Выяснение того, что вы дейст вительно любите делать, требует большой проницательности, прозрения. Не начинайте обдумывания в поня тиях заработка на жизнь – если вы откроете, в чем заключается ваше любимое дело, тогда у вас будут и средст ва к существованию.

Вопрос: Верно ли, что только чистые люди могут быть по-настоящему бесстрашными?

Кришнамурти: Не имейте идеалов чистоты, целомудрия, братства, ненасилия и всего прочего, потому что они лишены смысла. Не старайтесь быть храбрым, потому что это лишь реакция на страх. Для того, чтобы быть бесстрашным, требуется огромное прозрение, понимание всего процесса страха и его причин.

Видите ли, страх существует до тех пор, пока вы хотите быть в безопасности, – а вы стремитесь быть в безопасности в своем браке, в работе, в своем положении, в своих обязанностях; вы желаете безопасности в своих идеях, в

Скачать:PDFTXT

Подумайте об этом Кришнамурти читать, Подумайте об этом Кришнамурти читать бесплатно, Подумайте об этом Кришнамурти читать онлайн