Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

которая отнеслась к этому акту как к победе атеизма над религией. В коллективном заявлении епископов от 1900 г. говорилось: «Мы не желаем быть на-циеи без религии и бога, мы не желаем быть управляемы атеистическим правительством»29.

Известный католический деятель священник Жулиу Мария писал в начале XX в., что духовенство «еще не осознало свой долг по отношению к Бразилии, где в условиях свободы вместо мужественной борьбы, которая могла бы дать бразильской церкви соответствующее в нашем социальном движении место, мы видим, к сожалению, только слабую преданность, без христианской жизненности, пугливую набожность, страх перед новыми веяниями века и трусливое бегство от борьбы»30.

Между тем, пользуясь свободой, предоставленной ей «атеистическим» правительством, церковь быстро наращивала свою мощь, расширяла свою организацию. В 1893 г. Лев XIII создал 2 новые епархии в Бразилии, в 1900 г. их было уже 17, десять лет спустя — 30, в 1920 г.— 58, а в 1964 г.— 178.

И все же влияние церкви па народные низы росло крайне медленно. В бедняцких районах крупных городов широкое распространение получили негритянские синкретические культы, различного рода евангелические секты, деятельность которых щедро финансировалась США. Среди средних слоев преобладал «народный католицизм» — смесь разнообразных суеверий, очень отдаленно напоминающая католическую доктрину. В сельской местности получили распространение различного рода локальные сектантские движения31.

Под опекой буржуазного порядка

Вскоре после отделения церкви от государства Ватикан, воспользовавшись предоставленной ему свободой, стал направлять в Бразилию во всевозрастающем количестве монахов и миссионеров из Португалии, Франции, Бельгии, Италии, Германии, которые со временем захватили ключевые позиции в церковном аппарате страны. «Эта растущая „денационализация11 черного и белого духовенства, в котором все более преобладали иностранные элементы, — пишет историк Фернанду де Азеведу, — не только ослабляла старые связи между религией и обществом, церковью и народом, представлявшими ранее единое целое, но и превращала духовенство, по мнению некоторых, в „особый11 класс со своими эгоистическими интересами, придавая ему открыто или скрыто харакер „иностранной политической партии11»32.

В конце XIX в. папский престол начинает уделять особое внимание и другим странам Латинской Америки. В 1899 г. в Ватикане созывается первый латиноамериканский собор, принимающий решения о развитии церковной организации в этом регионе мира. В Риме открывается колледж «Пио Латиноамерикано» по подготовке клира. В странах Латинской Америки создаются первые светские организации типа «Католического действия», возникают католические профсоюзы. В 1905 г. папа Пий X назначил архиепископа Жоакима Арковерде де Албукерке Кавалкапти первым кардиналом Бразилии. (Это был вообще первый кардинал в Латинской Америке.)

евиста сошиал». В задачи союза входило «защищать и распространять католическую веру», оказывать поддержку политике церковной иерархии, бороться с «тайными обществами» и осужденными церковью сектами и т. п. И все же попытки церковников превратить эту организацию в массовую не увенчались успехом. Рядовые верующие и интеллигенция относились с недоверием к политическим претензиям католической церкви, хотя господствующие классы приветствовали ее деятельность в защиту существующего социального строя.

В период первой мировой войны наметилось сближение церковников и правящих кругов Бразилии. Правительство проан-глийской ориентации, возглавляемое президентом Венсеслау Бразом, намеревалось вступить в империалистическую войну на стороне союзников.

Эти намерения разделяла церковная иерархия. Особенно энергично агитировал за вступление страны в войну прелат Жулиу Мария. Выступая 17 февраля 1917 г. в кафедральном соборе в Рио-де-Жанейро в присутствии кардинала Арковерде и президента республики Браза, Жулиу Мария говорил: «Пусть никто не приходит в ужас, что с этой священной трибуны — символа любви — восхваляется война. Война имеет свое объяснение в Писании, где самым громким титулом бога является бог войск, изображаемый на огненной колеснице с молниями в деснице, руководящий и ведущий в бой бесчисленные легионы духов… Война сама по себе является божественной по условиям, которые ее порождают, по последствиям, которые из нее следуют; она предоставляет мрогим возможность спасения па том свете, и, наконец, она божественна по таинственной славе, которая ее овеивает; безусловно, что во все времена и у всех народов самой большой и чарующей славой была та, которая добывалась на полях сражений, несмотря на пролитую кровь, что никогда не мешало человечеству обожествлять военные победы»33.

Церковники горячо поддержали объявление Бразилией войны Германии; когда же в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция и во всем мире начался революционный подъем (в том числе и в Бразилии), духовенство потребовало подавления рабочего движения.

В 20-х годах католическая церковь открыто выступила в поддержку реакционных режимов президента Эпистасиу Пессоа (1918—1922) и Артуро Бернардеса (1922—1926). Последний, например, нанес визит кардиналу, отметив «важность постоянного сотрудничества нашего церковного руководства с правительством для сохранения порядка и развития национального прогресса»84.

В послевоенные годы духовенство стремилось оказать политическое давление на верующих путем проповеди различных реакционных политических теорий. Для этого периода характерна деятельность клерикального писателя и пропагандиста Жаксона де Фигейреду, основавшего в 1921 г. пропагандистскую организацию «Центро дом Витал» и журнал «Ордем» («Порядок»),само название которого уже было программой.

Жаксон де Фигейреду провозгласил себя монархистом и непримиримым врагом буржуазной демократии, основанной на всеобщем избирательном праве. Он не без гордости называл себя «реакционером», считал борьбу трудящихся против капиталистов «сатанинским наваждением». Фигейреду поддержал в 1921 г. кандидатуру в президенты представителя паулистских «кофейных» миллиардеров Бернардеса, он предавал анафеме революционное демократическое движение — так называемых тениен-тистов 1922 и 1924 гг.35

Как справедливо отмечает бразильский исследователь Гер-рейро Рамос, сформулированная в 20-х годах Жаксоном де Фигейреду «теория порядка» заключала в себе все основные элементы интегрализма — бразильского фашистского движения, возникшего в 1930 г. Интегрализм и католицизм Жаксона де Фигейреду черпали свое вдохновение в португальском фашистском движении, пропагандировавшем корпоративизм в духе социальной энциклики Льва XIII «Рерум новарум».

Один из последователей Жаксона де Фигейреду, Гамилтон Ногейра, в изданной в 1924 г. книге «Доктрина порядка» призывал беспощадно казнить всех тех, кто покушается на установленный социальный строй. Говоря об участниках революционных движений 1922 и 1924 гг., Ногейра писал, что «право убивать преступников, тем более если они покушаются на нацию… основывается не только на самом справедливом, но и на самом необходимом праве защиты общества» 36.

Не все католики разделяли программу Фигейреду, более того, даже многие из его сторонников, в их числе и Ногейра, впоследствии изменили свои взгляды и выступили против фашизма. И все-таки нельзя не отметить, что взгляды Фигейреду были весьма близки тогдашнему руководству католической церкви в Бразилии.

Содружество с режимом Варгаса

В 1930 г. в стране под влиянием мирового кризиса, потрясшего ее экономику, произошел переворот. Проанглийское правительство президента Вашингтона Луиза было свергнуто, новую власть возглавил буржуазный политик из южного штата Риу-Гранди-ду-Сул Жетулио Варгас, известный своими проамериканскими симпатиями.

Варгас вначале выдвинул программу либеральных реформ, и его поддержали широкие массы населения. Но, заполучив власть, он и его сторонники открыли двери страны американскому монополистическому капиталу, взяли курс на подавление демократического движения, преследование коммунистов. В 1936 г. Варгас разогнал парламент и учредил авторитарный режим, получивший название «Новое государство» («Эстадо Ново»), напоминавший во многом фашистскую систему, созданную Салазаром в Португалии.

Варгас выступал за сотрудничество с церковной иерархией в борьбе с прогрессивными силами. Его приход к власти приветствовал глава бразильской церкви кардинал Себастьян Леме да Силвейра Синтра (1882—1942). Варгас восстановил в 1931. г. религиозное обучение в начальных и средних школах и педагогических училищах. Против этого выступили все другие культы и секты. Внешне декрет носил демократический характер: предусматривалось, что, если в учебном заведении 20 или более учеников будут ходатайствовать о преподавании другой религии, их просьба будет удовлетворена. Но едва ли можно было найти класс, где собралось бы одновременно столько некатоликов.

Хотя посещение уроков религии не считалось обязательным, однако с этого времени началась дискриминация учеников, которые не принимали в них участия37.

В 1932 г. по указанию кардинала Леме клерикальный деятель Алсеу Аморозу Лима опубликовал брошюру «Требования католиков»38, в которой выдвигалась программа из трех пунктов: нерасторжимость брака, факультативное преподавание религии в школе, сотрудничество церкви и государства в защитей министр в правительстве президента Пессоа Пандия Каложерас, секретарем лиги стал Аморозу Лима. Лига развернула большую пропагандистскую работу. В 1934 г. в связи с выборами в конституционное собрание она угрожала кандидатам в депутаты церковным бойкотом в случае несогласия с ее программой. Под давлением лиги конституция 1934 г. начиналась словами «доверяя богу». Конституция разрешала правительству оказывать финансовую помощь церкви «в общественных интересах». Монахи получили право голоса. Было разрешено служителям церкви выполнять их функции в армии и официальных учреждениях. Гражданский брак объявлялся нерасторжимым, одновременно признавался церковный брак. Преподавание религии в школах вводилось в обязательную программу. Правительству разрешалось субсидировать католические школы. «Конституция 1934 г.,— отмечает Томас К. Брюно, — была большой победой для церкви, она означала публичное признание той роли, на которую церковь претендовала в обществе»39.

В 1937 г. после установления «Нового государства» лига временно прекратила свою деятельность. Ее заменила основанная в 1935 г. организация «Бразильское католическое действие». Конституция 1937 г. носила авторитарный характер, и, хотя в ней религиозные сюжеты не упоминались, отношение Варгаса к церкви продолжало оставаться благожелательным, а правительственные субсидии продолжали пополнять церковную казну. Церковная иерархия в свою очередь охотно сотрудничала с диктаторским режимом Варгаса, причем значительная ее часть откровенно симпатизировала интегралистам, фашистскому движению, лозунг которого «Бог, родина, семья» полностью соответствовал традиционной католической доктрине. «Фашистские постулаты, — пишет Руй Фако,— тогда открыто проповедовались церковью, в том числе и в школах, и с амвона»40.

Томас К. Брюно указывает, что революция 1930 г. создала условия для возобновления сотрудничества церкви с правящими кругами и внедрения ее в систему государственных структур. Это позволило ей вновь стать влиятельной силой. Варгас вернул духовенству прежние позиции, чтобы заручиться его поддержкой, которую оно в свою очередь жаждало ему оказать. К тому времени церковь восстановила свою организацию и могла стать ценным подспорьем в управлении страной41. Союз с Варгасом еще более усилил ее позиции. В 1946 г. в Бразилии было уже 16 383 священника, в том числе 7419 монахов, из них 46/з иностранцы42.

Во время второй мировой войны, в которой Бразилия приняла участие на стороне союзников, Варгас стал восстанавливать демократические свободы. Правительство намеревалось установить дипломатические отношения с Советским Союзом. Но церковники и другие реакционные силы решительно воспротивились этому, и президент уступил. В 1945 г. военные свергли Варгаса. Было созвано Конституционное собрание. Католическая лига вновь активизировалась. Она пыталась оказать давление на избирателей, нападая на кандидатов коммунистов и других прогрессивных деятелей. И все же на этот раз ей не удалось повлиять на конституцию 1946 г., которая по отношению к церкви в основном повторяла положения конституции 1934 г.

В 1950 г. Варгас вновь выдвинул свою кандидатуру в президенты. С ним баллотировался в вице-президенты Жоан Кафе

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн