Москва горит. Владимир Владимирович Маяковский
[ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ]
ГЕРОИЧЕСКАЯ МЕЛОМИМА
I ЧАСТЬ
Четыре глашатая вышли с четырех сторон потушенной арены. На каждом
светящаяся цифра 1, 9, 0, 5, — становятся вместе, собирают год.
1-й глашатай
1905!
1905!
Семнадцатым
годом
горд —
оглянись
и вспомни опять
горящий год.
2-й глашатай
10 Шутки
любит цирк.
Но между
шуток веселых
вспомни,
как мёрли отцы
в запоротых
городах и сёлах.
3-й глашатай
Еще и сегодня
расслышат потомки
20 в громах
черноморского рёва,
как шел
броненосец «Потемкин»
на всю
эскадру царёву.
4-й глашатай
и море
кровью багримы.
30 Под пулями
падали неисчислимо,
как пал
и складывал
полковник Р_и_ман
трупы,
как в штабель доски.
1-й глашатай
Звезда Советов,
над миром лучись,
40 на земли наши,
что ни случись,
не ступит
вражья нога.
смотри и учись
До дна
ненавидеть врага.
4-й глашатай
Глядите:
50 кровавую кашу наваря,
расхлебывает
9-е января.
Разворачиваясь по всему барьеру, разукрашенные военные несут распластанные
штаны. Бесконечная лента скрывается в дворцовых воротах, а из дворцовых
ворот — бесконечная лента с узелками, скрывающаяся под вывеской «Прачка
двора его величества». Посредине сцены очкастый обыватель — рыжий — пристает
к главному военному.
Куда это
штанов такое количество?
Их величеством в стирку сданы.
Нехватка в штанах.
Его величество
вынужден
ежеминутно
60 менять штаны.
Арена тухнет. На арене один музыкальнейший клоун в огромной, набок, короне
поет, вызванивая на водочной бутылке.
Царь испугался,
издал манифест:
мертвым свободу,
живых под арест.
Ну и конституция —
сахар и мед.
Мертвым свобода —
живым пулемет.
70 Рот, улыбайся,
радуйся, народ!
Мертвым свобода —
живым…
наоборот.
Клоуна закрывают пять экранов. На каждой створке появляется манифест:
Божьей милостью
Мы,
Николай Вторый, и т. д.
Когда манифест окончен, сквозь него проступает кровавая лапа:
Руку приложил —
Трепов.
Экраны подымаются, на арене бал и пир. Гремит военный оркестр. Студенты,
барышни, офицеры. Два стола, убранные винами и поставленные так, что между
ними может проехать тюремная карета. Каждый приходящий несет лист манифеста
в виде огромной карты. Два присяжных поверенных, лощеные и во фраках,
бросаются друг к другу через всю арену.
1-й присяжный поверенный
80 Петр Петрович?!
Разрешите лобызнуть.
Пошла
с нового абзаца.
2-й присяжный поверенный
Окончилась,
окончилась забастовочная нудь.
Иван Иваныч —
разрешите облобызаться.
Музыка. Парочка — студент и барышня — вальсирует.
(восхищенной барышне)
Вы звезда
90 моего
студенческого небосвода…
Наступил на мозоль?
Прошу прощения.
У нас свобода,
Свобода совести,
собраний
и…
обращения.
Гости расступаются. Сквозь бал проезжает черная тюремная карета. Упряжка —
собаки. На козлах собака-городовой. По бокам собаки-конвоиры. Музыка.
Парочка. Штатский во фраке и дама.
Штатский
100 Поцелуйте!
Штатский
Отдайтесь…
Штатский
Вам гнев
к лицу,
разозлитесь и гляньте.
Мадам, разрешите…
(шпилит красную ленточку)
вам так идет!
Нацепите
110 этот
красный бантик!
Пары жмутся и расступаются. Громыхает черная тюремная карета. Снова музыка.
Парочка. Гвардеец и мадмуазель.
Довольно вальсом
не хотитца ль проттица
по лону гравия?
Мадмуазель,
позвольте чмокнуть.
Ах, не сердитесь, —
теперь равноправие.
Опять расступаются пары. Новая тюремная карета. За ней вторая и третья.
Проехали. Генерал подымает бокал. Гости чокаются.
120 Господа!
Потушена лава
революционного кратера.
Кон-ссти-туцция!
За его величество —
государя императора
гип-гип!
Ура-ура!
Гости подымают бокалы. Чокаются, размахивают картами-манифестом. Бросаются
друг к другу лобызаться, отставляют бокалы и складывают листы манифеста в
огромный карточный домик. По всему барьеру арены появляются толстенные
городовые. С верхней площадки — царишко, царица, министры. Все, раздувая
щеки, начинают дуть во всю силу. Карточный домик разлетается. От дутья
затухают лампы, разбегаются гости. В эту минуту из-под купола падает
брошенная бомба. Бомба разрывается, рассыпая листки прокламации по всему
цирку. Городовые и прочие дующие в испуге разбегаются. В разных концах арены
разные люди по-разному пробегают и читают прокламацию.
Обыватель берет прокламацию — пробегает, бросает и убегает. Поп пробегает
прокламацию, крестится и бежит. Богач — рвет и сжимает кулаки. Крестьянин —
любовно разглаживает, кладет за пазуху. Рабочий вчитывается, — зовет других,
все серьезно и радостно слушают.
«Дана свобода собраний,
130 но собрания оцепляются войсками».
«Дана свобода слова,
но цензура осталась неприкосновенной».
«Дана неприкосновенность личности,
но тюрьмы Переполнены заключенными».
«Необходимо быть всем настороже
и готовыми к бою».
Бежавшие с перепугу городовые осторожно приближаются к месту взрыва. Видят
мирно читающих, бросаются со всей смелостью. Рабочие разбегаются.
Полицейский бросается за одним, другой в это время наклеивает ему
прокламацию на спину. Хохот. Городовые бросаются за наклеившим. Наклеивший
ловко взбирается на трапецию. Городовые за ним, неуклюже путаясь в шашках и
кобурах. Рабочий перебрасывается с трапеции на трапецию, расшвыривая
прокламации. Городовые бросают погоню. Один толстяк повис на трапеции на
собственной шашке. Городовые обтирают вспотевшие лбы. Всматриваются. Пятятся
перепуганно. На длинных худых ногах-ходулях входит рабочий, на рукавах,
как крылья, ленты с надписью «Забастовка». Рабочий взмахнул рукой. С другого
конца кубарем катится полиция, следом тачки, на которых рабочие с грохотом
вывозят фабрикантов. Все прокатываются между ходульных ног.
Рабочие
(напевают)
Виттевскую
куцую
к черту конституцию.
110 Выплюнем,
не прожуя,
царские подачки,
из России
буржу_я_
вывози на тачке.
Загораются киноэкраны. На экране идущий поезд, на другом идущая конка, на
третьем — работающий завод. Рабочий взмахивает рукой — замирает на
остановленном кадре поезд, останавливается конка, цепенеет завод. Рабочий
взмахивает рукавом — тухнут фонари. Полная темь.
1-й глашатай
Перекидывалась забастовка
2-й глашатай
от завода к телеграфу,
3-й глашатай
от телеграфа к вокзалу,
4-й глашатай
от вокзала к п_о_рту.
1-й глашатай
150 300 000 бросило работу.
и по городу праздному
к бою
готовился по-разному.
Прожектор освещает разные углы арены и цирка, выделяя готовящиеся группы.
Диван. На диване двое лощеных либералов с чаем и с резолюциями. Нервничают,
подымаются, надевают шляпы, потом снимают опять и садятся и снова
вскакивают.
1-й либерал
А по-моему,
кадеты
с приветственной речью
должны
160 к забастовщикам
выйти навстречу.
2-й либерал
Не надо
репутацию
Забастовали без нас —
и пусть бастуют.
1-й либерал
А по-моему,
и т. д.
Фруктовая лавочка. Подходят покупатели. Покупают пустяки. Показывают
пароль. Оглядываются, распахивают пальто, передают патроны и оружие.
Скрываются. Лавочка отодвигается, под ней типография. Выходят люди с кипами
и свертками прокламаций. Лавочка становится на место.
Церковный иконостас. Поп благословляет дубинки, кастеты и револьверы
черносотенцев.
Поп
Христолюбивые воины,
по совету иерея
170 бейте жидов —
и еврея и не еврея.
Сообразно моему
евангельскому сану
сам я,
мараться не стану.
Верноподданные чувства
погромом ознаменя,
братие черносотенцы,
180 кройте за меня.
Во имя отца
и сына
и святого духа,
крамольникам
кастетом
въезжайте в ухо.
Прожектор освещает группу рабочих. Вокруг станка разбросанные и уносимые
кинжалы и пики.
1-й рабочий
У каждого завода
кровища лужею.
2-й рабочий
Довольно терпеть.
Товарищи, к оружию!
Арена тухнет. Выходят глашатаи.
1-й глашатай
Москва подымалась,
как знамя
над ней
пылало небо
декабрьских дней.
Арена. Страстная площадь. В центре памятник Пушкину. С трех сторон над
проходами стены с окнами. На нижних этажах вывески. Деревья, бульваром
идущие к выходу. Идет снег. Площадь запружена народом. Рабочий с мальчиком
пробирается к памятнику — влазит. Снимает кепку. Кричит.
Жандармские гады
стреляют в безоружных, —
на баррикады!
200 Свобода на бумаге,
на деле — приклады.
Готовьтесь к бою!
На баррикады!
Громите
оружейные
магазины и склады!
Браунинг в руку!
На баррикады!
Выхватывает браунинг. Далекие выстрелы. Выстрелы ближе. Рабочий хватается
за грудь. Падает. Толпа бросается врассыпную. Валяется убитый рабочий.
Мальчишка один. На арену въезжают казаки. Офицер оглядывается, выхватывает
револьвер. Разряжает в воздух. Последняя пуля в мальчишку. Из всех окон
подымается стрельба. Офицер и двое казаков падают. Подхватив раненых и
убитых, казаки скрываются. Из домов и улиц выбегают дружинники и горожане.
Конка въезжает на арену. Лошадей останавливают. Пассажиры разбегаются.
Лошадей выпрягли. Конку переворачивают. Из домов выкидывают матрацы,
табуреты, столы. Прохожие срывают вывески. Пилят столбы. Вещи нагромождаются
в баррикаду. В баррикаду воткнут красный флаг. Дружинники ложатся за
прикрытие — стреляют вдогонку бежавшим казакам. Издали доносится распеваемая
Марсельеза. Арена тухнет.
1-й глашатай
Слышите
210 шпор
гвардейский щелк:
царем
науськан
Семеновский полк.
Предводительствуемые усатым офицером, цирк заливают марширующие,
перестраивающиеся, парадные, вымуштрованные гвардейцы. По обеим сторонам
войска маркитанты с колбасой и с бутылями водки. Гвардия распевает старую
песенку:
Шаг назад,
шаг вперед,
полоборот направо.
Кто
всех вольных перебьет,
Ура! Ура! Ура!
Бей во славу царского
двуглавого орла,
Лев! Прав! Раз! Два!
Приготовь патроны.
вся Москва
красные погоны.
Ура! Ура! Ура!
230 Бей во славу русского
двуглавого орла.
Рота, стоп!
Рота, пли!
Запевайте, глотки!
Мы заслужим, ай-люли,
колбасы да водки.
Ура! Ура! Ура!
Бей во славу русского
двуглавого орла.
Гвардейцы проходят. Освещается арена четырьмя поломанными фонарями. В
центре фабрика. Из-за фабрики осторожно выползают дружинники. Два
перепуганных ребятенка вбегают, указывают дружинникам в темноту, перечисляют
по пальцам виденные пушки, убегают. Дружинники рассыпаются, по два, по три
залегают за выступы и тумбы. Готовятся к бою. Начинается пушечная
канонада. Бьют по фабрике. Фабрика горит, рушится. Дружинники,
расстреливаемые, падают, оставшиеся отступают на баррикаду под ярусами.
Орудия бьют по баррикаде. От баррикады отделяется рабочий с белым платком на
палке. Орудия въезжают на арену. Парламентера схватывают. Привязывают к дулу
орудия, избивая рукоятками револьверов. Стрельба по баррикаде продолжается.
Прожектор освещает красное знамя над баррикадой. Пули дырявят знамя. Знамя
опадает по клочкам. Последний защитник баррикады падает, подбитый, — тогда
на всем скаку проносятся конные казаки, сметая остатки баррикады. Арена
тухнет. Выходят глашатаи. Красные цифры 1, 9, 0, 5 тухнут.
1-й глашатай
240 Пирамида классов —
сияет и высится.
2-й глашатай
Капиталистов
лоснятся лица.
3-й глашатай
И дюжину лет —
4-й глашатай
свинцом и виселицей
развлекается и веселится.
Арена загорается. На арене пирамида. Нижний ряд — закованные работающие в
кандалах рабочие, второй ряд — жадное чиновничество, третий ряд- попы,
муллы, раввины, четвертый ряд — правительство, сенаторы, министры, пятый ряд
— буржуи и помещики, на самом верху — маленький царишко в огромной короне.
Пока стоит пирамида, по барьеру проходят под конвоем закованные за революцию
каторжники.
II ЧАСТЬ
На арену выходят четыре глашатая.
1-й глашатай
С баррикад
декабрьского боя
250 многие
припустились, воя.
Загорается экран, на нем маленькая фигурка интеллигента в шляпе.
1-й глашатай
Сам заскулил
2-й глашатай
«Ваша вина,
напутали, братцы.
Вот и пустили
крови лохани.
зря
Загорается второй экран. Во весь экран Владимир Ильич с вытянутой рукой.
3-й глашатай
в этот скулеж недужный
врезал голос
4-й глашатай
«Нет,
только более решительно и энергично.
Новых восстаний
вижу день я.
270 Снова
подымется
Не защита,
лозунгом масс.
И этот год
в кровавой пене
280 и эти раны
в рабочем стане
покажутся
школой первой ступени
в грозе и буре
грядущих восстаний».
Экран становится красным. На глашатаях зажигаются цифры 1, 9, 1, 7. На
арене закованные в цепи.
1-й глашатай
И мы
научились
драться победно.
2-й глашатай
Товарищ Владимир Ильич,
290 за тобой
1, 2, 3 и 4-й глашатаи
Мы в бой пошли…
Закованные на арене
(вместе)
и решительный бой!
Закованные разрывают цепи. Закованные освещаются прожектором. На красном
экране — огромная тень рвущих цепи рук. На сцене орел на царской решетке
взмахивает крыльями и взлетает. Раскованные хватаются за винтовки. Гремит
стрельба по двуглавому орлу. Орел падает, подбитый. Разбивая прикладами
ворота, нападающие скрываются за царской оградой. Музыкальный клоун вылетает
на арену, вызванивая на треснувшей короне.
Смейся,
Ваня с Настею.
Мы выводим
под уздцы
царскую династию.
Рабочий с грохотом вытаскивает под уздцы целый табун памятников, съезжающий
вниз из распахнутых дворцовых ворот, объезжающий арену и улепетывающий в
главный выход. Первый — конный Петр Великий, теряющий венок и ухвативший под
мышку змия, за ним Екатерина, с барельефа которой разбегаются вельможи,
потом Павел, спрыгивающий с постамента и убегающий, следом — Александр с
головою в руке вместо державы и скипетра, наконец, Александр Третий на
брыкающемся коне, — нагнется головой — огонь из ноздрей, присядет на круп
выстрел сзади, и, наконец, уцепившись за хвост последнему коню,
малюсенький Николай Второй. Табун скрывается. На арене глашатаи.
1-й глашатай
свалился, ободранный.
2-й глашатай
И быстро,
3-й глашатай
на пуховик
Александры Феодоровны
4-й глашатай
вскочил
Александр Феодорович.
Дорогу к дворцовым воротам занимают дрессировщики буржуйского вида, у
каждого в руке обруч. Керенский — рыжий — вскакивает по ступенькам,
проныривая сквозь обруч. Открывает дворцовые ворота. Под балдахином кровать.
Посредине бюст Наполеона. Керенский охаживает Наполеона, копируя фигуру.
Устав, валится на царицыну кровать.
Музыкальный клоун выходит на арену.
С «Авроры»
грохнул
зарделись
флаги
в синеве…
И передернулся Кер_е_нский
от перепалки на Неве.
Цирк заполняют вооруженные красногвардейцы. Залп. Мраморный Наполеон
показывает кукиш.
Надел штаны и моментально
из Ленинграда вон.
В Париж
320 с царицыной двуспальной
сбежал
сей зам-Наполеон.
Новый залп. Керенский вскакивает, на автомобиле по проволоке с курьерской
скоростью уносится из цирка.
Теперь
болонкою в Париже,
пораздобрев
с хозяйских благ,
он
у французов
руку лижет
330 и лает
Темнота. На арене одни глашатаи, цифры меняются; 1918, 1919, 1920 и т. д.
1-й глашатай
Буржуям жуть,
буржуям урон,
затеяли
бой упорный,
и десять лет
с десяти сторон
слетались
орлы да вор_о_ны.
2-й глашатай
340 Не цапать
в_о_ронам
наших мяс.
Пропали когти,
об нас обломясь.
Не взять нас
лапою голой.
Утроена
и ненависть масс
350 декабрьской
кровавой школой.
3-й глашатай
Мы выбили
белых
орлов да ворон,
с победой
в боях пролетали.
4-й глашатай
На новый
360 сегодня
встает пролетарий.