Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

указывал на отличие

взглядов г. Южакова от взглядов г. Михайловского. Одно делосмешивать вместе

различные воззрения; другое дело — обобщать и подводить под одну категорию писа-

телей, которые, несмотря на различия по многим вопросам, солидарны по тем основ-

ным и главным пунктам, против которых и восстают «ученики». Для «ученика» важно

вовсе не то, чтобы показать, напр., негодность воззрений, отличающих какого-нибудь г.

Юзова от других народников: для него важно опровергнуть воззрения, общие и г. Юзо-

ву и г. Михайловскому и всем народникам вообще, т. е. их отношение к капиталистиче-

ской эволюции России, их обсуждение вопросов экономических и публицистических с

точки зрения мелкого производителя, их непонимание социального (или историческо-

го) материализма. Эти черты составляют общее достояние целого течения обществен-

ной мысли, сыгравшего крупную историческую роль. В этом широком течении есть

самые различные оттенки, есть правые и левые фланги, есть люди, опускавшиеся до

национализма и антисемитизма и т. п., и есть люди, неповинные в этом; есть люди, с

пренебрежительностью относившиеся ко многим заветам «наследства», и есть люди,

546 В . И . ЛЕНИН

старавшиеся, елико возможно, охранять эти заветы (т. е. елико возможно для народни-

ка). Ни один из «русских учеников» не отрицал этих различий между оттенками, ни од-

ного из них г. Михайловский не мог бы уличить в том, что он приписывал взгляды на-

родника одного оттенка народнику другого оттенка. Но раз мы выступаем против ос-

новных воззрений, общих всем этим различным оттенкам, то с какой же стати нам го-

ворить о частных различиях общего течения? Ведь это совершенно бессмысленное тре-

бование! Общность воззрений на русский капитализм, на крестьянскую «общину», на

всесилие так называемого «общества» у писателей, далеко не во всем солидарных, от-

мечалась не раз нашей литературой задолго еще до появления «учеников», и не только

отмечалась, но и восхвалялась как счастливая особенность России. Термин «народни-

чество» в широком смысле употреблялся опять-таки в нашей литературе задолго до по-

явления «учеников». Г-н Михайловский не только сотрудничал много лет в одном жур-

нале с «народником» (в узком смысле) г. В. В., но и разделял с ним указанные выше

основные черты воззрений. Возражая в 80-х и в 90-х годах против отдельных выводов

г-на В. В., отвергая правильность его экскурсий в область отвлеченной социологии, г.

Михайловский, однако, и в 80-х и в 90-х годах оговаривался, что его критика вовсе не

направляется против экономических трудов г-на В. В., что он солидарен с ними в ос-

новных воззрениях на русский капитализм. Поэтому, если теперь столпы «Русского Бо-

гатства», так много сделавшие для развития, укрепления и распространения народниче-

ских (в широком смысле) воззрений, думают избавиться от критики «русских учени-

ков» простым заявлением, что они не «народники» (в узком смысле), что они совсем

особая «этико-социальная школа», — то, разумеется, подобные уловки вызывают толь-

ко справедливые насмешки над людьми, столь храбрыми и в то же время столь дипло-

матичными.

На стр. 182-й своей статьи г. Михайловский выдвигает против «учеников» еще сле-

дующий феноменальный довод. Г-н Каменский ядовито нападает на народников176; это,

изволите видеть, «свидетельствует, что он

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 547

сердится, а это ему не полагается (sic!!*

). Мы, «субъективные старики», равно как и

«субъективные юноши», не противореча себе, разрешаем себе эту слабость. Но пред-

ставители учения, «справедливо гордого своею неумолимою объективностью» (выра-

жение одного из «учеников»), находятся в ином положении».

Что это такое?! Если люди требуют, чтобы взгляды на социальные явления опира-

лись на неумолимо объективный анализ действительности и действительного разви-

тия, — так из этого следует, что им не полагается сердиться?! Да ведь это просто гали-

матья, сапоги всмятку! Не слыхали ли Вы, г. Михайловский, о том, что одним из заме-

чательнейших образцов неумолимой объективности в исследовании общественных яв-

лений справедливо считается знаменитый трактат о «Капитале»? Целый ряд ученых и

экономистов видят главный и основной недостаток этого трактата именно в неумоли-

мой объективности. И, однако, в редком научном трактате вы найдете столько «серд-

ца», столько горячих и страстных полемических выходок против представителей отста-

лых взглядов, против представителей тех общественных классов, которые, по убежде-

нию автора, тормозят общественное развитие. Писатель, с неумолимой объективностью

показавший, что воззрения, скажем, Прудона являются естественным, понятным, неиз-

бежным отражением взглядов и настроения французского petit bourgeois**, — тем не

менее с величайшей страстностью, с горячим гневом «накидывался» на этого идеолога

мелкой буржуазии. Не полагает ли г. Михайловский, что Маркс тут «противоречит се-

бе»? Если известное учение требует от каждого общественного деятеля неумолимо

объективного анализа действительности и складывающихся на почве той действитель-

ности отношений между различными классами, то каким чудом можно отсюда сделать

вывод, что общественный деятель не должен симпатизировать тому или другому клас-

су, что ему это «не полагается»? Смешно даже и говорить тут о долге, ибо ни один жи-

вой человек не может не стано-

*

— так!! Ред. ** — мелкого буржуа. Ред.

548 В . И . ЛЕНИН

виться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не мо-

жет не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не

может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его разви-

тию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д. Пустяковинная выходка г-на

Михайловского показывает только, что он до сих пор не разобрался в весьма элемен-

тарном вопросе о различии детерминизма от фатализма.

««Капитал идет»! — это несомненно, — пишет г. Михайловский, — но (sic!!) вопрос

в том, как его встретить» (стр. 189).

Г-н Михайловский открывает Америку, указывает «вопрос», над которым «русские

ученики» вовсе, очевидно, и не задумывались! Вовсе не по этому вопросу, должно

быть, разошлись «русские ученики» с народниками! «Встретить» развивающийся в

России капитализм можно только двояко: либо признать его прогрессивным явлением,

либо регрессивным; либошагом вперед по настоящему пути, либо уклонением с ис-

тинного пути; либо оценивать его с точки зрения класса мелких производителей, раз-

рушаемого капитализмом, либо — с точки зрения класса бесхозяйных производителей,

создаваемого капитализмом. Середины тут нет*

. След., если г. Михайловский отвергает

правильность того отношения к капитализму, на котором настаивают «ученики», то он

принимает, значит, отношение народническое, которое он много раз в прежних своих

статьях выражал с полной определенностью. Никаких ни дополнений, ни изменений в

своих старых взглядах на этот вопрос г. Михайловский не давал и не дает, оставаясь

по-прежнему народником. — Ничуть не бывало! Он — не народник, боже упаси! Он —

представитель «этико-социологической школы»…

«Пусть не говорят, — продолжает г. Михайловский, —

* Мы не говорим, разумеется, о той встрече, которая вовсе не считает нужным руководиться интере-

сами труда или для которой самое обобщение, выражаемое термином «капитализм», непонятно и невра-

зумительно. Как ни важны в русской жизни относящиеся сюда течения общественной мысли, но в споре

между народниками и их противниками они совершенно ни при чем, и припутывать их не доводится.

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 549

о тех грядущих (??) благах, которые принесет (?) с собой дальнейшее развитие капита-

лизма».

Г-н Михайловский — не народник. Он только повторяет целиком ошибки народни-

ков и неправильные приемы их рассуждений. Сколько раз уже твердили народникам,

что подобная постановка вопроса «о грядущем» неправильна, что речь идет не о «гря-

дущих», а о действительных, уже имеющих место, прогрессивных изменениях докапи-

талистических отношений, — изменениях, которые приносит (а не принесет) развитие

капитализма в России. Перенося вопрос в область «грядущего», г. Михайловский тем

самым признает в сущности за доказанные именно те положения, которые «учениками»

и оспариваются. Он признает за доказанное, что в действительности в том, что проис-

ходит у нас перед глазами, никаких прогрессивных изменений в старых общественно-

экономических отношениях развитие капитализма не приносит. Именно в этом-то и

состоит народническое воззрение, и именно против него полемизируют «русские уче-

ники», доказывая обратное. Нет ни одной книжки, выпущенной «русскими учениками»,

в которой бы не говорилось и не показывалось, что замена отработков вольнонаемным

трудом в земледелии, замена так называемой «кустарной» промышленности фабрично-

го есть действительное явление, происходящее (и притом с громадной быстротой) пе-

ред нашими глазами, а вовсе не «грядущее» только; что эта замена — во всех отноше-

ниях явление прогрессивное, что она разрушает рутинное, отличавшееся вековой не-

подвижностью и застоем, раздробленное, мелкое, ручное производство; что она повы-

шает производительность общественного труда и тем самым создает возможность по-

вышения жизненного уровня трудящегося; что она же создает условия, превращающие

эту возможность в необходимость, именно: превращающие заброшенного «в захолу-

стье» «оседлого пролетария», оседлого и в физическом, и в моральном смысле, в под-

вижного, превращающие азиатские формы труда с бесконечно развитой кабалой, со

всяческими формами личной зависимости — в европейские; что «европейский

550 В . И . ЛЕНИН

образ мыслей и чувствования не менее необходим (заметьте: необходим. В. И.) для ус-

пешной утилизации машин, чем пар, уголь и техника»* и т. д. Все это говорится и дока-

зывается, повторяем, каждым «учеником», но все это не имеет, должно быть, никакого

отношения к г-ну Михайловскому «с товарищами»: все это пишется только против

«народников», «непричастных» «Русскому Богатству». «Русское Богатство» ведь это —

«этико-социологическая школа», сущность которой состоит в том, чтобы под новым

флагом провозить старый хлам. Как мы уже заметили выше, задача нашей статьи —

опровержение весьма распространенных в либерально-народнической прессе выдумок,

будто «русские ученики» отрекаются от «наследства», порывают с лучшими традиция-

ми лучшей части русского общества и т. п. Небезынтересно будет отметить, что г. Ми-

хайловский, повторяя эти избитые фразы, сказал в сущности совершенно то же самое,

что гораздо раньше и гораздо решительнее заявил «непричастный» «Р. Богатству» «на-

родник» г. В. В. Знакомы ли вы, читатель, с теми статьями в «Неделе»178, которые по-

местил этот писатель три года тому назад, в конце 1894 года, в ответ на книгу П. Б.

Струве? Должен признаться, что, по моему мнению, вы ровно ничего не потеряли, если

не познакомились с ними. Основная мысль этих статей состоит в том, что «русские

ученики» обрывают будто бы демократическую нить, тянущуюся через все прогрес-

сивные течения русской общественной мысли. Не то же ли самое, только в несколько

иных выражениях, повторяет теперь г. Михайловский, обвиняя «учеников» в отречении

от «наследства», на которое злобно накидываются «Московские Ведомости»? На самом

деле, как мы видели, сочинители этой выдумки валят с больной головы на здоровую,

утверждая, будто бесповоротный разрыв «учеников» с народничеством знаменует раз-

рыв с лучшими традициями лучшей части русского общества. Не наоборот ли, господа?

Не знаменует ли такой разрыв очищение этих лучших традиций от народничества?

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн