ремарке после строки 214 вместо «Маркитаны» —
«Маркитанты» и в строке 276 вместо «должны» — «должно».
Пьеса для цирка «Москва горит» написана в связи с двадцатипятилетием
революции 1905 года.
В составлении сценарного плана «Москва горит» принимал участие О. М.
Брик.
При создании «Москва горит» Маяковский изучал литературные материалы,
относящиеся к событиям первой русской революции, и широко ими пользовался.
Так, в первой части он включил в текст некоторые сатирические стихи и песни
периода 1905 года и в основу построения нескольких сцен положил сюжеты
карикатур из тогдашних сатирических журналов.
Во второй части Маяковский использовал тексты: для строк 252-285 —
строки 1424-1457 поэмы «Владимир Ильич Ленин» (см. т. 6 наст, изд., стр.
269-270), для строк 352-361 — строки 110 «Марша двадцати пяти тысяч» в
несколько измененном виде, для строк 400-409 — строки 10-19 «Марша ударных
бригад» (см. т. 10 наст. изд., стр. 176 и 162).
23 января 1930 года был подписан договор с Центральным управлением
государственных цирков (ЦУГЦ) на «пантомиму-феерию о событиях 1905 года»;
срок сдачи — не позднее 20 февраля. Точно в этот день Маяковский прочитал
«Москва горит» на заседании Художественно-политического совета ЦУГЦ. Совет
принял произведение для постановки в Первом московском государственном
цирке. 28 февраля Маяковский снова прочитал «Москва горит» на заседании
совета, которое на этот раз было выездным и расширенным: оно происходило на
Краснопресненской Трехгорной мануфактуре при участии рабочих фабрики и
актива Центрального дома ВЛКСМ Красной Пресни. В выступлении Маяковский,
отметив оторванность цирка от современности, сказал: «Моя меломима «Москва
горит» представляет из себя такой опыт, когда историко-революционная
меломима-хроника будет пытаться в апофеозе показать сегодняшний день. Я не
изображаю Красную Пресню — я даю общее представление о 1905 годе. Я хочу
показать, как рабочий класс пришел через генеральную репетицию к
сегодняшнему дню» (см. т. 12 наст. изд.). Собрание признало работу
Маяковского «нужной и правильной».
Маяковский участвовал в работе цирка над постановкой, помогая артистам
овладевать содержанием и формой его стихов.
Премьера «Москва горит» в Первом московском гос. цирке состоялась 21
апреля 1930 года — через неделю после смерти Маяковского. Общий план
постановки принадлежал С. Э. Радлову; художником являлась В. М. Ходасевич. В
представлении было занято около 500 человек.
«Москва горит» в той же постановке с небольшими изменениями была
показана в Ленинграде (1931), Киеве и Саратове.
Строки 32-37. Ухтомский А. В. (1876-1905) — машинист
Московско-Казанской железной дороги, один из героев революции, расстрелян
начальником карательного отряда Риманом, который зверски расправлялся с
восставшими.
Строки 62-74. В начале данного текста воспроизведены слова популярной в
1905 году революционной песенки.
Строки 78-79. Трепов Д. Ф. (1855-1906) — в 1905 году петербургский
генерал-губернатор; во время всеобщей забастовки в октябре 1905 года издал
приказ: «холостых залпов не давать, патронов не жалеть». — В журнале
«Пулемет», СПБ. 1906, No 1, был воспроизведен манифест Николая II от 17
октября 1905 года с красным оттиском пятерни и с подписью: «К сему листу
Свиты Его Величества генерал-майор Трепов руку приложил».
После строки 128. Карточный домик. — Маяковский использовал здесь
карикатуру из журнала «Зритель», СПБ, 1905, No 19, 3 ноября. На обложке был
изображен сооруженный на столике карточный домик, за ним — строящий его
человек. Видны только: наверху — руки, а внизу — ноги в брюках военного
образца и в сапогах. Подпись: «Наша конституция — просят не дуть…»
Строки 129-136. Маяковский частично использовал фразы из редакционной
статьи газеты «Известия Совета рабочих депутатов», СПБ, 1905, No 3, 20
октября.
Строки 137-139. Витте С. Ю. (1849-1915) — председатель совета министров
в 1905-1906 годах, автор манифеста 17 октября 1905 года о конституции.
После строки 167. В Москве, на Лесной улице, дом 55, существовала, а в
настоящее время восстановлена в качестве музея большевистская подпольная
типография, скрывавшаяся под вывеской «Торговля кавказскими фруктами
Каландадзе».
После строки 195. Страстная площадь — теперь площадь Пушкина.
Строки 215-239 — первые три строфы стихотворения «Песня солдатская
(унутренняя)», помещенного за подписью «Шпак» в журнале «Жупел», СПБ, 1906,
No 3. Маяковский немного изменил последнюю строфу.
Строки 240-247. Маяковский инсценирует здесь в несколько измененном
виде листовку, отпечатанную в тайной типографии в 1901 году.
После строки 299. Петр Великий …..Екатерина…..- имеются в виду
памятники Петру I и Екатерине II в Ленинграде. Александр с головою в руке —
намек на убийство Александра II революционерами. Александр Третий на
брыкающемся коне — имеется в виду памятник, стоявший в Ленинграде.
Строки 304-307. Александра Феодоровна — императрица, жена Николая II;
Александр Феодорович — Керенский.
Строки 350-351. Декабрьская кровавая школа — московское восстание в
декабре 1905 года.
[Летучки к постановке «Москва горит»] (стр. 377). Черновые автографы:
летучка No 5 (БММ); летучки NoNo [6], 3, 1, 2 (БММ); печатные летучки NoNo
1, 2, 3, 4, 5 и 5 (так как две летучки обозначены одним номером, одна из них
дается здесь как [No 6]).
Под текстом печатных летучек — дата разрешения их к печати; 31/III.
Впервые опубликованы в периодике: тексты летучек NoNo 1, 2, 3, 4, [6] —
в статье: Ю. Шаро, Десятки тысяч революционных прокламаций (Посмертные стихи
Вл. Маяковского), «Красная газета», вечерний выпуск, Л. 1930, No 93, 21
апреля; летучка No5 — «Литературная газета», М. 1935, No 70, 20 декабря.
В настоящем издании в текст первой строки летучки No 1 внесено
исправление по черновому автографу и по аналогичному тексту второй редакции
«Москва горит» (строка 395): вместо «Паны и лорды» — «Папы и лорды».
Для текста летучки No 5 Маяковский переработал строки 96-100 своего
стихотворения «Февраль» (см. т. 8 наст. изд., стр. 53).
[Программа представления «Москва горит»] (стр. 380). Черновой автограф
(БММ); беловой автограф (ЦГАЛИ).
Беловой автограф печатается впервые. Черновой автограф впервые
напечатан в Полном собрании сочинений в двенадцати томах, т. 3, М. 1939.
Названия картин, данные Маяковским в беловом автографе, вошли в
программу, выпущенную Первым московским гос. цирком.
Маяковский также подготовил проект листовки к представлению с
набросками пяти рисунков. Под рисунками подписи: «Взятие баррикады»,
«<неразборчиво> пушки», «Кареты и собаки», «Пирамида». Пятый рисунок (без
подписи) изображает арену цирка. Листовка не была выпущена.
Словами «Смолкли залпы запоздалые» начиналось стихотворение без
заглавия поэта Е. Тарасова, посвященное революционным бойцам, павшим на
баррикадах, и призывавшее к продолжению борьбы. (Евг. Тарасов, Стихи.
1903-1905, Книгоиздательство «Новый мир», СПБ, 1906, стр. 88.)
«Москва горит» [вторая редакция] (стр. 383). Авторизованная
машинописная копия (БММ); машинописная копия (БММ).
Впервые напечатано: строки 1-74, 248-307, 332-361 — журн. «Прожектор»,
М. 1930, No 12, 30 апреля; полностью — журн. «Клубный репертуар» (приложение
к журналу «Культурная революция»), М. 1930, No 5.
Печатается по тексту журнала «Клубный репертуар» с рядом исправлений по
беловому автографу первой редакции; в список действующих лиц включен
отсутствующий в нем персонаж — Тардьё.
В настоящем издании в текст второй редакции внесены те же исправления,
что и в текст первой редакции.
Вторая редакция создана Маяковским на основе правки, внесенной в
машинописную копию первой редакции; конец, начиная с ремарки после строки
361, полностью написан Маяковским от руки. В произведение введены (с мелкими
изменениями) тексты летучек 1, [6], 2, 4. Прежний подзаголовок заменен
новым: «Массовое действие с песнями и словами». Переработка была вызвана
тем, что журнал «Клубный репертуар» предложил Маяковскому дать текст «Москва
горит», приспособленный для постановки под открытым небом. По договору с
редакцией журнала, заключенному 24 марта 1930 года, Маяковский должен был
сдать текст на следующий день. Вторая редакция появилась в печати уже после
смерти Маяковского в номере журнала, целиком посвященном его памяти. Текст
сопровождался режиссерскими комментариями, проектами декоративного
оформления и указаниями к чтению текста.
После строки 384. Папа римский — см. примеч. к лозунгам для спектакля
Пилсудский Юзеф (1867-1935) — польский реакционный политический
деятель, в 1926-1935 годах — фактический диктатор Польши.
Макдональд — см. примеч. к пьесе «Клоп» (стр. 666 наст. тома).
Тардьё Андре (1876-1945) — французский реакционный политический
деятель, председатель совета министров в 1929, 1930 и 1932 годах.
Год: 1930