Скачать:PDFTXT
«Окна» РОСТА (1919)

в предисловии: «Для меня эта книга большого словесного значения, работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия» («Прошу слова…»).

Маяковский считал сборник «Грозный смех» пособием, которое подготовит советских читателей к новым боям с врагами советского строя. Прошло немногим более десяти лет, и грозный смех Маяковского, его знаменитые «окна» сатиры РОСТА были взяты на вооружение всем советским народом, вызвали к жизни многочисленные «Окна сатиры ТАСС» и фронтовые «окна сатиры», которые, подобно их предшественникам, сыграли большую роль в общенародной борьбе с фашизмом.

Славные традиции «окон» сатиры РОСТА, их богатейший опыт оказались очень плодотворными и в практике сегодняшней агитационной и пропагандистской работы, будь то вопросы международной политики или вопросы производственной пропаганды. Грозный смех Маяковского, его знаменитые «окна сатиры» давно уже перешагнули границы нашей страны и взяты на вооружение коммунистами зарубежных стран, лучшими представителями творческой интеллигенции всего мира, борцами за лучшее будущее своих народов.

 

В настоящий том вошли тексты «окон», написанные Маяковским с осени 1919 года по январь 1922 года. Располагаются они в хронологической последовательности по двум основным разделам: «Окна» РОСТА (1919–1921)» и «Окна» Главполитпросвета (1921–1922)».

Самостоятельно выделены тексты для «окон», которые сделаны были Маяковским и его товарищами по заказу ЦК Союза горнорабочих в конце января — начале февраля 1921 года. Они тоже расположены в соответствии с хронологией.

Тексты «окон», выполненные в сентябре 1921 года по заказу Губрабиса — Московского губпрофсовета работников искусств — даются в одном ряду с «окнами» Главполитпросвета.

Открывается том текстами для плакатов, составившими альбом «Герои и жертвы революции», и книги «Советская азбука». Работа над этими книгами, увидевшими свет до появления первых «Окон» сатиры РОСТА, сыграла, по признанию самого Маяковского, большую роль в его творчестве, в развитии агитационного плаката нового типа и прежде всего «окон» сатиры РОСТА.

В самостоятельный, заключительный раздел тома выделены тексты «окон», переработанные Маяковским в 1929 году для сборника «Грозный смех».

Тексты даются с разбивкой строк по кадрам в соответствии с количеством рисунков в «окне». Явные описки шрифтовиком и трафаретчиков, исправленные ранее, а также замеченные нами, оговариваются в примечаниях.

В примечаниях указывается: 1) знак издающей «фирмы» — «Роста», «Главполитпросвет», «Отд. произв. проп. ЦК горнорабочих», «Губрабис»; 2) номер «окна» или, когда номер отсутствует (не проставлялся, утрачен в результате дефектов, не прочитывается точно), соответствующее разъяснение, заключенное в квадратные скобки; [Роста б/№], [Роста №?]. Роста № 553 (или 558); 3) примерная или точная (если она указана на «окне» или подтверждается документальными источниками) дата выпуска «окна»; 4) источники текста (оригиналы, фотографии, трафаретные оттиски, автографы, машинописный оригинал сборника «Грозный смех», подготовленный Маяковским в 1929 году) с указанием мест их хранения; 5) инициалы и фамилия художника.

В примечаниях указываются только первые прижизненные публикации текстов «окон», а также сборник «Грозный смех» (М., 1932), подготовленный самим Маяковским. В отдельных случаях в примечаниях даются исторические пояснения и справки, помогающие лучше понять органическую связь «окон» с эпохой, их боевой дух и конкретный агитационный заряд, их ярко выраженный публицистический характер. Особое значение в этой связи приобретают в примечаниях ссылки на работы В. И. Ленина и постановления партии и правительства, которые очень часто являлись первоосновой при создании «окон» РОСТА и Главполитпросвета.

 

Принятые сокращения

 

ГПП — Главполитпросвет.

ГБЛ — Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве.

ГЛМ — Государственный литературный музей (Москва).

ГММ — Государственный музей В. В. Маяковского.

ГПБ — Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).

ГТГ — Государственная Третьяковская галерея.

ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (Москва).

ЦГАОР — Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (Москва).

ГРМ — Государственный Русский музей (Ленинград).

 

«ОКНА» РОСТА

1919

Рабочий! Глупость беспартийную выкинь! Роста № 5. Начало октября. Фотография хранится — ГЛМ. Рис. В. В. Маяковского.

Первое «окно», выполненное В. В. Маяковским для РОСТА. Приурочено к партийной неделе, которая проводилась в Москве с 8 по 15 октября 1919 года на основе решений VIII съезда РКП(б) о расширении численного состава партии за счет рабочих, рабочей и крестьянской молодежи и Пленума ЦК партии от 26 сентября 1919 года о проведении партийной недели в разных городах страны, в деревнях и армии. Большое значение этой кампании, проходившей в трудные для Советской республики дни боев с деникинской армией, приближающейся к Москве, и войсками Юденича под Петроградом, придавал В. И. Ленин. «Больше новых работников из массы в ряды партии, для самостоятельного участия в строительстве новой жизни — таков наш прием борьбы со всеми трудностями, таков наш путь к победе», — писал он в статье «Государство рабочих и партийная неделя», опубликованной в «Правде» 12 октября. (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 226). О замечательных успехах этой кампании говорил В. И. Ленин в статье «Итоги партийной недели в Москве и наши задачи», опубликованной в газете «Известия ЦК РКП (б)» от 22 октября (см. там же, стр. 233–237), в других статьях и выступлениях этого времени. «Вы знаете, что это был страшно тяжелый момент и в смысле материальном, и в смысле внешнеполитического и военного успеха противника, — отмечал В. И. Ленин в своей речи 7 ноября 1919 года, посвященной двухлетней годовщине Октябрьской революции. — И вы знаете, каким невиданным, неожиданным и невероятным успехом кончилась эта партийная неделя в одной Москве, где мы получили свыше 14 тысяч человек новых членов партии» (там же, стр. 298).

 

Песня рязанского мужика. Роста б/№. Началосередина октября. Фотография — ГЛМ. Рис. И. А. Малютина.

Впервые опубликовано в журн. «Огонек», М., 1930, № 1.

Плакат в образной и доходчивой форме иллюстрировал ряд выступлений В. И. Ленина этой поры, в которых подчеркивалась роль горького опыта контрреволюции и белого террора в процессе политического воспитания широких масс, освобождения их от излишней доверчивости ко всякого рода «спасителям отечества» и перехода на позиции сочувствия и поддержки Советской власти.

3 сентября 1919 года В. И. Ленин в своей речи на беспартийной рабоче-красноармейской конференции (опубликована 11 сентября в «Правде») говорил: «Мы знаем, что после хозяйничания Деникина на Украине украинские рабочие и крестьяне выйдут окрепшими и уже не на словах, а на деле будут защищать власть рабочих и крестьян, как это теперь делают сибирские наши братья» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 178). В обращении «К товарищам-красноармейцам», написанном 19 октября, В. И. Ленин призывал к напряжению всех сил для борьбы с Юденичем и Деникиным и указывал на провал планов их предшественника, Колчака: «Не надолго обманул он уральских рабочих и сибирских крестьян. Увидав обман, испытав бесконечные насилия, порку, грабежи от офицеров, сынков помещиков и капиталистов, уральские рабочие и сибирские крестьяне помогли нашей Красной Армии побить Колчака. Оренбургские казаки перешли прямо на сторону Советской власти.

Вот почему мы твердо уверены в нашей победе над Юденичем и Деникиным. Не удастся им восстановить царской и помещичьем власти. Не бывать этому! Крестьяне восстают уже в тылу Деникина… Кубанские казаки ропщут и волнуются, недовольные деникинскими насилиями и грабежом в пользу помещиков и англичан» (там же, стр. 232).

В тексте «окна» использован ритм и припев многочисленных песен, бытовавших в народной среде.

Дутов, А. И. (1864–1921) — атаман Оренбургского белоказачьего войска; в 1918–1919 гг. командовал Оренбургской отдельной армией Колчака; один из главарей контрреволюции в период интервенции и гражданской войны в России. Убит одним из подчиненных ему казаков.

Краснов, П. Н. (1869–1947) — царский генерал, атаман белоказачьего войска Донского в 1918–1919 гг., активный участник корниловского мятежа. В 1919 году бежал в Германию, откуда продолжал вести антисоветскую деятельность, сотрудничал с гитлеровцами. В 1947 году приговорен Верховным судом СССР к смертной казни в числе других военных преступников.

Деникин. — См. примечания к «Советской азбуке».

Мамонтов, К. К. (1869–1920) — генерал, командир конного корпуса в армиях Краснова и Деникина; отличался особой жестокостью. В октябре — ноябре 1919 года конный корпус Мамонтова был разбит Красной Армией.

Колчак. — См. примечания к «Советской азбуке».

Петлюра, С. В. (1877–1926) — один из лидеров украинских буржуазных националистов и главарей контрреволюции на Украине. В начале 1918 года восстановил разогнанную восставшими киевскими рабочими Центральную раду; позже вошел в состав, а затем возглавил Директорию — националистическое правительство Украины в 1918–1919 годах. В конце 1919 года заключил военный союз с Польшей и в 1920 году принял участие в наступлении белопанских войск на Украину. После восстановления Советской власти на Украине — белоэмигрант. Убит в Париже в мае 1926 года.

 

I. Граждане самых отдаленнейших мест… II. Антисемит Антанте мил… (Советская азбука). III. На воровской Вильсона зов… Роста № 4. Середина октября. Фотография — ГЛМ. Рис. В. В. Маяковского. Впервые опубликовано в журн. «Огонек», 1930, № 1.

В первой части «окна» пародируется «программа» Деникина, содержание которой излагалось в передовой статье «Правды» от 15 октября 1919 года. В последнем четверостишии Маяковский перефразирует строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Осторожность» (1865). Во вторую часть «окна» вошло двустишие из «Советской азбуки».

Вильсон, Вудро, — См. примечания к «Советской азбуке».

 

Кто что думает. Роста б/№. Конец октября. Фотография — ГЛМ. Рис. В. В. Маяковского, дополненный виньетками, чуждыми творческой манере художника, которые выполнены были другим лицом.

Сижу у моря и жду погоды. — Намек на предполагавшуюся конференцию на Принцевых островах (Мраморное море), в которой должны были принять участие представители Советского правительства, правительств Антанты и белогвардейские «правительства». Переговоры о конференции были прерваны в связи с продолжением Антантой вооруженной агрессии против Советской России. Перекличка с заметкой в газете «Агитроста» от 22 октября 1919 года: «На Принцевых островах проживает до 8000 бежавших с юга России русских буржуа…»

 

I. Ларчик просто открывается. II. Непонятное отступление. III. «Комбинация» из пальцев. Роста № 1. Конец октября. Фотография — ГЛМ. На фотографии «окна» есть дата: «20/XII», но это очевидная описка, так как по содержанию «окно» датируется двадцатыми числами октябри, а не декабря 1919 года. Рис. В. В. Маяковского.

I. Русский вопросвопрос об отношениях с Советской Россией, неоднократно обсуждавшийся как в «Верховном союзном совете» Антанты, так и в парламенте Англии.

II. В речи перед слушателями Свердловского университета, отправлявшимися на фронт, произнесенной 24 октября 1919 года («Правда» от 26 и 28 октября), В. И. Ленин говорил: «Сегодня вы могли прочитать в вечерних газетах о восстаниях в тылу у Деникина, — Украина загорается. Мы имеем сообщение о событиях на Кавказе, где горцы, доведенные до отчаяния, бросились в наступление и обобрали полки Шкуро, отняв у них винтовки и снаряжение. Мы получили вчера иностранное радио, которое вынуждено было признать, что положение Деникина трудное:

Скачать:PDFTXT

в предисловии: «Для меня эта книга большого словесного значения, работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия» («Прошу слова…»). Маяковский считал сборник «Грозный смех» пособием, которое