Компендиум по общей социологии
нелогических действиях только по их логиче-
ским обличьям, придаем этим формам значение, не соответствующее
действительности.
Во всех многообразных фактах, подобных грозам, имеется нечто общее,
неизменное, а именно — чувство, что при помощи определенных ма-
нипуляций можно воздействовать на грозы. Кроме того, есть изменчи-
вая, подвижная часть. Это сами средства, их обоснование и наделение
смыслом. Первая часть, несомненно, самая важная. Когда она имеет-
ся, людям почти или вовсе не требуется усилий и времени для того,
чтобы найти вторую. Но может оказаться и так, что в детерминации со-
циальной формы части, сходные с выявленной нами устойчивой со-
ставляющей, окажутся значимее всех других. Пока мы не можем
об этом твердо знать, но индукция направляет нас на путь, по которо-
му следует идти.
НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ
Если нелогические действия в самом деле имеют то значение, о котором
свидетельствует индуктивный вывод, сделанный в предыдущей главе,
то было бы, собственно говоря, странным, если бы умные люди, обра-
щавшиеся к исследованиям человеческих обществ, никак их не замеча-
ли. Они могли, по крайней мере, угадывать их, отвлекаясь от предубежде-
ний, отходя от ошибочных теорий; трудно поверить, что такие действия
совершенно ускользали от их внимания. Итак, посмотрим, как фактиче-
ски обстоит дело.
Очень немногие авторы совершенно игнорируют нелогические дейст-
вия. Обычно такие действия выявляются при рассмотрении некоторых
естественных наклонностей, наличие которых в людях автор исследова-
ния должен, вольно или невольно, по крайней мере признавать. Но заб-
вение логических действий продолжается недолго: отрываясь от них в од-
ном месте, эти авторы затем возвращаются к ним в другом; при этом они
стремятся свести к минимуму склонности людей к нелогическим дейст-
виям, полагая, что они делают из них логические выводы, чтобы затем
поступать, руководствуясь этими выводами.
Такова общая картина. Но у создателей теорий имеется достаточно силь-
ный мотив преподносить нелогические действия в качестве логических.
Если считается, что те или иные действия являются логическими, то ока-
зывается намного проще создать объясняющую их теорию, поскольку
каждый может мысленно подобрать для них произвольные логические
интерпретации и тогда ему нет необходимости ни в чем другом. Что
же касается нелогических действий, то при их изучении необходимо об-
ращаться к наблюдению множества фактов, раздвигать границы иссле-
дований в пространстве и во времени и быть очень внимательным, чтобы
не впасть в ошибку из-за неточностей документов. Одним словом, это
долгая и трудная работа.
Также и иные мотивы влияли на то, чтобы отдалять исследователей от об-
ласти нелогических действий и ограничивать их областью логического
поведения. Большинство из них не довольствовалось изучением того, что
есть, но стремилось узнать, а нередко и научить других тому, как должно
быть. В последнем случае они уважали ее величество логику и поэтому,
как только замечали существование нелогических действий, чаще всего
Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 49 обходили их стороной, словно забывая о них. В основном они просто
не принимали их во внимание и обращались к логическим действиям.
Таким же образом они элиминировали нелогические действия, более
или менее явно рассматривая их как заслуживающие порицания, кото-
рым не должно быть места в хорошо организованном обществе. Напри-
мер, они считали их суевериями, подлежащими преодолению разумом.
Никто в реальной жизни не поступает так, как если бы он верил, что фи-
зический и моральный облик индивидов не проявляется в его поведении;
однако те, кто создают теории, полагают, что человек в своем поведении
руководствуется только разумом, и охотно закрывают глаза на все, чему
нас учит повседневная практика.
Несовершенство обыденного языка с точки зрения научных стандартов
также содействует широкому распространению логических интерпрета-
ций относительно нелогических действий.
Оно способствует также путанице, которая обычно появляется оттого,
что одно явление объявляют причиной, а другое — следствием только по-
тому, что оба они наблюдаются совместно. Мы уже отмечали эту ошибку
(см. § 77), но ее следует более обстоятельно изучить, поскольку это имеет
для социологии немаловажное значение.
Пусть так же как в § 77 буквой C будет обозначена вера, а буквой D —
определенные действия. Вместо того чтобы просто сказать, что «некото-
рые люди совершают D и верят в C», обыденный язык добавляет в эту
фразу кое-что еще, и при этом возникает суждение: «Некоторые люди
совершают D, потому что верят в C». Такое суждение, если оно понима-
ется строго текстуально, часто оказывается неверным; не так часто бы-
вает верным и обратное высказывание: «Некоторые люди верят в C, по-
тому что они совершают D». Но остается также немало случаев, в отно-
шении которых можно сказать только: «Некоторые люди совершают
D и верят в C».
Можно также снять строгую логическую направленность, появляю-
щуюся при включении термина «потому что» в первое из приведенных
высказываний, и убрать устанавливаемое этим термином причинно-
следственное отношение между C и D. Итак, мы скажем: «Мы можем по-
лагать, что некоторые люди совершают действия D, потому что имеют
веру C, при которой проявляются чувства, побуждающие их совер-
шать D», т. е., если мы обратимся к рис. 2, «…потому что они находятся
в психическом состоянии A, выраженном верой C». При такой форме ут-
верждение оказывается намного более близким к истине, как мы видели
в § 77.
50 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
- Рис. 2 можно разбить на три другие фигуры
(см. рис. 6):
i. Психическое состояние A порождает ве-
ру C, а также действия D, но между
C и D нет непосредственной связи. Этот
случай соответствует сформулированно-
му выше третьему утверждению.
Рис. 6
ii. Психическое состояние A приводит к по-
ступкам D, которые порождают веру C. Это указывается во втором
утверждении.
iii. Психическое состояние A порождает веру C, которая оказывается
причиной действий D. Это соответствует первому утверждению.
Несмотря на то что случай iii не является единственным и встречается
не так уж часто, многие люди склонны полагать, что именно он самый
распространенный, и путать с ним случаи i и ii, чего они не осознают
и никак не хотят принять во внимание. Повседневный разговорный язык
из-за недостатка точности благоприятствует совершению такой ошибки,
поскольку, когда на нем говорится только о случае iii, неявно могут под-
разумеваться также случаи i и ii. Часто также смешиваются в разных про-
порциях все три случая.
- Теперь мы изучим средства, с помощью которых элиминируют нелоги-
ческие действия и оставляют только логические действия; как обычно,
мы начинаем с классификации объектов нашего исследования.
Класс A. Источники нелогических действий предполагаются не имею-
щими никакого отношения к объективной реальности (см.
§ 100–104).
Виды <интерпретаций>
1. Нелогические действия совершенно не принимаются во внима-
ние (см. § 100).
2. Они рассматриваются как нелепые предрассудки (см. § 101–102).
3. Они рассматриваются как уловки и ухищрения (см. § 103–104).
Класс B. Истоки нелогических действий предполагаются имеющими не-
значительную или значительную связь с объективной реально-
стью (см. § 105–136).
Виды и подвиды <интерпретаций>
1. Объективная реальность целостная и непосредственно данная
(см. § 105–122).
1a. Предписания с санкциями, отчасти воображаемыми (см.
§ 107–115).
1b. Участие олицетворенного бога или персонифицированной абст-
ракции (см. § 116, 117).
1g. К простому участию, рассмотренному в предыдущем подвиде, до-
бавляются легенды и логические дедукции (см. § 118).
Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 51 1d. Метафизической сущности придается смысл реальности
(см. § 119, 120).
1e. Реальность понимается как соответствие принципов определен-
ным чувствам (см. § 121, 122).
- Объективная реальность не выступает как целостная и непосред-
ственно данная. Считается, что она содержится непосредственно
в фактах, и предполагается, что их нелегко наблюдать и трудно по-
знавать (см. § 123–134).
2a. Предполагается, что люди проводят несовершенные наблюдения,
из которых логическим путем выводятся следствия (см. § 124–130).
2b. Миф понимается как искаженное отражение некоторой истори-
ческой реальности или мыслится просто как ее имитация
(см. § 131–133).
2g. Миф мыслится как состоящий из двух частей. Первая часть — это
исторический факт; вторая — это добавка, представляющая собой
плод воображения (см. § 134).
- Основами нелогических действий являются аллегории (см. § 135, 136).
Класс С. Предполагается, что нелогические действия не оказывают
влияния на прогресс или не противодействуют ему; следова-
тельно, их не надо принимать в расчет в исследовании, обра-
щенном только к теме прогресса (см. § 137, 138).
Рассмотрим все эти различные классы и виды.
Вид A1. Нелогические действия могут совершенно не учитываться как
не имеющие отношения к реальности. Так поступает Сократ в диалоге
Платона «Федр» в отношении национального культа. Федр обратился
к Сократу с вопросом, что он думает о похищении Бореем Орифии, доче-
ри Эрехфея. В начале ответа Сократ отвергает логическую интерпрета-
цию, при которой стремятся обнаружить положенный в основу мифа ре-
альный факт 2g, и далее высказывает мнение, что подобные толкования
оказываются настолько же бесполезными, насколько и хитроумными,
и ссылается в этой связи на сложившееся в народе поверье. Народная ве-
ра приводила, однако, древних греков к Дельфийскому оракулу, когда
лучшим способом почитания богов считалось следование обычаям сво-
его города. Разумеется, это вовсе не означает, что подобные обычаи соот-
ветствовали совсем нереальным вещам, поскольку они не были полно-
стью свободны от верификаций, обращенных к реальным фактам. Сле-
дует добавить, что такой подход к рассмотрению верований часто
приводит к восприятию их как нелогических действий, которые не пыта-
ются объяснять, принимают такими, каковы они есть, стараясь только
узнать связи, которые они могут иметь с другими социальными фактами.
Именно такой подход более или менее явно проявляется у многих госу-
дарственных деятелей.
52 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Вид A2. Во внимание может приниматься только форма нелогических
действий. Не воспринимая в качестве осмысленных действий, люди мо-
гут рассматривать их как нелепые предрассудки, заслуживающие изуче-
ния только в патологическом аспекте как самые натуральные болезни ро-
да человеческого. Немало авторов проявило эту склонность при рассмот-
рении юридических и политических форм, еще в большей мере —
различных культов; это также прослеживается в нынешнем антикле-
рикализме по отношению к христианской религии, что указывает на гру-
бое невежество этих сектантов в сочетании с ограниченным умом, неспо-
собным понимать социальные феномены.
Предельный тип встречается в отвлеченных рассуждениях тех людей,
которые стремятся сделать религию более «научной» (см. § 13), исходя
из посылки, что ненаучная религия абсурдна и достойна порицания.
В прежние времена пытались, прибегая к изощренным интерпретациям,
устранить в легендах и культах языческих богов части, выглядевшие не-
логическими; то же самое делали протестанты во времена Реформации,
и их усилия продолжают сегодня либеральные протестанты, взывающие
к псевдоопыту; точно так же поступают модернисты в отношении като-
лицизма, а радикальные социалисты — в отношении традиционного
марксизма.
Те, кто считают абсурдом некоторые нелогические действия, могут особо
акцентировать внимание на их комических сторонах, что часто станови-
лось эффективным оружием в борьбе с верой, укрепляемой такими дей-
ствиями. Его часто использовали многие, от Лукиана и до Вольтера,
в борьбе с существующими религиями.
Вид A3. Фиксируя некоторые нелогические действия и пытаясь отнести
их к логическим действиям, т. е. свести любой человеческий поступок
к действию, совершаемому в соответствии с логикой, некоторые авторы
могут утверждать, что институт нелогических действий был изобретен
индивидом или группой с целью извлечь из этого пользу для себя, или для
государства, или для данного общества, или для всего человечества. Та-
ким образом, действия по сути нелогические оказываются трансформи-
рованными в логические действия по отношению к той цели, которую
кто-то стремится достичь.
В отличие от предельного случая, о котором упоминается в § 13, когда
утверждают, что только отвечающие фактам (логико-эксперименталь-
ные) теоретические построения могут быть полезными обществу, здесь
признается, что могут быть также не логико-экспериментальные теории,
которые все же полезны для