Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна

рукою ради ненарушенной еще церковности и продолжающихся частых молитвенных собраний верующих, начал обнаруживать свое над нами смотрение слегка и умеренно, возбудив на нас гонение сперва со стороны служивших в войске. Но мы, как бы лишившись всякого смысла, совсем не заботились о приобретении милости Божией; а напротив того, подобно каким-то нечестивцам, думая, что дела человеческие не находятся ни под чьим управлением и промыслом, непрерывно прилагали преступления к преступлениям; а пастыри наши, презрев закон богопочтения, воспламенялись взаимными распрями, умножали только одно — раздоры и угрозы, ревность, вражду друг против друга и ненависть, домогаясь пламенно первенства как бы какой-нибудь неограниченной власти. Тогда, наконец, по слову Иеремии, омрачил Господ во гневе Своем дщерь Сиона и сверг с небесе на землю славу Израилеву». Таково было состояние Церкви в начале Диоклетианова гонения; с этим вполне согласуется первое из семи посланий Ангелам семи Церквей, — письмо к Церкви Ефесской. «Но имею против тебя то, — говорит Христос Ангелу этой Церкви, — что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся и твори прежние дела: а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу»*. Николаиты — это описанные выше воздержники (энкратиты, континенты), полагавшие смысл религии в воздержании от брака и удалении от своих жен, если были женаты. Они назывались Николаитами от имени Николая, одного из 7 диаконов первобытной Иерусалимской Церкви, который, имея жену-красавицу, оставил ее и разрешил ей выйти замуж, за кого она хочет. Утверждая, что надлежит укрощать плоть, он жил одиноко, в воздержании, и дети его следовали его примеру. Энкратиты (воздержники) усвоили впоследствии учение об эонах и духах мужского и женского пола. Они были осуждены Церквами до IV века. Поэтому то Ефесской Церкви и ставится в заслугу, что она возненавидела дела их.

Диоклетианово гонение началось в 302 году от Р. X. и продолжалось 10 лет в Восточной империи и два года в Западной. Такому положению дел Церкви соответствует второе послание*, обращенное к Церкви Смирнской. «Знаю, — говорит Христос, — твои дела и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат) и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи; но они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, дьявол будет ввергать из среды вашей в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Десятидневная скорбь может соответствовать только Диоклетианову гонению, так как только одно оно продолжалось десять лет. Под «злословием тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но которые не таковы, а — сборище сатанинское», — я разумею идолослужение Николаитов, которые лживо называли себя христианами.

Николаиты изобличаются также в 3-м послании, как люди, «держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и — духовно-любодействовали»*. Ибо Валаам научил Моавитян и Мадианитян искушать и прельщать Израиля женщинами своими к блудодеянию и пированию вместе с ними при жертвоприношениях их богам. Таким образом дракон появился уже между населяющими и землю, и море.

Николаиты изобличаются также и в 4-м послании под именем «жены Иезавели, называющей себя пророчицей, вводящей в заблуждение рабов Христовых и учащей любодействовать и есть идоложертвенное». Жена, следовательно, полетела уже в пустыню.

Константин Великий после победы над Лицинием правил самодержавно над всей Римской Империей. Затем империя была разделена между сыновьями Коyстантина; а впоследствии она опять соединилась под единой властью при Констанции, благодаря победе его над Магненцием. Третье, четвертое и пятое послания, т.е. послан ангелам Пергамской, Фиатирской и Сардийской Церквей, относятся, как кажется, к делам Церкви в эти три последовательные периода. Следующим же императором был Юлиан Отступник.

В шестом послании к Ангелу Церкви Филадельфийской, Христос говорит: «И как — во время царствования императора-язычника Юлиана — ты сохранил слово терпения моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которая (благодаря удалению жены в пустыню и брани дракона против происшедших от семени ее и убиению непоклонившихся образу зверя) придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле», тогда все будут разделены: одни будут запечатлены на челах именем Бога, а другие печатью зверя. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон. И напишу на нем имя Бога моего»* — (на челе его). Так христиане Филадельфийской Церкви, те, которые победят, будут запечатлены печатью Божией, помещены во втором храме и не выйдут оттуда вон. То же самое следует разуметь и о Смирнской Церкви, которая также хранила слова терпения Божия и была безупречной. Следовательно, эти две Церкви с их отпрысками и суть «два столпа», и «два светильника», и «два свидетеля» во втором храме.

После царствования императора Юлиана и его преемника Иовиана, который царствовал всего только 5 месяцев, империя вновь была разделена — между Валентинианом и Валентом. Вселенская Церковь этого времени изображена в послании к Ангелу Лаодикийской Церкви как «теплохладная» и к ней обращается угроза «быть низвергнутой из уст»** Христовых. Она говорила, что она «богата, разбогатела и ни в чем не имеет нужды (процветая внешним образом); и не знает, что — внутренне — она несчастна, и жалка, и нища, и слепа, и нага». Поэтому она и «извергается из уст» Христовых при открытии седьмой печати; и это полагает конец временам первого храма.

Во времена Константина Великого и его сыновей около половины Римской империи обратилось в христианство. Юлиан Отступник открыл языческие храмы и восстановил в них языческое служение; императоры Валентиниан и Валент относились к этому терпимо во все продолжение своего царствования, так что пророчество о 6-й печати окончательно исполнилось лишь при их преемнике Грациане. У языческих священников было в обычае при восшествии на престол каждого нового императора предлагать ему достоинство и звание верховного жреца (Pontifex Maximus). Все императоры до сей поры принимали это звание, но Грациан отверг его, ниспроверг идолов, воспретил жертвоприношения им, отнял у храмов доходы и вместе с тем лишил жрецов жалованья и почетного звания. Феодосий Великий следовал примеру Грациана. С той поры язычество уже не поднимало головы и исчезло столь быстро, что Пруденций через 10 лет после смерти Феодосия называл язычников vix pauca ingenia et pars hominum rarissima. Итак, события шестой печати окончились вместе с царствованием Валента, или вернее, — с началом царствования Феодосия Великого, когда он, как и его предшественник Грациан, отказался принять звание верховного жреца. В царствование Валента и Валентиниана Римская империя много страдала от вторжений варварских племен.

«В это время — говорит Аммиан — по всему лицу Римской империи раздавались трубные звуки, призывающие к оружию, повсюду рыскали, как бешеные, жестокие варварские племена: Аллеманы опустошали Галлию и Радию, Сарматы и Квады — Паннонию, Пикты, Саксы, Скотты и Аттакоты разоряли постоянными набегами Британию; Австерианы и другие мавританские племена вторгались в Африку; ищущие добычи разбойничьи шайки Готов грабили Фракию; царь Персидский налагал руку на Армению». И между тем как императоры были заняты отражением этих врагов, Гунны, Аланы и Готы перешли через Дунай двумя отрядами, разбили Римскую армию и убили Валента, произведя при этом такое кровопролитие, что Аммиан выражается о нем так: «И во всех летописях не описывается ни одного сражения, кроме битвы при Каннах, которое было бы столь кровопролитно». Войны эти не прекращались в равных местах империи до самого царствования Феодосия Великого (379 — 380). С той же поры империя была ограждена от вторжения варваров и покой продолжался до смерти Феодосия (395 г.): на все это время были задержаны «четыре ветра», и продолжалось молчание в небе. И седьмая печать была снята при самом начале этой тишины.

Мийд изъяснил пророчество о первых шести трубах весьма полно. Но его объяснение было бы еще полнее, если бы он обратил внимание на одновременность предрекаемого пророчеством об излиянии чаш гнева и пророчеством о трубных звуках.

Название горя присвоено войнам, к которым протрубили три последние трубы, чтобы отличить их от войн, к которым трубили первые четыре трубы. Жертвоприношения в течение первых четырех дней праздника Кущей, к которым трубили первые четыре трубы, и четыре первые чаши гнева, суть кровопролития четырех великих войн; и изображаются эти войны как четыре ветра от четырех концов земли. Первым был восточный ветер, вторым — западный, третьим — южный, четвертым — северный ветер, — всех их следует определять относительно города Рима, метрополии древней Римской империи. Эти четыре бедствия поразили «третью часть земли, моря, рек, солнца, луны и звезд»*, т.е. землю, море, реки, солнце, луну и звезды третьей части всего театра событий, описываемых в пророчествах Даниила и Иоанна.

Явка восточного ветра, когда вострубила первая труба, поразила землю, т.е. народы Греческой империи. И действительно, после смерти Феодосия Великого Готы, Сарматы, Гунны, Исавры и Асторийские мавры вторглись и ужасно опустошали Грецию, Фракию, Малую Азию, Армению, Сирию, Египет, Ливию, Иллирию, — в течение 10 или 12 лет.

Язва западного ветра, при втором трубном звуке, поразила море, — т.е. Западную империю, — посредством «большой горы, пылающей огнем», упавшей в него и обратившей его в кровь. И действительно, в 407 году империя подверглась нападению Вестготов, Вандалов, Алан, Свевов, Бургундов, Остроготов, Герулов, Квадов, Гепидов; в течение этих войн она расчленилась на 10 королевств и была страшно опустошена; и даже сам Рим, — гора пылающая, — был осажден и был взят Остроготами в самом начале этих смут.

При третьем трубном звуке началась кара южного ветра, «и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод, и обратила их в полынь» и в кровь, и сделала их горькими. Западная империя расчленилась на много отдельных государств. Соответственно этому пророчеству Гензерих, король испанских Вандалов и Алан, переправился в 427 году в Африку с войском в 80.000 человек. Здесь он напал на Мавров и начал войну против Римлян как в Африке, так и по европейскому побережью. Во время этой войны, тянувшейся почти без перерыва 50 лет, был Взят Иппон (431 г.) и самая столица Африки Карфаген (439 г.). В 455 году с многочисленным флотом и войском из 300.000 человек Вандалов и Мавров он вторгся в Италию, взял и разграбил Рим, Неаполь, Капую и много других городов, при чем

Скачать:TXTPDF

Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна Ньютон читать, Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна Ньютон читать бесплатно, Замечания на Апокалипсис Св. Иоанна Ньютон читать онлайн