(лат.).
12Константин Бранкузи (Brancusi) (1876-1957)- скульптор, основоположник абстрактной скульптуры в искусстве XX в.
13Филипп Нери (1515-1595) — итальянский священник, католический святой, основатель конгрегации ораториан, сыгравшей важную роль в Контрреформации. Канонизирован в 1622 г.
14Маритен дает весьма свободный перевод, точнее пересказ, пассажа из 14-й гл. VII книги;Евдемовой этики;, 1248а 16-39. Часть этого отрывка цитируется им в III гл. книги;Творческая интуиция в искусстве и поэзии; (в конце § 5), тоже в свободном переводе. В переводах, сделанных Маритеном в разное время, есть несовпадения. Так, например, выражениев;Интуиции;трактуется как;преуспевают во всех своих начинаниях;,в;Ответе; -как;побуждаются к правильным действиям;.
См. перевод Т.А. Миллер в кн.: А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. Краткая история этики. М., 1987, с. 524 (так как перевод выполнен по изданию Ф. Зуземиля, этот пассаж находится здесь в кн. VIII, гл. 2).
15Божественный Гектор (греч.).
16 Ch. Baudelaire. Notes nouvelles sur Edgar Poe. Pr?face aux .Вторая цитата дана в переводе В.П. Гайдамака.
17И я послужил поводом для обстоятельного исследования (лат.).
18Счастливую вину (лат.).
19;Сократ; (1918) -симфоническая драма Сати по мотивам диалогов Платона.;Свадебка; (1923) -танцевальная кантата И.Ф. Стравинского.;Орфей; (1925) -пьеса Кокто. В 1951 г. Кокто снял одноименный кинофильм.
20Характер античной героини привлекал Кокто. В 1922 г. им была написана драма, впоследствии положенная на музыку А. Онеггера (1927).
21Ведь не вчера был создан тот закон — Когда явился он, никто не знает.
Софокл. Антигона, 460-461. Пер. С. Шервинского и Н. Позднякова
22;Если же вы духом водитесь, то вы не под законом; (Гал 5: 18).
23Ин 8: 59.
24 2Тим 3: 12.
25Папа римский Лев X (1513-1521) был меценатом и покровителем Рафаэля и Микеланджело.
26;Сие надлежало делать, и того не оставлять; (Мф 23: 23).
27Иер 7: 4.
28Буре и натиску (нем.).
29Французский писатель Макс Жакоб (1876-1944), живший в богемной среде Монмартра, во время одного из путешествий обратился в католичество.
30Мф2: 11.
31Рим 11:28.
32Маритен дает себе здесь шутливое имя по аналогии с именем, которое взял себе испанский схоласт, бельгиец по происхождению, Хуан Пуанса (1589-1644), ревностный приверженец Фомы Аквинского: Хуан де Санто-Томас (или Иоанн Святого Фомы).
33У друзей все общее (лат.).
34Царство искусства (лат.).
35На этом стою и не отступлюсь (лат.).
36Речь идет об Андре Гранже. Этот молодой человек, пристрастившийся к наркотикам, прочитав издание сокращенных переводов из св. Иоанна Креста (Хуана де ла Круса), полученное им от Ж. Маритена, внезапно заболел и почувствовал, что дни его сочтены. Перед смертью, несмотря на жестокие физические страдания, он был исполнен радости и повторял:;Это все совершил святой Иоанн Креста;.
37 Logica major-главнейшая логика (лат.). Prima Philosophia — первая философия (лат.). Имеются в виду логическое учение и метафизика Аристотеля.
О четырех модусах самосущности (франц. pers?it?,лат. perseitas) трактует Фома Аквинский в комментариях к сочинению Аристотеля;Об истолковании;и к;Первой аналитике;.
Начало спору о Quo и Quod было положено в ранней схоластической философии. Гильберт Порретанский (1076-1154), развивая мысль Боэция (ок. 480-ок. 525) о различии между бытием (esse) и тем, что есть (id quod est), говорит о присущем всем сотворенным вещам различии между конкретным бытием (id quod est,;то, что есть;)и тем, благодаря чему (id quo) вещь есть то, что она есть (например, человек является человеком благодаря причастности человеческой природе). В дальнейшем развитии схоластики эта дистинкция обсуждалась с разных точек зрения, и в данные выражения вкладывался различный смысл.