Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Звон караванного колокольчика

Звон караванного колокольчика, Мухаммад Икбал

Впервые об Икбале заговорили в Лахоре, старинном культурном центре индийской провинции Пенджаб, в 1904 году. Во времепа колониального завоевания Индии П енджаб оказывал упорное сопротивление захватчикам и был последним независимым
государством, вклю ченным в состав британских владений (1849).
Но с тех пор там не было крупны х антианглийских выступлений.
Н акануне первого подъема национально-освободительного движ ения народов Индии в 1905—1909 годах, казалось, самый воздух
в стране был напоен освободительными идеями. Однако участие в политической ж изни различны х социальных слоев П енджаба, в своем большинстве мусульман по религии, было крайне
незначительным. П енджабское мусульманское просветительное
общество, буржуазно-помещ ичье по своему классовому составу,
занималось преимущ ественно проблемами образования и развития я зы к а урду, а такж е распространением среди индийцев английской литературы . Это общество было вполне лояльно в отнош ении колониальных властей и стояло в стороне от политических вопросов, волновавш их передовых людей Индии. И вот на
еж егодной сессии общества в 1904 году с трибуны, с которой до
сих пор произносились лиш ь благонамеренные речи, неожидан
5
iii) прозвучала полная горечи и боли поэма о страданиях порабощенной чуж еземцами Индии, об отсутствии единства в рядах
индийских патриотов, поэтический призыв очнуться от политической спячки и объединиться во имя освобождения родины.
К ак поучительна картина мук твоих,
О Индия моя, скорбящ ая страна!
С рыданием твоим сливается мой стой,
Мне вечностью самой песнь гнева вручена.
О чуж еземец, рви цветы в моем саду,
Коль в ссоре сторож а и край во власти сна!
Индийцы, полно спать,— иль вас зем ля стряхнет,
И будущие вас не вспомнят племена.
Кто беспробудно снит — того природа губит,
Кто действием кипит — того, как сына, любит.
Автором поэмы («Картина страданий») был молодой преподаватель английского колледж а, пендж абец по национальности и
мусульманин по религии, М ухаммад И кбал (1873—1938). Н акануне первого революционного подъема в И ндии его песпь гнева
сливалась с голосами всех передовых людей ‘Страны. В политической апатии («Край во власти сна») и в отсутствии единства
(«В ссоре сторожа») увидел поэт причины страданий индийского
народа.
Семья М. И кбала не принадлеж ала к избранным кругам мусульманской знати. Его отец, торговец среднего достатка, готовил сына себе в преемники. Детство И кбал провел в Сиалкоте,
старинном городе, расположенном на границе Западного П ендж аба и княж ества Каш мир. В средневековой истории Индии Сиалкот играл немаловаж ную роль. Однако во времена И кбала это
был небольшой торговый центр. Отец И кбала дал сыну вполне
современное европейское образование. В то ж е время, будучи
ортодоксальным мусульманином, он не пренебрег и его рели6
гиозным воспитанием. Поэтому И кбал с юных лет отличался прекрасны м знанием арабского язы ка, арабо-персидской литературы
и мусульманского богословия. Ещ е студентом оп принимал участие в литературны х состязапиях пендж абских поэтов (муш аира)
и обратил на себя внимание мастеров поэзии на язы ке урду.
В 1899 году он закончил с золотой медалыо правительственный
колледж в Л ахоре, где и остался преподавать философию и
право.
Общественно-политические и философские взгляды Икбала,
его поэтическое мастерство формировались в период бурного
роста национального самосознания индийской бурж уазии и усиления политической активности индийской интеллигенции. Мировоззрение последней отличалось глубокой двойственностью. Она
была в то время почти единственной выразительницей общ енационального стремления индийцев к независимости и борьбе
против иноземного ига. Она отраж ала интересы индийской бурж уазии, стремивш ейся покончить с феодальной отсталостью, создать собственную промыш ленность и вывести страну на путь независимого капиталистического развития. В ее мировоззрении
проявлялось такж е стремление ш ироких народных масс к демократическим преобразованиям, ей были свойственны зачастую и
стихийные утопические социалистические идеи. В то ж е время,
не свободная от влияния феодальной идеологии, она идеализировала доколониальное прошлое и стремилась сохранить от посягательств европейцев религию, а иногда и касту, как институты, определяю щ ие «самобытность» и «независимость» индийской
культуры .
И ндийская интеллигенция была крайне неоднородна по своему составу. Но соединение свободолюбивых идеалов с отмеченными выш е противоречиями и слабостями было свойственно в той
или иной степени больш инству ее представителей, в том число
и М ухаммаду Икбалу.
7
Кдпа ступив на поэтическую стезю, И кбал писал о назначении поэта:
Точно тело — народ, люди — части огромного тела;
Руки, нога — все те, кто работает, делает дело;
Л ик — все те, кто кормило правления держ ит высоко;
А поэт? Он родного народа всезрягцее око.
Если тело болит — плачет око и громки рыданья:
Столько к телу, к народу, в поэте любви, состраданья!
( «Поэт» )
В этом стихотворении — зародыш и и величия и слабости И кбала. Ч ерез все периоды своей творческой деятельности пронес
он образ Поэта — «всезрящ его ока народа», сила которого в неразры вной связи со своим телом — народом. В то ж е время, как
и большинство других представителей индийской интеллигенции,
оп видел в трудящ ихся лиш ь «руки и ноги» народа, а естественным руководителем — «ликом», главой, считал избранных, то
есть образованную бурж уазию , интеллигенцию . Однако господство
иноземцев причиняло, по словам И кбала, боль всему телу
Индии.
Своей поэзией И кбал стремился пробудить у индийцев, и
преж де всего у индийских мусульман, интерес к политической
л и з н и страны и ж елание активно бороться против темноты, невеж ества и всех тех зол, которые, по словам поэта, препятствовали освобождению плененной иноземцами Индии. Не случайно
влож ил он в уста ребенка такую молитву:
О боже, дай мне светоча пыланье,
Чтоб отступили темнота и зло,
Чтоб стало в каж дом уголке светло…
…Да буду к свету знания влеком,
Да буду я слугой для братьи нищей,
Для слабых — силой, для голодных — пищей.
(«Молитва ребенка»)
П рекрасные поэтические образы И кбала (например, образ
птицы-Ипдии, в стихотворении «Ж алобы птицы») сразу ж е получили широкое распространение далеко за пределами Пенджаба.
Д ля многоязычной Индии, общество которой было осквернено
различиям и меж ду высш ими и низш ими кастами, меж ду индусской и мусульманской религиозными общ инами (индусским большинством и мусульманским меньш инством н аселения), стихи И кбала о необходимости преодоления внутренних различий и укрепления единства индийцев приобретали особое, патриотическое звучание.
Достаточно вспомнить «Крик боли», буквально вы рвавш ийся
у поэта после одного из индусско-мусульманских столкновений,
спровоцированных колониальны ми властями накануне антиимпериалистического подъема 1905—1909 годов.
Я терзаю сь, и боли уж аспа причина.
Поглоти меня, Ганги ш ирокой пучина!
На земле моей — рознь, а народ изнемог:
Н аш а близость — враж ды, а не друж бы залог!
Нет единства, а ссора двух близких позорна…
В те годы, когда колониальные власти подготавливали закон
об отдельном политическом представительстве мусульманской и
индийской общин, пы таясь таким образом расколоть национальные
силы страны, И кбал создал вдохновляю щ ий поэтический образ
индусско-мусульманского единства. «Не в силах этой лж и терпеть, я храм покинул и мечеть, теперь ни брахман, ни сайд мне не
нуж ны в пути моем. Не пы ш ных идолов твоих,— обращ ается он
к индусам,— и не звучанье сур святы х,— говорит он мусульманам,— любой комок родной земли считаю высш им божеством!»
И кбал призы вает соотечественников создать «новый храм»,
где были бы преодолены старые религиозные барьеры и где царствовала бы лиш ь любовь к матери-Индии:
Слепой враж ды рубеж сотрем, чтоб вновь идти одним путем.
9
Противоречивость мировоззрения И кбала проявилась, однако,
в том, что, призы вая в стихах к преодолению религиозных барьеров, он в то ж е врем я продолж ал верить в превосходство ислама
над другими религиями и был известен но только как поэт, по и
как крупны й мусульманский политический деятель, богослов и
философ.
Впрочем, меж ду Икбалом-политиком, Икбалом-философом и
Икбалом-поэтом никогда не было полного единства. В философии
И кбал был идеалистом. Его взгляды формировались под влиянием К анта и Гегеля; как и многие его современники, он «переболел» ницшеанством. В то ж е время он вы ступал против слепого следования идеям Запада. «Это новое вино ослабит наш ум,
этот свет только усилит темноту»,— писал он о бурж уазной цивилизации в Европе, противопоставляя ей «великую преобразую ­
щую роль ислама».
Этические взгляды И кбала — это взгляды борца, стремивш егося к тому, чтобы изменить судьбу своей угнетенной родины, и
уверенного в том, что мир следует и можно переделать. «Самоуспокоение и покой — смерть, действие — это ж изнь»,— утверж дал
он. Философия человека-деятеля наш ла яркое вы раж ение в поэзии Икбала.
Современники И кбала и исследователи его творчества назы вали И кбала поэтом-философом. Сам И кбал считал поэзию
«ореолом истинной философии и подлинных знаний». Однако в
своей философии человека-деятеля И кбал не был последовательным, и на его взглядах леж ала печать неверия в народные
массы.
Н епоследовательным был он и в своих политических взглядах. Стремясь к независимости Индии, призы вая к активной
борьбе во им я этой независимости, он считал, что час освобождения еще не пробил. И кбал был антиимпериалистически настроенным человеком, но он был преж де всего деятелем мусулъ10
манской общины. Это наш ло отраж ение в его чрезвычайно популярном среди пенджабской молодежи во врем я революционного подъема 1905—1909 годов стихотворении «Студентам Алигархского колледжа». А лигархский колледж был создан в 1877 году с помощью английских властей отцом мусульманского просветительства Саид Ахмад-ханом. Этот колледж воспитал целое
поколение мусульманской интеллигенции, способствовал освобождению умов мусульманской молодежи от м ертвящ ей схоластики
м усульманских богословов. В то ж е время руководители колледжа, принадлеж авш ие к самому правому кры лу бурж уазно-помещичьей: верхуш ки мусульманской общины, стремились оградить
молодежь от распространения револю ционных идей и антианглийских настроений. И вот в те годы, когда колониальные власти всеми силами старались использовать деятелей А лигарха для
раскола национальных сил страны, когда с кафедр колледж а
раздавались призывы к благоразумию , поддерж ке английских благодетелей и проклятия по адресу индийских националистов, осмеливш ихся выступить с осуждением колониального господства,
студенты получили послание популярного и любимого поэта:
Шлют много посланий люди, мое посла нье иное.
У любящего отчизну и слов звучанье иное.
Ты слыш ал бессильный ропот в силках трепещ ущ ей птицы,
П ослуш ай вольную птицу — ее стенанье иное.
П ока на горле кувш ина оставьте кирпич традиций!
Когда вино перебродит — придет сознанье иное.
(«Студентам Алигархского колледжа»)
Поэт признавал, что ещ е не настало время сбросить «кирпич
традиций», под которым оп подразумевал иностранное господство. Но его постоянный рефрен о том, что неизбежно придет
иное сознание, сознание необходимости освобождения, не остав11
л ял сомнения в его собственном ж елании быстрее сбросить этот
«кирпич».
В то яге время И кбал никогда пе был последовательным
сторонником массовых револю ционных методов борьбы и в политике, к ак и в философии, верил в преобразую щую роль ислама. Поэтому свою политическую судьбу он связал с мусульманским религиозно-общинным движением и М усульманской лигой,
партией мусульманской бурж уазии и помещиков, основанной в
1900 году

Скачать:PDFTXT

Звон караванного колокольчика Икбал читать, Звон караванного колокольчика Икбал читать бесплатно, Звон караванного колокольчика Икбал читать онлайн