Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
соответствует никакой конкретной реальности. Всегда
можно поставить вопрос: «Если человек не сделает того, что, как утвер-
ждается, ему нужно сделать, что тогда произойдет?» С таким вопросом
мы переходим к рассмотрению виртуальных движений (случай b).
  • Связи, которые соединяют элементы теорий. Здесь мы намерены обра-
    титься ко второму вопросу, поставленному в § 180. Начнем с рассмотре-
    ния некоторых примеров. Представим себе химию после того, как в ней
    вполне утвердилась атомная теория. Здесь исследование шло от некото-
    рых гипотез к объяснению известных химических фактов, чтобы предви-
    деть еще неизвестные факты, которые затем верифицировались опытом.
    Такое движение характерно для всех научных теорий, но они имеют свои
    индивидуальные особенности.
  • Вот другой пример, относящийся к одной из многих теорий, именуемых
    этическими; она имеет совершенно иной характер. Отсутствует ка-
    кая-либо экспериментальная проверка; исследуется то, какими должны
    быть вещи, и поиск проводится так, чтобы в вещах находить как сущест-
    вующие отношения, так и те, существование которых является жела-
    тельным. Вообразите химика, заявляющего: «Ужасно, что protoclorure
    di mercurio (каломель — Hg2Cl2) обладает способностью под действием
    солнечного света превращаться в biclorure di mercurio (сулему — HgCl2) —
    сильнейший яд. Поэтому я отыщу теорию, которая сделает это невоз-
    можным». Однако именно такой подход широко распространен в этиче-
    ских теориях.
  • Следовательно, при распределении теорий в соответствии с особенно-
    стями их доказательств необходимо будет выделить два их типа. В первом
    типе теорий связи состоят только из логических следствий, получен-
    ных из фактических данных; во втором к этому добавляется что-либо,
    выходящее за границы опыта: какая-либо концепция необходимого,
    88 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ должного и т. д. Наконец, чтобы завершить работу, потребуется также
    рассмотреть суждения, в которых логическая связь слабая или вовсе от-
    сутствует, и которые являются простыми описаниями или повествова-
    ниями. Итак, мы получим следующие три рода суждений:
    1. Описательные суждения.
    2. Суждения, сообщающие об экспериментальном единообразии.
    3. Суждения, в которых к констатациям экспериментальных едино-
    образий добавляется что-либо иное, а также суждения, в которых
    такие единообразия не учитываются.
  • Научные теории состоят из суждений первого и второго рода. Иногда до-
    бавляются суждения третьего рода, не нарушающие научность таких тео-
    рий, если неэкспериментальная добавка была просто излишней, но на-
    рушающие их научность, если добавка влияет на результаты теории. Эти
    последние суждения до сих пор широко используются в социологиче-
    ских и многих экономических теориях; необходимо, напротив, исклю-
    чать их, если мы намерены придать социологии и политэкономии каче-
    ства логико-экспериментальной науки.
  • Первый род. Описательные суждения. Примеры: «Я исследовал плотность
    чистой воды при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба и уста-
    новил, что она максимальна при температуре + 4 °C»; «Римский брак
    был союзом одной женщины и одного мужчины в одно время». Описа-
    ние при желании может удлиняться; но если оно становится простран-
    ным, появляется опасность проникновения суждений другого класса.
    Человеку очень сложно остановиться на простом описании; он всегда
    пытается добавить объяснение. Высказывание: «Греки хорошо прини-
    мали странников» — это описание; но во фразе: «Греки хорошо прини-
    мали странников, потому что считали, что они посланы Зевсом» к опи-
    санию добавлено объяснение. Мы вновь вернулись бы к описанию,
    сказав: «Греки хорошо принимали странников, убеждая себя в необхо-
    димости так поступать, поскольку считали, что они посланы от Зевса».
    Отличие может показаться слабым, но оно достаточно существенное,
    поскольку присутствие скрытых объяснений в описаниях — часто прак-
    тикуемый метод, обеспечивающий принятие объяснений, не имеющих
    логико-экспериментальной основы. Здесь мы не станем останавливать-
    ся на рассмотрении того, насколько нестрог примененный выше родо-
    вой термин греки.
  • Второй род. Суждения, сообщающие об экспериментальном единообразии.
    В утверждении о единообразии присутствует нечто большее, чем простое
    описание совершившихся фактов, т. е. предвидение, с большей или мень-
    шей вероятностью, будущих фактов. Когда я говорю: «При атмосферном
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 89 давлении 760 мм ртутного столба вода достигает максимума плотности
    при температуре +4 °C», — я сообщаю нечто большее по сравнению
    с тем, что было высказано в ранее приведенном описательном суждении.
    Я сообщаю о том, что вода в обозначенных условиях будет иметь макси-
    мальную плотность при температуре +4 °C.
    В последнем суждении имеется имплицитно утверждение о том, что
    только давление и температура влияют на плотность воды и определяют
    ее. Если бы, например, на нее также влияло электрическое состояние
    воздуха, то описательное суждение оказалось бы неполным, поскольку
    я должен был бы сообщить об этом состоянии. Однако такое утверждение
    о наличии единообразия оказалось бы, напротив, ошибочным, так как
    после проведения эксперимента при различном электрическом состоя-
    нии воздуха я бы зафиксировал один и тот же пик плотности воды
    при +4 °C.
  • Вот не гипотетический, а реальный случай. Если я сообщаю: «Имелась
    чистая вода, в которую был погружен термометр; я установил, что при
    0 °C вода обращается в твердое состояние», — то мое утверждение оказы-
    вается неполным. Мне следовало отметить и другие обстоятельства, на-
    пример, сообщить об атмосферном давлении. Когда я говорю: «Чистая
    вода обращается в твердое состояние при 0 °C» и не сообщаю о других ус-
    ловиях, такое суждение оказывается ложным. Джеймс Томсон устано-
    вил, что при давлении, равном 16,8 атмосфер, чистая вода переходит
    в твердое состояние при температуре –0,129 °C. Данное суждение будет
    ложным в строгом смысле, тем не менее оно широко используется в фи-
    зике, поскольку подразумевается, что опыты проводятся при нормаль-
    ном атмосферном давлении в 760 мм ртутного столба и с соблюдением
    иных условий, о которых физики хорошо знают. В таком случае это
    не приводит к несоответствиям; но когда подразумеваемые условия
    не могут быть четко определены, когда они практически неизвестны, ут-
    верждение должно быть отвергнуто. Именно при такой неопределенно-
    сти получается так, что тот, кто пожелал бы выяснить условия, не сможет
    их четко установить.
  • Метафизики воображают, что в экспериментальной науке содержатся
    абсолютные суждения (см. § 28), следовательно, они понимают высказы-
    вание «Вода застывает при 0 °C» как нечто большее, чем простое обобще-
    ние опыта, т. е. как подчинение принципу необходимости. Но такое по-
    строение рушится, поскольку оно построено на неустойчивом фунда-
    менте. Приведенное высказывание объясняет только, что до сих пор это
    наблюдалось, и с высокой степенью вероятности будет отмечаться в бу-
    дущем (см. § 28).
    90 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Если кто-нибудь скажет: «В таком высказывании не учитываются свой-
    ства того места в пространстве, где сейчас располагается Солнце со свои-
    ми планетами. Хорошо, что до сих пор это не влияло на температуру за-
    стывания воды, но кто вам сказал, что это не повлияет в будущем?», нам
    останется ответить только одно: «Об этом нам ничего не известно». Та-
    кой же ответ придется дать тому, кто станет утверждать, что Солнце в хо-
    де своего быстрого движения однажды перенесет нас в четырехмерное
    пространство, где изменятся законы физики и химии. Следует помнить,
    что любое научное положение надо принимать с учетом ранее высказан-
    ного соображения, что оно выполняется «в известных нам временны´х
    и пространственных границах», за которыми существует бо´льшая или
    меньшая вероятность его выполнения, и не более того (см. § 28).
  • Смешно думать, что данное ограничение, обязательное в таких передо-
    вых науках, как физика и химия, вовсе не обязательно в такой отстающей
    науке, как социология. Во всяком случае у нас нет намерения спорить об
    этом. Блаженны те, кому известна сущность вещей (см. § 15) и необходи-
    мые связи между фактами. Мы намного скромнее их и исследуем только
    те связи, которые обнаруживаются в опыте. Если эти славные люди пра-
    вы, то это означает, что мы, затратив немалый труд, откроем все то, что
    ими уже было найдено в свете метафизики. Если известные им связи дей-
    ствительно являются необходимыми, то мы, вероятно, не сможем найти
    ничего другого.
  • Метафизики имеют обыкновение отмечать, что одного хорошо прове-
    денного наблюдения бывает достаточно для фиксации единообразия
    в химии и в физике и что, следовательно, необходим высший принцип,
    чтобы получить такой вывод, что вывод делается не благодаря изучению
    множества фактов, а на основании только одного факта. Они совершен-
    но не правы, поскольку существовало множество других фактов, и все
    они были похожи на уже зафиксированный факт. Почему одного-един-
    ственного химического анализа оказывается достаточно, чтобы узнать
    пропорцию, в которой два простых вещества образуют химическое со-
    единение? Потому что этот феномен относится к огромной группе
    фактов, в которой проявляется единообразие — наличие определен-
    ных пропорций. Почему одного хорошо выполненного наблюдения
    достаточно, чтобы узнать, какой период времени отделяет зачатие
    от родов у самки млекопитающего? Потому что эти события входят
    в огромнейшую группу фактов с характерным для нее постоянством это-
    го временно´го интервала.
  • Именно поэтому, если факт ошибочно включается в такую категорию,
    вывод оказывается неверным. Например, тот, кто в ходе наблюдения
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 91 за самцом и самкой филлоксеры сделает вывод, что все филлоксеры рож-
    даются от самца и самки, объединив этот факт с бесчисленным множест-
    вом иных случаев полового размножения, ошибется, поскольку ему, на-
    против, следовало бы допускать и бесполый способ размножения фил-
    локсер. Высший принцип не сможет нас научить этому; только из опыта
    мы узнаем, что у филлоксер кроме полового размножения имеются слу-
    чаи бесполого размножения.
  • Среди отмечающих единообразия суждений есть такие, в которых даются
    экспериментальные объяснения факта. В таком случае суждение состоит
    только в соотнесении этого факта с другими фактами. Так, термодинами-
    ка объясняет, почему у одних веществ, например у воды, с ростом давле-
    ния температура плавления падает, а у других — напротив, растет. Объяс-
    нение состоит только в соотнесении единообразия этого свойства с ины-
    ми свойствами веществ. Научных объяснений иного типа не существует.
  • Было бы неверным утверждать, что небесная механика объясняет движе-
    ния небесных тел исходя из принципа всемирного тяготения. В небесной
    механике выдвинута гипотеза о том, что движение небесных тел соответ-
    ствует уравнениям динамики. До сих пор положения этих тел рассчиты-
    вались с помощью таких уравнений и в пределах допустимых оши-
    бок оказывались теми же, что и наблюдаемые. До тех пор, пока будет так,
    гипотеза будет приемлемой; в день, когда этого не произойдет, ситуация
    изменится.
  • Теперь посмотрим, как использовать факты в социологии и как выводить
    из них единообразия. По правде сказать, в этом состоит цель всего труда,
    и мы постепенно будем искать и станем находить такие единообразия,
    отделяя подходящие для этого средства от непригодных. Поэтому здесь
    придется лишь отсылать к последующим разделам книги; но желательно
    представить ви´дение темы и очертить ее в общих контурах. Именно
    на это нацелены приводимые ниже рассуждения.
  • Факты. Они известны нам из различных источников, которые историче-
    ская критика взвешивает и обсуждает. Проводимыми в ней исследова-
    ниями мы специально не станем заниматься. Обратим только внимание
    на отдельные моменты, особо важные для социологии.
  • Число фактов. Очевидно, что чем больше их можно представить, тем луч-
    ше. Удалось бы добиться совершенства, если бы можно было привлечь
    все факты, относящиеся к рассматриваемой области; так как это невоз-
    можно, возникает вопрос о большем или меньшем их охвате.
    92 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Вес фактов. Вес фактов больше значит, чем их число; один факт, если
    он хорошо наблюдался и был хорошо описан, ценнее множества других,
    которые плохо наблюдались и были плохо описаны.
  • Рассматривая не абсолютную достоверность, поскольку ее не существует
    в экспериментальной науке, а только ту или иную вероятность, нам при-
    дется признать, что для одних исторических фактов она мала, для других
    высока, для третьих почти равна тому, что в обыденном языке понимает-
    ся под абсолютной достоверностью. В этом смысле многие
  • Скачать:TXTPDF

    соответствует никакой конкретной реальности. Всегдаможно поставить вопрос: «Если человек не сделает того, что, как утвер-ждается, ему нужно сделать, что тогда произойдет?» С таким вопросоммы переходим к рассмотрению виртуальных движений (случай