Третий путь Герберта Маркузе, Роберт Штейгервальд
Перевод с немецкого А. Д. Попова и В. М. Родина
Под редакцией и с предисловием Я. Г. Фогелера
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» МОСКВА. 1971 год
Маркузе — один из крупнейших современных
буржуазных философов, наиболее агрессивно вы-
ступающий против коммунизма. Показ классовой
природы его философских концепций, вскрытие их
опасной сущности — наиболее актуальная задача,
стоящая перед марксистами-ленинцами.
Книга содержит глубокий и всесторонний ана-
лиз взглядов Маркузе, дает развернутую и аргу-
ментированную критику его философских постро-
ений, под влияние которых подпадают многие лю-
ди на Западе, и прежде всего молодежь.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию советского читателя книга,
написанная западногерманским философом-марксистом
Робертом Штейгервальдом, представляет значительный
интерес. Она посвящена критике философских и полити-
ческих идей американского философа немецкого проис-
хождения Герберта Маркузе, имя которого получило ши-
рокую известность в капиталистическом мире во второй
половине шестидесятых годов. Как идеолог левобуржуаз-
ного экстремизма, Г. Маркузе явился своеобразным
«идейным отцом» того широкого движения «новых ле-
вых», которое нашло свое наиболее яркое проявление в
студенческих бунтах 1967—1968 годов в капиталистиче-
ских странах Америки и Западной Европы. Смыкаясь с
другими псевдореволюционными идеологами этого дви-
жения — с троцкистами, анархистами, маоистами, с мел-
кобуржуазными теоретиками «третьего пути», Маркузе
все же развил и проповедовал такие варианты идеологии
«левого» оппортунизма, которые наиболее ярко и адек-
ватно выразили характерные настроения социальных
слоев, принявших участие в «левом» движении. Растущее
среди масс разочарование «американским образом жиз-
ни», несбывшиеся мечты о создании общества «всеобще-
го благоденствия», всеобщее возмущение кровавой аме-
риканской агрессией в Индокитае — все эти и другие
факторы получили к середине шестидесятых годов свое-
образное отражение в идеологии «новых левых». Широ-
кое движение солидарности с национально-освободитель-
ной борьбой колониальных и зависимых народов вско-
лыхнуло умы и сердца многих людей во всех странах
мира, в том числе и части интеллигенции и студенчества
в таких цитаделях империализма, как США и ФРГ.
Но там, где влияние коммунистических партий, револю-
ционной идеологии рабочего класса было еще недоста-
точными, получили определенное влияние такие идеологи
«нового левого» движения, как Маркузе. Особенно в
3
США и ФРГ многолетняя пропаганда антикоммунизма
ин питисовстизма, подавление коммунистического движе-
ния мешали и мешают оппозиционно настроенной части
средних слоев, бурно растущей мелкобуржуазной интел-
лигенции и молодежи сблизиться с рабочим движением
и воспринять идеи научного коммунизма. Смыкаясь в
этом отношении не только с идеологами правого оппорту-
низма, но и с профессиональными антикоммунистами
крайне правого толка, Маркузе именно в этих странах
своеобразно спекулировал на политической незрелости и
глубоко укоренившихся антикоммунистических предрас-
судках, впервые вышедших на арену социальной борьбы
широких слоев населения.
В то же время опыт классовой борьбы последних лет
еще раз подтверждает, что умелая марксистско-ленин-
ская критика, примером которой может служить и пред-
лагаемая книга страстного пропагандиста марксизма
Р. Штейгервальда, способна помочь лучшей части под-
линных борцов из числа движения «новых левых» освобо-
диться от оков антикоммунизма и перейти на сторону ре-
волюционного рабочего движения, под испытанные
знамена коммунистических партий. Замечательное под-
тверждение этому — героическая Анджела Дэвис, кото-
рая прошла сложный жизненный путь: американская
негритянка, рано познавшая ужас расизма, она не сразу
стала коммунисткой. Ее первые шаги в университетах
США, Франции и ФРГ (в частности, и в университете
Франкфурта-на-Майне) проходили под определенным
влиянием идей Маркузе. Но в те годы, когда Анджела
Дэвис изучала философию под руководством одного из
тогдашних горячих последователей Маркузе, доцента
Франкфуртского университета Оскара Негта, —в том же
Франкфурте-на-Майне писал свою книгу и в острых спо-
рах с радикально настроенными студентами критиковал
философию Маркузе западногерманский коммунист Ро-
берт Штейгервальл. Многим радикально настроенным
студентам и молодым рабочим ФРГ Р. Штейгервальд
помог преодолеть «детскую болезнь левизны» и найти
путь к марксизму-ленинизму.
Франкфуртский университет долгие годы являлся цент-
ром идейного влияния Маркузе. В годы, предшествовав-
шие установлению гитлеровского господства в Германии,
здесь сложилась известная франкфуртская школа в
области философии и социологии, то есть то идеиное те-
4
чение, в недрах которого формировались и развивались
взгляды Маркузе. Здесь, в Институте социальных иссле-
дований, начали свою деятельность основоположники этой
школы — М. Хоркхеймер и Т. В. Адорно. Вместе с основ-
ными представителями этого течения Маркузе в начале
30-х годов эмигрировал в США, Хоркхеймер и Адорно
вскоре после окончания второй мировой войны вернулись
во Франкфурт-на-Майне, Маркузе и Фромм остались в
Америке, но часто приезжали и читали лекции во Франк-
фуртском и других западноевропейских университетах.
После отставки Хоркхеймера и смерти Адорно традицию
франкфуртской школы продолжают нынешний руководи-
тель Института социальных исследований проф. Ю. Ха-
бермас, а также проф. Х. Байэр, Л. Фридебург, доценты
А. Шмидт, О. Негт, А. Веллмер и др. Учитывая роль и
значение франкфуртской школы в современной идеологи-
ческой борьбе, в особенности ее влияние среди ревизио-
нистов наших дней, необходимо подчеркнуть вклад
Р. Штейгервальда в критику этих идей. В феврале
1970 года философы-марксисты ФРГ провели во Франк-
фурте-на-Майне первую научно-теоретическую конферен-
цию, посвященную критике идей франкфуртской школы:
опубликованные в ФРГ материалы этой конференции яв-
ляются ценным вкладом западногерманских коммунистов
в защиту и развитие идеологии марксизма-ленинизма.
В своем докладе на этой конференции «Насколько кри-
тична критическая теория Герберта Маркузе?» Р. Штей-
гервальд говорил: «Теория Маркузе не есть каприз
отдельной личности. Она выразила в понятиях суть на-
строений целого социального слоя. Речь идет о той части
новой, особенно интеллектуальной мелкой буржуазии, ко-
торая сознает, что она живет в исторически безвыходном
положении, но все же не готова еще полностью и безого-
ворочно перейти на позиции социалистического рабочего
движения. Оставаясь между фронтами, она предпочитает
оправдывать эту свою позицию утонченным антисоциа-
лизмом» 1. Принципиальная критика западногерманскими
коммунистами идей Маркузе и всей идеологии «новых ле-
вых» уже дала в ФРГ конкретные результаты. Тот самый
Социалистический немецкий студенческий союз, который
еще в середине шестидесятых годов имел определенные
заслуги в мобилизации оппозиционных сил в борьбе про-
тив империализма, возглавлял левое студенческое движе-
ние в ФРГ и активно проповедовал идеи Маркузе, к концу
5
шестидесятых годов был охвачен непреодолимым кризн-
сом и самораспустился. Его место в авангарде прогрес-
сивного студенческого движения во многих университетах
ФРГ занял новый студенческий союз «Спартак», стоящий
на позициях научного социализма и сотрудничающий с
западногерманскими коммунистами. Конечно, подобные
примеры не означают, что задача критического преодо-
ления влияния идей Маркузе и других проповедников
«третьего пути» решена. Негативные примеры этого влия-
ния можно привести из опыта классовой борьбы многих
стран. Об этом говорилось и на ХХПУ съезде КПСС.
«По-прежнему актуальна борьба против правого и
«левого» ревизионизма, против национализма, — говори-
лось в Отчетном докладе ЦК ХХГУ съезду КПСС. —
Именно на националистические тенденции, и в особенно-
сти те из них, которые принимают форму антисоветизма,
буржуазные идеологи, буржуазная пропаганда охотнее
всего делают ныне ставку в борьбе против социализма и
коммунистического движения. Они подталкивают опнор-
тунистические элементы в компартиях к своего рода
идеологической сделке. Они как бы говорят им: докажите,
мол, что вы антисоветчики, а мы будем готовы провозгла-
сить, что вы-то и есть подлинные «марксисты» и занимаете
вполне «самостоятельные нозиции». Ход событий пока-
зывает, кстати, что такие люди становятся на путь борь-
бы и против компартий в своих странах. Пример тому —
ренегаты типа Гароди во Франции, Фишера — в Австрии,
Петкова — в Венесуэле, деятелей группировки «Манифе-
сто» в Италии. Борьбу против такого рода элементов
братские партии рассматривают как важное условие
укрепления своих рядов. Таким образом, даже эти при-
меры —а их можно было бы умножить — свидетельству-
ют о том, что борьба против ревизионизма и национализ-
ма остается важной задачей коммунистических партий» ?.
Предлагаемая в русском переводе книга Р. Штейгер-
вальда возникла непосредственно в ходе борьбы западно-
германских коммунистов за преодоление влияния псевдо-
революционных идей «левого» оппортунизма. Ее автор
является видным участником этой борьбы и завоевал сво-
ими научными трудами признание не только в ФРГ, но
и за ее пределами. Он родился во Франкфурте-на-Майне
в 1925 году, в семье рабочего и рано начал трудовую дея-
тельность. Сын активного антифашиста, Р. Штейгервальдх
в 1945 году участвует в создании первых послевоенных
6
социалистических организаций рабочей молодежи в ФРГ,
становится одним из руководителей социал-демократиче-
ского союза молодежи «Соколы» в земле Гессен и вскоре
вступает в конфликт с правым руководством СДПГ. Вме-
сте с группой передовых молодых социалистов Р. Штей-
гервальд порывает с СДПГ и вступает в ряды Коммуни-
стической партии Германии. В связи с этим американские
оккупационные власти еще в 1948 году лишают его рабо-
ты в молодежной редакции гессенского радиовещания, а
несколько лет спустя Роберту Штейгервальду пришлось
за свою коммунистическую деятельность отсидеть пять лет
в застенках боннского государства. Эти годы, как он сам
впоследствии рассказывает, были для него и годами свое-
образного университета и закалки. Выйдя на свободу, он
работает некоторое время в качестве наборщика-печатни-
ка, а вскоре становится одним из редакторов теоретиче-
ского марксистского журнала «Марксистише Блеттер»,
выходящего во Франкфурте-на-Майне с 1962 года, Здесь
он систематически публикует свои научные статьи по фи-
лософии и по самым актуальным вопросам идеологиче-
ской и политической борьбы.
В апреле 1969 года Р. Штейгервальд — делегат перво-
го съезда Германской коммунистической партии в Эссене.
К этому времени он уже успел блестяще защитить диссер-
тацию, посвященную критике философии Маркузе, и по-
лучить степень доктора философии. Эта диссертация и
легла в основу предлагаемой книги, которая в первом ва-
рианте была опубликована в издательстве Академии наук
ГДР и по лицензии в прогрессивном издательстве
«Паль — Ругенштейн» в ФРГ.
Советский читатель получит из предлагаемой книги
наиболее полное представление о научной несостоятель-
ности и реакционной направленности идей Маркузе. Под-
ходя исторически к анализу формирования и развития
этих идей, Р. Штейгервальд выделяет в деятельности
Маркузе три периода. В период 1928—1932 годов Марку-
зе принадлежал в дофашистской Германии к тому кругу
леволиберальной буржуазной интеллигенции, который
группировалея вокруг франкфуртского Института соци-
альных исследований и часто сближался с идеологами
тогдашнего правого руководства СДПГ. Первым непо-
средственным философским наставником Маркузе был
основоположник немецкого экзистенциализма М. Хай-
деггер. Р. Штейгервальд впервые в марксистской литера:
7
туре подробно исследует генезис той экзистенциалистской
ревизии диалектического и исторического материализма,
одним из зачинателей, которой был Г. Маркузе в первый
период своей деятельности. Третья глава книги Р. Штей-
гервальда, посвященная критике маркузианских идей
этого периода, подверглась в русском издании некоторым
сокращениям. Опущены разделы, посвященные первой
философской статье Маркузе, в которой он под видом
«феноменологии исторического материализма» сделал
одну из первых попыток «соединения» экзистенциализма
с марксизмом (1928 г.); в другой статье тех лет Маркузе
с тех же позиций критиковал австрийского неокантианца
Макса Адлера. Решающее значение для понимания со-
временного маркузианства имеет данный в этой главе
глубокий анализ той ревизии идей молодого Маркса, с
которой Маркузе выступил в 1932 году в теоретическом
органе СДПГ «Ди гезельшафт». Проблематика отчужде-
ния, поднимаемая в этом «комментарии» Маркузе к впер-
вые опубликованным в те годы «Экономическо-философ-
ским рукописям 1844 г.» К. Маркса, подробно разработа-
на советскими и зарубежными философами-марксистами
и достаточно знакома советским читателям.
Второй период деятельности Г. Маркузе протекал в
основном в 1933—1941 годах в США. Характеризуя ра-
боты этого периода, Р. Штейгервальд в четвертой главе
своей книги раскрывает противоречивость идейной эво-
люции Маркузе в те годы. С одной стороны, Маркузе
включился в борьбу против гитлеровского фашизма, что
нашло свое отражение в целом ряде очерков тех лет, и в
особенности в завершающей этот. период книге «Разум и
революция. Гегель и возникновение социальной теории»
(1941 г.). Р. Штейгервальд справедливо увидел в этой
книге лучшее произведение Маркузе, хотя именно здесь
сделана новая попытка ревизии философии Маркса с по-
зиции левого неогегельянства. С другой стороны, этот
период завершается переходом Маркузе на службу в
Управление стратегической разведки США, что привело
не только к длительному перерыву в его философских
публикациях (1941—1952 гг.) , но, очевидно, положило на-
чало новому, третьему периоду во всей его деятельности.
В философском плане для начала третьего послевоен-
ного периода характерно обращение Маркузе к идеям
фрейдизма. Подобно Фромму и другим представителям
франкфуртской школы, Маркузе