Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
экспериментальным теориям.
  • Подвид B2b. Отставим тему происхождения и развития и предположим,
    что любой миф — это искаженный образ чего-то реального. К этому виду
    относятся интерпретации, известные под именем эвгемеризма*, которые
    мы рассмотрим в дальнейшем (см. § 288 и далее). Действительно, имели
    место случаи обожествления людей. Ошибка состоит, во-первых, в том,
    что единичные факты преподносятся в качестве всеобщих фактов, во-
    вторых, в ошибочном отождествлении точки B на рис. 7 с точкой B
    на рис. 8, т. е. в предположении, что факт, который предшествует во вре-
    мени другому факту, непременно является его причиной. Интерпрета-
    ции Палефата, которые мы еще обсудим (см. § 283), также относятся
    к данному подвиду.
  • Обычно подобные интерпретации крайне простые. Их получают, произ-
    вольно внося в миф столько изменений, сколько необходимо, чтобы по-
    лучить реальный образ. К примеру, у Ариосто в его «Неистовом Роланде»
    фигурирует Астольфо на иппогрифе; эта крылатая лошадь может превра-
    титься в реальную при интерпретации истории в том смысле, что ип-
    погриф был невероятно быстроногой лошадью и потому распространи-
    лась молва, что у нее есть крылья. Данте видит Франческу и ее деверя, 19 Brachet A. Grammaire historique de la langue française. P., 1867. P. 293–294.
    • Доктрина, объясняющая происхождение религии от посмертного или прижиз-
      ненного обожествления знаменитых людей, выдающихся полководцев и прави-
      телей. Была названа по имени др.-греч. философа Эвгемера из Мессены.
      62 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ которых «адский ветер… вместе вьет и… мучит, крутя и истязая»*; это мо-
      жет быть интерпретировано как образ той любовной страсти, которая,
      подобно жестокому вихрю, терзала любовников. Если идти таким путем,
      то никогда не возникнет трудностей (см. § 283).
  • К этому подвиду могут быть отнесены теории, в соответствии с которыми
    совершаемые в данном обществе нелогические действия воспринимают-
    ся как имитации иных действий. На самом деле не все нелогические дей-
    ствия элиминируются; лишь занижается их количество путем сведения
    многих из них к имитациям какого-то одного нелогического действия.
    Примеры такого рода интерпретаций будут приведены и рассмотрены
    в § 307 и далее.
  • Подвид B2g. В данном случае мы немного приближаемся к реальности.
    В отношении каждого мифа предполагается, что легенда имеет реальное
    историческое ядро, скрытое под наростом фантастических добавок; не-
    обходимо их удалить и отыскать под ними такое ядро. Многие работы
    были выполнены именно с этой целью. До сравнительно недавнего вре-
    мени все легенды, дошедшие до нас от греко-латинской античности,
    трактовались таким образом. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые
    из этих интерпретаций (см. гл. 5).
    Предыдущий подвид 2b часто оказывается предельным случаем
    данного подвида 2g. В мифе может иметься нечто реальное; это нечто
    может оказаться более или менее значительным. Случай, когда доля
    того реального, что имеется в мифе, убывает и исчезает, попадает
    в подвид 2b.
  • Bид B3. Основами нелогических действий являются аллегории. Такие дей-
    ствия на самом деле являются логическими, но выглядят как нелогиче-
    ские только потому, что аллегории понимаются буквально. К таким под-
    менам можно добавить ту, при которой источник данной ошибки заклю-
    чен в аллегориях языка. Макс Мюллер пишет: «У Гесиода имеется много
    мифов…, в которых мы заменяем только полный глагол вспомогатель-
    ным, чтобы сменить язык мифа на логический язык. Гесиод называет бо-
    гиню Никта (nux— Ночь) матерью мойр (mor´ oV — судьбы), мрачного Кера
    (khr — Уничтожение), Танатоса (qanatoV — Смерть), Гипноса (u‘’pnoV —
    Сон) и рой сновидений (o‘’ n eiroi — Сновидение)… Если мы воспользуем-
    ся современными выражениями: “Звезды становятся видны, когда при-
    ближается ночь”, “мы спим”, “мы грезим”, “мы умрем”, “ночью
    • Данте А. Божественная комедия / пер. М. Лозинского. М.: Наука, 1968. Ад.
      Песнь пятая. С. 27, 29.
      Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 63 мы подвержены страху…”, то мы переведем в современную форму мысль
      и язык Гесиода»20.
  • В таком случае все мифы выглядят как шарады. Представляется неверо-
    ятным, что эта настолько явно ошибочная теория смогла найти так много
    сторонников. Ученики превзошли учителя; миф о солнце стал для них
    удобным и универсальным объяснением в отношении всякой иной
    легенды.
  • Класс С. В этом случае нелогические действия уже не интерпретируют,
    как это делалось для превращения их в логические действия. Их элими-
    нируют, не принимают во внимание, оставляют только логические дей-
    ствия, благодаря чему также достигается желанная цель. Воззрения, от-
    носящиеся к данному классу, широко распространились в наше время
    и даже стали своего рода догматом веры для многих людей, которые по-
    клоняются могущественной богине, именуемой ими Наукой. Немало гу-
    манистов принадлежит к этой категории.
  • Другие люди рассуждают лучше, по крайней мере отчасти. После того как
    они отмечают, что наука способствовала росту цивилизованности (это
    действительно так), они идут далее и стремятся показать, что все, что
    не является наукой, не может быть полезным, но это уже не отвечает
    фактам. 20 Müller M. Essais sur la mythologie comparée. 2-e éd. P., 1873. P. 84–85. Греческие на-
    именования приводятся автором в латинской транслитерации.
    ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА
  • При обращении к социальным темам люди обычно используют слова
    из обыденого языка, что отдаляет их от логико-экспериментальной об-
    ласти. Что реально стоит за использованием этого языка? Мы должны
    это рассмотреть, прежде чем идти дальше.
    Заслуживают внимания и имеют большое значение для социологии
    те феномены, что в повседневном языке именуются религией, моралью
    и правом. Веками люди спорят по поводу таких феноменов и до сих пор
    не смогли прийти к согласию даже относительно значения этих понятий.
    Поскольку им дается масса определений, которые не согласуются друг
    с другом, люди обозначают одним и тем же термином разные вещи, а это
    кратчайший путь к взаимному непониманию. О чем свидетельствует этот
    факт? Должны ли мы попытаться добавить новые определения ко мно-
    гим, уже данным? Или лучше пойти иным путем, чтобы узнать о характе-
    ре таких феноменов?
  • Остановимся немного и обсудим содержание понятия «религия». Все
    рассуждения по поводу этого понятия будут относиться и к иным близ-
    ким понятиям, таким, как мораль, право и т. д., о которых в дальнейшем
    нам часто придется говорить. Априорное принятие существования рели-
    гии, морали, права и т. д. приводит к поиску определений таких вещей;
    и наоборот, всякий, кто подыскивает такое определение, признает суще-
    ствование того, что он хочет определить. Весьма примечательно, что все
    предпринимаемые до сих пор попытки найти такие определения были
    тщетными.
    Прежде чем продолжить, вспомним введенное в § 52 деление движе-
    ний на реальные и виртуальные, чтобы отметить, что сейчас мы занима-
    емся только первыми, а к рассмотрению вторых перейдем позже. Иными
    словами, сейчас мы рассматриваем то, что существует, но не то, что
    должно было бы существовать для достижения некоторой заданной цели.
  • Для начала отметим, что при употреблении таких слов, как религия, мо-
    раль, право и т. п., нередко возникает путаница. При этом не только со-
    вмещаются оба выше отделенных друг от друга исследования, но и когда
    они выполняются отдельно, и когда объявляют, что заняты только пер-
    вым из них, не дифференцируются, или дифференцируются плохо два
    или, точнее, несколько аспектов.
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 65
  • Действительно, отделять теорию от практики необходимо. В некоторый
    период времени у определенного народа существуют теоретическая ре-
    лигия, теоретическая мораль, теоретическое право (чтобы быть кратки-
    ми, мы рассуждаем так, словно они выступают в единственном числе, хотя
    они существуют во множестве, даже когда между ними имеется некоторое
    подобие единства); у него имеются также практическая религия, практи-
    ческая мораль, практическое право (чтобы быть точными, следовало
    бы и здесь заменить единственное число множественным, которое оказы-
    вается не столь уж малым) (см. § 177 и далее). Эти вещи неоспоримы,
    но обычно проявляется тенденция занижать их значение.
  • Продолжая рассматривать религию (это также касается и морали, и пра-
    ва), мы, следовательно, видим, что надо всегда иметь в виду наличие оп-
    ределенной и вполне конкретной религии: для верующего — той, кото-
    рую он называет истинной. По отношению к ней оказываются девиация-
    ми отмеченные выше теоретические религии; практические религии
    будут, в свою очередь, девиациями от этих теоретических религий. При-
    веду близкий пример: имеется определенная геометрическая теорема;
    она может быть доказана более или менее строго, и поэтому существуют
    теоретические девиации; она может быть понята более или менее четко,
    и поэтому имеются практические девиации; все это не нарушает, однако,
    строгости положений, сформулированных в ней.
  • Если бы такое сравнение было абсолютно корректным, то смысл терми-
    нов «религия», «мораль», «право» был бы как никогда определен и точен.
    Они представляли бы собой тогда те типы, которые можно было бы выво-
    дить также из существующих фактов, — в отличие от геометрической тео-
    ремы, — свершившихся событий, устраняя из этих фактов побочное и со-
    храняя главное; или, как хотят эволюционисты, стремясь установить,
    к какому пределу ведут в перспективе такие факты.
  • К сожалению, это не так. Каждый твердо убежден в том, что его религия,
    его мораль, его право — это и есть правильные типы, образцы;
    но он не имеет возможности убедить в этом других экспериментальным
    путем. Для этого недостает помощи опыта вообще, а также того особого
    опыта, который включен в логические рассуждения. В споре двух хими-
    ков существует только один судья — опыт. Есть ли судья в споре мусуль-
    манина с христианином? Его нет, если не считать чувств (см. § 14).
  • В наше время у некоторых людей сложилось представление, что можно
    обойти данное препятствие, отвергнув все сверхъестественное; они пола-
    гают, что расхождения касаются только этого момента. Они, однако,
    ошибаются, как ошибались различные христианские секты, когда
    66 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ полагали, что расхождения между ними рождались только из различий
    в толкованиях Священного Писания, которое обсуждению не подлежало.
  • С логико-экспериментальной точки зрения замена сверхъестественных
    сущностей на метафизические принципы ничего не дает: как первые, так
    и вторые могут выдвигаться и отвергаться, но нет того судьи, который
    разрешил бы эти тяжбы (см. § 14).
  • Здесь ничего не дает и отсылка к публичному возмущению. Во времена,
    когда лютеране вели диспуты с католиками, общее или почти общее воз-
    мущение вызвали бы в Европе слова человека, который отважился
    бы в логико-экспериментальном аспекте приравнять Священное Писа-
    ние к «Теогонии» Гесиода. Ныне если не всеобщее недовольство, то
    по крайней мере сильное возмущение со стороны многих людей вызовет
    тот, кто посмеет поставить под сомнение догму, согласно которой у об-
    щества имеется единственная цель — благо «наибольшего числа граж-
    дан», и что прямая обязанность каждого человека — жертвовать собой ра-
    ди «блага малых и убогих». Однако научные проблемы решаются на осно-
    ве фактов, а не в связи с негодованием, охватывающим некоторых,
    многих или даже всех.
  • Таким путем мы не сможем, следовательно, придать терминам вполне
    определенный смысл. Тем не менее это первое, что надо сделать, если
    мы стремимся конструктивно рассуждать о научных фактах, поскольку
    если один и тот же термин понимается в различных смыслах, то любое
    строгое рассуждение становится невозможным.
  • Кроме того, у такого способа рассуждений имеется серьезный изъян, со-
    стоящий в перенесении на определения тех споров, которые следовало
    бы вести только после того, как определены термины и четко обозначены
    объекты, по поводу которых требуется вести дискуссию.
  • Если речь идет о стремлении определить «истинную», «образцовую» или
    «предельную» религию, то ясно, что такое определение нельзя оставлять
    на усмотрение оппонента. Оно включает в себя теорему, доказывающую,
    что определение дано в соответствии с объектом, т. е. что оно отвечает
    истине, образцу, идеалу. Физики не намерены спорить о том, правильно
    ли названы X-лучи, химики не препираются
  • Скачать:TXTPDF

    экспериментальным теориям. Подвид B2b. Отставим тему происхождения и развития и предположим,что любой миф — это искаженный образ чего-то реального. К этому видуотносятся интерпретации, известные под именем эвгемеризма*, которыемы рассмотрим в