Скачать:TXTPDF
Варианты поэм

Варианты поэм. Михаил Юрьевич Лермонтов

БОЯРИН ОРША

Варианты авторизованной копии:

Глава I

Угрюм и пуст боярский двор.

К калитке ключник подошел

И тяжко что-то на ковер,

После стиха Как труп бездушный с давних пор…:

Небрежной сброшенный рукой,

Произведя удар глухой

Шумя сбежалася туда

Глава II

Эпиграф отсутствует.

Врываясь светлой полосой,

Глубокой думою постиг

Упрек готовый на устах

Стихи с Пусть монастырский ваш закон… по Он сердца полный властелин… отсутствуют.

Начато: Когда б ее вол<шебный>

Тебе явился бы во сне,

Напрасно! — на груди моей,

Взглянуть на синие поля,

Глазами тучи я лови<л>

Руками молнию ловил!

Той дружбы краткой и живой

И пробудясь во сне, скорей

Глава III

Эпиграф отсутствует.

И это гордое чело.

Невольно мысля об ином,

На взгляд, на речь ответа нет!

И ткани пауков седых

Когда б быстрей, чем мысль, чем взгляд,

Что без нее и ад и рай?

Варианты автографа:

Глава 1

В Москве боярин Михаил, *

После стиха Об ней он думал день и ночь…:

Одну ее старик любил

К калитке ключник подошел *

Осенний дождь стучит в окно!

Жизнь старца длилась весела,

Давно ль? вчера ты был другой?

Задумал я свой край родной *

Он вспыхнул, дверь толкнул ногой

После стиха Предстал пред бледною четой… зачеркнуто:

Свечи дрожащий красный луч,

Как будто молния из туч,

Прервав любви последний пыл,

Все[1] чувства их оледенил.

Они при нем, без дум, без сил,

Едва успели отомкнуть,

Уста от уст, от груди грудь.

И Орша сделал шаг назад

а. На дочь он кинул страшный взгляд

б. На дочь он кинул грозн<ый> взгляд

После стиха На дочь он кинул злобный взгляд…:

С печатью злобы на челе…

Глаза их встретились во мгле

Раздался, пролетел, и в миг —

Утих… и тот кто б услыхал

И тяжко с ложа на ковер *

После стиха Как труп бездушный с давних пор…:

Небрежной сброшенный рукой *

Произведя удар глухой *

а. И стук шагов умолк вдали,

б. И стук шагов утих вдали, *

Перстом на волны указал

Глава II

а. Как в тексте.

б. Народ кишит в монастыре *

Их копья медные блестят

Измучен серый аргамак,

Входящему являлись вдруг.

Блистали тканью парчевой… Стих вписан.

Вы не нашли бы ничего

Начато: И видел

Жива, беспечна, как вес<н>а,

Тонула в солнечных лучах…

Уж он не знает божий свет;

Упрек готовый на устах *

Стихи с Пуст монастырский ваш закон… по Он сердца полный властелин… зачеркнуты и на полях написано: вымарать.

Мое страданье, мой позор!.. *

Напрасно!.. на груди моей *

И вырос в душных я стенах,

Никто не смел мне тут сказать

Взглянуть на синие поля *

Я с ней бороться был бы рад,

И вечность в том или другом!.. *

Ведь это всё лишь божья казнь!

И тень невинного поверь

Вместо стихов с Так бурей брошен на песок… по Недвижим ждет напор валов…:

Как мертвый образ божества

Внимает кликам торжества!

В толпе шумящей тих, один

Он всё — и раб, и властелин,

Без чувства сам, предмет страстей, —

И выше всех — и всех слабей!

Не так ли брошен на песок

а. Разбитый бурею челнок

б. Разбитый вязнет челночек

После стиха Недвижим ждет напор валов…:

И жертва ненасытных вод

Он разрушается, гниет

Выходят кучи облаков,

После стиха Слова: бежал! кто? как бежал?..:

Досада, любопытство, страх

Виднелись в постных их чертах;

Прошла обедня в суетах; —

Загадкой мучася простой *

Бежал! — но кто ему помог? *

После стиха Твердили иноки порой…:

Когда ж боярин всё узнал,

Он побледнел, затрепетал,

Глаза его покрылись мглой,

Не зря, смотрел он пред собой;

Рука на небо поднялась…

От синих губ оторвалась

Не речь — но звукужасный звук,

Отзыв еще сильнейших мук,

Невнятный как далекий гром

Три дня, три ночи целый дом

Дрожал встречая мрачный взор, —

Они прошли — но с этих пор

Как будто от рожденья нем

Он слова не сказал ни с кем!..

Глава III

Точить мечи, седлать коней. *

И самовластно расстилал

Потом коня остановил

После стиха Здесь, сквозь толпу, издалека…:

Я видел кудри старика;

а. Как в тексте.

б. И это гордое чело *

Не стану прикрывать очей

Взгляни скорей на эту грудь

Начато: Что толь<ко?>

Он взъехал на широкий двор *

Вот свет мелькнул его очам *

И вынув в скважину замка

Он входит быстрою стопой

Он руки с трепетом простер

И ткани пауков седых *

О нет! теперь он был бы рад

После стиха В него проник смертельный яд!..:

Исчезнуть рад бы он с земли,

Но муки жизнь его спасли!..

Одежды длинный лоскуток,

Который сгнил, увял, поблек,

Начато: Огром<ный?>

а. Начато: Холо<дный>

б. Ее недолгой жизни след!

После стиха Она погибла в цвете лет…:

Жить и страдать теперь на что?

Она ничто — и всё ничто!..

Вместо стихов с «Да, я преступник, я злодей — по Нам не сойтись одним путем…»:

«Перед людьми преступник я:

Меня казнит судьба моя,

Но о спасеньи не молюсь,

Небес и ада не боюсь!

Пусть вечно мучусь: не беда

Ведь с ней не встречусь никогда!

а. И если б рай был предо мной

б. О! если б рай был предо мной

Начато: Ее улыбку, д<ивный> <взгляд>,

И молви… что земля и рай?

Пустые звучные слова»

Варианты автографа ГИМ (набросок II главы):

Упрек готовый на устах *

И так он пленнику вещал *

Начато: Тебя тернист<ою>

Начато: Ты всё грешил

а. И казнь назначил суд земной

б. И казнь назначил суд людской *

Но в небесах судья другой *

а. Начато: Ему

б. Пред ним с раскаяньем теперь *

Ты мне дела свои поверь. *

После этого стиха — посреди строки Он (подчеркнуто).

Варианты чернового автографа ИРЛИ (набросок III главы):

И далее умчался бой

а. Начато: На гриву борзог<о>

б. Начато: На гриву серо<го>

Смотрел вокруг — он не был лях,

Судя по смуглому лицу

Блистало ярко серебром;.. *

Начато: Ланит

а. Сливались меж густых ресниц,

б. В борьбе сменялись каждый час, *

Всё не могли б уверить вас —

а. Как в тексте.

б. Невыразимой, но простой

Которой блеск всегдашний свой

Мысль неизменная дает,

И самовластно расстилал *

Из глубины сих хладных ран:…

После стиха Из глубины сих новых ран…:

Начато: И был по

Потом коня остановил *

Он здесь… хоть мертвый, хоть живой.

После стиха С пятью рабами бился он,…:

Противу наших удальцов;

Вместо стихов с Здесь, сквозь толпу, издалека… по Три раза с саблей поднялась…:

Напрасно он взывал к своим,

Его всё войско было с ним.

Здесь, сквозь толпу, издалека[2]

Я видел кудри старика,

Я видел, как его рука[3]

С мечом три раза поднялась[4]

Четвертый взмах я тщетно ждал…

Вместо стихов с Но с поля он не побежал… по Не мог бежать, хотя б желал!..:

Напрасно… час его настал…

Он здесь… и грозный сердца бой

Мне говорит, он здесь, он твой.

а. Умолк и слышит слабый стон:

б. Умолк и слышит чей-то стон

в. Начато: Умолк и вдруг

г. Как «а» *

Взглянул и вздрогнул: это он…

Вместо стихов с Главу, омытую в крови,… по «И я узнал тебя! узнал!..»:

Так точно! перед ним лежит

Меж трупами полузарыт[5]

В снегу, с изрубленным челом,

С руками, сжатыми крестом,

Боярин Орша… Кровь ручьем

Бежала по его лицу…

Он, приближаяся к концу,

Читал молитву про себя,

Устами тихо шевеля.

И взор пронзительный тогда

Глубокий взор, где месть, вражда,

И всё, чем ядовит упрек[6]

Всё то, что в людях проклял бог,

Сливалось хладною струей[7]

В какой-то луч полуземной,[8]

Взор, не встречающий преград,

Для жизни гибельный как яд,

Безвестный всадник устремил

На жертву тленья и могил!..

И этот взор в него проник.

Очнулся, вздрогнувши, старик[9]

Главу с усильем приподнял[10]

И слабым голосом сказал:

«Да, я узнал тебя, узнал…».

……………………………………

САШКА

Текст чернового автографа, лл. 60–64 об

Перед началом текста — зачеркнут стих:

Мой дом везде, где есть небесный свод[11]

Следующий текст соответствует стихам с Но каламбуров полный лексикон,… по А просто дочь буфетчика, Маврушка… и с И мудрено ль? С четырнадцати лет… по Как белый мрамор холоден и нем,… Цифры в скобках указывают на соответствующие строфы основного текста.

(75)

И каламбуров полный лексикон,

Как талисман, носил с собою он; —

И быв[12] уверен в дамской благодати,

Не размышлял: — что кстати? что не кстати?

1 (76)

Его отец богатый был маркиз,

Но жертвой стал народного волненья;

На фонаре однажды он повис

— Как было в моде — вместо украшенья;[13]

Приятель наш — парижский Адонис,[14]

Оставив прах родителя судьбине,

Не поклонился гордой гильотине;[15]

Он молча проклял вольность и народ,[16]

И Мирабо, и весь его причет,[17]

Потом взяв трость и сумочку — от скуки[18]

Ушел в Россию поощрять науки.[19]

2[20] (77)

И Саша мой любил его рассказ

Про сборища мятежные, про шумный[21]

Напор страстей и про последний час

Венчанного страдальца; над безумной[22]

Парижскою толпою много раз[23]

Носилося его воображенье;[24]

Там слышал он святых голов паденье,[25]

Меж тем как нищих буйный миллион[26]

Кричал смеясь: «Да здравствует закон»;

И в недостатке хлеба или злата[27]

Просил одной лишь крови у Марата.

3 (78)

Там видел он высокий эшафот.

Прелестная на звучные ступени[28]

Всходила женщина… следы забот,

Следы живых, но тайных угрызений

Виднелись на лице ее. Народ

Рукоплескал. Вот кудри золотые

Посыпались на плечи молодые,

И голова, носившая венец,

Склонилася на плаху… О, творец![29]

Одумайтесь… хоть раз еще, злодеи,[30]

Взгляните вы на нежность этой шеи![31]

Далее над строфой 4 первоначально стояла цифра «5», и ей предшествовал следующий карандашный набросок предполагавшейся строфы 4 (затем зачеркнутый):

Взгляните на величественный стан,

На эту грудь, в которой сердце билось,[32]

Достойное блаженства — как туман[33]

Оно прошло, но… <нрзб.>илось

Ничто — как <1 нрзб.> южных стран

Вкруг топора [пусть] <несколько слов нрзб.>

4 (79)

И кровь с тех пор рекою потекла,[34]

И загремела жадная секира;[35]

И ты, поэт, высокого чела[36]

Не уберег — твоя живая лира

Напрасно по вселенной разнесла

Всё, всё, что ты считал своей душою —

Слова, мечты с надеждой и тоскою…[37]

Напрасно — ты прошел кровавый путь,[38]

Не отомстив, и творческую грудь[39]

Ни стих язвительный, ни смех холодный[40]

Не посетил — и ты погиб бесплодно![41]

5 (80)

И Франция упала за тобой[42]

К ногам убийц, бездушных и ничтожных;[43]

Никто не смел возвысить голос свой;

Из мрака мыслей, гибельных и ложных,

Никто не вышел с твердою душой —

Меж тем как в тайне взор Наполеона

В них зрел ступени будущего трона;

Я в этом тоне мог бы продолжать

Не истощив предмета — но писать

Об том, что было двести раз в газетах,[44]

Смешно, тем больше об таких предметах!

Первоначально строфа кончалась следующими шестью стихами, впоследствии зачеркнутыми:

И что ж? трехцветные знамена величаво[45]

Из стана в стан неслись на пир кровавый,

Но по конец, Вандея, ты одна

Изгнанникам осталася верна.[46]

Твой первый крик с твоим последним стоном[47]

Всегда был: верность и любовь к Бурбонам![48]

6 (81)

К тому же я совсем не моралист.

Ни блага в зле, ни зла в добре не вижу; —

Я палачу не дам похвальный лист,

Но клеветой героя не унижу![49]

Ни плеск восторга, ни насмешки свист

Не созданы для мертвых, царь иль воин,[50]

Хоть он отличья иногда достоин,[51]

Но верно нам за тяжкий мавзолей

Не благодарен в комнатке своей;

И длинным одам внемля поневоле,[52]

Зевая вспоминает о престоле.[53]

7 (82)

Я прикажу, кончая дни мои,[54]

Отнесть свой труп в пустыни, и высоко

Курган над ним насыпать, и любви

Символ ненарушимый, одинокой

Поставить крест; быть может, издали,[55]

Когда туман протянется в долине

Иль свод небес взбунтуется, к вершине

Гостеприимной нищий пешеход,

Его заметив, медленно придет

И, отряхнувши посох, безнадежней[56]

Вздохнет о жизни будущей и прежней!

8 (83)

И проклянет, склонясь на крест святой,

Людей и небо, время и природу;[57]

И проклянет грозы бессильный вой

И пылких мыслей тщетную свободу.

Но нет! К чему мне слушать плач людской?[58]

На что мне черный крест, курган, гробница! — [59]

Пусть отдадут меня стихиям! Птица

И зверь, огонь и ветер, и земля

Разделят прах мой; и душа моя[60]

С душой вселенной, как эфир с эфиром,[61]

Сольется — и развеется над миром!

9 (84)

Пускай от сердца, полного тоской[62]

И желчью тайных, тщетных сожалений,[63]

Подобно чаше, ядом налитой,

Следов не остается; без волнений[64]

Я выпил яд — по капле — ни одной[65]

Не уронил; но люди не видали

В лице

Скачать:TXTPDF

Варианты поэм Лермонтов читать, Варианты поэм Лермонтов читать бесплатно, Варианты поэм Лермонтов читать онлайн