Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна

содействуют обретению и восстановлению истины и установлению царства, где обитает праведность. События оправдают Откровение; когда же будет подтверждено и понято это пророчество, то раскроется смысл древних пророков, и все это вместе даст возможность познать истинную религию и установить ее. И тот, кто желал бы понять древних пророков, должен начать с Апокалипсиса; но время совершенного уразумения его еще не пришло, так как не совершился еще тот полный мировой переворот, который предсказан в Откровении.

«И в дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда Он вострубит, совершится тайна Божия, как благовествовал рабам Своим пророкам» (Апокал. X, 7). И тогда «царства мира сего сделаются царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Апокал. XI, 15). Уже теперь исполнилось из этого пророчества столько, что всякий, кто внимательно прочтет предлагаемый мною очерк, может видеть достаточно примеров Божественного Промысла. В последние же времена огромный переворот, предсказанный в Святом Писании, сразу обратит взоры людей и на пророчества, и на обстоятельное истолкование его.

До той же поры мы должны довольствоваться истолкованием лишь того, что уже исполнилось.

Между истолкователями последних столетий почти каждый, сколько-нибудь известный, сделал какое-нибудь открытие, достойное внимания; и отсюда я заключаю, что Бог вскоре откроет Свою тайну. Успех других понудил меня заняться настоящим исследованием, и если я сделал что-нибудь, что может оказаться годным для последующих писателей, то я считаю свою цель достигнутой.

ГЛАВА II

Об отношении, в котором Апокалипсис Иоанна находится к закону Моисееву и поклонению Богу в храме

Апокалипсис Иоанна написан тем же стилем и языком, как и пророчества Даниила. Обе эти книги дополняют друг друга, представляя собою, таким образом, одно целое пророчество. Апокалипсис, подобно пророчеству Даниила, состоит из двух частей: вводного пророчества и истолкования его.

Пророчество ап. Иоанна можно разделить на 7 последовательных частей, соответственно снятию семи печатей с книги, которую Даниилу повелено было запечатать. Поэтому-то пророчество и называется Апокалипсисом, т.е. снятием покрова, Откровением И. Христа. Время седьмой печати в свою очередь подразделяется на восемь последовательных частей, соответственно безмолвию на небе в течение получаса и семикратным трубным звукам: седьмая же труба трубит к брани великого дня Всемогущего Бога, когда «царства мира сего стали царством Господа и Сына Его Христа» и когда были погублены «губившие землю».

Истолкование начинается со слов: «И открылся на небе храм Божий и виден был в храме ковчег завета Его», — и это продолжается до конца пророчества. Местом видений был храм, видения же в храме относятся к празднику 7-го месяца, так как иудейские праздники были прообразом грядущих событий. Пасха соответствовала первому пришествию Христа, а праздники 7-го месяца — Его второму пришествию. Так как первое пришествие было до настоящего пророчества, данного Иоанну, то под празднеством, описываемым здесь, только и можно разуметь праздники 7-го месяца.

В первый день этого месяца, утром, первосвященник приготовлял светильники; сообразно с этим пророчество начинается с описания видения, как некто, «подобный Сыну Человеческому», в одеянии первосвященника, появляется посреди 7 золотых светильников, которые казались как созвездие из 7 звезд в его деснице; и сияние лампад изображается в виде семи пророчеств, ангелам или епископам 7 Азийских церквей, которые в первые времена христианства освещали храм, т.е. Вселенскую Церковь. В этих посланиях заключаются предостережения против приближающегося отступничества, и, следовательно, они относятся к тем временам, когда отступничества от Христа участились, хотя еще и не воспреобладали. Они начались при апостолах и должны продолжаться, «доколе не восстанет человек греха». Отступничество возникло среди учеников Симона Волхва, Менандра, Карпократа, Керинфа, вообще же среди тех, которые были пропитаны метафизической философией язычников и учением Евреев-каббалистов, — почему они и получили название гностиков. Иоанн называет их антихристами, говоря, что в те времена антихристов было много. Но так как они были осуждены Апостолами и их непосредственными учениками, то и не представляли для Церкви опасности во время снятия первых 4-х печатей.

Видения при открытии этих печатей имеют отношение только к событиям гражданской жизни языческой Римской империи. В то время апостольские предания еще преобладали и охраняли Церковь в ее чистоте, вследствие чего описание церковных событий в этом пророчестве начинается лишь со снятия 5-й печати. Затем Церковь начала клониться к упадку, так что возникла нужда в увещеваниях и укоризнах; поэтому в этих посланиях к ней содержатся увещевания, дабы не воспреобладало отступничество, что, однако, произошло при снятии 7-й печати. Таким образом, увещевания во всех семи посланиях относятся к состоянию Церкви во времена 5-й и 7-й печатей. При снятии пятой печати Церковь была очищена от лицемеров великим гонением.

При снятии 6-й печати с пути Церкви было устранено главное препятствие, именно, была разрушена языческая Римская империя. При снятии 7-й восстал «человек греха». К этому-то времени и относятся 7 посланий.

Семь Ангелов, к которым были написаны эти послания, соответствуют семи Amark-holim, которые были священниками и главными служителями храма и совместно хранили ключи от ворот храма и казнохранилища, а также имели наблюдение за всем, что относилось к храму.

Когда лампады были зажжены, Иоанн увидел, что «дверь (храма) отверста», и «голос, который был как звук трубы», позвал его к восточным воротам большого двора, чтобы он мог созерцать видение; «и вот — престол стоял на небе», т.е. святилище над Ковчегом Завета, которое Евреи считали за трон Божий между двумя Херувимами» (Исход. XXV, 22. Псалом. ХСVIII, 1). «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису», т.е. был оливкового цвета, ибо то был цвет народа еврейского. И (так как солнце было на востоке) радуга была вокруг престола» — как эмблема славы. «И вокруг престола было 24 седалища» — соответственно числу горниц 24 князей священнических, из которых 12 находились по южную сторону двора священников, а 12 по северную. «И на престолах сидели 24 старца, одетых в белые одеяния, с венцами на головах», — представляя князей 24 дворов, одетых в льняные одежды. «И от престола исходили молнии и громы и голоса», — т.е. пламя огней на алтаре во время утреннего жертвоприношения и громогласные звуки труб и песнопений с восточных ворот двора священников; так как ворота эти находились между Иоанном и явившимся ему в видении престолом, то звуки, исходившие оттуда, казались ему как бы исходящими от самого престола. «И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих», или Ангелы 7-ми церквей, изображенных в начале Пророчества в виде 7 звезд. «И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу, — ему соответствует медное море между портиком храма и жертвенником, наполненное прозрачною водою. «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади», т.е. животное, находившееся сзади престола, и животное, находившееся спереди престола, представлялись глазам Иоанна как бы посредине престола, а находившиеся по бокам престола казались ему стоящими вокруг престола; множество же очей изображает собою народ, толпящийся по четырем сторонам двора для народа. «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орду летящему». Народ Израильский в пустыне располагался станом вокруг скинии, при чем с восточной стороны располагались три колена под знаменем Иуды, с западной — три колена под знаменем Ефрема, с южной — 3 колена под знаменем Рувима, и с северной стороны 3 колена под знаменем Дана (Числ II). Знаменем Иуды был Лев, Ефрема Телец, Рувима — Человек и Дана — Орел, как объясняют Евреи. Отсюда были заимствованы иероглифы Херувимов и Серафимов для обозначения народа Израильского. У Херувима было тело с 4 лицами: льва, тельца, человека и орла, смотрящими на четыре «ветра небесные», не поворачиваясь, как это изображено в видении Иезекииля (гл. I). Четыре серафима имели такие же четыре лица, по одному лицу каждый. Таким образом, четыре животных суть 4 Серафима, стоящих по четырем сторонам двора народа: первый с головою льва на восточной стороне, второй с головою тельца на западной стороне, третий с лицом человека на северной стороне, четвертый с головою орла на южной стороне. И все вместе они обозначают 12 колен израильских, из которых 144,000 были запечатлены (Апок. VII, 4). «И каждое из 4 животных имело по 6 крыльев вокруг» — по два на каждое колено, всего 24 крыла, соответственно 24 подколенам народа. «И внутри (т.е. под крыльями) исполнены очей». «И ни днем ни ночью (т.е. на утренних и вечерних служениях) не имеют покоя, взывая «свят, свят, свят Господь Бог Всемогущий, Который был, есть и грядет». Итак, эти животные — те самые Серафимы, которых видел в своем видении, подобном видению Апокалипсиса, Исаия*. Ибо и там Господь восседал на троне в храме, и шестикрылые Серафимы восклицали: свят, свят, свят Господь Бог Сил. «И когда, животные воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда 24 старца (входят в храм и) падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». На утренних и вечерних жертвоприношениях, когда на жертвенник возлагалась жертва и совершались жертвенные возлияния, то раздавались трубные звуки и левиты трижды по очереди пели песнь; и всякий раз, когда раздавался трубный звук, народ падал на колена и поклонялся. Таким образом, народ склонялся трижды; чтобы выразить это, животные возглашают трижды: свят, свят, свят. По окончании песнопений народ молился, стоя до окончания служения. В это же время священники входили в храм, повергались перед Сидящим на престоле и поклонялись Ему.

«И видел (Иоанн) в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями», т.е. книгу, которую повелено было запечатать Даниилу, и которая ныне является в виде пророческой книги Закона, лежащей но правую сторону кивота, т.е. десную руку Сидящего на престоле. Праздники и богослужебные обрядности, предписанные народу этой книгой, в известной степени напоминали предсказанное в книге Даниила. Написание же книги изнутри и отвне знаменует синхроничность пророчеств. «И никто не был найден достойным открыть эту книгу (кроме Агнца Божия). И вот посреди престола и четырех животных и посреди старцев (т.е. у подножия жертвенника) стоял Агнец как бы закланный (т.е. на утреннем жертвоприношении), имеющий семь рогов (т.е. семь церквей) и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего

Скачать:TXTPDF

Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна Ньютон читать, Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна Ньютон читать бесплатно, Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна Ньютон читать онлайн