Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
нелогических действиях только по их логиче-
ским обличьям, придаем этим формам значение, не соответствующее
действительности.
  • Во всех многообразных фактах, подобных грозам, имеется нечто общее,
    неизменное, а именно — чувство, что при помощи определенных ма-
    нипуляций можно воздействовать на грозы. Кроме того, есть изменчи-
    вая, подвижная часть. Это сами средства, их обоснование и наделение
    смыслом. Первая часть, несомненно, самая важная. Когда она имеет-
    ся, людям почти или вовсе не требуется усилий и времени для того,
    чтобы найти вторую. Но может оказаться и так, что в детерминации со-
    циальной формы части, сходные с выявленной нами устойчивой со-
    ставляющей, окажутся значимее всех других. Пока мы не можем
    об этом твердо знать, но индукция направляет нас на путь, по которо-
    му следует идти.
    НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ
  • Если нелогические действия в самом деле имеют то значение, о котором
    свидетельствует индуктивный вывод, сделанный в предыдущей главе,
    то было бы, собственно говоря, странным, если бы умные люди, обра-
    щавшиеся к исследованиям человеческих обществ, никак их не замеча-
    ли. Они могли, по крайней мере, угадывать их, отвлекаясь от предубежде-
    ний, отходя от ошибочных теорий; трудно поверить, что такие действия
    совершенно ускользали от их внимания. Итак, посмотрим, как фактиче-
    ски обстоит дело.
  • Очень немногие авторы совершенно игнорируют нелогические дейст-
    вия. Обычно такие действия выявляются при рассмотрении некоторых
    естественных наклонностей, наличие которых в людях автор исследова-
    ния должен, вольно или невольно, по крайней мере признавать. Но заб-
    вение логических действий продолжается недолго: отрываясь от них в од-
    ном месте, эти авторы затем возвращаются к ним в другом; при этом они
    стремятся свести к минимуму склонности людей к нелогическим дейст-
    виям, полагая, что они делают из них логические выводы, чтобы затем
    поступать, руководствуясь этими выводами.
  • Такова общая картина. Но у создателей теорий имеется достаточно силь-
    ный мотив преподносить нелогические действия в качестве логических.
    Если считается, что те или иные действия являются логическими, то ока-
    зывается намного проще создать объясняющую их теорию, поскольку
    каждый может мысленно подобрать для них произвольные логические
    интерпретации и тогда ему нет необходимости ни в чем другом. Что
    же касается нелогических действий, то при их изучении необходимо об-
    ращаться к наблюдению множества фактов, раздвигать границы иссле-
    дований в пространстве и во времени и быть очень внимательным, чтобы
    не впасть в ошибку из-за неточностей документов. Одним словом, это
    долгая и трудная работа.
  • Также и иные мотивы влияли на то, чтобы отдалять исследователей от об-
    ласти нелогических действий и ограничивать их областью логического
    поведения. Большинство из них не довольствовалось изучением того, что
    есть, но стремилось узнать, а нередко и научить других тому, как должно
    быть. В последнем случае они уважали ее величество логику и поэтому,
    как только замечали существование нелогических действий, чаще всего
    Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 49 обходили их стороной, словно забывая о них. В основном они просто
    не принимали их во внимание и обращались к логическим действиям.
  • Таким же образом они элиминировали нелогические действия, более
    или менее явно рассматривая их как заслуживающие порицания, кото-
    рым не должно быть места в хорошо организованном обществе. Напри-
    мер, они считали их суевериями, подлежащими преодолению разумом.
    Никто в реальной жизни не поступает так, как если бы он верил, что фи-
    зический и моральный облик индивидов не проявляется в его поведении;
    однако те, кто создают теории, полагают, что человек в своем поведении
    руководствуется только разумом, и охотно закрывают глаза на все, чему
    нас учит повседневная практика.
  • Несовершенство обыденного языка с точки зрения научных стандартов
    также содействует широкому распространению логических интерпрета-
    ций относительно нелогических действий.
  • Оно способствует также путанице, которая обычно появляется оттого,
    что одно явление объявляют причиной, а другое — следствием только по-
    тому, что оба они наблюдаются совместно. Мы уже отмечали эту ошибку
    (см. § 77), но ее следует более обстоятельно изучить, поскольку это имеет
    для социологии немаловажное значение.
    Пусть так же как в § 77 буквой C будет обозначена вера, а буквой D —
    определенные действия. Вместо того чтобы просто сказать, что «некото-
    рые люди совершают D и верят в C», обыденный язык добавляет в эту
    фразу кое-что еще, и при этом возникает суждение: «Некоторые люди
    совершают D, потому что верят в C». Такое суждение, если оно понима-
    ется строго текстуально, часто оказывается неверным; не так часто бы-
    вает верным и обратное высказывание: «Некоторые люди верят в C, по-
    тому что они совершают D». Но остается также немало случаев, в отно-
    шении которых можно сказать только: «Некоторые люди совершают
    D и верят в C».
    Можно также снять строгую логическую направленность, появляю-
    щуюся при включении термина «потому что» в первое из приведенных
    высказываний, и убрать устанавливаемое этим термином причинно-
    следственное отношение между C и D. Итак, мы скажем: «Мы можем по-
    лагать, что некоторые люди совершают действия D, потому что имеют
    веру C, при которой проявляются чувства, побуждающие их совер-
    шать D», т. е., если мы обратимся к рис. 2, «…потому что они находятся
    в психическом состоянии A, выраженном верой C». При такой форме ут-
    верждение оказывается намного более близким к истине, как мы видели
    в § 77.
    50 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
    1. Рис. 2 можно разбить на три другие фигуры
      (см. рис. 6):
      i. Психическое состояние A порождает ве-
      ру C, а также действия D, но между
      C и D нет непосредственной связи. Этот
      случай соответствует сформулированно-
      му выше третьему утверждению.
      Рис. 6
      ii. Психическое состояние A приводит к по-
      ступкам D, которые порождают веру C. Это указывается во втором
      утверждении.
      iii. Психическое состояние A порождает веру C, которая оказывается
      причиной действий D. Это соответствует первому утверждению.
      Несмотря на то что случай iii не является единственным и встречается
      не так уж часто, многие люди склонны полагать, что именно он самый
      распространенный, и путать с ним случаи i и ii, чего они не осознают
      и никак не хотят принять во внимание. Повседневный разговорный язык
      из-за недостатка точности благоприятствует совершению такой ошибки,
      поскольку, когда на нем говорится только о случае iii, неявно могут под-
      разумеваться также случаи i и ii. Часто также смешиваются в разных про-
      порциях все три случая.
    2. Теперь мы изучим средства, с помощью которых элиминируют нелоги-
      ческие действия и оставляют только логические действия; как обычно,
      мы начинаем с классификации объектов нашего исследования.
      Класс A. Источники нелогических действий предполагаются не имею-
      щими никакого отношения к объективной реальности (см.
      § 100–104).
      Виды <интерпретаций>
      1. Нелогические действия совершенно не принимаются во внима-
      ние (см. § 100).
      2. Они рассматриваются как нелепые предрассудки (см. § 101–102).
      3. Они рассматриваются как уловки и ухищрения (см. § 103–104).
      Класс B. Истоки нелогических действий предполагаются имеющими не-
      значительную или значительную связь с объективной реально-
      стью (см. § 105–136).
      Виды и подвиды <интерпретаций>
      1. Объективная реальность целостная и непосредственно данная
      (см. § 105–122).
      1a. Предписания с санкциями, отчасти воображаемыми (см.
      § 107–115).
      1b. Участие олицетворенного бога или персонифицированной абст-
      ракции (см. § 116, 117).
      1g. К простому участию, рассмотренному в предыдущем подвиде, до-
      бавляются легенды и логические дедукции (см. § 118).
      Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 51 1d. Метафизической сущности придается смысл реальности
      (см. § 119, 120).
      1e. Реальность понимается как соответствие принципов определен-
      ным чувствам (см. § 121, 122).
      1. Объективная реальность не выступает как целостная и непосред-
        ственно данная. Считается, что она содержится непосредственно
        в фактах, и предполагается, что их нелегко наблюдать и трудно по-
        знавать (см. § 123–134).
        2a. Предполагается, что люди проводят несовершенные наблюдения,
        из которых логическим путем выводятся следствия (см. § 124–130).
        2b. Миф понимается как искаженное отражение некоторой истори-
        ческой реальности или мыслится просто как ее имитация
        (см. § 131–133).
        2g. Миф мыслится как состоящий из двух частей. Первая часть — это
        исторический факт; вторая — это добавка, представляющая собой
        плод воображения (см. § 134).
      2. Основами нелогических действий являются аллегории (см. § 135, 136).
        Класс С. Предполагается, что нелогические действия не оказывают
        влияния на прогресс или не противодействуют ему; следова-
        тельно, их не надо принимать в расчет в исследовании, обра-
        щенном только к теме прогресса (см. § 137, 138).
        Рассмотрим все эти различные классы и виды.
  • Вид A1. Нелогические действия могут совершенно не учитываться как
    не имеющие отношения к реальности. Так поступает Сократ в диалоге
    Платона «Федр» в отношении национального культа. Федр обратился
    к Сократу с вопросом, что он думает о похищении Бореем Орифии, доче-
    ри Эрехфея. В начале ответа Сократ отвергает логическую интерпрета-
    цию, при которой стремятся обнаружить положенный в основу мифа ре-
    альный факт 2g, и далее высказывает мнение, что подобные толкования
    оказываются настолько же бесполезными, насколько и хитроумными,
    и ссылается в этой связи на сложившееся в народе поверье. Народная ве-
    ра приводила, однако, древних греков к Дельфийскому оракулу, когда
    лучшим способом почитания богов считалось следование обычаям сво-
    его города. Разумеется, это вовсе не означает, что подобные обычаи соот-
    ветствовали совсем нереальным вещам, поскольку они не были полно-
    стью свободны от верификаций, обращенных к реальным фактам. Сле-
    дует добавить, что такой подход к рассмотрению верований часто
    приводит к восприятию их как нелогических действий, которые не пыта-
    ются объяснять, принимают такими, каковы они есть, стараясь только
    узнать связи, которые они могут иметь с другими социальными фактами.
    Именно такой подход более или менее явно проявляется у многих госу-
    дарственных деятелей.
    52 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Вид A2. Во внимание может приниматься только форма нелогических
    действий. Не воспринимая в качестве осмысленных действий, люди мо-
    гут рассматривать их как нелепые предрассудки, заслуживающие изуче-
    ния только в патологическом аспекте как самые натуральные болезни ро-
    да человеческого. Немало авторов проявило эту склонность при рассмот-
    рении юридических и политических форм, еще в большей мере —
    различных культов; это также прослеживается в нынешнем антикле-
    рикализме по отношению к христианской религии, что указывает на гру-
    бое невежество этих сектантов в сочетании с ограниченным умом, неспо-
    собным понимать социальные феномены.
    Предельный тип встречается в отвлеченных рассуждениях тех людей,
    которые стремятся сделать религию более «научной» (см. § 13), исходя
    из посылки, что ненаучная религия абсурдна и достойна порицания.
    В прежние времена пытались, прибегая к изощренным интерпретациям,
    устранить в легендах и культах языческих богов части, выглядевшие не-
    логическими; то же самое делали протестанты во времена Реформации,
    и их усилия продолжают сегодня либеральные протестанты, взывающие
    к псевдоопыту; точно так же поступают модернисты в отношении като-
    лицизма, а радикальные социалисты — в отношении традиционного
    марксизма.
  • Те, кто считают абсурдом некоторые нелогические действия, могут особо
    акцентировать внимание на их комических сторонах, что часто станови-
    лось эффективным оружием в борьбе с верой, укрепляемой такими дей-
    ствиями. Его часто использовали многие, от Лукиана и до Вольтера,
    в борьбе с существующими религиями.
  • Вид A3. Фиксируя некоторые нелогические действия и пытаясь отнести
    их к логическим действиям, т. е. свести любой человеческий поступок
    к действию, совершаемому в соответствии с логикой, некоторые авторы
    могут утверждать, что институт нелогических действий был изобретен
    индивидом или группой с целью извлечь из этого пользу для себя, или для
    государства, или для данного общества, или для всего человечества. Та-
    ким образом, действия по сути нелогические оказываются трансформи-
    рованными в логические действия по отношению к той цели, которую
    кто-то стремится достичь.
    В отличие от предельного случая, о котором упоминается в § 13, когда
    утверждают, что только отвечающие фактам (логико-эксперименталь-
    ные) теоретические построения могут быть полезными обществу, здесь
    признается, что могут быть также не логико-экспериментальные теории,
    которые все же полезны для
  • Скачать:TXTPDF

    нелогических действиях только по их логиче-ским обличьям, придаем этим формам значение, не соответствующеедействительности. Во всех многообразных фактах, подобных грозам, имеется нечто общее,неизменное, а именно — чувство, что при помощи определенных