более снисходительно, чем это вообще принято, ибо со страхом думаю о тяжком бремени, лежащем на властителях.
Жалостная участь – обладать такой властью, что перед ней всё склоняется.
Мне ненавистна всякая тирания – и в речах, и в поступках.
Тот, кто сумел бы найти способ всегда судить о людях по их достоинству и выбирать их согласно доводам разума, уже одним этим установил бы самую совершенную форму государственности.
Ядержусь того мнения, что наиболее достойная деятельность – это служить обществу и приносить пользу многим.
Мы лишаем себя определенных удобств, лишь бы не провиниться перед общественным мнением, нас не столько заботит, какова наша настоящая сущность… сколько то, какова эта сущность в глазах окружающих.
Нужда обтесывает людей и сгоняет их вместе. Эта случайно собравшаяся орда в дальнейшем сплачивается законами.
Не только предположительно, но и на деле лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое. Особенности и основные достоинства этого государственного устройства зависят от породивших его обычаев.
Мы всегда с большей охотой сетуем на условия, в которых живем. И все же я держусь того мнения, что жаждать власти немногих в государстве, где правит народ, или стремиться в монархическом государстве к иному виду правления – это преступление и безумие.
Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества.
Мир не умеет лечить сам себя; он настолько нетерпелив ко всему, что его мучает, что помышляет только о том, как бы поскорее отделаться от недуга, не считаясь с ценой, которую необходимо за это платить.
Все крупные перемены расшатывают государство и вносят в него сумятицу.
Если давать – удел властвующего и гордого, то принимать – удел подчиненного.
Государственное устройство, как утверждает Платон, – это нечто чрезвычайно могущественное и с трудом поддающееся распаду. Нередко оно продолжает существовать, несмотря на смертельные, подтачивающие его изнутри недуги, несмотря на несообразность несправедливых законов, несмотря на тиранию, несмотря на развращенность и невежество должностных лиц, разнузданность и мятежность народа.
По-моему, нужно, чтобы мы жили под защитою права и власти, а не благодаря чьей-то признательности или милости.
Государи с избытком одаряют меня, если не отнимают моего, и благоволят ко мне, когда не причиняют мне зла; вот и всё, что я от них хочу.
Тяжело и чревато всевозможными неожиданностями зависеть от чужой воли.
Яс большой охотой служу своему государю из-за того, что делаю это по собственному избранию и убеждению моего разума.
Законы обрекают нас на невозможность выполнять их веления, и они же судят нас за невыполнение этих велений.
Кто в некоторой мере не живет для других, тот совершенно не живет для себя.
Добродетель, потребная для руководства мирскими делами, есть добродетель с выпуклостями, выемками и изгибами, чтобы ее можно было прикладывать и пригонять к человеческим слабостям.
Гражданская безупречность определяется в зависимости от места и времени.
Можно сожалеть о других временах, но нельзя уйти от своего времени; можно мечтать о других правителях, но повиноваться, несмотря ни на что, приходится существующим.
Всякая деятельность на общественном поприще подвергается крайне противоречивому и произвольному истолкованию, потому что о ней судит слишком много голов.
Определять и знать – дело правящего и господствующего; низшим, подчиненным, научающимся дано лишь принимать и пользоваться.
Вобщественных недугах поначалу еще можно разобрать, кто здоров, кто болен; но когда болезнь затягивается, как это произошло у нас, то она охватывает все тело, с головы до пят: ни один орган не остается незатронутым.
Худшее обличье принимают вещи тогда, когда зло объявляется законным и с согласия власть имущих облекается в мантию добродетели.
Наши всегда различные и переменчивые действия не имеют почти никакого отношения к твердо установленным и застывшим законам… Да и то я считаю, что лучше обходиться совсем без законов, чем иметь их в таком изобилии, как мы.
Природа всегда рождает законы гораздо более справедливые, чем те, которые придумываем мы.
Почему наш язык, которым мы говорим в обыденной жизни, столь удобный во всех других случаях, становится темным и непонятным в договорах и завещаниях, и почему человек, умеющий ясно выражаться, не находит в юридических документах такого способа изложить свои мысли, который не приводил бы к сомнениям и противоречиям?
Чем больше тонкостей в языке юриспруденции, тем больше сомнений порождают они в умах людей.
От множества толкований истина как бы раздробляется и рассеивается.
Внашем праве обнаруживается так много несправедливости, и в смысле мягкости, и в смысле строгости, что я, право, не знаю, часто ли можно найти правильный средний путь между ними.
Наше правосудие протягивает человеку лишь одну руку, да и то левую. Кем бы ты ни был, без ущерба не обойдешься.
Законы пользуются всеобщим уважением не в силу того, что они справедливы, а лишь потому, что они являются законами. Таково мистическое обоснование их власти, и иного у них нет.
Ничто на свете не несет на себе такого тяжелого груза ошибок, как законы.
Даже истине не дано преимущество быть высказываемой в любое время и при любых обстоятельствах: как ни благородно быть ее глашатаем, и это дело требует определенных условий, определенных рамок. Мир так устроен, что нередко ее доводят до слуха властителей не только без всякой пользы, но даже с дурными последствиями и к тому же неоправданно.
Из всех людей именно облеченные властью более всего нуждаются в правдивом и свободном слове.
Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности; надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах. Лучшее наше творение – жить согласно разуму. Все прочее – царствовать, накоплять богатство, строить – всё это, самое большее, дополнения и довески.
… Возникает два рода законов, противоречащих во многом друг другу: законы чести и те, на которых покоится правосудие.
Христианская религия обладает всеми признаками наиболее справедливого и полезного вероучения, но ничто не свидетельствует об этом в такой мере, как выраженное в ней с полной определенностью требование повиноваться властям и поддерживать существующий государственный строй.
Только те законы заслуживают истинного почитания, которым Бог обеспечил существование настолько длительное, что никто уже того не знает, когда они возникли и были ли до них какие-нибудь другие.
Насмешкой и оскорблением является стремление прославить человека за те качества, которые не подобают его положению, хотя бы сами они были достойны похвалы, а также за те, которые для него не наиболее существенны, как если бы, например, прославляли какого-нибудь государя за то, что он хороший живописец или хороший зодчий… или быстро бегает наперегонки. Подобные похвалы приносят честь лишь в том случае, если они присоединяются к другим, прославляющим качества, важные в государе, а именно – его справедливость и искусство управлять народами в дни мира и во время войны.
Примешивать Бога к делам нашим допустимо лишь с должным благоговением и осторожностью, проникнутой почитанием и уважением.
Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить.
Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего. Поэтому столь же нелепо оплакивать то, что через сто лет нас не будет в живых, как и то, что мы не жили за сто лет перед этим. Смерть одного есть начало жизни другого.
Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее. И если вы прожили один-единственный день, вы видели уже все.
Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.
Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
… Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.
Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.
Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…
Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.
Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.
Яхотел бы, чтобы смерть застала меня за работой в поле.
Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.
Когда мы говорим, что страшимся смерти, то думаем прежде всего о боли, ее обычной предшественнице.
Будем остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.
Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем; мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни она отделена не более чем мгновением.
Опасное дело – нападать на человека, у которого осталось только одно средство спасения – оружие, ибо необходимость – жестокая наставница.
Все бедствия не стоят того, чтобы, желая избежать их, стремиться к смерти.
Лишь тем подобает умирать без горечи, кто умеет наслаждаться жизнью, а это можно делать более и менее осмотрительно.
Мы ко всему подходим с собственной меркой, и из-за этого наша смерть представляется нам событием большой важности.
Чем большую цену мы себе придаем, тем более значительной кажется нам наша смерть.
Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.
Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
То, что гадалка видит у человека на ладони, обычно написано у него на лице.
Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать себя и владеть собой.
Достоен похвалы скорее не сам человек, а его дела.
Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению – никогда.
Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого.
Пусть детство смотрит вперед, старость – назад: не это ли обозначали два лица Януса?
Будущее еще менее в нашей власти, даже чем прошлое.
Несчастна душа, исполненная забот о будущем.
Людям свойственно не только простирать заботы о себе за пределы своего земного существования, но, сверх того, так же верить, что милости неба довольно часто следуют за нами в могилу и изливаются даже на наши останки.
Тысячи путей уводят от цели, и лишь один-единственный ведет к ней.
Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает.
Таковы люди. Законам и заповедям предоставляется жить своей жизнью, мы же живем своею; и не только вследствие развращенности нравов, но зачастую и потому, что