Скачать:TXTPDF
На краю света

идти, а поверху летать, но, имея, как прузи, крыльца малые, а чревища великие[114], далеко не залетят и не прольют ни света веры, ни услады утешения в туманы нашей родины, где в дебрь из дебри ходит наш Христос – благий и добрый и, главное, до того терпеливый, что даже всякого самого плохенького из слуг своих он научил с покорностью смотреть, как разоряют его дело те, которые должны бы сугубо этого бояться. Мы ко всему притерпелися, потому что нам уже это не первый снег на головы. Было и то, что наш «Камень веры»[115] прятали, а «Молот» на него немецкого изделия всем в руки совали, и стричь-то и брить-то нас хотели, и в аббатиков переделать желали.[116] Один благодетель, Голицын, нам свое юродское богословие указывал проповедовать; другой, Протасов[117], нам своим пальцем под самым носом грозил; а третий, Чебышев[118], уже всех превзошел и на гостином дворе, как и в синоде, открыто «гнилые слова» изрыгал, уверяя всех, что «бога нет и говорить о нем глупо»… А кого еще вперед сретать будем и что нам тот или другой новый петух запоет, про то и гадать нельзя. Одно утешение, что все они, эти радетели церкви русской, ничего ей не сделают, потому что не равна их борьба: церковь неразорима, как здание апостольское, а в сих певнях[119] дух пройдет, и не познают они места своего.[120] Но вот что, господа, мне кажется крайне бестактно, – это то, что иные из этих, как их ныне стали звать, лица высокопоставленные, или широкорасставленные, нашей скромности не замечают и ее не ценят. Это, поистине скажу, неблагодарно: им бы не резон нарекать на нас, что мы терпеливы да смирны… Будь мы понетерпеливее, так, бог весть, не стали бы сожалеть об этом очень многие, и больше всех те, иже в трудех не суть и с человеки ран не приемлют, а, обложив туком свои лядвии[121], праздно умствуют, во что бы им начать верить, чтобы было только о чем-нибудь умствовать. Поцените же вы, господа, хоть святую скромность православия и поймите, что верно оно дух Христов содержит, если терпит все, что богу терпеть угодно. Право, одно его смирение похвалы стоит; а живучести его надо подивиться и за нее бога прославить.

Мы все без уговора невольно отвечали:

– Аминь.[122]

Примечания

1

…в Тюбингене, Лондоне или Женеве… – Тюбинген – университетский город в Германии, прославившийся своим богословским факультетом; Женева – центр реформатской церкви; Лондон – англиканской.

2

…сидит у кладезя с женой самаритянской… – Этот евангельский сюжет разрабатывался многими художниками. Здесь, возможно, имеется в виду картина Рембрандта (1606–1669) «Христос и самаритянка» (1655). Речь идет об эпизоде из Евангелия от Иоанна (IV) – встрече Христа с жительницей Самарии, язычницей и грешницей, которой, к удивлению окружающих, Христос изложил основы своего учения.

3

«…ему уж слишком все равно, сколько эта женщина имела мужей и что нынешний муж – ей не муж?» – перефразированная цитата из Евангелия от Иоанна (IV, 17–18).

4

Христа целует… Иуда. – Возможно, имеется в виду картина Рубенса (1577–1640) «Поцелуй Иуды».

5

коварный фарисей с динарием. – Речь идет о картине Тициана (ок. 1477 или 1485/90–1576) «Динарий кесаря» (ок. 1518). Фарисеи, враги Христа, задали ему провокационный вопрос, позволительно ли платить налоги римскому кесарю (императору). На это Христос ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу» (Евангелие от Матфея, XXII, 15–21).

6

Кауер-Старший (1831–1893) – немецкий скульптор. «Голова Христа» была изваяна им для церкви св. Павла в Шверине, построенной в 1862–1869 гг.

7

Платон (427–347 до н. э.) – великий древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа.

8

Метсу (Метсю), Габриэль (ок. 1629–1667) – голландский художник-жанрист. Картина, о которой говорит архиерей, вероятно, принадлежит другому голландскому художнику – Кв. Метцису (1456–1529).

9

Лафон, А. (1815–1901) – французский художник. Имеется в виду его картина «Христос в пещере» (1861).

10

«Sacre coeur» («Пресвятое сердце») – культ Сердца Христова, возникший в XVII веке во Франции.

11

Гверчино (правильно: Гуэрчино, наст. фам. Барбьери), Джованни-Франческо (1591–1666) – итальянский художник, представитель болонской школы барокко. Имеется в виду его картина «Венчание тернием».

12

Ренан, Жозеф-Эрнест (1823–1892) – французский писатель, историк религии. Главный его труд – «История начал христианства» (первый том – «Жизнь Иисуса») (1863).

13

Лафатер, Иоганн-Каспар (1741–1801) – швейцарский писатель, священник и богослов, автор трактата «Физиономика» (1772–1778) – труда об искусстве познавать характер человека по внешним его чертам.

14

…в отдаленную сибирскую епархию. – В 1838 году Вятский епископ Нил был переведен из Вятки в Иркутск с повышением в чин архиепископа и пробыл в Сибири до 1854 г.

15

Ставленник – лицо, готовящееся принять духовный сан.

16

Орлецкруглый коврик с изображением града и орла, подкладываемый под ноги епископу во время богослужения; град – в знак его епископства во граде, орел – в знак чистого и правильного богословского учения (орелсимвол высокого парения духа Иоанна Богослова).

17

Горнее местовозвышение за престолом в алтаре.

18

…«да святится имя Твое»… – Слова из молитвы «Отче наш» (Евангелие от Матфея, VI, 9–13).

19

…и возглашает: «от лукавого». – Последние слова «Отче наш»: «избави нас от лукавого».

20

Троица Святая. – мое вам почтение… – Правильно: «Троице Святая, слава Тебе» (молитва св. Иоанникия).

21

…благодарит, «яко насытил земных благ», и просит не лишить и «небесною царствия»… – слова из «Молитвы после вкушения пищи».

22

Цивилист – здесь: штатский.

23

Дикуша – сибирская черная смородина.

24

Верю, потому что нелепо (лат).

25

Буддисиды – существа, достигшие совершенства в следовании учению Будды; боги и полубоги.

26

Тенгерины – в шаманизме – духи, олицетворяющие природу, стихии и т. д.

27

Ангоны (или оногоны) – шаманские идолы, олицетворяющие души умерших предков.

28

Мирница – сосуд для хранения миро – благовонного масла, освящаемого для последующего за таинством крещения миропомазания.

Дароносица – сосуд, в котором хранятся святые дары (освященные для причастия хлеб и вино).

29

О, роде лукавый, доколе живу с вами и терплю вас? – не совсем точная цитата из Евангелия от Матфея (XVII, 17).

30

…тех, кои ни горячи, ни холодны, господь обещал изблевать с уст своих… – перифраза из Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова, III, 16.

31

Моисей, божий избранник – Моисей – законодатель и вождь еврейского народа.

32

Чермного моря не рассеку и из степи не выведу… – Согласно Ветхому Завету, Моисей по повелению бога жезлом рассек Чермное (Красное) море и вывел по нему, как по суше, свой народ из Египта. Фараон и его войско, преследовавшие израильтян, погибли в сомкнувшихся над ними волнах моря. Степьпустыня, через которую шли древние евреи из египетского плена (Исход, XIV, 21–23).

33

Рекреацияперерыв для отдыха между занятиями.

34

Троица во единице – догмат о Троице; бог един, но, будучи един по существу, он в то же время троичен в лицах: бог-отец, бог-сын (Христос), бог-дух святой.

35

…в дусе хлада тонка… – в веянии легкого ветерка.

36

Притоманный – коренной, основной, собственный.

37

…голубком приоборкается… – укроется, воркуя.

38

Щунял… келейно… – бранил, усовещивал наедине.

39

Амвонместо перед царскими вратами (центральным входом в алтарь).

40

Гурий (ок. 1500–1563) – первый архиепископ Казанский (с 1555 г.) по завоевании Казани Иваном Грозным.

41

Гурий (ок. 1500–1563) – первый архиепископ Казанский (с 1555 г.) по завоевании Казани Иваном Грозным.

42

Нетяги – слабосильны, не дюжи.

43

Платон митрополитмитрополит Московский, Платон (Левшин, 1737–1812) – церковный писатель и выдающийся оратор.

44

…во Христа-то мы крестимся, да во Христа не облекаемся… – Перефразированная цитата из Послания к галатам св. апостола Павла (III, 27). Смысл: мы принимаем крещение, но истинными, настоящими христианами не становимся. Галаты – народ, живший в Малой Азии.

45

Кирилл Иерусалимский (315–386) – епископ, автор «Тайноводственных» проповедей, видный христианский мыслитель.

46

«Симон Волхв в купели тело омочи водою, но сердце не просвети духом, и сниде, и изыде телом, а душою не спогребеся, и не возста». – Симон Волхв омочил водою свое тело в купели (т. е. крестился), но сердце не просветил духом и страдал телом, но душою не распинался с Христом, и потому не воскрес. Ср. «Я Иоанн Креститель крещу вас в воде… но… Он Христос будет крестить вас духом святым..» (Евангелие от Матфея, III, 11). Симон Волхвоснователь раннехристианской секты елениан.

47

…будут и крещеные, которые услышат «не вем вас»… – «Не вем вас» – не знаю вас. Эти слова по предсказанию Христа услышат в Судный день люди, формально исполнявшие обряды, но не делавшие добра. Цитата из Евангелия от Матфея (VII, 23) приведена Лесковым неточно.

48

…оправдятся и внидут… (церковнослав.) – оправдаются и войдут в Царство небесное.

49

«Будьте хитры, как змии…» – неточная цитата из Евангелия от Матфея (X, 16).

50

…все добро зело. – «И виде Бог вся, елика сотвори и се добра зело» – «И увидел Бог все, что Он сотворил, и что это весьма хорошо» (Бытие, I, 31).

51

Катехизис – правила веры, краткое изложение учения в вопросах и ответах.

52

Тертуллиан (ок. 160–222) – богослов, в своих сочинениях требовал буквального понимания текстов св. Писания. В трактате «О зрелищах» он запрещает христианам заниматься искусствами и ремеслами, участвовать в языческих праздниках и т. д.

53

В языцех (церковнослав.) – в народах.

54

…поплевал на глаза, а потом открыл их… – неточная цитата из Евангелия от Марка (VIII, 23).

55

…он с пастухами ходил… – Кириак передает этот эпизод (Евангелие от Луки, IX, 1–41) очень вольно, в духе народных легенд, почему архиерей и замечает, что он «в катехизаторы» не годится.

56

ключ Давидов… – далее следует цитата из Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова (III, 7).

57

…многия книги безумным тя творят… – слова римского наместника в Иудее Феста, обращенные к апостолу Павлу при допросе последнего (Деяния Апостолов, XXVI, 24). Цитата неточная.

58

Аммос – библейский пророк, был пастухом и, по преданию, собирал ягоды, когда бог приказал ему пророчествовать.

59

Против закона и справедливости (лат.)

60

…«все преодолевший и все отвергший» бог Фо… – прозвище Будды, преодолевшего все соблазны и искушения мира и отвергнувшего все его мнимые радости.

61

Далай-лама – высшее духовное лицо в ламаизме, почитается вечно возрождающимся божеством на земле.

62

…поворачивает на спиритскую. – В 70-е гг. XIX в. в Петербурге увлекались спиритизмом.

63

«О прока» – офранцуженное русское слово «напрокат».

64

Епитимьяпокаяние, церковное наказание. На гражданскую и духовную службу в Сибирь часто посылались лица, неугодные начальству, совершившие какой-либо проступок.

65

«Что ми хощете дати, да аз вам предам?» – Что дадите мне за то, что я вам его Христа выдам? – слова предавшего Христа Иуды Искариота, с которыми он обратился к первосвященникам иудейским (неточная цитата из Евангелия от Матфея, XXVI, 15).

66

Шигемуни – Шакья Муни, т. е. Будда.

67

Сумбер (правильнее – Сумер) – в буддийской космологии – высочайшая гора, населенная небесными гениями, благожелательными к людям. Во время разрушения мира она погибнет последней – будет сожжена пятым солнцем.

68

Кирик – новгородский «черный дьякон» XII в. – предложил епископу

Скачать:TXTPDF

идти, а поверху летать, но, имея, как прузи, крыльца малые, а чревища великие[114], далеко не залетят и не прольют ни света веры, ни услады утешения в туманы нашей родины, где