Звон караванного колокольчика
тот узнает его — можно, схватив
Х изра за полу одежды, вы сказать ему любую просьбу, и она
будет исполнена.
Стр. 98. Сатирические стихи
Шейх — почетный титул мусульманского праведника.
«ТАЙНЫ личности»
Книга «Тайны личности» («Асрар-и худи») представляет
собой единое произведение, поэму, написанную небольшими главами. Автор раскрывает в поэме содерж ание собственной концепции личности (худи), человеческого и божественного «я». Некоторые главы поэмы иллю стрирую тся притчами; «Повесть об
алм азе и угле» — одна из них.
В книге «Тайны личности» Икбал-философ предлагает путь
спасения угнетенным народам Востока; это спасение он видит в
соверш енствовании человеческой личности, в приобретении ею
атрибутов божественного «я», наконец, в отказе от тех философий, которые превращ аю т народ в «покорное стадо баранов», в
наркоманов, неспособных принимать твердые реш ения и вести
борьбу (имеется в виду неоплатонизм и пантеизм суфиев).
196
Книга «Послание Востока» («Пайам-и маш рик»), по замыслу
И кбала, является ответом на «Западно-восточный диван» Гете;
такие поэтические «ответы» — известный литературны й прием в
восточной поэзии.
Свою книгу поэт посвятил аф ганскому королю Амир Амапулле-хану, который первым из правителей на Среднем Востоке
дерзнул поднять голос против английского контроля пад страной.
И кбал видел в его борьбе залог победы над колониальным господством в других угнетенны х странах Востока.
В сборнике четыре раздела: «Тюльпан горы Синайской»,
«Размышления», «Терпкое вино» и «Европейские зарисовки».
В настоящ ее издание вошли наиболее значительны е произведения из второго и четвертого разделов.
Стр. 108. Покорение природы
В основе произведения леж ит легенда из Корана об изгнании Адама из рая. В поэтике И кбала сатана — рациональное начало, бог — эмоциональное. По легенде, бог сотворил сатану из
света, так ж е как и других ангелов. Затем он слепил из глины
Адама и призвал ангелов, чтобы они поклонились человеку. Сатана отказался поклониться «горсти праха» и был отвергнут
богом.
Адам, поддавш ийся искуш ению сатаны, был изгнан из р ам .
Покорив природу, он становится властелином земли.
Стань перлом, жалкая ка п л я …— Традиционному образу
океана и капли, обычно вы раж аю щ ем у мысль о слиянии человека
(капли) с высш им началом (океаном), И кбал придает иное звучание,— в каж дой капле, в каж дой отдельной личности заложо
на способность но растворяться, но сохранять свою индивидуальность в океане других капель.
…молоко из скалы молотом звонким извлек… — Намек n.i
Ф архада.
«П О С Л А Н И Е ВОСТОКА»
197
…горстью земли покорен пламени сын — сатана…-— Хотя, противопоставляя любовь и рассудок, И кбал отдает предпочтение эмоциональному началу, он считает все же, что Адам прав, предпочтя скепсис сатаны слепой вере. По Икбалу, человек, соединив в себе разум и чувство, победил сатану — стал хозяином вселенной.
Стр. 117. Назпдание сокола соколенку
Подобен будь Симургу, что в былом Рустама прикрывал своим крылом.— Симург — м иф ическая птица, по преданию ж ивущ ая в горах Эльбурс.
В «Шах-наме» Фирдоуси Симург вы растил в своем гнезде богаты ря Заль Зара. Сын Заля Рустам — любимый герой народных
сказаний, а в «Ш ах-наме» — главны й герой «богатырской» части
произведения. Симург помогает Рустаму в битвах, осеняя его
своим крылом.
…не тронь земли — вы раж ение, которым поэт хочет сказать:
«не прикасайся ни к чему грязному».
Стр. 119. Книжный червь
Абу Али исследую страницы…— Абу Али Ибн-Сина (980—
1037), известный на Западе под именем Авиценны — гениальный
учены й раннего средневековья, врач, философ и поэт.
Фариаби, или Ф арьяби (ум. в 1202 г.) — персидский поэт.
Стр. 122. Песня караванщика
Нар — одно из названий верблюда.
Лейли — героиня арабского предания, любовь к ней Меджнуна — постоянная тема ближневосточной и средневосточной
средневековой поэзии.
Хизр — см. примечание к стр. 96.
Дастан — здесь: предание; обычно — поэтическое повествование крупного ж анра.
Стр. 124. Капля воды
Упала в море капля дождевая… ■— Эта и следующие три строки принадлеж ат Саади (книга «Бустан», гл. 4); отвечая Саади,
198
И кбал спорит с ним, ибо Саади предполагает, что прежде чем
капля удостоится чести стать ж емчуж иной, она долж на полностью осознать свою ничтожность перед лицом океана; у Икбала,
напротив, сам океан внуш ает капле мысль о ее ценности еще
даж е до того, как она становится ж емчуж иной.
Стр. 126. Кравчему
Кашгар — город в Синьцзяне (Северный К итай).
Кашан — город в центре Ирана.
Стр. 134. Кашмир
Саз — струнный щ ипковый музы кальны й инструмент, популярны й на Востоке.
Стр. 136. Разговор французского мыслителя
О г ю с т а К о н т а с р а б о ч и м
Махмуду власть — работа для Аяаа… — Н амек на Махмуда
Газневийского (969—1030), одного из крупнейш их завоевателей
средневековья, создавш его огромную империю с центром в Газне.
Аяз — его раб и фаворит. И кбал переосмысливает поэтическую
традицию, противопоставляя А яза Махмуду, делая имя А яза сим
волом рабства.
…по какому праву Парвизу отдаешь Фархада славу.-— П арвиз
в «треугольнике» Ф архад — Ш ирин — П арвиз — символ хитрости.
Он обещ ал Ф архаду отказаться от Ш ирин, если богатырь согласится на работу, в сущности невыполнимую ,— расколоть гору
Бистун и проложить дорогу к зам ку Ширин. Однако любовь одуш евляет Ф архада настолько, что он почти кончает прокладку
дороги, когда П арвиз, боясь, что ему придется выполнять обе
щ ание, подсылает к Ф архаду гонца с ложной вестью о смерти
Ш ирин; простодуш ный богатырь умирает от горя.
Стр. 138. Д о л я х о з я и н а и р а б о ч е г о
Стихотворение построено по типу персидской народной сказ
ки о разделе наследства меж ду старш им и младшим братьями,
где старш ий брат говорит: «Этот серый, толстопузый бездельник,
199
который только и умеет, что поедать зерно (осел),— мне, а этот
пушистый, теплый, ласковый, умеющий так красиво петь (кот),—
тебе…» — и так далее.
Атка — сказочная птица, которую невозможно увидеть; символ недоступности.
«К РЫ Л Ь Я ГАВРИИЛА»
Гавриил (б и б л .) или Дж ебраил — вестник, архангел.
По Корану, бог поручает Д ж ебраилу передавать пророкам
свои послания. Так, например, считается, что именно через Джебраила бог известил М ухаммада о его миссии и наделил его
даром предсказания. Л егенда о Дж ебраиле очень развита у мусульман, ему приписы вается мпожество деяний: он советует Ною
построить ковчег, учит Адама азбуке и так далее.
В названии книги («Бал-и Джебраил») заклю чается намек
на пророка Джебраила, с могучими кры льям и которого ассоциируется представление о величественных задачах поэзии. В книгу
вошли стихи, написанны е Икбалом после его второй поездки по
странам Европы в начале 30-х годов.
GTp. 145. Д ж а в и д у
Джавид Икбал — сын поэта, обращ енные к нему стихи написаны поэтом в Англии.
Стр. 152 К р е с т ь я н и н у из П е н д ж а б а
Лал — драгоценный камень.
«ПОСОХ МОИСЕЯ»
Н азвание книги («Зарби Калим») указы вает на чудеса, которые, по преданию, соверш ал пророк Моисей с помощью своего
посоха.
Икбал, бывавш ий в Европе до первой мировой войны и в
30-ё годы, на всю ж изнь сохранил глубокое убеждение, что
западная дем ократия насквозь лж ива и что для народов Востока
2 0 0
неприемлем путь, который ведет «к самоубийству цивилизации».
«Зачем нуж на так ая наука, которая изобретает бомбы и газы!» —
восклицал он. Ни в странах бурж уазного Запада, ни па колониальном Востоке не видит И кбал свежего ды хания жизни. Ему
каж ется, что «на Западе душ а у людей мертва, а на Востоке —
мертво тело». Д ать оценку различным сторонам европейской
ж и з н и , пробудить дух активности в сограж данах — вот чудо, которое хочет соверш ить поэт своим «Посохом Моисея».
Стр. 160. Завещание Типу-султана
Типу-султан (ум. в 1799 г.) — правитель княж ества М айсур
в ю жной И н д и и , боролся против английской Ост-Индской к о м п ании, стремясь сплотить для этой борьбы индийские феодальные
государства.
Стр. 174. Создание нового
Хафиз, Ш амсиддин (1325—1389) — великий персидский лирик,
которого назы вали «ш иразский соловей».
Бехзад, К амалиддин (ок. 1445—1533) — великий художникминиатю рист XVI века, мастер гератской ш колы миниатюры. Его
произведения отличались богатством красок и изяществом.
Стр. 176. Поэзия
Исрафил — пророк. И мя коранического вестника Исрафила,
несомненно, восходит к библейскому Серафиму. Исрафил (в Коране) четы рехкры лы й гигант. К губам своим он постоянно приж им ает рожок, чтобы в день, назначенны й богом для воскреш ения
мертвых, пробудить их от вечного сна и призвать на божий суд.