Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
Склонность присяжных к проявлению гуманности, отмеченная
в гуманистических теориях и в художественной литературе.
4. Аффективные, социалистические, социальные, политические
и иные склонности присяжных заседателей, которые отражаются
в теориях и в литературе.
5. Общее представление, свойственное всем деспотиям, будь то мо-
нархического, олигархического или демократического толка, что
закон не ограничивает «суверена», который по своему желанию
может изменять законодательные нормы. Оно также упоминается
в теориях, утверждающих, что закон должен быть «подвижным,
гибким», что он должен быть адаптирован к «народному созна-
нию». Эти эвфемизмы прекрасно подходят для прикрытия прихо-
тей и произвола властей.
78 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ 6. Бесчисленное множество иных склонностей, которые, может быть, и не проявляются так же широко, но могут обнаружиться у десятка индивидов, чаще всего не обладающих развитым умом, малообразованных и с низким моральным уровнем, привлекае- мых, однако, к исполнению обязанностей присяжных. 7. Частные интересы этих граждан. 8. Впечатление, производимое на них каким-нибудь заметным со- бытием, например, вызвавшими большой шум бандитскими акта- ми, сделавшими присяжных на какое-то время более строгими. Наконец, решение суда зависит от интересов и чувств, распро- страненных в обществе в данное время, чьих-то прихотей и капри- зов, малейших непредвиденных случайностей, от кодексов и пи- саных законов. Все эти факты, когда они широко проявляются и оказывают сильное воздействие, приводят к появлению теорий. Именно поэтому мы их изу-
чаем, но делаем это не столько для того, чтобы узнать что-то непосредст-
венно о них, сколько для того, чтобы от них перейти к познанию порож-
даемых ими тенденций.
  • В § 11 мы отметили, что в теории необходимо различать составляющий
    ее материал и связь, при помощи которой он соединяется. Отсюда возни-
    кают два общих и два частных вопроса в отношении всякой теории.
    Общие вопросы:
    «Какие элементы используются в теориях?»
    «Посредством каких связей они соединяются?»
    Частные вопросы:
    «Какие элементы использует конкретная теория?» (см. § 181).
    «Посредством каких связей они соединяются?» (см. § 202).
    В зависимости от их решения мы как раз и классифицировали теории
    по типам (см. § 12). Теперь нам надлежит обстоятельно заняться этим ра-
    нее только намеченным исследованием.
  • Элементы теорий. Тщательно исследовав используемый в теориях мате-
    риал, мы видим, что имеются две его четко выделяющиеся разновидно-
    сти. Теории используют то, что доступно непосредственному наблюдению
    и попадает в поле объективного опыта (см. § 12), а также то, что логически
    строго выводится из данных опыта и наблюдений. Они также используют
    иные вещи, выводящие за границы наблюдений и объективного опыта,
    а также результаты самонаблюдений и субъективный опыт. То, что отно-
    сится к первой группе, будет названо «экспериментальными образования-
    ми»; то, что относится ко второй группе — «неэкспериментальными обра-
    зованиями». Для краткости термином «экспериментальное» мы обозна-
    чаем все относящееся к опыту и к объективным наблюдениям (см. § 6).
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 79
  • Следует поразмышлять о том, что некоторые образования выглядят как
    экспериментальные, но таковыми не являются. Это относится к таким
    понятиям, как горячее, холодное, сухое, влажное, низкое, высокое
    и к иным словам, часто использовавшимся древними естествоиспытате-
    лями. Атом и огонь у Эпикура и в поэме Лукреция могут показаться экс-
    периментальными понятиями, каковыми, однако, не являются.
    Иногда эксплицитно признается, что такие образования имеют
    неэкспериментальный характер, но считается, что это только повышает
    их значимость. В других случаях желают убедить в том, что они являются
    экспериментальными. В третьих случаях колеблются между тем и другим
    представлением, часто даже не вполне сознавая этого, что отмечается
    у многих политических деятелей и вообще практиков, которые прибега-
    ют к использованию таких образований для выражения своих мыслей.
    Но как бы эти вещи ни декларировались теми, кто их использует, и даже
    если они ими вовсе не декларируются, они остаются за пределами экспе-
    риментальной области. Не будем забывать, что здесь мы исследуем тео-
    рии объективно, без рассмотрения внутреннего движения мысли тех, кто
    эти теории выражает: мы отделяем теории от их творцов и рассматриваем
    их сами по себе.
  • В отношении двух выше отмеченных разновидностей материала могут
    иметь место комбинации трех видов:
    — экспериментальных образований с экспериментальными обра-
    зованиями;
    — экспериментальных образований с неэкспериментальными обра-
    зованиями;
    — неэкспериментальных образований с неэкспериментальными об-
    разованиями.
  • В том аспекте, к которому мы теперь обратились (т. е. аспекту соответст-
    вия опыту), мы можем рассмотреть только первый вид комбинаций, по-
    скольку два других недоступны для осуществления какой бы то ни было
    экспериментальной проверки. При любых тяжбах требуется судья,
    но опыт не позволяет разрешить споры, возникающие при комбинациях
    второго и третьего вида.
  • Читатель, помните о том, что среди теорий, востребованных и распро-
    страненных в социальных областях, наибольшая часть приближается
    именно к тому виду, где присутствуют неэкспериментальные образова-
    ния, которым придается форма и внешний облик экспериментальных.
  • Если мы обратимся к формальной логике, отвлекаясь от вопроса об ис-
    тинности исходных положений, то наиболее незыблемые позиции
    80 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ займут комбинации третьего вида, а за ними следуют комбинации второ- го вида. Ясно, что если оба термина в утверждении «A есть B» лежат за гра- ницами экспериментальной области, то ничем, абсолютно ничем нельзя возразить тому, кто его высказал и хочет остаться в данной области. Ко- гда святой Фома Аквинский утверждает, что ангелы разговаривают друг с другом, на это не сумеет ничем возразить тот, кто доверяет только опы- ту, даже если эти рассуждения логически связаны и приводят к всевоз- можным выводам. Святой Фома не довольствуется этим утверждением, он хочет также его обосновать и пишет: «И когда понятие ангельского ума согласно его воле определяется к тому, чтобы стать известным друго- му, оно тем самым возвещается другому, и таким вот образом один ангел разговаривает с другим, ибо разговаривать с другим означает сообщать свое умственное понятие другому»29. Такое рассуждение не может при- ниматься к рассмотрению экспериментальной наукой, так как полно- стью выходит за границы ее области. Многие метафизические рассужде- ния похожи на него, другие же отличаются от него только использовани- ем отдельных понятий из экспериментальной области.
  • Первый вид комбинаций включает все научные теории и немало других
    псевдонаучных теорий, которые появляются через элиминацию некой
    неэкспериментальной сущности, использовавшейся просто для установ-
    ления определенных отношений между экспериментальными сущностя-
    ми, которые не могут быть доказаны никакими иными способами. Тому,
    кто убеждает, что Священное Писание исходило от Бога, никак не сумеет
    возразить тот, кто остается в области логико-экспериментального зна-
    ния. Кто ссылается на божественное откровение, тот намерен использо-
    вать его для того, чтобы устанавливать некоторые связи между экспери-
    ментальными образованиями; например, чтобы уверять, что антиподов
    нет. Такие суждения логико-экспериментальная наука оценивает путем
    рассмотрения их самих по себе, не касаясь лежащих вне опыта мотивов,
    по которым они были выдвинуты. Аналогичным образом метафизиче-
    ская теория «солидарности» недоступна для возражений со стороны ло-
    гико-экспериментальной науки, однако создатели этой лежащей за пре-
    делами опыта субстанции намереваются прибегнуть к ней для того, что-
    бы установить связи между экспериментальными образованиями,
    и прежде всего — чтобы воспользоваться доверием ближних. Подобные
    связи и операции с экспериментальным материалом в логико-экспери-
    ментальной науке надо оценивать исходя из их внутренней логики,
    не принимая в расчет мечты и фантазии исповедующих «солидарность»
    святых отцов. 29 Tommaso. Summa theologiae. Ia. Q. CVII. A1. [Фома Аквинский. Сумма теологии.
    Т. 3. Киев: Эльга; Ника Центр, 2005. С. 413.]
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 81
  • Эти частные случаи охватывает следующая общая формула. Пусть име-
    ются две вещи A и B, которые принадлежат к экспериментальной облас-
    ти, а также вещь X, лежащая за ее пределами. Строится силлогизм с ис-
    пользованием X в качестве среднего термина; затем X убирают и в выво-
    дах остается только связь между A и B. В экспериментальном аспекте
    ни большая, ни малая посылки такого силлогизма не могут быть приня-
    ты, поскольку входящий в них термин X лежит за пределами опыта. Сле-
    довательно, связь между A и B только внешне выглядит эксперименталь-
    ной, но на самом деле не является таковой и потому ее невозможно
    ни принять, ни отвергнуть. Напротив, при логике чувств (см. § 533), когда
    рассуждения строятся в согласии с чувствами, такой силлогизм может
    оказаться хорошим. Действительно, поскольку в обыденном языке по-
    стоянно присутствуют неопределенные термины, становится ясно, что
    когда чувства, рождаемые словом A, согласуются с чувствами, вызывае-
    мыми словом X, а последние согласуются с чувствами, вызываемыми
    словом B, то чувства, вызванные A, также будут отвечать или почти отве-
    чать чувствам, вызванным B.
  • Необходимо быть внимательными и избегать двух возможных ошибок
    противоположного характера.
    1. Не следует принимать отношение между A и B, которое рождается
    при элиминации X в ходе рассмотренного выше рассуждения, без
    проведения экспериментальной верификации.
    2. Если экспериментально подтвердилось существование отноше-
    ния между A и B, то из этого не следует заключать, что согласно
    экспериментальной науке X «существует»; или, в случае, если та-
    кое отношение не было экспериментально подтверждено, не сле-
    дует делать вывод, что в соответствии с экспериментальной нау-
    кой X не существует (см. § 199).
  • Впрочем, в рамках логико-экспериментальной науки основание для от-
    вержения отношения между A и B, которое рождается после элимина-
    ции X, оказывается отчасти формальным; мы могли бы пренебречь
    им в случае, когда наличие отношения между A и B окажется проверен-
    ным посредством опыта. В этом в конце концов и заключается цель тео-
    рии. Но какое значение имеет то средство, благодаря которому она будет
    достигнута?
  • Здесь следует выделить:
    a. Изучение того, что есть, т. е. реальных движений (см. § 192–199).
    b. Изучение того, что произошло бы при некоторых условиях, т. е.
    виртуальных движений (см. § 200).
    c. Изучение того, что должно быть (см. § 201).
    82 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Случай a. Что касается того, что есть, то здесь все определил опыт.
    В рассмотренных выше рассуждениях почти никогда не сообщается
    об отношениях, которые затем подтверждаются фактами (см. § 42).
  • Рассмотрим пример антиподов. Имеются ли на Земле антиподы? Если ис-
    ходить из здравого смысла, то следовало бы позволить опыту разрешить эту
    проблему, однако Аврелий Августин, напротив, стремится решать ее, руко-
    водствуясь априорными мотивами. Его рассуждение ничем не хуже многих
    других, в том числе тех, которые сегодня по-прежнему проводят и принима-
    ют. Они имеют уже то достоинство, что являются четкими и вразумитель-
    ными. Св. Августин утверждает: «Тому же, что рассказывают, будто сущест-
    вуют антиподы, т. е. будто на противоположной стороне земли, где солнце
    восходит в ту пору, как у нас заходит, люди ходят в противоположном на-
    шим ногам направлении, нет никакого основания верить»30. Этот факт
    не имел исторического подтверждения. Часть Земли, противоположная
    по отношению к нам, может оказаться покрытой водой и, следовательно,
    быть необитаемой. Но даже если она и не покрыта водой, «из этого не следу-
    ет непременно, чтобы она имела людей. Ибо никоим образом не может об-
    манывать то Писание, которое удостоверяет действительность рассказывае-
    мых им событий прошлого исполнением на деле его предсказаний; а между
    тем было бы крайнею несообразностью утверждать, что люди могли, пере-
    плыв безмерные пространства океана, перейти из этой части земли в ту…»31.
    Это рассуждение безукоризненное, можно даже сказать, прочное, но оно
    было опровергнуто фактами. Не лучшая судьба постигла и другие сходные
    рассуждения, при помощи которых когда-то доказывали, что антиподы
    не существовали и не могли существовать.
  • Лактанций заявляет: «Есть ли какой-нибудь такой же глупец, который
    бы стал думать, что существуют люди, чьи ступни были
  • Скачать:TXTPDF

    Склонность присяжных к проявлению гуманности, отмеченнаяв гуманистических теориях и в художественной литературе.4. Аффективные, социалистические, социальные, политическиеи иные склонности присяжных заседателей, которые отражаютсяв теориях и в литературе.5. Общее представление, свойственное всем