Компендиум по общей социологии
они так-
же не подпадают и под определение религии a.
Мы приходим к выводу, что слова и выражения обыденного языка чаще
всего не поддаются строгой классификации. Химия, физика, механика
и другие близкие к ним науки строились не путем изучения выражений
обыденного языка и их классификации, но благодаря изучению и клас-
сификации фактов. Мы постараемся сделать то же самое в социологии.
Между тем, пользуясь индуктивным методом, мы обнаруживаем, что
и Рейнах и Лагранж, не замечая того сами, стремятся посредством своих
определений классифицировать разные факты: первый — некоторые ду-
шевные состояния; второй — объяснения, которые даются в связи с ни-
ми. Но, быть может, эти два рода фактов нам и надлежит выделить, клас-
сифицировать и изучить? Позднее мы увидим, что здесь проявляется
принципиальное отличие, а не просто различие форм обыденного языка.
Пока же мы продолжаем начатое исследование.
Кто попытается определить мораль и право, встретит не меньшие труд-
ности, чем тот, кто хочет определить религию. Пока еще не найден даже
способ, позволяющий отделить право от морали. В крайнем случае, име-
ется грубое эмпирическое определение. Нам говорят, что право состоит
из норм, которое санкционируются общественным авторитетом, тогда
как мораль состоит из норм, продиктованных только совестью. Такое оп-
ределение замечательно подходит для практических целей адвоката и су-
дьи, но не имеет ни малейшей научной значимости, поскольку в нем ис-
пользуется критерий, объединяющий случайные и изменчивые элемен-
ты, что напоминает подход, при котором птицы классифицировались
бы в соответствии с цветом их оперенья. Акт переходит из области права
в область морали и обратно по желанию или капризу законодателей. Сле-
довательно, эта классификация может знакомить с их стремлениями
и капризами, а не раскрывать внутренние особенности этих действий, 28 Annales du Musée Guimet. Notes abrégées sur les réponses faites dans le Hioun-
Kakou… par M. M. Simatchi, Atsoumi et Akamatsou aux questions de M. Émile
Guimet. T. 1. P., 1880. P. 337–344.
Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 73 в чем состояла бы наша цель. Кроме того, отметим, что такая классифи-
кация становится бесполезной, когда официальные власти не вмешива-
ются в установление или поддержание частного права, что имело место
в прошлые эпохи. В современных цивилизованных странах есть кодек-
сы — своды писаных законов, и, следовательно, нетрудно узнать, регули-
руется ли законами то или иное действие. Приведенное выше определе-
ние оказывается, следовательно, экспериментальным, ясным и точным,
но это мало что дает, поскольку не позволяет классифицировать рассмат-
риваемые вещи.
Если же, напротив, люди стремятся рассматривать эти явления более
глубоко, они говорят об изучении их сущности. При этом исследователи
понемногу оставляют экспериментальную область, чтобы блуждать в об-
лаках метафизики, и впадают в другую крайность, когда исчезает всякая
объективная реальность.
Другой хороший пример рассуждений, лишенных строгости, — теории
естественного права и прав народов. Многие мыслители испытывали
чувство, более или менее выраженное ими посредством этих терминов;
они использовались, чтобы связать это чувство с практическими целями,
которых хотели добиться. Обычно в этом немалую пользу оказывало при-
менение неопределенных, отвлеченных слов, которые соответствуют
не вещам, а только чувствам. Теперь мы проанализируем такие рассужде-
ния с точки зрения их возможного соответствия эмпирической реально-
сти, но не следует переносить на иные области выводы, которые мы при
этом получим, поскольку данный аспект не связан с другими, такими,
как социальная полезность (см. § 23). Естественное право является
именно тем самым правом, которое выглядит наилучшим в глазах тех,
кто используют данный термин, но они не могут об этом сказать открыто
и прибегают к ухищрениям, добавляя некоторые рассуждения.
Возражения, которые могут быть высказаны в адрес тех, кто стремятся
просвещать людей о естественном праве, отвергаются следующим
образом:
— Почему я должен следовать Вашему мнению?
— Потому, что оно соответствует разуму.
— Но ведь и я рассуждаю разумно, однако думаю иначе, чем Вы.
— Да, но мои суждения «истинно разумные».
— Как быть, если вас, знающих это, окажется мало?
— Нас немало, и наше мнение встречает «общий консенсус».
— Однако имеются также те, кто думают иначе.
— Мы скажем, что это консенсус людей рассудительных и умных.
74 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ — Допустим, что это так. Итак, это вы, умные и рассудительные, изо- брели естественное право? — Нет. На самом деле оно было подсказано нам Природой, Богом.
Защитники естественного права оперируют в основном такими понятия-
ми, как Истинный разум и Природа, включая добавки к ней — разумную
природу, естественное состояние, согласие с природой, социальностью
и т. д., а также консенсус всех или какой-то части людей и Божью волю.
Прежде всего рассматриваются два вопроса: кто создал естественное пра-
во? как оно нам открывается? Бог может быть творцом его, либо непо-
средственно, либо опосредованно, через Истинный разум, Природу или
ее поверенных. Природа также может быть его источником (непосредст-
венно, но чаще опосредованно): или запечатлеваясь в человеческом со-
знании в виде идеи естественного права, т. е. закона, который вдруг рас-
крывается Истинным разумом; или же появляясь из эмпирических на-
блюдений всех или только лучших людей. Можно также спекулировать
на представлении о том, чем был бы человек в «естественном состоянии»,
которое никто никогда не видел, но которое господам метафизикам из-
вестно настолько хорошо, что они выводят из него знание того, что мы,
если бы увидели своими глазами, могли бы познать непосредственно.
Наконец, Истинный разум способен сам собой пробудить в людях уваже-
ние и почтение к естественному праву.
Уважение к естественному праву может исходить от божественного от-
кровения, передаваемого через инспирированные им письмена, но такой
случай редок. Или оно может утвердиться через непосредственное, осно-
ванное на наблюдении знание о наличии консенсуса среди всех или ка-
кой-то части людей, что, однако, не реализуемо и почти не практикует-
ся. Обычно миссия раскрытия нам естественного права возлагается
на Истинный разум, который может возникать сам по себе, исходить
от Природы, от Бога, следовать из всеобщего или более ограниченного
консенсуса.
В сущности, чаще всего утверждают, что идея естественного закона зало-
жена в сознании человека; нередко к этому добавляют указание на исто-
ки этой идеи и в качестве подтверждения дают ссылку на всеобщий кон-
сенсус или консенсус лучших людей. Обычно почти все упомянутые
средства бывают задействованы одновременно, поскольку так удается
повлиять на наибольшую совокупность чувств. По той же причине раз-
ного рода божественные откровения только объявляются согласующи-
мися с идеей.
Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 75
Субъективное рассуждение, выраженное в соответствии с чувствами, вы-
глядит следующим образом. Интуитивно угадывается, что законы не яв-
ляются ни совершенно произвольными, ни полностью логическими, что
в них присутствует некий субстрат, имеющий собственное существова-
ние. Такое предположение отвечает фактам. Его следовало бы выразить,
сказав о том, что имеются некоторые истоки нелогических действий,
из которых люди выводят свои законы. Такие истоки (или residui — остат-
ки, см. гл. 6) соотносятся с условиями, в которых люди живут, и измене-
няются вместе с ними.
Но в этой форме рассуждения, которая подчеркивает относительный, субъ-
ективный, нелогический характер этих истоков, содержится аргумент,
неприемлемый для метафизиков, теологов, а также многих других исследо-
вателей социальных фактов. Они заняты поисками чего-то абсолютного,
объективного, логического и находят это при использовании отвлеченных
и нестрогих понятий и благодаря присутствию ошибок в рассуждениях (см.:
derivazioni — деривации, гл. 7). В нашем случае они обнаруживают это в кон-
сенсусе многих, а то и всех людей, в соответствии Природе, в Божьей воле,
в вещах, более или менее замечательных с их точки зрения, которые гармо-
нируют со столь же замечательной вещью, каковой является естественное
право. Логика должна обеспечивать связь, чтобы объединить одно с другим
(см. § 197). В их теориях все время прослеживается идея противопоставле-
ния чего-то стабильного и хорошего (естественное право) чему-то другому,
переменчивому и посредственному (позитивное право), и от такого проти-
вопоставления, в основном, и берет начало их убежденность, так же как
и убежденность тех, кто их слушают (см. § 198).
В зависимости от предпочтений автора на первое место выходит тот или
иной материал. Ясно, что христиане не могут обойтись без Бога, но при-
мечательно, что они ожидают с его стороны не столько непосредственно-
го, сколько опосредованного участия. Это, возможно, оттого, что в них
метафизик берет верх над христианином. Чистые метафизики довольст-
вовались бы только Истинным разумом.
До сих пор мы рассуждали о религии и о праве в единственном числе, но,
как отмечалось (см. § 142), такая единичность не может быть принята.
Существуют не только различные религии, разные моральные принци-
пы, правовые нормы и т. д., но даже в случае, если могут рассматривать-
ся определенные типы этих образований, следует обращать внимание
на девиации от них, встречающиеся практически во всех конкретных
феноменах.
Вообразим, хотя это, в общем-то, неверно, что существует, по край-
ней мере в ограниченной группе людей, некоторый теоретический тип,
76 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на основании которого верования и практическое поведение могут рас-
сматриваться как девиации. Например, там где имеется гражданский ко-
декс, можно предположить (хотя это и не совсем верно), что судебные ре-
шения как продиктованные правоведением, которое развивалось вместе
с кодексом (а порой в противоречии ему), так и сформулированные в ре-
зультате ошибки или невежества части судей или других причин, являют-
ся простыми девиациями от норм кодекса.
Предположим, имеется некоторая католическая общность. Мы можем
наблюдать три типа девиаций.
1. Верующий совершенно искренен в вере, но грешит из-за слабости
плоти; он раскаивается и ненавидит грех. Здесь мы имеем полное
расхождение между «теорией» и «практикой». Данная ситуация
выражена в известном изречении Овидия: «video meliora, pro-
boque; Deteriora sequor»*. Практика не предусматривает перехода
в теорию. Всем духовникам известно, что в этом отношении име-
ются значительные отличия между людьми: одни люди редко, дру-
гие часто впадают в один и тот же грех. Очевидно, что две общности,
исповедующие одну общую (теоретически, т. е. в идеале) веру,
на практике могут отличаться по количеству людей, относящихся
к первой и ко второй разновидности.
2. Верующий слаб в вере, немного нарушает предписания своей ре-
лигии и почти или вовсе не испытывает от этого раскаянья. Здесь
в зародыше содержится и теоретическое расхождение. Одни ве-
рующие проявляют к этому только безразличие, и для них теоре-
тическая девиация минимальна; другие полагают, что когда-ни-
будь и чем-нибудь компенсируют свои проступки и прегреше-
ния; третьи даже не рассматривают эти расхождения как
нарушения, спорят, изощряются в софистике, прибегают к ка-
зуистике. Итак, теоретические девиации вырастают, подобно па-
разитическим растениям, на ортодоксальной вере. Таким обра-
зом, практическим девиациям сопутствуют теоретические девиа-
ции, которые, однако, еще не переходят в схизму.
3. Теоретические расхождения нарастают. Рождается схизма,
ересь, происходит частичное, а то и полное отвержение типовой
теории. При таких масштабах девиация часто перестает быть де-
виацией, чтобы стать новым типом теории. Обычно переход
от одного из таких видов девиаций к другому совершается неза-
метно и постепенно.
- Доброе вижу и сочувствую ему, но влекусь к иному (лат.). [Овидий Публий Назон.
Превращения. СПб., 1885. С. 152 (VII. 20–21).]
Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 77
В исследованиях, относящихся к социологии, невнимание к девиациям
по отношению к типовой теории оказывается источником серьезных
ошибок. Совершенно ошибочным было бы пытаться оценивать воздей-
ствие конкретной религии исходя из ее теологии. Тот, кто рассуждал бы,
к примеру, так: «Христианская религия предписывает прощать нанесен-
ные оскорбления и обиды; следовательно, люди Средневековья, которые
были ревностными христианами, прощали обиды», оказался бы очень
далек от истины.