им случится сказать правду, им все равно никто не поверит. Ведь с помощью лжи можно обмануть людей разок-другой, но превращать в ремесло свое притворство и похваляться им, как это делают иные из наших властителей, – это значит заранее предупреждать тех, кому предстоит иметь с ним дело, что всякое слово, слетевшее с уст подобных властителей, не что иное, как ложь и обман.
Судить о чем бы то ни было надо опираясь на разум, а не общее мнение.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль.
Кто достаточно знает себя, тот не посчитает чужого дела своим, тот больше всего любит себя и печется о своем благе, тот отказывается от бесполезных занятий, бесплодных мыслей и неразрешимых задач.
Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.
Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.
Никто не огражден от возможности сказать глупость. Беда, когда ее высказывают обдуманно.
Знание не нужно нацеплять на душу, его нужно внедрять в нее; его не нужно наводить на нее, им нужно пропитывать ее.
Знания – обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.
Истинным раздольем и лучшим поприщем для обмана является область неизвестного.
Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен – например, алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты…
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Наука – великое украшение и весьма полезное орудие.
Наука – великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
Наука – дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.
Философия призывает нас только к праздности и веселью. Если перед вами нечто печальное и унылое – значит, философии тут нет и в помине.
Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде.
Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, – не научились понимать самих себя.
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости.
Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.
Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.
Бич человека – это воображаемое знание.
Надо стараться выяснить – не кто знает больше, а кто знает лучше.
Если мы зовем диковинным и чудесным недоступное нашему разуму, то сколько же таких чудес непрерывно предстает нашему взору!
Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.
Книжная ученость – украшение, а не фундамент.
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
Ялюблю науку, но не боготворю ее.
Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.
Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.
Только глупцы могут быть непоколебимыми в своей уверенности.
Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают.
Вобщении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности.
Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.
По правде говоря, знания представляются мне менее ценными, нежели ум. Последний может обойтись без помощи, тогда как первые не могут обойтись без ума.
Ученость как таковая сама по себе есть нечто безличное. Для благородной души она может быть добавлением очень полезным, для какой-нибудь иной – вредоносным и пагубным. Вернее было бы сказать, что она вещь драгоценная для того, кто умеет ею пользоваться.
Когда наукой пользуются как должно, это самое благородное и великое из достижений рода человеческого.
Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.
Лучший способ запомнить что-нибудь – постараться это забыть.
Невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею.
Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными.
Первоначально чье-либо личное заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем, – гораздо более убежденным, чем первый.
Признаваться в незнании – одно из лучших и вернейших доказательств наличия разума.
То, что мы меньше всего знаем, лучше всего годится для обожествления.
Мы готовы признать за другими превосходство в отваге, телесной силе, опытности, ловкости, красоте, но превосходства в уме мы никому не уступим.
Кто ясно видит величие чужой мысли, тот и сам поднимается до того же уровня и возносит свою мысль на ту же самую высоту.
Какая же это Истина, если она правда по одну сторону гор и неправда – по другую.
Втех, кто ставит своей неизменной целью домогаться возможно большей учености, кто берется за писание ученых трудов и за другие дела, требующие постоянного общения с книгами, – в тех обнаруживается столько чванства и умственного бессилия, как ни в какой другой породе людей.
Истина настолько великая вещь, что мы не должны пренебрегать ничем, что ведет к ней.
Яговорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, тем реже осмеливаюсь это делать.
Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.
Истина не становится мудрее от своего возраста.
Кто попал далее цели, так же точно промахнулся, как и тот, кто не попал в цель.
Описывать прошлое – меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других.
Весло, погруженное в воду, кажется нам надломленным. Таким образом, важно не только то, что мы видим, но и как мы это видим.
Укого тощее тело, тот напяливает на себя много одежек; у кого скудная мысль, тот приукрашивает ее напыщенными словами.
Если не занять наш ум определенным предметом, который держал бы его в узде, он начинает метаться из стороны в сторону… по бескрайним полям воображения. И нет такого безумия, таких бредней, которых не порождал бы наш ум, пребывая в таком возбуждении.
Легко видеть, что именно обостряет наши страдания и наслаждения: это – сила действия нашего ума.
Ценностью вещей мы называем не то, что они в состоянии нам доставить, но то, какой ценой мы их себе достали… Алмазу придает достоинство спрос, добродетели – трудность блюсти ее, благочестию – претерпеваемые лишения, лекарству – горечь.
Обосновывать изначальные и всеобщие истины не так-то просто.
Чем острее и проницательнее наш ум, тем отчетливее он ощущает свое бессилие и тем меньше доверяет судьбе.
Принимая во внимание способ, которым нас обучают, неудивительно, что ни ученики, ни сами учителя не становятся от этого мудрее, хотя и приобретают ученость. И в самом деле заботы и издержки наших отцов не преследуют другой цели, как только забить нашу голову всевозможными знаниями; что до разума и добродетели, то о них почти не помышляют.
Нередко бывает, что врач, менее, чем всякий другой, печется о врачевании своих недугов, теолог – о самосовершенствовании, а ученый – о подлинных знаниях.
Истина и доводы разума принадлежат всем, и они не в большей мере достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их впоследствии.
Выгода, извлекаемая нами из наших занятий, заключается в том, что мы становимся лучше и мудрее.
Ученость чисто книжного происхождения – жалкая ученость.
Познакомившись с великим разнообразием характеров, сект, суждений, взглядов, обычаев и законов, мы научаемся здраво судить о собственных, а также приучаем наш ум понимать его несовершенство.
Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни.
Мудрость успокаивает душевные бури, научает сносить с улыбкой болезни и голод… опираясь на вполне осязательные, естественные доводы разума.
Полагаю, что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хотя бы тарабарском наречии.
Это словам надлежит подчиняться и идти вслед за мыслями, а не наоборот.
Красноречие, отвлекая на себя наше внимание, наносит ущерб самой сути вещей.
Желание отличиться от всех остальных непринятым и необыкновенным покроем одежды говорит о мелочности души; то же и в языке: напряженные поиски новых выражений и малоизвестных слов порождаются ребяческим тщеславием.
Подражание чужой речи в силу ее доступности – вещь, которой постоянно занимается целый народ; но подражать в мышлении и в воображении – это дается не так уж легко. Большинство читателей, находя облачение одинаковым, глубоко заблуждаются, полагая, что под ним скрыты и одинаковые тела. Силу и сухожилия нельзя позаимствовать; заимствуют только уборы и плащи.
Можно поучиться и у врага.
Япрежде всего хотел бы знать надлежащим образом свой родной язык, а затем язык соседних народов, с которыми я чаще всего общаюсь.
Разум мой научил меня, что с решимостью осуждать что бы то ни было, как ложное и невозможное, – значит приписывать себе преимущество знать границы и пределы воли Господней и могущества матери нашей природы; а нет на свете большего безумия, чем мерить их мерой наших способностей и нашей осведомленности.
Кто никогда не видел реки, тот, встретив ее в первый раз, подумает, что перед ним океан.
Люди с более тонким умом наблюдают с большей тщательностью и видят больше, но они склонны придавать всему свое толкование и, желая набить цену… не могут удержаться, чтобы не исказить хоть немного правду… они охотно присочиняют кое-что от себя, так сказать, расширяя и удлиняя истину.
Поэзия прекрасная, выдающаяся, божественная – выше наших правил и выше нашего разума. Тот, кто