Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
они так-
же не подпадают и под определение религии a.
  • Мы приходим к выводу, что слова и выражения обыденного языка чаще
    всего не поддаются строгой классификации. Химия, физика, механика
    и другие близкие к ним науки строились не путем изучения выражений
    обыденного языка и их классификации, но благодаря изучению и клас-
    сификации фактов. Мы постараемся сделать то же самое в социологии.
  • Между тем, пользуясь индуктивным методом, мы обнаруживаем, что
    и Рейнах и Лагранж, не замечая того сами, стремятся посредством своих
    определений классифицировать разные факты: первый — некоторые ду-
    шевные состояния; второй — объяснения, которые даются в связи с ни-
    ми. Но, быть может, эти два рода фактов нам и надлежит выделить, клас-
    сифицировать и изучить? Позднее мы увидим, что здесь проявляется
    принципиальное отличие, а не просто различие форм обыденного языка.
    Пока же мы продолжаем начатое исследование.
  • Кто попытается определить мораль и право, встретит не меньшие труд-
    ности, чем тот, кто хочет определить религию. Пока еще не найден даже
    способ, позволяющий отделить право от морали. В крайнем случае, име-
    ется грубое эмпирическое определение. Нам говорят, что право состоит
    из норм, которое санкционируются общественным авторитетом, тогда
    как мораль состоит из норм, продиктованных только совестью. Такое оп-
    ределение замечательно подходит для практических целей адвоката и су-
    дьи, но не имеет ни малейшей научной значимости, поскольку в нем ис-
    пользуется критерий, объединяющий случайные и изменчивые элемен-
    ты, что напоминает подход, при котором птицы классифицировались
    бы в соответствии с цветом их оперенья. Акт переходит из области права
    в область морали и обратно по желанию или капризу законодателей. Сле-
    довательно, эта классификация может знакомить с их стремлениями
    и капризами, а не раскрывать внутренние особенности этих действий, 28 Annales du Musée Guimet. Notes abrégées sur les réponses faites dans le Hioun-
    Kakou… par M. M. Simatchi, Atsoumi et Akamatsou aux questions de M. Émile
    Guimet. T. 1. P., 1880. P. 337–344.
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 73 в чем состояла бы наша цель. Кроме того, отметим, что такая классифи-
    кация становится бесполезной, когда официальные власти не вмешива-
    ются в установление или поддержание частного права, что имело место
    в прошлые эпохи. В современных цивилизованных странах есть кодек-
    сы — своды писаных законов, и, следовательно, нетрудно узнать, регули-
    руется ли законами то или иное действие. Приведенное выше определе-
    ние оказывается, следовательно, экспериментальным, ясным и точным,
    но это мало что дает, поскольку не позволяет классифицировать рассмат-
    риваемые вещи.
  • Если же, напротив, люди стремятся рассматривать эти явления более
    глубоко, они говорят об изучении их сущности. При этом исследователи
    понемногу оставляют экспериментальную область, чтобы блуждать в об-
    лаках метафизики, и впадают в другую крайность, когда исчезает всякая
    объективная реальность.
  • Другой хороший пример рассуждений, лишенных строгости, — теории
    естественного права и прав народов. Многие мыслители испытывали
    чувство, более или менее выраженное ими посредством этих терминов;
    они использовались, чтобы связать это чувство с практическими целями,
    которых хотели добиться. Обычно в этом немалую пользу оказывало при-
    менение неопределенных, отвлеченных слов, которые соответствуют
    не вещам, а только чувствам. Теперь мы проанализируем такие рассужде-
    ния с точки зрения их возможного соответствия эмпирической реально-
    сти, но не следует переносить на иные области выводы, которые мы при
    этом получим, поскольку данный аспект не связан с другими, такими,
    как социальная полезность (см. § 23). Естественное право является
    именно тем самым правом, которое выглядит наилучшим в глазах тех,
    кто используют данный термин, но они не могут об этом сказать открыто
    и прибегают к ухищрениям, добавляя некоторые рассуждения.
  • Возражения, которые могут быть высказаны в адрес тех, кто стремятся
    просвещать людей о естественном праве, отвергаются следующим
    образом:
    — Почему я должен следовать Вашему мнению?
    — Потому, что оно соответствует разуму.
    — Но ведь и я рассуждаю разумно, однако думаю иначе, чем Вы.
    — Да, но мои суждения «истинно разумные».
    — Как быть, если вас, знающих это, окажется мало?
    — Нас немало, и наше мнение встречает «общий консенсус».
    — Однако имеются также те, кто думают иначе.
    — Мы скажем, что это консенсус людей рассудительных и умных.
    74 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ — Допустим, что это так. Итак, это вы, умные и рассудительные, изо- брели естественное право? — Нет. На самом деле оно было подсказано нам Природой, Богом.
  • Защитники естественного права оперируют в основном такими понятия-
    ми, как Истинный разум и Природа, включая добавки к ней — разумную
    природу, естественное состояние, согласие с природой, социальностью
    и т. д., а также консенсус всех или какой-то части людей и Божью волю.
  • Прежде всего рассматриваются два вопроса: кто создал естественное пра-
    во? как оно нам открывается? Бог может быть творцом его, либо непо-
    средственно, либо опосредованно, через Истинный разум, Природу или
    ее поверенных. Природа также может быть его источником (непосредст-
    венно, но чаще опосредованно): или запечатлеваясь в человеческом со-
    знании в виде идеи естественного права, т. е. закона, который вдруг рас-
    крывается Истинным разумом; или же появляясь из эмпирических на-
    блюдений всех или только лучших людей. Можно также спекулировать
    на представлении о том, чем был бы человек в «естественном состоянии»,
    которое никто никогда не видел, но которое господам метафизикам из-
    вестно настолько хорошо, что они выводят из него знание того, что мы,
    если бы увидели своими глазами, могли бы познать непосредственно.
    Наконец, Истинный разум способен сам собой пробудить в людях уваже-
    ние и почтение к естественному праву.
  • Уважение к естественному праву может исходить от божественного от-
    кровения, передаваемого через инспирированные им письмена, но такой
    случай редок. Или оно может утвердиться через непосредственное, осно-
    ванное на наблюдении знание о наличии консенсуса среди всех или ка-
    кой-то части людей, что, однако, не реализуемо и почти не практикует-
    ся. Обычно миссия раскрытия нам естественного права возлагается
    на Истинный разум, который может возникать сам по себе, исходить
    от Природы, от Бога, следовать из всеобщего или более ограниченного
    консенсуса.
  • В сущности, чаще всего утверждают, что идея естественного закона зало-
    жена в сознании человека; нередко к этому добавляют указание на исто-
    ки этой идеи и в качестве подтверждения дают ссылку на всеобщий кон-
    сенсус или консенсус лучших людей. Обычно почти все упомянутые
    средства бывают задействованы одновременно, поскольку так удается
    повлиять на наибольшую совокупность чувств. По той же причине раз-
    ного рода божественные откровения только объявляются согласующи-
    мися с идеей.
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 75
  • Субъективное рассуждение, выраженное в соответствии с чувствами, вы-
    глядит следующим образом. Интуитивно угадывается, что законы не яв-
    ляются ни совершенно произвольными, ни полностью логическими, что
    в них присутствует некий субстрат, имеющий собственное существова-
    ние. Такое предположение отвечает фактам. Его следовало бы выразить,
    сказав о том, что имеются некоторые истоки нелогических действий,
    из которых люди выводят свои законы. Такие истоки (или residui — остат-
    ки, см. гл. 6) соотносятся с условиями, в которых люди живут, и измене-
    няются вместе с ними.
  • Но в этой форме рассуждения, которая подчеркивает относительный, субъ-
    ективный, нелогический характер этих истоков, содержится аргумент,
    неприемлемый для метафизиков, теологов, а также многих других исследо-
    вателей социальных фактов. Они заняты поисками чего-то абсолютного,
    объективного, логического и находят это при использовании отвлеченных
    и нестрогих понятий и благодаря присутствию ошибок в рассуждениях (см.:
    derivazioni — деривации, гл. 7). В нашем случае они обнаруживают это в кон-
    сенсусе многих, а то и всех людей, в соответствии Природе, в Божьей воле,
    в вещах, более или менее замечательных с их точки зрения, которые гармо-
    нируют со столь же замечательной вещью, каковой является естественное
    право. Логика должна обеспечивать связь, чтобы объединить одно с другим
    (см. § 197). В их теориях все время прослеживается идея противопоставле-
    ния чего-то стабильного и хорошего (естественное право) чему-то другому,
    переменчивому и посредственному (позитивное право), и от такого проти-
    вопоставления, в основном, и берет начало их убежденность, так же как
    и убежденность тех, кто их слушают (см. § 198).
  • В зависимости от предпочтений автора на первое место выходит тот или
    иной материал. Ясно, что христиане не могут обойтись без Бога, но при-
    мечательно, что они ожидают с его стороны не столько непосредственно-
    го, сколько опосредованного участия. Это, возможно, оттого, что в них
    метафизик берет верх над христианином. Чистые метафизики довольст-
    вовались бы только Истинным разумом.
  • До сих пор мы рассуждали о религии и о праве в единственном числе, но,
    как отмечалось (см. § 142), такая единичность не может быть принята.
    Существуют не только различные религии, разные моральные принци-
    пы, правовые нормы и т. д., но даже в случае, если могут рассматривать-
    ся определенные типы этих образований, следует обращать внимание
    на девиации от них, встречающиеся практически во всех конкретных
    феноменах.
    Вообразим, хотя это, в общем-то, неверно, что существует, по край-
    ней мере в ограниченной группе людей, некоторый теоретический тип,
    76 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на основании которого верования и практическое поведение могут рас-
    сматриваться как девиации. Например, там где имеется гражданский ко-
    декс, можно предположить (хотя это и не совсем верно), что судебные ре-
    шения как продиктованные правоведением, которое развивалось вместе
    с кодексом (а порой в противоречии ему), так и сформулированные в ре-
    зультате ошибки или невежества части судей или других причин, являют-
    ся простыми девиациями от норм кодекса.
  • Предположим, имеется некоторая католическая общность. Мы можем
    наблюдать три типа девиаций.
    1. Верующий совершенно искренен в вере, но грешит из-за слабости
    плоти; он раскаивается и ненавидит грех. Здесь мы имеем полное
    расхождение между «теорией» и «практикой». Данная ситуация
    выражена в известном изречении Овидия: «video meliora, pro-
    boque; Deteriora sequor»*. Практика не предусматривает перехода
    в теорию. Всем духовникам известно, что в этом отношении име-
    ются значительные отличия между людьми: одни люди редко, дру-
    гие часто впадают в один и тот же грех. Очевидно, что две общности,
    исповедующие одну общую (теоретически, т. е. в идеале) веру,
    на практике могут отличаться по количеству людей, относящихся
    к первой и ко второй разновидности.
    2. Верующий слаб в вере, немного нарушает предписания своей ре-
    лигии и почти или вовсе не испытывает от этого раскаянья. Здесь
    в зародыше содержится и теоретическое расхождение. Одни ве-
    рующие проявляют к этому только безразличие, и для них теоре-
    тическая девиация минимальна; другие полагают, что когда-ни-
    будь и чем-нибудь компенсируют свои проступки и прегреше-
    ния; третьи даже не рассматривают эти расхождения как
    нарушения, спорят, изощряются в софистике, прибегают к ка-
    зуистике. Итак, теоретические девиации вырастают, подобно па-
    разитическим растениям, на ортодоксальной вере. Таким обра-
    зом, практическим девиациям сопутствуют теоретические девиа-
    ции, которые, однако, еще не переходят в схизму.
    3. Теоретические расхождения нарастают. Рождается схизма,
    ересь, происходит частичное, а то и полное отвержение типовой
    теории. При таких масштабах девиация часто перестает быть де-
    виацией, чтобы стать новым типом теории. Обычно переход
    от одного из таких видов девиаций к другому совершается неза-
    метно и постепенно.
    • Доброе вижу и сочувствую ему, но влекусь к иному (лат.). [Овидий Публий Назон.
      Превращения. СПб., 1885. С. 152 (VII. 20–21).]
      Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 77
  • В исследованиях, относящихся к социологии, невнимание к девиациям
    по отношению к типовой теории оказывается источником серьезных
    ошибок. Совершенно ошибочным было бы пытаться оценивать воздей-
    ствие конкретной религии исходя из ее теологии. Тот, кто рассуждал бы,
    к примеру, так: «Христианская религия предписывает прощать нанесен-
    ные оскорбления и обиды; следовательно, люди Средневековья, которые
    были ревностными христианами, прощали обиды», оказался бы очень
    далек от истины.
  • Скачать:TXTPDF

    они так-же не подпадают и под определение религии a. Мы приходим к выводу, что слова и выражения обыденного языка чащевсего не поддаются строгой классификации. Химия, физика, механикаи другие близкие к