Компендиум по общей социологии
экспериментальным теориям.
Подвид B2b. Отставим тему происхождения и развития и предположим,
что любой миф — это искаженный образ чего-то реального. К этому виду
относятся интерпретации, известные под именем эвгемеризма*, которые
мы рассмотрим в дальнейшем (см. § 288 и далее). Действительно, имели
место случаи обожествления людей. Ошибка состоит, во-первых, в том,
что единичные факты преподносятся в качестве всеобщих фактов, во-
вторых, в ошибочном отождествлении точки B на рис. 7 с точкой B
на рис. 8, т. е. в предположении, что факт, который предшествует во вре-
мени другому факту, непременно является его причиной. Интерпрета-
ции Палефата, которые мы еще обсудим (см. § 283), также относятся
к данному подвиду.
Обычно подобные интерпретации крайне простые. Их получают, произ-
вольно внося в миф столько изменений, сколько необходимо, чтобы по-
лучить реальный образ. К примеру, у Ариосто в его «Неистовом Роланде»
фигурирует Астольфо на иппогрифе; эта крылатая лошадь может превра-
титься в реальную при интерпретации истории в том смысле, что ип-
погриф был невероятно быстроногой лошадью и потому распространи-
лась молва, что у нее есть крылья. Данте видит Франческу и ее деверя, 19 Brachet A. Grammaire historique de la langue française. P., 1867. P. 293–294.
- Доктрина, объясняющая происхождение религии от посмертного или прижиз-
ненного обожествления знаменитых людей, выдающихся полководцев и прави-
телей. Была названа по имени др.-греч. философа Эвгемера из Мессены.
62 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ которых «адский ветер… вместе вьет и… мучит, крутя и истязая»*; это мо-
жет быть интерпретировано как образ той любовной страсти, которая,
подобно жестокому вихрю, терзала любовников. Если идти таким путем,
то никогда не возникнет трудностей (см. § 283).
К этому подвиду могут быть отнесены теории, в соответствии с которыми
совершаемые в данном обществе нелогические действия воспринимают-
ся как имитации иных действий. На самом деле не все нелогические дей-
ствия элиминируются; лишь занижается их количество путем сведения
многих из них к имитациям какого-то одного нелогического действия.
Примеры такого рода интерпретаций будут приведены и рассмотрены
в § 307 и далее.
Подвид B2g. В данном случае мы немного приближаемся к реальности.
В отношении каждого мифа предполагается, что легенда имеет реальное
историческое ядро, скрытое под наростом фантастических добавок; не-
обходимо их удалить и отыскать под ними такое ядро. Многие работы
были выполнены именно с этой целью. До сравнительно недавнего вре-
мени все легенды, дошедшие до нас от греко-латинской античности,
трактовались таким образом. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые
из этих интерпретаций (см. гл. 5).
Предыдущий подвид 2b часто оказывается предельным случаем
данного подвида 2g. В мифе может иметься нечто реальное; это нечто
может оказаться более или менее значительным. Случай, когда доля
того реального, что имеется в мифе, убывает и исчезает, попадает
в подвид 2b.
Bид B3. Основами нелогических действий являются аллегории. Такие дей-
ствия на самом деле являются логическими, но выглядят как нелогиче-
ские только потому, что аллегории понимаются буквально. К таким под-
менам можно добавить ту, при которой источник данной ошибки заклю-
чен в аллегориях языка. Макс Мюллер пишет: «У Гесиода имеется много
мифов…, в которых мы заменяем только полный глагол вспомогатель-
ным, чтобы сменить язык мифа на логический язык. Гесиод называет бо-
гиню Никта (nux— Ночь) матерью мойр (mor´ oV — судьбы), мрачного Кера
(khr — Уничтожение), Танатоса (qanatoV — Смерть), Гипноса (u‘’pnoV —
Сон) и рой сновидений (o‘’ n eiroi — Сновидение)… Если мы воспользуем-
ся современными выражениями: “Звезды становятся видны, когда при-
ближается ночь”, “мы спим”, “мы грезим”, “мы умрем”, “ночью
- Данте А. Божественная комедия / пер. М. Лозинского. М.: Наука, 1968. Ад.
Песнь пятая. С. 27, 29.
Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 63 мы подвержены страху…”, то мы переведем в современную форму мысль
и язык Гесиода»20.
В таком случае все мифы выглядят как шарады. Представляется неверо-
ятным, что эта настолько явно ошибочная теория смогла найти так много
сторонников. Ученики превзошли учителя; миф о солнце стал для них
удобным и универсальным объяснением в отношении всякой иной
легенды.
Класс С. В этом случае нелогические действия уже не интерпретируют,
как это делалось для превращения их в логические действия. Их элими-
нируют, не принимают во внимание, оставляют только логические дей-
ствия, благодаря чему также достигается желанная цель. Воззрения, от-
носящиеся к данному классу, широко распространились в наше время
и даже стали своего рода догматом веры для многих людей, которые по-
клоняются могущественной богине, именуемой ими Наукой. Немало гу-
манистов принадлежит к этой категории.
Другие люди рассуждают лучше, по крайней мере отчасти. После того как
они отмечают, что наука способствовала росту цивилизованности (это
действительно так), они идут далее и стремятся показать, что все, что
не является наукой, не может быть полезным, но это уже не отвечает
фактам. 20 Müller M. Essais sur la mythologie comparée. 2-e éd. P., 1873. P. 84–85. Греческие на-
именования приводятся автором в латинской транслитерации.
ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА
При обращении к социальным темам люди обычно используют слова
из обыденого языка, что отдаляет их от логико-экспериментальной об-
ласти. Что реально стоит за использованием этого языка? Мы должны
это рассмотреть, прежде чем идти дальше.
Заслуживают внимания и имеют большое значение для социологии
те феномены, что в повседневном языке именуются религией, моралью
и правом. Веками люди спорят по поводу таких феноменов и до сих пор
не смогли прийти к согласию даже относительно значения этих понятий.
Поскольку им дается масса определений, которые не согласуются друг
с другом, люди обозначают одним и тем же термином разные вещи, а это
кратчайший путь к взаимному непониманию. О чем свидетельствует этот
факт? Должны ли мы попытаться добавить новые определения ко мно-
гим, уже данным? Или лучше пойти иным путем, чтобы узнать о характе-
ре таких феноменов?
Остановимся немного и обсудим содержание понятия «религия». Все
рассуждения по поводу этого понятия будут относиться и к иным близ-
ким понятиям, таким, как мораль, право и т. д., о которых в дальнейшем
нам часто придется говорить. Априорное принятие существования рели-
гии, морали, права и т. д. приводит к поиску определений таких вещей;
и наоборот, всякий, кто подыскивает такое определение, признает суще-
ствование того, что он хочет определить. Весьма примечательно, что все
предпринимаемые до сих пор попытки найти такие определения были
тщетными.
Прежде чем продолжить, вспомним введенное в § 52 деление движе-
ний на реальные и виртуальные, чтобы отметить, что сейчас мы занима-
емся только первыми, а к рассмотрению вторых перейдем позже. Иными
словами, сейчас мы рассматриваем то, что существует, но не то, что
должно было бы существовать для достижения некоторой заданной цели.
Для начала отметим, что при употреблении таких слов, как религия, мо-
раль, право и т. п., нередко возникает путаница. При этом не только со-
вмещаются оба выше отделенных друг от друга исследования, но и когда
они выполняются отдельно, и когда объявляют, что заняты только пер-
вым из них, не дифференцируются, или дифференцируются плохо два
или, точнее, несколько аспектов.
Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 65
Действительно, отделять теорию от практики необходимо. В некоторый
период времени у определенного народа существуют теоретическая ре-
лигия, теоретическая мораль, теоретическое право (чтобы быть кратки-
ми, мы рассуждаем так, словно они выступают в единственном числе, хотя
они существуют во множестве, даже когда между ними имеется некоторое
подобие единства); у него имеются также практическая религия, практи-
ческая мораль, практическое право (чтобы быть точными, следовало
бы и здесь заменить единственное число множественным, которое оказы-
вается не столь уж малым) (см. § 177 и далее). Эти вещи неоспоримы,
но обычно проявляется тенденция занижать их значение.
Продолжая рассматривать религию (это также касается и морали, и пра-
ва), мы, следовательно, видим, что надо всегда иметь в виду наличие оп-
ределенной и вполне конкретной религии: для верующего — той, кото-
рую он называет истинной. По отношению к ней оказываются девиация-
ми отмеченные выше теоретические религии; практические религии
будут, в свою очередь, девиациями от этих теоретических религий. При-
веду близкий пример: имеется определенная геометрическая теорема;
она может быть доказана более или менее строго, и поэтому существуют
теоретические девиации; она может быть понята более или менее четко,
и поэтому имеются практические девиации; все это не нарушает, однако,
строгости положений, сформулированных в ней.
Если бы такое сравнение было абсолютно корректным, то смысл терми-
нов «религия», «мораль», «право» был бы как никогда определен и точен.
Они представляли бы собой тогда те типы, которые можно было бы выво-
дить также из существующих фактов, — в отличие от геометрической тео-
ремы, — свершившихся событий, устраняя из этих фактов побочное и со-
храняя главное; или, как хотят эволюционисты, стремясь установить,
к какому пределу ведут в перспективе такие факты.
К сожалению, это не так. Каждый твердо убежден в том, что его религия,
его мораль, его право — это и есть правильные типы, образцы;
но он не имеет возможности убедить в этом других экспериментальным
путем. Для этого недостает помощи опыта вообще, а также того особого
опыта, который включен в логические рассуждения. В споре двух хими-
ков существует только один судья — опыт. Есть ли судья в споре мусуль-
манина с христианином? Его нет, если не считать чувств (см. § 14).
В наше время у некоторых людей сложилось представление, что можно
обойти данное препятствие, отвергнув все сверхъестественное; они пола-
гают, что расхождения касаются только этого момента. Они, однако,
ошибаются, как ошибались различные христианские секты, когда
66 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ полагали, что расхождения между ними рождались только из различий
в толкованиях Священного Писания, которое обсуждению не подлежало.
С логико-экспериментальной точки зрения замена сверхъестественных
сущностей на метафизические принципы ничего не дает: как первые, так
и вторые могут выдвигаться и отвергаться, но нет того судьи, который
разрешил бы эти тяжбы (см. § 14).
Здесь ничего не дает и отсылка к публичному возмущению. Во времена,
когда лютеране вели диспуты с католиками, общее или почти общее воз-
мущение вызвали бы в Европе слова человека, который отважился
бы в логико-экспериментальном аспекте приравнять Священное Писа-
ние к «Теогонии» Гесиода. Ныне если не всеобщее недовольство, то
по крайней мере сильное возмущение со стороны многих людей вызовет
тот, кто посмеет поставить под сомнение догму, согласно которой у об-
щества имеется единственная цель — благо «наибольшего числа граж-
дан», и что прямая обязанность каждого человека — жертвовать собой ра-
ди «блага малых и убогих». Однако научные проблемы решаются на осно-
ве фактов, а не в связи с негодованием, охватывающим некоторых,
многих или даже всех.
Таким путем мы не сможем, следовательно, придать терминам вполне
определенный смысл. Тем не менее это первое, что надо сделать, если
мы стремимся конструктивно рассуждать о научных фактах, поскольку
если один и тот же термин понимается в различных смыслах, то любое
строгое рассуждение становится невозможным.
Кроме того, у такого способа рассуждений имеется серьезный изъян, со-
стоящий в перенесении на определения тех споров, которые следовало
бы вести только после того, как определены термины и четко обозначены
объекты, по поводу которых требуется вести дискуссию.
Если речь идет о стремлении определить «истинную», «образцовую» или
«предельную» религию, то ясно, что такое определение нельзя оставлять
на усмотрение оппонента. Оно включает в себя теорему, доказывающую,
что определение дано в соответствии с объектом, т. е. что оно отвечает
истине, образцу, идеалу. Физики не намерены спорить о том, правильно
ли названы X-лучи, химики не препираются