Скачать:PDFTXT
Звон караванного колокольчика
ам чуж им, ты будь самим собой
И чуж ды е душ е твоей святы ни отвергай.
В день сотворенья Дж ебраил раз навсегда сказал:
«Рассудку верные сердца нещ адно отвергай».
У лж и — десятки разны х лиц, но истина одна,
П усть все вокруг клейм ят ее, а ты — не отвергай!
160
П Р О Б У Ж Д Е Н И Е
Если раб осознает в себе человека -гСтанет мыслью острей топора дровосека,
И глазам его дерзким откроется мир
От прош едш их веков до грядущ его века.
Но попробуй — себя с пробужденным сравни-ка:
Ты — лиш ь согнутый раб, он — всесильный влады ка;
Ты еще и тропы разглядеть не успел,
Он уж е заш агал к своей цели великой.
11 Икбал 161
К Р А С О Т А И У Р О Д С Т В О
К ак у звезд и луны в голубых небесах,
Есть у мысли восходы свои и закаты ,
Есть подъемы и спуски у каж дой души,
Все мы чем-то бедны или чем-то богаты.
В нас уродливо все, что корыстно и зло,
А прекрасное в нас — бескорыстно и свято.
162
СТУДЕНТУ
П ускай творец поднимет бунт в пустых мозгах твоих,
П ускай завоет ураган в унылом мире книг,
Там — безмятеж ность и покой, там — цели никакой,
Там человек — владелец книг, но не хозяин их.
11* 163
ИСПЫТАНИЕ
«Выпрыгнешь или утонеш ь — только я один решаю,
Я — судьбы твоей хозяин,— ш епчет гальке ручеек.—
Ты леж иш ь в моих объятьях, я спеш у навстречу морю,
Путь твой короток и ясен, путь мой труден и далек,
И пока ты по дороге о скалу не разобьеш ься,
Невозможно разобраться, ты — гранит или песок».
164
ШКОЛА
Н аш век — как ангел смерти — калечит наш и души,
А нам взамен заботы ж итейские дает.
Страдать не хочет сердце, оно борьбы боится
И, стиснутое страхом, при ж изни не ж ивет.
Мы знаем слиш ком много для дерзости беспечной,
Мы знаем слиш ком мало, чтобы смотреть вперед.
Д ала тебе природа бесстраш ный взгляд орлиный,
Но от бессилья мысли ты слепнешь, словно крот.
П ускай скры вает ш кола от глаз твоих природу,
Х ранятся ее тайны среди лесов и вод.
165
В Е Р А И О Б Р А З О В А Н И Е
Мне известны обычаи старцев мечети:
Нет, не верой мечеть, но притворством сильна.
И основа основ христианнейш ей церкви
Тоже больше пороку, чем правде, верпа.
Та страна, что своих идеалов не ценит,
На позор и презрение обречена.
Там, где может споткнуться случайный прохожий,
Не долж ны споты каться народ и страна.
166
Ж Е Н Щ ИIIА
О Ж Е Н Щ И Н Е
От гармонии ж енской светлее угрю мая ж изнь,
И палитра зем ная без ж енщ ины однотонна.
Даж е горсть ее праха дороже небесных светил,
Благородство ее — как роса на ресницах бутона.
Рождены диалоги П латона не ж енским умом,
Но из плам ени ж енщ ины вспы хнула искра Платона.
167
Ж Е Н Щ И Н Е
Сущность м уж ская себя утверж дает сама,
Только в общенье с мужского раскроется ж енская суть:
Ради создания ж изни несет она бремя свое,
Вечпое творчество — вот ее ж изненны й путь.
Вечное пламя, в котором рож дается жизнь,
Снова и снова кричит человечеству: «Будь!»
Ж енщ ина, боль моя, как я ж алею тебя,
Только сочувствие это тебе не поможет ничуть.
168
ЛИТЕРАТУРА
И И 3 Я Щ Н Ы Е И С К У С С Т В А
ТВОРЧЕСТВО
Воздвигнем новый мир — грядущ его чертог,
Мир не из мрамора: из чувств, идей, тревог.
И будет в океан ягеланьем всемогущ им
Внезапно превращ ен случайный ручеек.
Кто дыш ит вечностью, кто каж ды й миг бессмертен
Тот цепи времени порвал и превозмог.
Пусть скованы сердца и тайны мирозданья
П ознать не мож ет дремлющ ий Восток,
Но ветра нового доносится ды ханье,—
Очнутся все, и я не буду одинок.
169
К чему заявлять о себе, безрассудно сры вая покровы?
Заветны е тайны мои пред толпой раскры вать для чего ж?
Так мечется искра во тьме, от костра оторвавш ись родного…
И ты только в пламенном сердце приют благодатный найдешь.
К С В О Е Й П О Э З И И
170
ЛУЧИ Н А Д Е Ж Д Ы
Т ак солнце обращ ается ко всем лучам своим:
«В миру от черной полночи рассвет неотличим.
Вы видите, столетьями скитаясь в поднебесье,
Что этот мир становится бесчувственным и злым.
И вас уж е не радует сверкание песчинок,
Вы равнодуш но круяш тесь над садом молодым.
Ко мне, назад,— горячее я вам раскрою сердце!
Мы этот мир безж изненный напрасно золотим».
Тогда, от горизонта обратно устремясь,
Л учи вернулись к солнцу, быть может, в первый раз…
«На Западе сиять нам отныне невозможно:
Европа в дым заводов сегодня облеклась.
Х раня еще былую таинственную прелесть,
Восток, как мир загробный, безмолвствует сейчас.
Опять приж мемся, солнце, к твоей груди горячей:
Стань, дивное светило, прибежищ ем для нас».
Л уч дерзкий и живой, как гурий быстрый взгляд,
К ак ртуть, стремящ ийся куда-то наугад,
Т ак возразил: «Чтоб стала лучезарной
171
Земля восточная — вернуться дай назад:
Я темной Индии просторы не покину,—
П ускай проснутся те, что ныне крепко спят.
Ведь И ндия — всего Востока упованье,
Икбала слезы там и боль его утрат.
Л иш ь ради Индии светлы созвездий очи.
Там кам ни — ж емчуга, земля — волш ебный клад.
Там есть искатели ж ем чуж ин откровенья,
Им не страш ны моря, и нет для них преград.
Но без смычка теперь молчат ж ивы е струны,
Чей пламенный напев был так красив и свят.
Уснули брахманы перед порогом храма,
Дух мусульманина в мечети мглой объят.
Спеши ж спасти Восток и Западу помочь,
П усть утро светлое прервет слепую ночь!»
НОВЫЙ МИР
Раскроется сердцам горячим и живым
Тот мир, что, может быть, еще неуловим.
И этот новый мир, нам грезящ ийся тайно,
Мы явы о сделаем и людям отдадим.
Возникнет он из множества песчинок,
П рославится величием своим.
173
СОЗДАНИЕ НОВОГО
Конечно, мастера научены богами,—
Но все ж е созидать они дерзаю т сами.
Х афиз или Б ехзад огнем своих сердец
Заж гли прекрасного божественное пламя.
Ф архада светел дом,— то искрится тесак…
И если гений ты — трудись еще упрямей.
174
МУЗЫКА
Нет, песни не нужны, коль скоро их мотивы
Не вдохновляют нас, скучны и некрасивы.
К ак мож ет м узы ку пе осквернить певец,
Когда его уста и совесть нечестивы?
Я был на Западе, объездил я Восток —
Нигде нет музыки, которой люди живы!
175
поэзии
Не ведая тайны поэзии, все ж полагаю:
Свой образ народ только в ней лиш ь одной сохранил.
Там вечная ж изнь — без конца, без предела и края,
Порою поэзия с неба нисходит и н ая,—
Там глас Джебраила, там гимны поет Исрафил.
176
Т А Н Ц Ы И М У З Ы К А
И ад и рай в поэзии, в ней все — и свет и тени.
И в плясках чувства разные, и в музыке, и в пепье.
О музы ке мне вспомнилось китайца изречепье:
Душ а ее — поэзия, а танец — воплощенье.
12 Икбал 177
СДЕРЖАННОСТЬ
Н а время сетовать пристойно для мирян,
Но дервиш — все терпи, любую боль и рапу.
Мне старец говорил: дается бремя ран
Тигрице — чтоб терпеть, и чтоб стонать — барану.
178
ПОЛИТИКА
В О С Т О К А И З А П А Д А
РЕВОЛЮЦИЯ
Радостей и скорбей нет на земле моей,—
Запад убил сердца, личность убил Восток.
Ярость растет в сердцах, сила растет в руках.
Старый, прогнивш ий мир! Видно, приш ел твой срок.
12* 179
ЛЕСТЬ
Хоть я далек от суеты и от мирских забот,
Но зорким взглядом я гляж у в глаза делам земным:
Мы, как и раньш е, льстить долж ны властителям своим,
Но врем я движ ется вперед, и лесть идет за ним.
Теперь, пожалуй, оскорбят, когда реш ат польстить:
Сову не назовут совой, а соколом ночным.
180
Н А С Т О Я Щ Е Е И Б У Д У Щ Е Е
Для народа, который сегодня не познает ни счастья, ни боли,
Для него, одряхлевш его сердцем, и в грядущ ем не вспахано поле.
Это значит, что он, равнодуш ный, не достоин грядущ их смятений,
Это зпачит, что будущ ей ж изни он лиш ился по собственной воле.
181
восток
Мой голос иа рассвете терзает грудь тюльпана,
Но ветер не добрался до сада моего.
Скорбит душ а Востока и воплощ енья ищет,
Но в ком ей поселиться? Не видит никого…
П усть и мое ученье заслуж ивает кары,
Но время не находит веревки для него.
182
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОРЯДКИ
Европа потягаться с богом могла б теперь порядком строгим,
Но лиш ь богатый бьет поклоны пред алтарем его убогим.
Сын зла, всевыш ним сотворенный,— однн-единственный на свете,
А европейские порядки — причина злодеяньям многим.
183
У П РА В Л ЕН И Е
Н аш век, по существу, ничем не лучш е прежних,
За пас реш ает все политик или ж рец;
Пи мудрости у них, ни силы нет особой,
Но с рабством за века мы свыклись наконец,—
Нетрудно управлять покорными рабами,
Которым рабский дух пробрался в глубь сердец.
184
ВЕЧНОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО
Хоть ж емчуж ину-суть в океане времен я ищу,
Не влекут меня власть и ее золотые оковы.
Не бывает в природе великих и вечных владык,
И никто из владык не изменит закона земного:
Не разруш ены стены, которые строил Фархад,
А П арвиз о себе не оставил и доброго слова.
185
ЖАЛОБА
О Индия, страна моя, темна судьба твоя:
Ты все еще ж ем чуж ина — краса чуж ой короны,
К рестьянин твой, кормилец твой, похож на мертвеца,—
Истлевший саван он надел и нищ ету взял в жены.
Мертвы и тело и душ а: ни дома, пи ж ильца,
И лиш ь над кладбищ ем надеж д в ночи круж ат вороны.
Но не Европу я виню, а лиш ь тебя саму:
Зачем ты, гордость позабыв, смиренно бьеш ь поклоны?
186
СОВЕТ
Однажды сы ну своему сказал английский лорд:
«Всегда дари глазам своим подвиж ные картины.
И помни, незачем овце твердить о нравах льва,
Все благодетели стократ в жестокости повинны.
П усть тайна власти навсегда умрет в груди владык,
Ты не марай свой острый меч о согнутые спины.
Облей покорных кислотой премудрости своей
И все, что выгодно тебе, лепи из этой глины.
Образование в наш век — любых кислот сильней:
Оно способно растворить и горы-исполины».
187
П И Р А Т И А Л Е К С А Н Д Р М А К Е Д О Н С К И Й
А л е к с а н д р — п и р а т у :
Что предпочтеш ь ты: меч стальной или стальную цепь?
Из-за тебя в свои моря я выйти не могу.
П и р а т — А л е к с а н д р у :
Напрасно доблестный мой брат на брата поднял меч,
Напрасно брату своему грозит он, к ак врагу:
Разбойник
Скачать:PDFTXT

ам чуж им, ты будь самим собойИ чуж ды е душ е твоей святы ни отвергай.В день сотворенья Дж ебраил раз навсегда сказал:«Рассудку верные сердца нещ адно отвергай».У лж и