Компендиум по общей социологии
интерпретировать свое гостеприим-
ство либо как проявление почтения к Зевсу, либо как стремление избе-
жать кары, которой Зевс подвергает нарушителя предписания.
Подвид B1g. Рассмотренные добавления редко встречаются без мно-
гочисленных легенд и логических дедукций. Среди них имеются ми-
фологии и теологии, которые все дальше уводят нас от представления 17 Omero. Odissea. VI. 207–208. [Гомер. Илиада. Одиссея / пер. с др.-греч. Н. Гнеди-
ча, В. Журавского. М.: Эксмо, 2006. С. 269 (VI. 207–208).]
58 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ о нелогических действиях. Следует обратить внимание на то, что черес- чур пространные теологии усваиваются только узким кругом лиц; они выходят за границы простонародных интерпретаций, переходя в разряд интерпретаций образованных людей. К данному подвиду принадлежат интерпретации отцов христианской церкви, полагающих, что языческие боги — это демоны.
Подвид BId. Метафизической сущности придается статус реальности.
Теперь уже не бог или персонификация, но Истина, Добро, Красота,
Добродетель, Честь, Мораль, Естественное право, Человечество, Соли-
дарность, Прогресс или противоположные им абстракции предписыва-
ют или запрещают людям некоторые действия, которые таким путем ста-
новятся логическими следствиями таких абстракций. Позднее мы по-
дробно рассмотрим их особенности (см. § 584 и далее).
Те интерпретации BIb, согласно которым персонифицированное боже-
ство и природа могут наказывать, ибо они того желают, достаточно логи-
ческие; напротив, метафизические абстракции вводятся почти или вовсе
безо всякой логики. Если кто-то кому-то скажет: «Ты должен это сделать,
поскольку это будет во имя добра», и ему ответят: «Я не желаю совершить
доброе дело», то на это нечего будет возразить, поскольку господин Доб-
ро не мечет молнии, как Зевс.
Подвид BIe. Реальность понимается как соответствие принципов опреде-
ленным чувствам. Такой способ рассмотрения фактов используется ско-
рее имплицитно, чем эксплицитно. Так, для некоторых новых христиан
реальная сущность Христа заключается, по-видимому, в соответствии
их воззрений о Христе их определенным чувствам. Они выходят из пред-
метной области объективного знания, совершенно отбрасывают воззре-
ние о божественном характере Христа и, по-видимому, не слишком бес-
покоятся насчет его исторической реальности; они довольствуются ут-
верждением, что в роде человеческом он представляет собой самый
совершенный тип. Это означает, что их воззрения относительно Христа
смыкаются с выявлением самого совершенного типа человека в соответ-
ствии с их чувствами. Встав на этот путь, они оставляют в стороне всякую
теологию и любые религиозные культы; в конечном итоге утверждают,
что «религия — это и есть жизнь»18.
Таким образом, эти люди, казалось бы, приближаются к концепции нело-
гических действий, но все же их позиции отличаются от нее, поскольку они
исследуют уже не то, что есть, но то, что должно быть. Долженствование 18 Sabatier A. Les religions d’autrefois et la religion de l’esprit. P., 1904. P. 440–441.
Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 59 здесь не имеет подчиненного характера (см. § 111), приемлемого в неко-
торых случаях, оно принимает абсолютный характер и полностью выво-
дит за пределы экспериментальной области. Их теории, по существу,
преследуют только одну цель — придать логическую окраску нелогиче-
ским действиям.
Вид B2. Реальность не выступает как непосредственно данная. То есть
больше нет ни бога, ни персонификации, ни абстракций, на основе ко-
торых можно логически обосновать нелогические действия; предпола-
гается, что они возникают спонтанно, и ведутся удачные или неудачные
рассуждения относительно более или менее хорошо известных фактов.
Отличие от предыдущего вида <интерпретаций B1> радикальное, по-
скольку там речь шла о реальном присутствии неких сверхъестественных
существ (или сущностей) вне экспериментальной области. Здесь же ис-
ходят из того, что эти существа находятся в экспериментальной области,
только имеется сомнение, действительно ли они наблюдались и действи-
тельно ли на основе наблюдений были сделаны приемлемые выводы.
«Зевс присылает к нам нищих» — это интерпретация вида B1. Создается
представление о таком существе, как Зевс, считается, что он реален,
и из констатации его существования получают некоторые выводы. «Тот,
кто хорошо относится к нищим, будет счастлив» — это интерпретация
вида B2. Предполагается, что имелись наблюдения, свидетельствующие,
что тот, кто хорошо относился к нищим, был счастлив, и отсюда делается
заключение, что он, продолжая так поступать, будет оставаться счастли-
вым. При этом не создается никаких сверхъестественных существ, ис-
пользуются реальные факты, которые произвольно комбинируются.
Подвид B2a. Этот способ рассуждения имеет целью устранение содержа-
щейся в исходных положениях явной логико-экспериментальной ошиб-
ки. Имеются некоторые выводы, находящиеся в явном противоречии
с логико-экспериментальным знанием. Можно предположить, что это
произошло из-за того, что проведенные рассуждения не были логически-
ми, и тогда мы оказываемся в области нелогических действий. Можно
также считать, что рассуждения были логическими, но что, исходя из на-
чальных посылок, противоречащих логико-экспериментальному зна-
нию, мы пришли к выводам, в которых это противоречие также прояви-
лось, и в таком случае остаемся в области логических действий.
Подобные концепции в большей или в меньшей мере присутствуют поч-
ти во всех теориях о происхождении таких социальных явлений, как Ре-
лигия, Мораль и Право и т. д. Их авторы примирились с тем, что надо
60 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ признать существование нелогических действий, но стараются по мере
возможности относить их к прошлому.
В этих теориях кое-что может оказаться и верным, поскольку они выделя-
ют некоторые простые типы в сложных феноменах. Ошибка заключается
в желании вывести сложный феномен из простого, но еще хуже, если они
затем полагают, что такой вывод является логическим.
Отвлечемся на время от сложности социальных феноменов и предполо-
жим, что действительно в результате некоторой причины A происходят
некоторые наблюдаемые в данный момент феномены P. Если бы разви-
тие совершалось по непрерывной линии A, B, C, D, P, то можно было бы,
хотя бы в некоторой мере, отвлечься от рассмотрения какого-нибудь
промежуточного феномена B, C… как одного из источников или одной
из причин феномена P.
К сожалению, гипотеза о развитии по непре-
рывной линии совершенно не отвечает фактам
в отношении социальных, а также многих био-
логических явлений. То, как они развиваются,
напоминает скорее линию со множеством вет-
вей (вроде той, которая изображена на рис. 8),
если мы опять же пренебрегаем всей сложно-
стью этих явлений, поскольку едва ли возмож- Рис. 7
но отделить одно социальное явление P от ос-
тальных (см. § 196).
Факты B, C, D… не лежат, как было обозна-
чено на рис. 7, на прямой и непрерывной ли-
нии, но располагаются в узловых точках
и на краях ветвей. Уже нельзя, даже в форме ги-
потезы, грубо аппроксимирующей факты, до-
пустить, что, к примеру, факт C или E, или же Рис. 8
иной какой-нибудь наблюдавшийся в прошлом
факт подобного рода явился источником, причиной факта P, который
мы наблюдаем в настоящее время.
Приведем конкретный факт. Соломон Рейнах указывает на табу как
на источник религии. Пожалуй, здесь он имеет в виду случай, представ-
ленный на рис. 7: тогда B — означало бы табу, а P — религию в настоящее
время. Но даже если мы допустим, что религиозный феномен можно от-
делить от остальных феноменов, то мы получим случай, представленный
на рис. 8, где табу B находится на краю одной из ветвей. Табу B нельзя ис-
ключить из числа источников религии, но оно может рассматриваться
Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 61 как простой тип тех феноменов, к которым принадлежат различные ре- лигии C, Q, P как более сложные типы. Поскольку это так, в теории Рей- наха имеется своя доля правды: в ней присутствует очень важная часть, которая проливает свет на компоненту нелогических действий в религи- озных феноменах.
Следует отметить, что исследования о происхождении (об истоках) соци-
альных явлений часто проводятся так же как и в античной этимологии19,
т. е. предполагаются, измышляются промежуточные состояния C, D…
(рис. 7) на пути от B к P. При этом часто и охотно изучается то, как факты
должны были бы следовать, причем в гораздо большей мере, чем вопрос
о том, как они следовали в действительности. Такие исследования в этом
случае лежат за пределами экспериментальной реальности, но они все
же не были напрасными, поскольку помогали пробивать брешь в этиче-
ских и априорных теориях, которые объясняли P при помощи вообра-
жаемых принципов. Теперь, когда эта работа выполнена, пора дать доро-
гу чисто экспериментальным теориям.
Подвид B2b. Отставим тему происхождения и развития и предположим,
что любой миф — это искаженный образ чего-то реального. К этому виду
относятся интерпретации, известные под именем эвгемеризма*, которые
мы рассмотрим в дальнейшем (см. § 288 и далее). Действительно, имели
место случаи обожествления людей. Ошибка состоит, во-первых, в том,
что единичные факты преподносятся в качестве всеобщих фактов, во-
вторых, в ошибочном отождествлении точки B на рис. 7 с точкой B
на рис. 8, т. е. в предположении, что факт, который предшествует во вре-
мени другому факту, непременно является его причиной. Интерпрета-
ции Палефата, которые мы еще обсудим (см. § 283), также относятся
к данному подвиду.
Обычно подобные интерпретации крайне простые. Их получают, произ-
вольно внося в миф столько изменений, сколько необходимо, чтобы по-
лучить реальный образ. К примеру, у Ариосто в его «Неистовом Роланде»
фигурирует Астольфо на иппогрифе; эта крылатая лошадь может превра-
титься в реальную при интерпретации истории в том смысле, что ип-
погриф был невероятно быстроногой лошадью и потому распространи-
лась молва, что у нее есть крылья. Данте видит Франческу и ее деверя, 19 Brachet A. Grammaire historique de la langue française. P., 1867. P. 293–294.
- Доктрина, объясняющая происхождение религии от посмертного или прижиз-
ненного обожествления знаменитых людей, выдающихся полководцев и прави-
телей. Была названа по имени др.-греч. философа Эвгемера из Мессены.
62 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ которых «адский ветер… вместе вьет и… мучит, крутя и истязая»*; это мо-
жет быть интерпретировано как образ той любовной страсти, которая,
подобно жестокому вихрю, терзала любовников. Если идти таким путем,
то никогда не возникнет трудностей (см. § 283).
К этому подвиду могут быть отнесены теории, в соответствии с которыми
совершаемые в данном обществе нелогические действия воспринимают-
ся как имитации иных действий. На самом деле не все нелогические дей-
ствия элиминируются; лишь занижается их количество путем сведения
многих из них к имитациям какого-то одного нелогического действия.
Примеры такого рода интерпретаций будут приведены и рассмотрены
в § 307 и далее.
Подвид B2g. В данном случае мы немного приближаемся к реальности.
В отношении каждого мифа предполагается, что легенда имеет реальное
историческое ядро, скрытое под наростом фантастических добавок; не-
обходимо их удалить и отыскать под ними такое ядро. Многие работы
были выполнены именно с этой целью. До сравнительно недавнего вре-
мени все легенды, дошедшие до нас от греко-латинской античности,
трактовались таким образом. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые
из этих интерпретаций (см. гл. 5).
Предыдущий подвид 2b часто оказывается предельным случаем
данного подвида 2g. В мифе может иметься нечто реальное; это нечто
может оказаться более или менее значительным. Случай, когда доля
того реального, что имеется в мифе, убывает и исчезает, попадает
в подвид 2b.
Bид B3. Основами нелогических действий являются аллегории. Такие дей-
ствия на самом деле являются логическими, но выглядят как нелогиче-
ские только потому, что аллегории понимаются буквально. К таким под-
менам можно добавить ту, при которой источник данной ошибки заклю-
чен в аллегориях языка. Макс Мюллер пишет: «У Гесиода имеется много
мифов…, в которых мы заменяем только полный глагол вспомогатель-
ным, чтобы сменить язык мифа на логический язык. Гесиод называет бо-
гиню Никта (nux— Ночь)