Скачать:PDFTXT
Эпиграммы

какой!

Столь безупречно прекрасна была она в каждой детали,

Сколь ни в единой из них схожей с тобой не была. 80. НА НЕПОХОЖЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Как-то недавно, когда я зашел к живописцу в жилище,

Изображенье твое взорам предстало моим.

И пока все из тебя выжимал живописец, недвижно,

Я полагаю, пришлось долго тебе восседать.

Вот ты и вышел таким; и я понял, кто здесь на картине,

Сразу… как мастер сказал, что написал он тебя. 81. НА УМИРАЮЩЕГО СКРЯГУ Горе, Хрисал умирает богатый, страдает, стенает,

Что ни один не пожал более скорбный удел.

Но так как все ж он не умер, себя кто и в грош-то не ставит,

Гибнут четыре гроша, что на могилу пошли. 82. НА ДОКУЧНОГО ГРАММАТИКА Лишь доведется мне вспомнить грамматика Гелиодора,

Как солецизмы страшить мой начинают язык. 83. НА СМЕХОТВОРНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ «В этом году в государстве у галлов прославленный всюду

Будет в покое король», — славный астролог изрек.

Тот же, лишь год начался, как покончил с жизнью расчеты,

И оправданья уже у прорицателя нет.

Кто-то со смехом решил защищать предсказанье. «Правдиво

Слово его, — говорит. — Что, не в покое король

Шире молва расползлась, и народ потешается всюду

Над предсказаньем, твердя: «Что, не в покое король

Это услышав в народе, промолвил астролог серьезно:

«Истинно я предсказал. Что, не в покое король?» 84. НА НЕПОМЕРНО НОСАТОГО, С ГРЕЧЕСКОГО Прокл, никогда не сумеешь ты носа прочистить рукою,

Ибо, хотя и длинна, носа короче рука.

А собираясь чихнуть и — Юпитер — крича, ты не слышишь,

Как ты чихаешь, — ведь нос так далеко от ушей. 85. НА НЕИСТОВОГО ПОЭТА, С ГРЕЧЕСКОГО Фурии есть и средь Муз, и становишься Фурией этой

Сам ты, пиит, и стихи ими творишь одержим.

Значит, побольше пиши, умоляю. Неистовства больше,

Чем у тебя, не найду, если бы я и хотел. 86. НА ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОГО, С ГРЕЧЕСКОГО Чтобы журавль, истребитель пигмеев, тебя не похитил,

Если умен ты, в самом городе только живи. 87. ТОЛКИ ЧЕРНИ ДОСТОЙНЫ ПРЕЗРЕНЬЯ, С ГРЕЧЕСКОГО Ты услади-ка себя, презирая толпы многословье:

Скажет один о тебе плохо, другой — хорошо. 88. НА ГЛУПЦА, С ГРЕЧЕСКОГО Лампу глупец погасил, которого блохи кусали.

«Больше, — сказал он, — меня этим блохам не видать.» 89. О СНЕ, МЫСЛЬ АРИСТОТЕЛЯ, С ГРЕЧЕСКОГО Ровно полжизни мы спим. И в течение той половины

И богатей, и бедняк равны друг другу лежат.

Значит, о Крез, из царей богатейший, был истинно равен

Ровно полжизни тебе Ир, воплощенный бедняк. 90. ИНАЯ Если ты спишь и не знаешь, что жив, — ты, конечно, не счастлив.

Если же сон не идет, — ты же несчастен тогда.

Значит, счастливец любой, кто гордится судьбой благосклонной,

Кто непомерно раздут этой удачей своей,

Сколько б ночей ни пришло, — иль счастливчиком быть прекращает,

Иль начинает опять столько ж несчастливым быть. 91. КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ТИРАНОМ И ВЛАСТИТЕЛЕМ Король, законы любящий,

С тираном лютым разнится:

Рабами всех зовет тиран,

Король — своими чадами. 92. ЖИЗНЬ ТИРАНА ТРЕВОЖНА День у великих тиранов громада забот истощает.

Ночью приходит покой, если приходит он к ним.

Но и на ложах мягчайших не больше находят покоя,

Чем бедняки, что лежат прямо на твердой земле.

Значит, тиран, в твоей жизни счастливейшим временем может

То быть, когда б ты желал быть с бедняком наравне. 93. ДОБРЫЙ ПРИНЦЕПС-ОТЕЦ, А НЕ ГОСПОДИН,

ЯМБИЧЕСКАЯ ЭПИГРАММА Благочестивый принцепс не лишен детей,

Ведь царству он всему отец.

Итак, счастливый принцепс изобилует

Детьми: они — все граждане. 94. О ДОБРОМ ЦАРЕ И НАРОДЕ Царство, оно — человек и любовью спаяно крепко.

Царьголова, а народ — члены другие его.

Сколько имеет сограждан (ведь больно кого-то лишиться),

Столько же числит и царь тела частей своего.

Под повеленье царя отдается народ и считает,

Что их владыкаглава каждого тела его. 95. ДОБРО НЕ ЦЕНЯТ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЕГО НЕ ТЕРЯЮТ Все мы ценим добро, лишь теряя его невозвратно.

Владеем — с небрежением.

Так же нередко, но поздно, наследник негодный в народе

Как добрый принцепс помнится. 96. ВО СНЕ ТИРАН НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЛЕБЕЯ Значит, безумец, гордыня султан твой на шлеме колеблет,

Ибо колени свои гнет пред тобою толпа,

Ибо народ пред тобой с головою стоит непокрытой:

Многих и жизнь ты, и смерть держишь в руках у себя.

Но сколько раз цепенеют во сне неподвижные члены,

Столько же раз, — ты скажи, — где же тщеславье твое?

Тела обрубку подобен, безжизнен тогда возлежишь ты,

Или же трупам, что смерть только недавно взяла.

Ибо коль ты, запершись, не укроешься в страхе в жилище,

То у любого в руках жизнь твоя будет тогда. 97. О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ ВЛАСТИТЕЛЕ Добрый властитель каков? Это — пес, охраняющий стадо:

Он отгоняет волков. Ну, а недобрый? — Сам волк. 98. НА ПОХИТИТЕЛЯ И ЗАЩИТНИКА Плачется дева, что силой похищена, и похититель

Не отопрется. И вот он уж на смерть обречен.

Но искушенный защитник, нежданно откинув одежду,

У подсудимого член вынул рукою своей.

«Именно он, — говорит, — побывал в твоем чреве, девица

Молвить смущенье и стыд деву заставили: «Нет».

«Мы победили, судья, — восклицает хитрец, — отрицает,

Тем отрицая сама и похищенье свое!» 99. НА ВОРА И ЗАЩИТНИКА Клептик, боясь, что за кражу осудят его, к адвокату

Не без награды большой прибыл — совет получить.

Долго листал, и не раз, тот безмерно огромные томы;

«Верю, — изрек, — избежишь кары ты, если сбежишь». 100. НА АСТРОЛОГА, КОТОРЫЙ ПРЕДСКАЗАЛ СОБЫТИЕ,

С ГРЕЧЕСКОГО Часто, что брат мой отца пережить обязательно должен,

Это астрологи все единогласно трубят.

Лишь Гермоклит объявил, что умрет тот, отца упредивши,

Но объявил он, когда… мертвым увидел его. 101. НА СУЕТУ ЭТОЙ ЖИЗНИ Приговоренные все мы и на смерть идущие, в этой

Заперты клетке земной. В ней не избегнем конца.

Площадь, что занята ею, на многие части разбита,

И в помещенье частей части возводят еще.

Словно за царство борьба, и за клетку борьба не стихает,

Скряга в ее темноте прячет богатства свои.

Этот скиталец по клетке гуляет, тот в нору укрылся,

Здесь и подвластье, и власть, здесь песнопенье и стон.

И пока клетка любима, как будто она и не клетка,

Смертью влекомы мы все, гибелью каждый своей. 102. НЕ ОХРАНА, НО ДОБРОДЕТЕЛЬ ДЕЛАЕТ ЦАРЯ БЕЗОПАСНЫМ Нет, ни страх ненавистный, ни выси палат, ни богатства,

Что он у подданных взял, не охраняют царя.

Ни твердолобый охранник, кого за гроши покупают,

Тот, что другому слугой будет, как был одному.

Править народом без страха тот будет, кого посчитает,

Как никого, для себя самым полезным народ. 103. НАРОД СВОЕЙ ВОЛЕЙ ДАЕТ И ОТНИМАЕТ ВЛАСТЬ Кто б ни был муж, один царя над многими,

Обязан властью многим он.

И он отнюдь царить не должен долее,

Чем захотят те, многие.

Что ж так спесивы властелины жалкие,

Коль их правленье временно? 104. НА ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОГО, С ГРЕЧЕСКОГО Мир целиком Эпикур сотворяет из атомов малых,

Ибо считал он, Алхим, — атомы — меньше всего.

Если б в ту пору ты жил, Диофант, из тебя сотворил бы

Мир он, — ведь ты, Диофант, меньше куда, чем они.

Иль написал бы он даже: «Из атомов — все остальное».

«Сами же атомы все, — он бы сказал, — из тебя». 105. НА ЛЮБОВЬ ЧИСТУЮ И БЕСЧЕСТНУЮ, С ГРЕЧЕСКОГО Эти двое двоих погубили — порочный и скромный,

Как друг на друга пошли — яростный пламень и стыд.

Федру объял без остатка любовный огонь к Ипполиту,

А Ипполита святой стыд погубил самого. 106. НА ГОРОД РИМ, С ГРЕЧЕСКОГО Здравствуй, Гектор, потомок воителя Марса, коль слышишь

Что-либо ты под землей, горд за отчизну, воспрянь.

Град Илион обитаем, народ там живет знаменитый,

С Марсом, с тобой не сравнить, Марсу, однако, он друг.

А мирмидоны погибли. Поведай же, Гектор, Ахиллу,

Что энеады теперь правят Фессалией всей. 107. ОБ УМЕРЕННОСТИ, С ГРЕЧЕСКОГО Лишнее все бесполезно. Так горек нередко бывает,

Старая мудрость гласит, — мед, если слишком его. 108. НА ОЧЕНЬ НЕСЧАСТНОГО, С ГРЕЧЕСКОГО Ты ведь не жил никогда, никогда не умрешь, неимущий.

Да, горемыка, живя, был ты поистине мертв.

Тем лишь, кто в счастье безмерен, кто денег имеет без счета,

Тем лишь когда-нибудь смерть жизни положит предел. 109. НА МОЛЧАЛИВОСТЬ ПИФАГОРА, С ГРЕЧЕСКОГО Да, в человечьих делах величайшая мудрость — молчанье.

В этом мудрец Пифагор будет свидетелем мне.

Истинно красноречивый, всех прочих он учит молчанью,

В нем для покоя людей лучшее средство найдя. 110. ШУТЛИВОЕ, НА ГЕЛЛИЮ Что удивляемся мы чудесам предыдущих столетий,

Дивам, где бык говорит, каменный падает дождь?

Древние новое чудо затмило: проснувшись, с кровати

Геллия встала вчера раньше вечерних теней.

Я бы и больше сказал, если б ты не решил, что шучу я,

Да, пробудилась она раньше полудня еще.

Те чудеса, и нередко, пожалуй, и видели предки,

Часто, быть может, еще их и потомки узрят.

Этого ж чуда никто до вчерашнего дня не увидел

И не сумеет никто после него увидать. 111. НА ПАЛЛАДУ И ВЕНЕРУ, С ГРЕЧЕСКОГО Что ты Венеру, меня, уязвляешь, Тритония дева?

Жертвы мои почему ты прибираешь к рукам?

Вспомни-ка лучше о том, как когда-то на Иде скалистой

Назвал меня, не тебя, самой прекрасной Парис.

Меч твой, твое и копье, а со мною лишь яблоко только.

Только о яблоке том давней довольно борьбы. 112. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА — НИЧТО Фибры сжимая в груди и вдыхая лишь воздуха малость,

Все мы живем и вокруг Феба сияние зрим.

Все мы живущие здесь — лишь орудья, но только такие,

Что получаем мы жизнь от дуновений живых.

Если ж дыханья парок ты закроешь своею рукою,

Душу низринув, ее прямо ты к Стиксу пошлешь.

Значит, мы, люди, — ничто, все содержимся мы для Плутона;

Легкий дыхания миг — жизни опора одна. 113. НА КИНЖАЛ ТУПОЙ ИЗ ТУПЫХ, С ГРЕЧЕСКОГО Туп твой свинцовый кинжал и лишен остроты совершенно.

Он остроту твоего нам представляет ума. 114. СУЖДЕНИЕ О СЛАВЕ И НАРОДЕ Люди в своем большинстве восторгаются славой ничтожной,

Глупые, ветром пустым к звездам стремимы они.

Мил ты по гласу народа себе? Но часто ругает

Лучшее тот, кто ослеп, глупо худое хваля.

В вечной тревоге всегда, от чужого зависишь сужденья,

Чтобы поденщик не взял данную им похвалу.

Случай, однако, смеется над ним, тебя восхвалившим,

Хвалит он пусть от души, — беглая это хвала.

Что тебе слава дает? Пусть всем светом тебя восхваляют.

Если страдает сустав, что тебе слава дает? 115. СМЕШНОЕ, НА ПОМОЩНИКА Вытащил мух из крат_е_ра пирующий прежде, чем сам он

Выпил, а выпил когда, вновь их туда поместил.

«Сам-то я мух не люблю, — он сказал, объясняя причину,

Но и не знаю, кому мухи приятны из вас». 116. ОБ ОХОТЯЩЕЙСЯ СОБАКЕ Утка уж в пасти у пса, но иное схватить он намерен.

Но не берет; а что взял — вот уж из пасти бежит.

Так, о несчастный, пока ты хватаешь чужое, то чаще,

И по заслугам тогда, алчный, теряешь свое. 117. СОБАКА В СТОЙЛЕ — АЛЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК В стойле собака сама никогда не питается сеном

И не дает, чтоб его жаждущий конь поедал.

Алчный

Скачать:PDFTXT

Эпиграммы Мор читать, Эпиграммы Мор читать бесплатно, Эпиграммы Мор читать онлайн