Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Москва горит

ремарке после строки 214 вместо «Маркитаны» —

«Маркитанты» и в строке 276 вместо «должны» — «должно».

Пьеса для цирка «Москва горит» написана в связи с двадцатипятилетием

революции 1905 года.

В составлении сценарного плана «Москва горит» принимал участие О. М.

Брик.

При создании «Москва горит» Маяковский изучал литературные материалы,

относящиеся к событиям первой русской революции, и широко ими пользовался.

Так, в первой части он включил в текст некоторые сатирические стихи и песни

периода 1905 года и в основу построения нескольких сцен положил сюжеты

карикатур из тогдашних сатирических журналов.

Во второй части Маяковский использовал тексты: для строк 252-285 —

строки 1424-1457 поэмы «Владимир Ильич Ленин» (см. т. 6 наст, изд., стр.

269-270), для строк 352-361 — строки 110 «Марша двадцати пяти тысяч» в

несколько измененном виде, для строк 400-409 — строки 10-19 «Марша ударных

бригад» (см. т. 10 наст. изд., стр. 176 и 162).

23 января 1930 года был подписан договор с Центральным управлением

государственных цирков (ЦУГЦ) на «пантомиму-феерию о событиях 1905 года»;

срок сдачи — не позднее 20 февраля. Точно в этот день Маяковский прочитал

«Москва горит» на заседании Художественно-политического совета ЦУГЦ. Совет

принял произведение для постановки в Первом московском государственном

цирке. 28 февраля Маяковский снова прочитал «Москва горит» на заседании

совета, которое на этот раз было выездным и расширенным: оно происходило на

Краснопресненской Трехгорной мануфактуре при участии рабочих фабрики и

актива Центрального дома ВЛКСМ Красной Пресни. В выступлении Маяковский,

отметив оторванность цирка от современности, сказал: «Моя меломима «Москва

горит» представляет из себя такой опыт, когда историко-революционная

меломима-хроника будет пытаться в апофеозе показать сегодняшний день. Я не

изображаю Красную Пресню — я даю общее представление о 1905 годе. Я хочу

показать, как рабочий класс пришел через генеральную репетицию к

сегодняшнему дню» (см. т. 12 наст. изд.). Собрание признало работу

Маяковского «нужной и правильной».

Маяковский участвовал в работе цирка над постановкой, помогая артистам

овладевать содержанием и формой его стихов.

Премьера «Москва горит» в Первом московском гос. цирке состоялась 21

апреля 1930 года — через неделю после смерти Маяковского. Общий план

постановки принадлежал С. Э. Радлову; художником являлась В. М. Ходасевич. В

представлении было занято около 500 человек.

«Москва горит» в той же постановке с небольшими изменениями была

показана в Ленинграде (1931), Киеве и Саратове.

 

Строки 32-37. Ухтомский А. В. (1876-1905) — машинист

Московско-Казанской железной дороги, один из героев революции, расстрелян

начальником карательного отряда Риманом, который зверски расправлялся с

восставшими.

Строки 62-74. В начале данного текста воспроизведены слова популярной в

1905 году революционной песенки.

Строки 78-79. Трепов Д. Ф. (1855-1906) — в 1905 году петербургский

генерал-губернатор; во время всеобщей забастовки в октябре 1905 года издал

приказ: «холостых залпов не давать, патронов не жалеть». — В журнале

«Пулемет», СПБ. 1906, No 1, был воспроизведен манифест Николая II от 17

октября 1905 года с красным оттиском пятерни и с подписью: «К сему листу

Свиты Его Величества генерал-майор Трепов руку приложил».

После строки 128. Карточный домик. — Маяковский использовал здесь

карикатуру из журнала «Зритель», СПБ, 1905, No 19, 3 ноября. На обложке был

изображен сооруженный на столике карточный домик, за ним — строящий его

человек. Видны только: наверху — руки, а внизу — ноги в брюках военного

образца и в сапогах. Подпись: «Наша конституция — просят не дуть…»

Строки 129-136. Маяковский частично использовал фразы из редакционной

статьи газеты «Известия Совета рабочих депутатов», СПБ, 1905, No 3, 20

октября.

Строки 137-139. Витте С. Ю. (1849-1915) — председатель совета министров

в 1905-1906 годах, автор манифеста 17 октября 1905 года о конституции.

После строки 167. В Москве, на Лесной улице, дом 55, существовала, а в

настоящее время восстановлена в качестве музея большевистская подпольная

типография, скрывавшаяся под вывеской «Торговля кавказскими фруктами

Каландадзе».

После строки 195. Страстная площадь — теперь площадь Пушкина.

Строки 215-239 — первые три строфы стихотворения «Песня солдатская

(унутренняя)», помещенного за подписью «Шпак» в журнале «Жупел», СПБ, 1906,

No 3. Маяковский немного изменил последнюю строфу.

Строки 240-247. Маяковский инсценирует здесь в несколько измененном

виде листовку, отпечатанную в тайной типографии в 1901 году.

После строки 299. Петр Великий …..Екатерина…..- имеются в виду

памятники Петру I и Екатерине II в Ленинграде. Александр с головою в руке —

намек на убийство Александра II революционерами. Александр Третий на

брыкающемся коне — имеется в виду памятник, стоявший в Ленинграде.

Строки 304-307. Александра Феодоровна — императрица, жена Николая II;

Александр Феодорович — Керенский.

Строки 350-351. Декабрьская кровавая школа — московское восстание в

декабре 1905 года.

 

[Летучки к постановке «Москва горит»] (стр. 377). Черновые автографы:

летучка No 5 (БММ); летучки NoNo [6], 3, 1, 2 (БММ); печатные летучки NoNo

1, 2, 3, 4, 5 и 5 (так как две летучки обозначены одним номером, одна из них

дается здесь как [No 6]).

Под текстом печатных летучек — дата разрешения их к печати; 31/III.

Впервые опубликованы в периодике: тексты летучек NoNo 1, 2, 3, 4, [6] —

в статье: Ю. Шаро, Десятки тысяч революционных прокламаций (Посмертные стихи

Вл. Маяковского), «Красная газета», вечерний выпуск, Л. 1930, No 93, 21

апреля; летучка No5 — «Литературная газета», М. 1935, No 70, 20 декабря.

В настоящем издании в текст первой строки летучки No 1 внесено

исправление по черновому автографу и по аналогичному тексту второй редакции

«Москва горит» (строка 395): вместо «Паны и лорды» — «Папы и лорды».

Для текста летучки No 5 Маяковский переработал строки 96-100 своего

стихотворения «Февраль» (см. т. 8 наст. изд., стр. 53).

 

[Программа представления «Москва горит»] (стр. 380). Черновой автограф

(БММ); беловой автограф (ЦГАЛИ).

Беловой автограф печатается впервые. Черновой автограф впервые

напечатан в Полном собрании сочинений в двенадцати томах, т. 3, М. 1939.

Названия картин, данные Маяковским в беловом автографе, вошли в

программу, выпущенную Первым московским гос. цирком.

Маяковский также подготовил проект листовки к представлению с

набросками пяти рисунков. Под рисунками подписи: «Взятие баррикады»,

«<неразборчиво> пушки», «Кареты и собаки», «Пирамида». Пятый рисунок (без

подписи) изображает арену цирка. Листовка не была выпущена.

Словами «Смолкли залпы запоздалые» начиналось стихотворение без

заглавия поэта Е. Тарасова, посвященное революционным бойцам, павшим на

баррикадах, и призывавшее к продолжению борьбы. (Евг. Тарасов, Стихи.

1903-1905, Книгоиздательство «Новый мир», СПБ, 1906, стр. 88.)

 

«Москва горит» [вторая редакция] (стр. 383). Авторизованная

машинописная копия (БММ); машинописная копия (БММ).

Впервые напечатано: строки 1-74, 248-307, 332-361 — журн. «Прожектор»,

М. 1930, No 12, 30 апреля; полностью — журн. «Клубный репертуар» (приложение

к журналу «Культурная революция»), М. 1930, No 5.

Печатается по тексту журнала «Клубный репертуар» с рядом исправлений по

беловому автографу первой редакции; в список действующих лиц включен

отсутствующий в нем персонаж — Тардьё.

В настоящем издании в текст второй редакции внесены те же исправления,

что и в текст первой редакции.

Вторая редакция создана Маяковским на основе правки, внесенной в

машинописную копию первой редакции; конец, начиная с ремарки после строки

361, полностью написан Маяковским от руки. В произведение введены (с мелкими

изменениями) тексты летучек 1, [6], 2, 4. Прежний подзаголовок заменен

новым: «Массовое действие с песнями и словами». Переработка была вызвана

тем, что журнал «Клубный репертуар» предложил Маяковскому дать текст «Москва

горит», приспособленный для постановки под открытым небом. По договору с

редакцией журнала, заключенному 24 марта 1930 года, Маяковский должен был

сдать текст на следующий день. Вторая редакция появилась в печати уже после

смерти Маяковского в номере журнала, целиком посвященном его памяти. Текст

сопровождался режиссерскими комментариями, проектами декоративного

оформления и указаниями к чтению текста.

 

После строки 384. Папа римский — см. примеч. к лозунгам для спектакля

«Баня» (стр. 682 наст. тома).

Пилсудский Юзеф (1867-1935) — польский реакционный политический

деятель, в 1926-1935 годах — фактический диктатор Польши.

Макдональд — см. примеч. к пьесе «Клоп» (стр. 666 наст. тома).

Тардьё Андре (1876-1945) — французский реакционный политический

деятель, председатель совета министров в 1929, 1930 и 1932 годах.

Год: 1930

Скачать:TXTPDF

ремарке после строки 214 вместо "Маркитаны" - "Маркитанты" и в строке 276 вместо "должны" - "должно". Пьеса для цирка "Москва горит" написана в связи с двадцатипятилетием революции 1905 года. В