Скачать:TXTPDF
Третий путь Герберта Маркузе, Роберт Штейгервальд
на «истинный. марксизм». В период
‚начавшейся затем относительной стабилизации капита-
лизма, продолжавшейся несколько лет, концепции «треть-
его пути» играли менее значительную роль. Однако такое

42
положение совершенно не случайно изменилось с насту-
плением великого мирового экономического кризиса и его
идеологических последствий. На это время приходится
опубликование известных ранних произведений Маркса,
за которые ухватились теоретики левобуржуазных взгля-
дов. Наиболее сильной по своему содержанию и воздей-
ствию работой этого рода и этого периода является ком-
ментарий Герберта Маркузе к «Экономическо-философ-
ским рукописям», завершенным Марксом в 1844 году во
Франции. Мы еще вернемся к этому комментарию.

Фашизм и вторая мировая война прервали в Германии
деятельность также и левобуржуазных теоретиков. Все
же некоторые из их ведущих представителей продолжали
в эмиграции разрабатывать свои теории. К ним принадле-
жал и Маркузе. В новых условиях формировался в анти-
фашистской борьбе союз между рабочим движением и
частью буржуазно-демократических, буржуазно-гумани-
стических сил, и это приводило к усилению антифашист-
ских и к ослаблению антисоветских и антикоммунистиче-
ских аспектов в теориях подобных левобуржуазных мыс-
лителей.

После второй мировой войны сложилась во многих
отношениях иная ситуация в классовой борьбе. Хотя не-
медленно вновь появилась концепция «третьего пути», ее
воздействие, однако, приобрело сложный характер.

В Германии в рамках общих закономерностей, кото-
рые определяют характер нашей эпохи и современной
идеологической классовой борьбы, действовали некоторые
особые факторы. К ним относится прежде всего воен-
ное поражение германского империализма. Это в кор-
не изменившееся соотношение сил в мире и в Герма-
нии наложило свой отпечаток на идеологическую клас-
совую борьбу. Идеями марксизма-ленинизма была
вдохновлена победа Советского Союза. В ходе и в резуль-
тате освободительной борьбы их восприняла новая зна-
чительная часть трудового народа многих стран. В ряде
других стран эти идеи доказали свою способность слу-
жить путеводной звездой при решении сложных задач.
Одновременно учение Маркса, Энгельса, Ленина в воз-
растающей мере становилось компасом для антиколо-
ниальных движений. В некоторых главных империали-
стических странах возникли сильные, массовые марк-
систско-ленинские партии.

Все это обусловило значительное распространение

43
марксизма. Хотя догматизм, известиый упрощенческий
подход к теории, культ личности, серьезные нарушения
социалистической законности создали немалые трудно-
сти, все же в целом возникли намного более благопри-
ятные условия для творческого развития марксистско-
ленинской теории.

Но и для буржуазной философии возникли новые
условия, причем создалась сложная диалектическая
ситуация.

Среди государств, боровшихся против фашизма и
победивших, находились и такие, которые сражались
под знаменем буржуазных идеалов свободы и демокра-
тии. Господствующие круги западных империалистичес-
ких держав долгое время поощряли германский импери-
ализм и фашизм и охотно видели в нем острие, на-
правленное против СССР. Международное развитие
вынудило их вступить в войну против гитлеровской
Германии. При этом им пришлось пропагандировать
антифашистские идеи, давно преданные ими буржу-
азно-демократические идеалы. Народы этих стран дей-
ствительно боролись за эти идеалы. По крайней мере
вначале они связывали с этими идеалами далеко иду-
щие, антикапиталистические, социалистические цели.
Примечательно, что большинство английского народа
выбрало в 1945 году не консервативную, то есть откры-
то выражающую интересы крупного капитала партию
военного триумфатора Черчилля, а лейбористскую
партию, на которую народ возлагал свои надежды со-
циалистического характера!

Все это обусловило возрождение буржуазно-демокра-
тических и буржуазно-гуманистических идеалов. Именно
представители левобуржуазных воззрений получили в
связи с этим новые более благоприятные возможности
борьбы 3!. Трудности и временные срывы в сопиалистиче-
ском строительстве некоторых стран, а также возрожде-
ние буржуазно-демократических и гуманистических идеа-
лов послужили толчком для распространения концепции
«третьего пути».

Такие принципы были тогда выгодны немецкой импе-
риалистической буржуазии, совершенно или в значитель-
ной мере лишенной своих политических, идеологических
и военных средств власти. Тотализация буржуазной идео-
логии фашизмом, переход всех основных школ буржуаз-
ной философии на фашистские позиции привели и к по-

44
ражению империалистической идеологии в тот момент,
когда был разбит германский империализм. Это банкрот-
ство было к тому же подкреплено материально и юриди-
чески актами международного осуждения этой идеологии
(например, в Потсдамском соглашении).

В этих условиях развивалась с тех пор идеологическая
классовая борьба между буржуазией и нролетариатом.
Критика в адрес марксизма появилась вначале лишь в
социал-демократической ревизионистской или теологиче-
ской форме. Эта критика пользовалась «демократически-
ми» и «европейскими» аргументами с целью, поставив
фашизм и коммунизм на одну доску под знаком «тотали-
таризма», развить своего рода официальный крупнобур-
жуазный вариант «третьего пути».

Из этого варианта, в свою очередь, выделился лево-
буржуазный вариант «третьего пути», который сначала
обратился к тезисам экзистенциализма — этой философ-
ской реакции мелкой буржуазии на общий кризис капи-
тализма. Экзистенциализм с его стереотипами о бессмыс-
ленности бытия, загадочности и непознаваемости мира,
с его абсолютизацией субъекта и его «проекта», который
только и придает смысл существованию, был желателен
для буржуазии непосредственно после окончания войны,
в период наибольшей слабости германского империализ-
ма, когда речь шла как раз, наоборот, о том, чтобы «рас-
крыть» бытие и смысл фашизма, создать условия для
новой жизни, претворить в жизнь новый гуманизм.

При этом влияние экзистенциализма Сартра и Мерло-
Понти было сильнее, чем воздействие немецкого экзистен-
циализма. Оба автора в противоположность в основном
пассивно-квиетистскому характеру немецкого экзистен-
циализма развили более активную разновидность этой
философии. В центре ее внимания стояла не проблема
смерти, а проблема свободы, хотя и истолкованной в
субъективистском духе. Кроме того, Сартр и его друзья
были активными борцами Сопротивления, в то время как
главные представители немецкого экзистенциализма ли-
бо, подобно Хайдеггеру, вначале активно примкнули к
нацистам, либо, подобно Ясперсу, разочаровались в поли-
тике 32. Французские экзистенциалисты, будучи активны-
ми мелкобуржуазными антифашистами, но не марксиста-
ми, кокетничали с некоторыми элементами марксизма.
По этой причине их хорошо можно было использовать
для философского обоснования «третьего пути» между

45
капитализмом и социализмом. Буржуазия сознательно
подключилась в период своей слабости, действуя по ста-
рому рецепту, к этой наиболее левой разновидности бур-
жуазного сознания, что облегчалось тем, что руководство
СДПГ предпочло тогда идти «третьим путем».

Несколько позднее левокатолические и протестантские
круги впервые вновь выступили с претензией на раскры-
тие гуманистического содержания в произведениях моло-
дого Маркеа. Здесь следует назвать Вальтера Диркса,
Кнаппштейна, Пауля Тиллиха и Эриха Тира. Они вслед
за Маркузе и де Маном занялись комментариями к «Эко-
номическо-философским рукописям» Маркса, но не наш-
ли тогда широкого отклика. Время для столь далеко иду-
щего левобуржуазного «возрождения» Маркса еще не
наступило.

Это связано и с тем, что к этому времени власть гер-
манского империализма уже начала консолидироваться.
В период ожесточенной холодной войны буржуазные кру-
ги проявляли мало интереса к любому виду своеобразной
дискуссии вокруг марксизма. Левые варианты «третьего
пути» временно утратили свою значимость в классовой
борьбе, тем более, что и со стороны марксистов в услови-
ях обостренной холодной войны не уделялось внимания
возможностям политического союза с некоторыми сторон-
никами левобуржуазных взглядов.

Мы переживаем с тех пор период прямой, острой тео-
ретической атаки на марксизм, ведущейся прежде всего
клерикальными силами 33.

Однако некоторые круги христианской церкви доволь-
но рано поняли — примерно в 1952—1954 годах, — что
стремление к уничтожению коммунизма чревато атомной
катастрофой. Из среды этих кругов, начиная с того вре-
мени, развивается течение, которое постоянно растет и
лучше всего характеризуется словами Брокмёллера о
«крещении коммунизма» — а сегодня больше говорят о
«крещении диалогом». Однако среди сторонников этой
новой формы «третьего пути» мы встречаем и в ФРГ
искренне прогрессивных деятелей, таких, например, как
евангелический теолог Гольвитцер.

Первым выражением этой новой тенденции была всту-
пительная лекция доминиканца Марселя Рединга, прочи-
танная на кафедре теологической морали университета
в Граце в 1952 году. Тема лекции «Фома Аквинский и
Карл Маркс». Рединг согласился считать Маркса, как и

46
Фому, гениальным и оригинальным последователем Ари-
стотеля. Аристотель становится в известной мере «недо-
стающим звеном» между Марксом и Аквинским. При этом
Рединг поставил — во времена папы Пия ХИ это требова-
ло большого мужества — вопрос: Аристотель, Фома,
Маркс могли бы понять друг друга и вести дискуссию на
основе общей проблематики. Почему не можем делать
этого мы? 3%

Другим, более отчетливым признаком нового подхода
была книга Брокмёллера «Христианство на заре атомной
эпохи» 35. Его исходная историко-философская позиция
`носит отчасти расистский и геополитический характер.
Его общий подход к марксистской философии опирается
на Веттера. Но в католической церкви он впервые сфор-
мулировал тезис о том, что церковь не связана никаким
определенным типом собственности. Начинается новая
эпоха, к которой церковь должна приспособиться. Она не
может занимать ни европоцентристской, ни прокапитали-
стической позиции; она должна попытаться сохранить
свое существование в новую эпоху. При этом она должна
стремиться к тому, чтобы «обратить марксизм в свою ве-
ру», как она это сделала когда-то с Аристотелем.

Таким образом, здесь нам как бы высказали еще один
мотив новой тактики: понимание того, что будущее при-
надлежит социализму и тем самым перед церковью воз-
никает вопрос, как ей спасти свое существование в усло-
виях социализма.

Во второй половине пятидесятых годов условия идео-
логической борьбы между капитализмом и социализмом
вновь становятся более сложными и противоречивыми.
С одной стороны, продолжается консолидация власти
германского империализма и милитаризма. Он все боль-
ше переходит с этого момента к открыто агрессивной по-
литике. Но, с другой стороны, укрепляется, и не только
в общем плане, мировая система социализма, все больше
разрушается колониальная система, а социалистическое
немецкое государство становится все более прочным в
экономическом, политическом и идеологическом отноше-
нии. Социализм на немецкой земле уже нельзя больше
уничтожить. Успехи соцпиалистического строительства в
ГДР, развитие незыблемого союза ГДР с СССР и други-
ми социалистическими странами все более убедительно
доказывали обреченность всех реакционных планов за-
падногерманского реваншизма.

47
Вместе с тем в эту эпоху в развитых капиталистических
странах быстрыми темпами развертывается научно-тех-
ническая революция. В то же время агрессивная сущ-
ность империализма разоблачила себя перед всем миром
рядом новых кровавых преступлений (в Конго, Вьетна-
меидр.).

Мы уже указывали на идеологические последствия та-
ких изменений. В таких условиях развертывается идеоло-
гическая классовая борьба и в Западной Германии. Внутри
крупной буржуазии в этот период складываются две груп-
пировки, придерживающиеся различных тактических
установок для достижения одной и той же цели — ликви-
дации итогов второй мировой войны; одна — откровенно
грубая (характеризуется такими политическими деятеля-
ми, как Штраус, Гуттенберг, Барцель, Шрёдер) и дру-
гая — ориентирующаяся на «новую» восточную политику,
пользующаяся косвенными, более «мягкими» и в большей
степени идеологическими средствами.

В философской борьбе против марксизма вновь воз-
рождаются теперь старые тезисы левобуржуазного «тре-
тьего пути». Отныне они берутся на вооружение и сторон-
никами отнюдь не левобуржуазной политики, и этим
раскрывается политико-социальный характер этих те-
зисов.

Так, еще в 1951 году была создана «комиссия по марк-
сизму» при евангелических академиях, Она получала
деньги для своей деятельности от того же самого феде-
рального министерства внутренних дел, которое органи-
зовало процесс над КПГ и добилось запрещения пар-
тии 38. Комиссия открыто поставила своей целью критику
марксизма в связи с «господством советского марксизма
в восточной части Германии» ®». В этой целевой установке
времен холодной войны коренится возобновление попы-
ток «антропологизировать» марксизм, — такие попытки
предпринимались Маркузе еще в начале тридцатых годов,
о чем мы расскажем ниже, — свести его к категории «от-
чуждения» 38. И именно в этом теоретическом контексте
вновь появляются идеи, высказанные ранним Лукачем,
Так, например, Ландгребе выдвигает следующие аргу-
менты в третьем томе «Очерков по изучению марксизма»:
положения, выдвинутые Энгельсом, представляют собой
«дегенерацию диалектики». Ибо диалектика зиждется на
«взаимодействии сознания и производительной физиче-
ской деятельности» 35.

48
Это пока что рефо ргшсе ри *, ибо по самому своему
определению диалектика только тогда духовна, когда она
создается лишь субъектом. Но ведь это точка зрения не
Маркса, а Фихте.

Вслед за Веттером, Гоммесом и другими реакционны-
ми критиками марксизма“ теперь утверждается, что
Маркс был выше противоречия между материализмом и
идеализмом. Здесь, явно спекулируя именем Маркса, но
во имя антикоммунизма, проявляется претензия на соз-
дание философии, стоящей и над материализмом, и над
идеализмом.

Диалектика Маркса якобы «не материалистична по-

‚ стольку, поскольку она является не законом движения
существующей самой по себе природной материи, а зако-
ном самопроизводства человеческого рода. Для этого

Скачать:TXTPDF

на «истинный. марксизм». В период‚начавшейся затем относительной стабилизации капита-лизма, продолжавшейся несколько лет, концепции «треть-его пути» играли менее значительную роль. Однако такое 42положение совершенно не случайно изменилось с насту-плением великого мирового