Исаак Ньютон Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна
ГЛАВА I
О времени написания Апокалипсиса
Благодаря Иринею Лионскому установилось мнение, что Апокалипсис написан во времена Домициана. Но это мнение ошибочно. Ириней отнес составление священных книг ко времени более позднему, чем оно было в действительности, при чем Апокалипсис он поместил после всех их. Быть может, он слышал от своего учителя Поликарпа, что тот получил эту книгу от Апостола Иоанна незадолго до смерти Домициана; или может быть сам Иоанн около этого времени впервые лишь обнародовал свое откровение, — откуда Ириней и мог вообразить, что оно тогда именно было и написано. Евсевий в своей «Хронике» и «Церковной Истории» следует мнению святого Иринея*. Но впоследствии, в своих «Евангелических Изъяснениях», время ссылки Иоанна на о. Патмос он относит ко времени смерти апостолов Петра и Павла. Точно также Тертуллиан и псевдо-Прохор, повторяют древнее сказание, принадлежащее неизвестному автору, — будто бы апостол Иоанн по приказанию Нерона был брошен в котел с кипящим маслом, откуда, однако, вышел невредимым, и после того был сослан на о. Патмос**. Хотя вся эта история не более, как легенда, однако, она породила предание, идущее от первых церквей, по которому Иоанн Бог. был сослан на о. Патмос во дни Нерона. Епифаний доказывает, что Евангелие от Иоанна было написано во времена Домициана, а Апокалипсис даже до царствования Нерона. Арефа*** в начале своих Комментарий приводит по сему вопросу мнение Иринея по Евсевию, хотя и не разделяет его и далее утверждает, что Апокалипсис был написан до разрушения Иерусалима и что более ранние толкователи под снятием шестой печати Откровения разумели именно разрушение Иерусалима.
С мнением первых толкователей согласуется предание Сирийских церквей; сохранившееся до нашего времени в заголовке сирийского перевода Апокалипсиса. Заголовок этот таков: «Откровение, данное евангелисту Иоанну Богом на острове Патмосе, куда он был сослан при кесаре Нероне». То же самое подтверждается историей, передаваемой Евсевием* по Клименту Александрийскому и другим древним писателям, юноше, которого Иоанн (спустя некоторое время после своего возвращения с острова Патмоса) обратил к истинной вере и затем вверил его попечению одного епископа. Получив оглашение от епископа, этот юноша им же и был крещен. Некоторое время спустя, он освободился от опеки епископа, попал в дурное общество и стал предаваться порокам, разгулу и, наконец, заниматься грабежом, и в этих порочных делах преуспел настолько, что товарищи его по разбойничеству сделали его своим атаманом. Златоуст**. добавляет, что он был атаманом долгое время. Когда Иоанн возвратился в этот город и услышал, что сталось с его учеником, то поехал к нему. Разбойник из стыда пред своим бывшим учителем не решился показаться ему и бежал. Иоанн побежал за ним, догнал его, усовестил и вернул в лоно Церкви. Вся эта история, тянувшаяся много лет, доказывает, что Иоанн возвратился с о. Патмоса скорее во время смерти Нерона, чем Домициана: между смертью Домициана и Иоанна прошло только два года с половиной. Иоанн, доживший до 90 лет***, в преклонном возрасте был столь слаб, что даже в церковные собрания его носили на носилках, почему решительно невозможно предположить, чтобы в это время он был в силах гоняться за разбойником.
Это мнение подкрепляется, далее, содержащимися в Апокалипсисе намеками на храм, жертвенник и святой город, как еще существующие, и на язычников, которые вскоре станут попирать святый город и внешний двор храма. Оно подтверждается также и самым стилем Апокалипсиса, в котором больше гебраизмов, нежели в Евангелии Иоанна. Отсюда можно заключить, что Апокалипсис был написан, когда Иоанн только что прибыл из Иудеи, где он привык к сирийским оборотам речи; и что он написал свое Евангелие лишь после того, как по долгом обращении между малоазийскими Греками, освободился в значительной степени от гебраизмов. Это мнение поддерживается также и существованием многих лжеапокалипсисов, как напр. Петра, Павла, Фомы, Стефана, Илии и Керинфа, написанных в подражание подлинному Апокалипсису. Так как многие ложные евангелия, деяния и послания в своем ноявлении были обусловлены до некоторой степени существованием подлинных, то и составление множества подложных апокалипсисов и приписывание их Апостолам и пророкам свидетельствует, что уже существовало и было известно между первыми христианами в постоянном обращении подлинное Апостольское Откровение.
Таким образом можно с вероятностью предположить, что подлинный Апокалипсис был написан настолько давно, что уже в Апостолические времена оказалось возможным составление множества подложных Откровений в подражание истинному, приписываемых умершим ранее Иоанна апостолам Петру, Павлу, Фоме и др.* Современник Тертуллиана Кай рассказывает, что Керинф написал свой Апокалипсис как великий Апостол и утверждал, что видения были ему открыты Ангелами, обещавшими тысячелетие (millennium) плотских наслаждений в Иерусалиме после воскресения мертвых**. Из этого ясно, что его апокалипсис был написан в подражание Апокалипсису Иоанна. А жил Керинф в столь раннюю эпоху христианской эры, что имел возможность вступить в соперничество с Апостолами в Иерусалиме в первом году царствования Клавдия, или даже ранее, т.е. за 26 лет до смерти Нерона, и умер он ранее Иоанна***.
Всех этих соображений достаточно для определения времени написания Апокалипсиса. Впрочем есть еще одно соображение. Одним оно может показаться основательным, другим — нет. Я изложу его, предоставив усмотрению каждого принять его или нет. В посланиях Петра, а также в послании Павла к Евреям есть, как мне кажется, намеки на Апокалипсис, откуда можно заключать, что он был написан ранее этих посланий.
Такие намеки в послании к Евреям я вижу в словах относительно Первосвященника в Небесной Скинии, который подобно Мелхиседеку одновременно является царем и первосвященником, и в рассуждениях о «слове Божием, которое острее всякого меча обоюду острого», о субботстве, т.е. о конце тысячелетнего царства (хилиазма) о «земле, которой конец — сожжение» (огненным озером), о «суде и окончательном осуждении, которое пожрет врагов», о «небесном граде, который созидается и которого Зиждитель и Творец — Бог», о «тьме свидетелей», «горе Сионе», небесном Иерусалиме, вселенском соборе, душах праведников, которые станут совершенны (чрез воскресение), о «колебаниях неба и земли», о «новой земле и новом царстве, которое не поколеблется, но пребудет во веки».
В первом послании Петра встречаются такие выражения: «откровение (явление) Иисуса Христа*», — повторяется дважды или трижды, «кровь Иисуса Христа», как Агнца, закланного от создания мира»**; «дом духовный» (на небе) [I Петра II, 5], «наследство нетленное чистое, неувядаемое, хранящееся в небесах для вас, соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (I Петра I, 4, 5)***, «царственное священство», «святое священство»****, ссуд в доме Божием»*****, «Церковь в Вавилоне»******. Правда, все это очень неясные намеки, но второе послание Ап. Петра, начиная с 19 стиха I-ой главы до конца, весьма похоже на комментарий к Апокалипсису. В этом послании, обращенном к тем же самым Азийским церквам, к которым и Иоанну повелено было послать свое пророчество, Апостол Петр говорит, что «они имеют вернейшее пророческое слово», чтобы руководиться им, «как светильником, сияющим в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда», т.е. пока не начнут понимать это пророческое слово: «ибо, говорит он, никакое пророчество в писании нельзя разрешить самому собою, так как никогда не было оно произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы духом Святым». Сам Даниил сознается, что он не понимает возвещенного им пророчества7*; равным образом не следует ожидать истолкований Апокалипсиса от апостола Иоанна, но надлежит изучать его самим нам. В этом заключается сущность того, что Петр говорил в 1 главе своего послания. А затем во второй он приступает к описанию того, как, «по вернейшему слову пророчества» имеют восстать в Церкви «лжепророки» или «лжеучители» (названные в Апокалипсисе собирательным именем лжепророка), которые введут пагубные ереси, даже отвергая искупившего их Господа», что характеризует Антихриста. «И многие продолжает Апостол, последуют их разврату»8*; живущие на земле будут9* обольщены лжепророком и будут упоены вином блудодеяния блудницы, «и чрез них путь истины будет в поношении», ибо зверь10* исполнен богохульства; «и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами», ибо имеющие общение с блудницею — купцы земные, и предмет11* их купли — товары драгоценные и тела и души людей; и «суд им давно готов, и погибель их не дремлет», но придет на них в последний день внезапно, как потоп на древний мир, как огонь и каменный дождь на Содом и Гоморру, тогда как праведник будет избавлен подобно12* Лоту, «ибо Господь знает, как избавить благочестивых от искушения, а беззаконников сохранить ко дню суда для наказания (в огненном озере); а наипаче тех, которые идут во след скверных похотей плоти», будучи упоены13* вином блудодеяния блудницы, «которые презирают власть и не страшатся хулить славных»; ибо зверь открыл уста свои против Бога, чтобы хулить14* Его имя и жилище Его, и тех, кто обитает на небе. «Они, как бессловесные животные (десятирогий зверь и двурогий зверь или лжепророк), водимые природою, рожденные на уловление и истребление (в огненном озере) хулят то, чего не понимают»; они ищут удовольствие в мятежах, наслаждаются обманами своими, пиршествуя15* с вами; «глаза у них исполнены любострастия»16*, ибо сыны царства зверя живут в наслаждениях с блудницею, и народы упоены вином ее блудодеяния. «Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную»17*, лжепророк, научивший Валака положить камень преткновения пред сынами Израильскими. «Они не источники живой воды, но безводные источники», не «облака двух святых», на которых они взошли на небо18* свидетели, но «облака и мглы, гонимые бурей» и т.п. Таким образом, автор Послания употребляет всю вторую главу на описание свойств Апокалипсических зверей и лжепророка; в третьей же он более полно описывает их погибель и будущее царство. Он говорит, что так как пришествие Христа будет отложено на долгое время, то будут насмехаться, говоря: «где же обетование Его пришествия?» Затем он описывает внезапное пришествие на них дня Господня, который придет «как тать в нощи» — выражение Апокалипсическое, точно также и милленниум (хилиазм) или («тысяча лет, которые у Господа как один день» и «прехождение земли и неба (которые сгорят в море огня)» и наше ожидание нового неба и новой земли, в которых обитает правда».
Имея в виду, что Петр и Иоанн были Апостолами обрезания, я полагаю, что они пребывали с своими церквами в Иудее и Сирии, пока Римляне не объявили этим странам войны, т.е. до 12 года царствования Нерона; затем, вместе с большей частью христиан оба они удалились в Азию, а Петр оттуда отправился в Коринф и Рим. Римляне смотрели на эти