лекциями по Украине и Кавказу.
Январь-февраль 1928 — Поездка с лекциями и чтением стихов по городам: Казань, Свердловск, Пермь, Вятка (ныне г. Киров).
18 февраля — Опубликовано стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».
Февраль-март — Поездка в Днепропетровск, Запорожье, Бердичев, Житомир, Киев, Винницу, Одессу.
13 июля — Сдан в издательство сборник «Школьный Маяковский».
17 июля — Присутствовал на открытии VI конгресса Коминтерна в Доме Союзов.
Октябрь-ноябрь — Поездка в Берлин и Париж, во время которой работает над пьесой «Клоп». Знакомство с французским поэтом Луи Аргоном.
8 декабря — Возвращение в Москву.
Конец декабря — Закончена работа над пьесой «Клоп».
26 декабря — Первое чтение пьесы «Клоп» друзьям.
Январь 1929 — Выступления с чтением пьесы «Клоп». Опубликовано стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Написано стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» (напечатано Маяковским не было).
Середина января — Поездка в Харьков с докладами и чтением стихов, отрывков из пьесы «Клоп».
20 января — Напечатано стихотворение «Разговор с товарищем Лениным».
13 февраля — Премьера пьесы «Клоп» в Гос. театре им. Вс. Мейерхольда.
14 февраля-2 мая — Поездка за границу: Прага, Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло.
Июль — Написаны «Стихи о советском паспорте» (впервые напечатаны в 1930 году).
Июль-август — Поездка с лекциями и чтением своих произведений по Кавказу и Крыму.
22 августа — Возвращение в Москву.
Август — Вышла отдельным изданием пьеса «Клоп».
14 сентября — Опубликовано стихотворение «Американцы удивляются».
Середина октября — Закончена работа над пьесой «Баня».
22 сентября — Первый раз читает пьесу «Баня» друзьям.
Ноябрь — Поездка в Ленинград, присутствие на премьере пьесы «Клоп» в филиале Большого драматического театра.
29 декабря — Делегация писателей на приеме в Совнаркоме РСФСР. Маяковский делает доклад от имени Федерации о положении писательства в РСФСР.
30 декабря — Друзья отметили 20-летие литературной деятельности Маяковского.
Январь 1930 — Написано первое вступление к поэме «Во весь голос». Готовит свою выставку «20 лет работы».
21 января — Чтение третьей части поэмы «Владимир Ильич Ленин» в Большом театре на траурном вечере, посвященном памяти В. И. Ленина.
1 февраля — В клубе писателей открылась выставка «20 лет работы». Чтение поэмы «Во весь голос» на открытии.
22 февраля — Выступление на закрытии выставки «20 лет работы».
23 февраля — Маяковский передал выставку «20 лет работы» в Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина.
25 февраля — Выступление на диспуте «Пути советской литературы» в Политехническом музее.
5 марта — Выступление в Ленинграде на открытии выставки «20 лет работы».
16 марта — Премьера пьесы «Баня» в Гос. театре им. Вс. Мейерхольда.
17 марта — Премьера пьесы «Баня» в филиале Большого драматического театра в Ленинграде.
25 марта — Выступление на открытии выставки «20 лет работы» в Доме комсомола Красной Пресни.
7 апреля — В «Литературной газете» напечатано обращение советских писателей «К писателям мира» по поводу антисоветской кампании, возглавляемой папой римским. Обращение подписано и Маяковским.
10 апреля — Присутствует на спектакле «Баня» в Гос. театре им. Вс. Мейерхольда.
14 апреля — В 10 часов 15 минут покончил жизнь самоубийством в своей рабочей комнате выстрелом из револьвера.
17 апреля — Траурный митинг в Клубе писателей. В 18 часов 30 минут кремация тела Маяковского.
Спустя семь десятилетий (эксперты о гибели Маяковского)
В перестроечные и постперестроечные времена в периодической печати и в публикациях исследователей были поставлены под сомнение очень многие устоявшиеся в общественном сознании представления о тех или иных событиях прошлого. К их числу можно отнести и самоубийство В.В.Маяковского весной 1930г. В последние годы появился целый ряд публикаций в которых предпринята попытка доказать, что речь должна идти не о самоубийстве поэта, а о заговоре, приведшем к покушению на него. Наибольшее хождение получила «чекистская» версия, согласно которой Маяковский был, якобы, убит агентами ОГПУ. В этой версии попытался разобраться еще знаменитый автор «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов. Эту версию питает, прежде всего, большое число всякого рода неточностей и несостыковок, которые обнаруживаются при анализе проведенного следствия по делу о гибели Маяковского.
Впрочем, в публикациях отечественных авторов в последние годы принято при исследовании практически всех таинственных событий 1920-1950-х годов называть в качестве причины происходившего ее величество — политику. Есть, однако, и французский вариант объяснения всех событий; он гласит, как известно: «Ищите женщину!». В рассматриваемом нами случае этот вариант, хотя его и нельзя, конечно же, считать универсальным, позволяет понять очень многое, а, возможно, и все. Обстоятельства последних месяцев жизни поэта дают для этого основания.
Так, что же произошло с Маяковским на самом деле? А вот — что.
Поэт познакомился с молоденькой актрисой МХАТа Вероникой Витольдовной Полонской и помальчишески влюбился в нее. Она была замужем за известным актером Михаилом Михайловичем Яншиным. Отношения между Маяковским и Полонской имели взлеты и падения. В конце концов поэт поставил вопрос ребром: Полонская должна немедленно разойтись с мужем и тут же оставить сцену. На одной из дружеских вечеринок Маяковский, имевший право на ношение оружия, достал из кармана пистолет и пригрозил: если Вероника не выполнит его условия, то он застрелится. Полонская с трудом отговорила Маяковского от рокового шага.
Накануне трагического выстрела поэт встретился с Вероникой в московской квартире известного писателя Валентина Катаева. В обстоятельствах всего происшедшего затем нам помогут разобраться материалы известного исследователя жизни и творчества Маяковского — А.А.Михайлова и воспоминания самой Полонской.
Тогда у Катаева собралось человек десять. Казалось бы, обычная московская вечеринка. Маяковский, видимо, сумел выяснить, что здесь будут Полонская и Яншин. Как вспоминают, сидели в темноте, пили чай с печеньем, вино. Маяковский, по словам Катаева, был совсем не такой, как всегда, не театральный, не верховодящий. Он не сводил взгляда с Полонской.
В описании Катаева она была совсем молоденькой, белокурой, с ямочками на розовых щеках, в вязаной тесной кофточке с короткими рука-вами…
Известно, что Владимир Владимирович весь вечер обменивался с нею записками. Их переписка велась стремительно; яростно комкались и отбрасывались клочки бумаги, как в калейдоскопе менялось настроение обоих. Катаев охарактеризовал эту переписку похожей «на смертельную молчаливую дуэль». Полонская вспоминала, что Маяковский был груб, снова ревновал, угрожал раскрыть характер их отношений. Скандал казался неизбежным. Квартиру Катаева покинули в третьем часу ночи. Поэт вышел вслед за Полонской и Яншиным. Проводил их на Каланчевку. Уже наступили новые сутки — 14 апреля 1930 года. Через считанные часы жизнь Маяковского оборвется.
Продолжение объяснения, начатого накануне вечером на квартире у Катаева, состоялось в комнате на Лубянке утром 14 апреля. Поэт не ло-жился спать. Проводив Полонскую и Яншина, он отправился в Гендриков переулок. Вызвал машину. Как утверждают, было яркое солнечное утро. В половине девятого поэт заехал за Полонской: у нее в десять тридцать в театре прогон репети-ции В.И.Немировичем-Данченко. По словам А.А.Михайлова, еще по дороге в Лубянский проезд произошел короткий обмен репликами, заставляющий предположить, что накануне вечером, у Катаева, в какой-то форме, устно или в записках, Маяковский высказывал «глупые мысли» о смерти. На просьбу Полонской бросить эти мысли, забыть все, Владимир Владимирович, по ее свидетель-ству, ответил: «…глупости я бросил. Я понял, что не смогу этого сделать из-за матери. А больше до меня никому нет дела». Известно, что объяснение в комнате на Лубянке напоминало предыдущие: Владимир Владимирович требовал решить, наконец, все вопросы — и немедленно. Он грозил не отпустить Полонскую в театр, закрывал комнату на ключ. Когда же она напомнила, что опаздывает в театр, то Маяковский разволновался еще больше:
«Опять этот театр! Я ненавижу его, брось его к чертям! Я не могу так больше, я не пущу тебя на репетицию и вообще не выпущу из этой комнаты!»
…Владимир Владимирович быстро заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, чтоб я с этой же минуты осталась с ним здесь, в этой комнате. Ждать квартиры нелепость, говорил он. Я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти де нужно. Он сам зайдет в театр и скажет, что я больше не приду… Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по человечески люблю и уважаю мужа и не могу поступить с ним так. И театра я не брошу и никогда не смогла бы бросить… Вот и на репетицию я должна и обязана пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, скажу все… и вечером перееду к нему совсем. Владимир Владимирович был не согласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо. Еще раз я ответила, что не могу так…
Я сказала:
«Что же вы не проводите меня даже?»
Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно спокойно и очень ласково:
«Нет, девочка, иди одна… Будь за меня спокойна…»
Улыбнулся и добавил:
«Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?»
«Нет».
Он дал мне 20 рублей.
«Так ты позвонишь?»
«Да, да».
Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору. Не могла заставить себя войти. Мне казалось, что прошло очень много времени, пока я решилась войти. Но, очевидно, я вошла через мгновенье; в комнате еще стояло облачко дыма от выстрела. Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди его было крошечное кровавое пятнышко. Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно:
— Что вы сделали? Что вы сделали?
Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову. Казалось, он хотел что-то сказать, но глаза были уже неживые…»
15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение: «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете (Лубянский проезд, 3) покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов. Сырцов, предварительные данные следствия указывают, что самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью поэта. Самоубийству предшест-вовала длительная болезнь, после которой поэт еще не совсем поправился». Одновременно было опубликовано предсмертное письмо,которое было написано карандашом, почти не содержало знаков препинания. Поэт набросал этот текст за два дня до своей гибели.
Сестра поэта Людмила Владимировна вспоминала: «14-го утром не-счастье… Я обычно работаю на фабрике. Вызывают по внутреннему теле-фону. Иду, думаю, по делу. Вижу домашнюю работницу Брик. Сразу вол-нуюсь, думаю, что случилось несчастье с мамой и Володя прислал ко мне. Но она говорит: «У вас случилось несчастье. Застрелился Владимир Владимирович». Я не могла говорить, не могла понять. Летим на Лубянку. Во дворе масса народу, карета «скорой помощи». Сомнений нет… Бегу по лестнице. Комната закрыта, там допрос Полонской. Меня не пускают в ком-нату. Я мучаюсь за маму и сестру. Как