Она увидела Станислава, вернее догадалась, почувствовала, что это он, пробирающегося во мраке по какому-то длинному коридору. Вот он зажег свечу и в ее колеблющемся свете пытается разобрать завал каких-то каменных обломков и бревен в конце коридора. Сон повторялся несколько раз. Один и тот же. Примерно через год сон обрел как бы продолжение. Мерна увидела замок на вершине холма. Одна из его башен была разрушена и лежала в руинах. Оттуда, из-под этих руин, до нее доносился голос Станислава, который звал ее. Она пыталась разобрать завалы камней, но ни один не могла даже сдвинуть с места. Мерна просыпалась в слезах, но сон повторялся снова и снова. Ксендз, к которому она пришла, только покачал головой: еще одно разбитое сердце, еще одна жизнь, искалеченная войной.
И тогда Мерна решилась на то, на что мог решиться только любящий человек. Она покинула родное селение и отправилась в путь на поиски замка, который столько раз виделся ей во сне и с которым, она в это верила, каким-то образом была связана судьба ее Станислава. Это было путешествие без всякого маршрута и плана. Мерна шла, ^уда вели ее глаза и судьба. Ей нечем было платить за ночлег, и, когда на пути не оказывалось добрых людей, она спала в стогах сена или просто на траве у дороги. У нее не было денег даже на еду, и ей приходилось довольствоваться тем, что кто подаст, — скудным подаянием тех голодных лет.
25 апреля 1920 г. Мерна добралась до деревни Злота на юге Польши. Да, сказали ей жители, в их краях есть замок. Его даже видно с другого конца деревни. Но с самого начала войны, после того как немецкая артиллерия обстреляла его и одна из башен обрушилась, там никто не живет.
Едва Мерна увидела замок, ей показалось, что она видит продолжение сна: это был тот самый замок и то самое место, которое снилось ей столько раз! Но и ее веры и уверенности оказалось мало, чтобы убедить других. Выслушав ее, люди пожимали плечами и шли дальше по своим делам. Тогда она отправилась к замку и сама стала голыми руками разбирать завалы обрушившейся башни.
— Там Станислав! Он живой, я знаю!
Ее упорство тронуло сердца людей, ей начали помогать. После двух дней раскопок все услышали человеческий крик.
Оказалось, что Станислав Оменский был отправлен в замок за провиантом и завален в подземелье в результате артиллерийского обстрела. Он прожил там почти два года, питаясь сыром и вином, в окружении сотен крыс. Невероятная история стала предметом тщательного расследования военных властей, подозревавших Оменского в дезертирстве. Однако факты подтвердились, Оменский был уволен из армии с почестями.
Нужно ли говорить, что спустя несколько недель ксендз обвенчал Станислава и Мерну.
К феномену ясновидческих снов относятся и факты, когда исследователи получали ответы на вопросы, которые их мучили, именно во сне. Так, например, Менделеев во сне увидел периодическую таблицу, Карл Гаусс — закон индукции, а Нильс Бор — модель атома, открытие, которое сделало переворот в современной физике.
Показателен случай, произошедший с известным археологом Г. Гилпрехтом. Долгое время ему не удавалось прочесть разрозненный древнешумерский текст на двух обломках агата, найденных во время раскопок. Находка эта упоминалась в книге, которую он только что завершил й которую должен был отдать издателю на следующий день. Без расшифровки текст книги был бы неполон, поэтому накануне он до позднего часа сидел в кабинете, тщетно перебирая различные варианты. Гилпрехт не заметил, как задремал в своем кресле. Во сне он увидев человека средних лет в древнешумерском жреческом одеянии, который стоял над ним. При виде его Гилпрехт удивленно встал, но не с кресла, в котором заснул, а с какой-то каменной ступени, на которой оказался сидящим.
— Иди за мной. Я помогу тебе, — произнес жрец. И то, что сказано это было по-английски, не удивило ученого во сне.
Гилпрехт помнил короткий путь по безлюдной улице, мимо нескольких массивных домов, расположенных близко друг к другу. Они вошли в один из них, казавшийся больше других, в слабо освещенный зал.
— Где мы? — спросил ученый, и провожатый ответил:
— В Ниппуре, между Тигром и Ефратом. Мы в храме Бела, отца богов.
Археолог знал об этом храме, как знал и о том, что во время раскопок не удалось найти его сокровищницу — комнату, которая всегда была при храме. Он спросил жреца об этом, и тот повел его в небольшое помещение, расположенное в дальнем конце храма. Здесь, в деревянном сундуке, лежало несколько кусков агата, среди которых он узнал два своих фрагмента. Жрец пояснил ему, что они — части цилиндра, пожертвованного храму правителем Куригалзу. Когда понадобилось изготовить ушные украшения для статуи бога, цилиндр распилили, один кусок раскололся. Эти половины и были теми двумя, фрагментами, над которыми бился ученый, не догадывавшийся, что надпись на них — часть одного текста. По просьбе Гилпрехта жрец зачитал ему этот текст.
Проснувшись, Гилпрехт записал свой сон. Расшифровка текста, относившегося к 1300 г. до н. э. коллегами ученого была признана безупречной. Точным оказалось и месторасположение сокровищницы при храме.
МОНАХ АВЕЛЬ
В первом томе энциклопедии Брокгауза и Эфрона читаем:
«Авель — монах-предсказатель, родился в 1757 г. Происхождения крестьянского. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию имп. Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 г.»
Оценка достоверности этого сообщения энциклопедии затруднительна. Безусловно, высок ее авторитет. Интересно также то обстоятельство, что простой монах крестьянского происхождения был удостоен личной аудиенции тремя императорами, последовательно правившими в России в эти годы. Аудиенции, как можно полагать, доверительной, без свидетелей. Его сообщения были столь необычны и зловещи, что служили каждый раз поводом для последующего заточения в тюрьму. Потом, видимо, разбирая бумаги предшествовавшего властителя, преемник вызывал к себе Авеля и… история повторялась — снова тюрьма…
Свидетельства о состоявшихся аудиенциях, а также распоряжения о ссылке и заточении бедного предсказателя можно найти, вероятно, в материалах архива дома Романовых. Некоторые источники упоминаю» о его «Зело престранных пророческих книгах» — рукописных тетрадях, до сих пор не найденных.
К достоверным источникам о его жизни и пророчествах относятся, в частности, публикация «Предсказатель монах Авель» в журнале «Русская старина». К моменту появления этой публикации в печати редакция журнала располагала несколькими документами, относящимися к личности Авеля, а именно:
1. Двумя тетрадями, в которых содержались: «Житие и страдание отца и монаха Авеля»; «Жизнь и житие отца нашего Дадамия»; «Бытие, книга первая»;
2. Тетради, озаглавленной «Церковные потребы монаха Авеля», в которой сокращенно изложена «Книга бытия»;
3. 12 письмами Авеля к графине Прасковье Андреевне Потемкиной;
4. Письмом Авеля к В. Ф. Ковалеву, управляющему фабрикой П. А. Потемкиной в Глушкове. (М. И. Семевский. Предсказатель монах Авель. — Журнал «Русская старина»).
Эти документы, не дошедшие до наших дней, даны в публикации в форме выдержек, размер и тематика которых определялась как издателем журнала Семевским, так и мнением цензора, вмешательство которого в данной публикации очень заметно (многие куски из оригинальных документов им удалены).
Сохранились также немногочисленные, правда, свидетельства независимых очевидцев — современников Авеля, а также малоизвестные публикации, содержащие фрагменты допросов Авеля в стенах Тайной экспедиции — организации, занимавшейся в Российской империи политическим сыском. Эти публикации сохранили для потомков ответы подследственного Авеля на вопросы следователя.
К таким свидетельствам и публикациям относятся: «Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе». — Журнал «Русский архив», 1878 г., книга вторая (цитируется «Дело о крестьянине вотчины Льва Александровича Нарышкина Василье Васильеве, находящемся Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, а потом названного Авелем, и о сочиненной им книге. Начато Марта 17-го 1796 г., 67 листов».); «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете», — М., 1863; «Рассказы А. П. Ермолова»; «Записки Льва Николаевича Энгельгардта». — М., 1860.
Несмотря на все сохранившиеся документы, некоторые места в биографии Авеля остаются пока еще загадочными. Со временем они, может быть, прояснятся.
Итак, опираясь на факты, которые приведены в перечисленных выше документах, а также на интересные предположения и выводы Ю. Росциуса, изложенные в его очерке «Синдром Кассандры, или Земной круг монаха Авеля» (М., изд. Дом «Вокруг света», 1996), попытаемся проследить канву жизни загадочного монаха.
Родился он в дереве Акулово Алексенской округи Тульской губернии в 1757 г. При рождении был наречен Василием. Родители его были земледельцами. Уже в 10 лет он стал думать о том, чтобы уйти из дому, так как «больше у него было внимания о божестве и о божественной судьбе». В 17 лет Василий женился, имел троих сыновей, но, так как женат он был «против воли», то «для того в своем селении жил мало, а всегда шатался по разным городам». В 17 лет начал он обучаться грамоте, а потом учился плотничной работе, после чего, в 19 лет, освоив ремесло, отправился странствовать в «южныя и западныя, а потом в восточный страны», и ходил он так 9 лет. Находясь в Херсоне «при строении кораблей», тяжело заболел. Во время болезни Авель дал обещание Богу в том, что «ежели его Богу угодно будет исцелить, то он пойдет вечно ему работать в преподобии и правде, почему он у. выздоровел, однако ж и после того работал там еще год».
Вернувшись домой, он стал проситься у своего отца и матери в монастырь. Когда же разрешения такого он не получил, то ушел от них тайно в Валаамский монастырь, а из него в Валаамскую пустынь.
Вот тут-то и начинаются в жизни Авеля странные проявления, описания которых, к сожалению, вычеркнуты из текста Жития в публикации 1875 г. цензурой. Однако из того, что осталось, можно понять, что в результате странных обстоятельств, некоторые из которых продолжались более суток, Авель ощутил в себе какой-то порыв, мощную эмоцию, которая побуждала его к различным действиям, в постижении сути которой сильно вредит вмешательство цензуры XIX вв.
Таким образом, из приведенных выше документов следует, что дар предсказателя появился у Авеля именно после перенесенного тяжелого заболевания. Впоследствии этот дар сопровождался воздействием неких двух странных существ, которые приняли участие в обретении этого дара. К тому же, в названной выше работе «Прорицатель Авель» сохранились подробные описания явлений и голосов, которые стали его постоянными спутниками. Они то и позволяли ему давать безукоризненные пророчества.
В марте 1796 г. на допросе в Тайной экспедиции на вопрос: когда впервые слышал он «глас»?