Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Звон караванного колокольчика
и возглавивш ей впоследствии движение за создание
П акистана. И кбал разделял теорию о сущ ествовании «особой мусульманской нации», выдвинутую руководителями М усульманской лиги, и считается поэтому в мусульманском мире одним из
идеологов «мусульманского национализма».
Но Икбал-поэт во многом поднялся над ограниченностью
И кбала-политика. Его поэтические образы прочно вош ли в сокровищ ницу индийской поэзии. И кбала-поэта знает и любит
народ. П рогрессивная общ ественность по праву считает его одним из самы х популярны х поэтов эпохи колониализма в Индии.
В годы напряж енной борьбы за независимость песни Икбала
распевала вся револю ционная Индия.
В поэзии И кбал обращ ался не только ко всем индийским
патриотам, по и ко всем мусульманам угнетенного Востока. Поэтому он писал как на урду, одном из литературпы х языков
П енджаба, так и на фарси, который был понятен народам стран
Ближ него и Среднего Востока, а в самой Индии имел давпюю
литературную традицию.
С ложная поэтическая палитра И кбала состояла из красок,
почерпнуты х и на Востоке и на Западе. Форма и поэтические
образы стихов-раздумий И кбала, особенпо в первый период его
творчества, имели много общего с элегиями В. Вордсворта,
У. К упера и других английских романтиков так называемой
«озерной школы» первой половины ХТХ века (размы ш ления о
12
сущ ности бытия, сравнение явлепий природы с общественными
явлениям и и тому подобное).
Однако гораздо больш ее влияние оказала на Икбала классическая персидская поэзия, традициям которой он, по сущ еству, во многом п следовал. Его поэмы написаны на персидский
манер в форме маснави (парная рифм а). Встречались у него и
рубаи и газели, близкие по форме к стихам Х афиза, Амира Хосрова и известного суф ий ского1 поэта и философа XIII века
Руми. П оэзия суфиев — великих мистиков Востока — оказала
на творчество Икбала большое влияние. Однако с годами его
увлечение суфизмом сменилось резкой критикой мистицизма
вообще.
Отход от суфизма начался во время пребы вания И кбала в
Европе, куда он отправился в 1905 году для продолж ения своего
образования и где пробыл до 1909 года. Стихи этих лет составляю т второй период творчества поэта. От пантеизм а и мистицизма суфиев И кбал переходит к последовательному единобожию и сам входит иной раз в противоречие со своей идеалистической концепцией о «божественном характере сил природы». В написанной в Англии работе «Развитие мистицизма в
Персии» И кбал делает вывод, что мистицизм суфиев препятствует всестороннему развитию человеческой личности. В поэзии
отход от суфизма проявился в изменении поэтической трактовки
многих традиционных суфийских образов2. Герою Икбала, в
противоположность аскету-суфию , свойственно стремление к земным радостям. «Красиво и ж еланно всем лиш ь то, что преходяще»,— писал И кбал в стихотворении «Сущность красоты». Од1 Суфизм, как одно из направлений средневекового мистицизма, возник на Арабском Востоке в V III—IX веках и получил распространение в Индии сразу ж е после так называемого мусульманского завоевания (IX век).
2 См. об этом в прим ечаниях к стр. 38 («Свеча и мотылек»)
13
нако многим поэтическим образам суфийских лириков Икбал
остается верен всю свою ж изнь.
Основное место в творчестве И кбала занимало поэтическое
противопоставление начал добра и зла, света и тьмы. В плане
этого противопоставления дается поэтическая трактовка и поэтическое противопоставление вполне современных политических
явлений: идущ ей, по его мнению, к гибели цивилизации Запада
и ж дущ ей своего обновления культуры Востока; политической
апатии, темноты и невеж ества, с одной стороны, и стремления
к активной деятельности и ж аж ды знаний, с другой. Такое противопоставление мы видим и в поэтической символике Икбала.
В уста действовавш их в его произведениях великих поэтов прошлого, героев библейских и мусульманских преданий, Икбал
вклады вал собственные мысли.
Ш ирокое распространение в его творчестве символики объяснялось не только влиянием суфийских поэтических традиций.
Немаловаж ную роль играло, по-видимому, такж е сознательное
стремление поэта избеж ать преследования колониальных властей. Средствами поэтической мимикрии были и отвлеченные
поэтические образы, и романтическая аллегория. Символика Икбала была близка и понятна индийцам, особенно иидийцам-мусульманам. А нглийские ж е чиновники, хотя и чувствовали зачастую крамолу в стихах И кбала, не видели, однако, формальны х оснований для их запрещ ения, поскольку, на первый взгляд,
они далеко не всегда имели прямое отнош ение к политике.
Икбал мож ет быть с полным правом назван поэтом-романтиком. Но его романтизм, несмотря на отмеченные выше влияния,
сущ ественно отличался и от английского романтизма первой половины XIX века, и от поэтической символики суфиев. Поэтические образы И кбала были наполнены глубоким политическим
и философским содерж анием и перекликались с произведениями
революционного романтизма начала XX века.
14
Наиболее полно патриотический пафос граж данской лирики
И кбала проявился в его творчестве накануне первой мировой
войны и в период революционного подъема 1919—1923 годов,
начавш егося в Индии под непосредственным влиянием Великой
Октябрьской социалистической револю ции в России. По мнению
исследователей поэзии Икбала, 1909—1917 и 1918—1923 годы составили два новых важ ны х этапа в творчестве поэта.
В 1909 году в Л ахоре вновь заговорили об Икбале. Он только
что вернулся из Англии, опять был назначен преподавателем
философии и права в Лахорском колледже и вдруг неожиданно
для окруж аю щ их подал в отставку. Во имя своих свободолюбивых идеалов он отказался от хорошо оплачиваемой работы, заявив, что его призвание поэта-граж данипа несовместимо с государственной службой. Из уст в уста передавались слова И кбала
о том, что его отставка вы звана ж еланием «передать народу
свое послание», которое должно пробудить у каж дого стремление
К активны м действиям для освобождения родины от колониальной зависимости. Он реш ил полностью посвятить себя поэзии и
весьма ненадежной с точки зрения постоянного заработка адвокатской практике. Этот поступок произвел на окружаю щ их не
меньш ее впечатление, чем знаменитое выступление И кбала па
заседании просветительного общ ества в 1904 году. Десять лет
спустя, когда в 1919—1923 годах вся И ндия была охвачена антианглийскими волнениями, отказ индийских преподавателей от
работы в английских учебных заведениях стал составной частью
кам пании гражданского неповиновения, провозглаш енной Ганди.
Но в 1909 году отставка по политическим мотивам была из ряда
вон выходящ им событием.
Н акануне и в годы первой мировой войны н ачался бурный
рост политической активности индийской мелкобурж уазной интеллигенции. М усульманская интеллигенция не осталась в стороне от общего патриотического подъема. П оявились местные га15
зеты на национальны х язы ках, придерж ивавш иеся открыто антиимпериалистических позиций. Колониальные власти обруш или
н а головы индийских патриотов град репрессий. В 1915—1916 годах среди индийской интеллигенции начались аресты. Неспокойно было и на родине И кбала — в Л ахоре. П атриотически настроенная м усульм анская молодежь П енджаба группировалась вокруг газеты «Заминдар», отраж авш ей в те годы национальные
устремления ш ироких слоев населения. И кбал такж е сотрудничал в этой газете. Когда начались аресты, единомыш ленники
поэта приняли реш ение послать заклю ченным в тюрьму индийским патриотам первую философскую поэму И кбала «Тайны личности» («Асрар-и худи»), изданную в 1915 году.
Поэма И кбала была поэтическим утверж дением неисчерпаемых созидательных возможностей человеческой личности. Поэтфилософ воспевал не послуш ание и покорность, а твердость,
смелость и упорство в борьбе со злом. Только в этой борьбе видел он путь к соверш енствованию человеческой личности, к ее
бессмертию. В подтексте знаменитого диалога угля и алм аза
из книги «Тайны личности» леж ало противопоставление сущ еству, которое мирится со своим рабским положением (мягкотелый
уголь), человека, закаленного в борьбе, стремящ егося к устранению зла и насилия не в потустороннем, а в земном, реальном
мире (алмаз, обладающий «славой светоча»). В поэме Икбала
уголь произносит следующие слова:
Глум иться может каж ды й надо мной,
Захочет — и сож ж ет м еня любой.
Я знаю, что горька судьба моя,
Что ж алок смысл такого бытия.
Только борьба, говорит Икбал, мож ет отш лифовать мягкие
края угля и превратить его в алмаз. Ответ алм аза углю — это
16
ответ И кбала мусульманской интеллигенции на вопросы, остро
  • поставленные перед ней жизнью :
    Забудь свой страх, печаль, тревоги разом,
    Будь тверд во всем — и станеш ь ты алмазом…
    …Запомни: славен тот, кто тверд и смел.
    Ничтожность, тленность — слабого удел.
    В 1918 году была опубликована вторая ф илософская поэма
    И кбала «Секреты самоотречения» («Рамуз-и бихуди»). Она была
    посвящ ена проблемам ф ормирования национального самосознания индийцев и взаимоотнош ения личности и общества.
    И кбал выступил с передовой для своего времени идеей о
    служ ении человека обществу, служ ении народу. Только оно превращ ало, но его словам, человека из биологического индивида,
    ж изнь которого ограничена во времени, в личность, обретающую
    бессмертие.
    В стихотворении «Держись за дерево и верь в свою весну» он
    сравнивал деятеля, оторванного от парода, с веткой, отломленной
    от дерева.
    В философских поэмах И кбала так же, как и в циклах его
    стихов, посвящ енны х человеку-деятелю , звучат подлинно прометеевские мотивы.
    П ротивопоставление индийского патриота, активно борющегося против зла, равнодуш ному и покорному человеку составляет подтекст не только философских поэм И кбала, но и многих
    его сатирических произведений. Таково стихотворение «Разговор», повествующее о «спесивой курице и вольной птице», миниатю ра «Муравей и орел» и другие.
    Творческая м анера И кбала ие была постоянной, она менялась, главным образом, в зависимости от того, какие идеи стремился он облечь в строки стихов. Если для своих философских
    раздумий он избирал обычно форму классической персидской
    поэмы, то политическая сатира и стихи-обличения чащ е всего
    2 Икбал 17
    выливались в короткие рубаи. Наиболее острые политические
    обличения И кбала относятся к периоду 1918—1923 годов.
    В еликая О ктябрьская социалистическая револю ция оказала
    большое влияние на национально-освободительное движение
    народов Индии и на формирование общ ественно-политических
    взглядов индийской интеллигенции. П ервые крупные политические выступления индийского пролетариата убедили интеллигенцию в том, что трудящ иеся могут играть самостоятельную роль
    в общем национально-освободительном движении. Икбал одним
    из первых приветствовал Октябрьскую революцию. По его словам, эта револю ция открыла новую эру — «эру рабочих». Он призвал своих соотечественников прислуш аться к голосу рабочего
    России, в уста которого оп влож ил призы в объединиться и перевернуть старые устои.
    Револю ция в России продемонстрировала, по его словам, неизбеж ность уничтож ения старого мира.
    Старый, прогнивш ий мир! Видно, приш ел твой срок,—
    писал он в стихотворении «Революция».
    До конца своих дней И кбал восхищ ался русской революцией,
    полож ивш ей конец угнетению человека человеком. В своей поэме «Книга Дшавида» («Дж авид нама»), написанной в последние
    годы жизни, он назы вал марксизм «гигантом с верующим сердцем и атеистическим разумом».
    Д итя своего класса, так и не освободившийся от религиозной
    ограниченности, И кбал считал, однако, неприемлемым для народов Индии путь револю ционной России. По его мнению, социальная справедливость и равенство долж ны быть установлены не
    вследствие социально-экономических преобразований, а благодаря
    нравственному совершенствованию людей. В период усиления во
    всем мире влияния социалистических идей такая концепция свидетельствовала об ограниченности мировоззрения И кбала и неред18
    ко толкала его в объятия реакции. Особенно ярко
Скачать:PDFTXT

и возглавивш ей впоследствии движение за созданиеП акистана. И кбал разделял теорию о сущ ествовании «особой мусульманской нации», выдвинутую руководителями М усульманской лиги, и считается поэтому в мусульманском мире одним