Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
в отношении фактов необходима почти
всегда, поскольку тот, кто излагает факт, делает это на своем языке, добав-
ляя когда меньше, когда больше собственные чувства. Чтобы подоб-
раться к факту, мы должны очистить сообщение о нем от этих добавлений.
Эта работа порой простая, порой сложная, часто является необходимой,
по крайней мере полезной. Путешественники в соответствии с собствен-
ным ви´дением переводят на свой родной язык идеи и взгляды, услы-
шанные ими в других странах и выраженные на языках народов этих
стран; поэтому их описания часто в большей или меньшей степени отда-
ляются от реального положения. Необходимо, если такая возможность
Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 97 имеется, выполнить обратный перевод, чтобы вернуться к действитель-
ным воззрениям тех народов, о которых они сообщают.
  • Также нелегкой оказывается во многих случаях в социологии работа с пе-
    реводами, и здесь надо по возможности обращаться к оригинальным тек-
    стам. Не следует, однако, переходить из одной крайности в другую: име-
    ются случаи, когда вполне достаточно простого реферата или конспекта.
    Чтобы принять адекватное решение, надо посмотреть, зависят ли выво-
    ды от смысла одного или нескольких переведенных слов; когда такая за-
    висимость имеется, следует обратиться к оригиналу.
  • Значительно больше трудностей возникает в понимании фактов, относя-
    щихся к иным временам и к другим народам, когда мы судим о них, нахо-
    дясь под влиянием ментальных особенностей своей нации и своего време-
    ни. Например, мы живем в такой стране и в такое время, когда существует
    свод установленных официальной властью писаных законов и правовых
    норм, и плохо понимаем общественное устройство народов, у которых
    нашим законам соответствовали некоторые неписаные обычаи и нормы,
    соблюдение которых не контролировала никакая публичная власть. Эру-
    дированные исследователи благодаря долгому изучению своего предмета
    настолько погружаются в прошлое, что их ум, в конце концов, приобре-
    тает некоторую способность к восприятию стиля и уклада жизни людей
    давно ушедших времен. Они в намного большей мере способны пони-
    мать факты прошлого, чем те, кто не обладают настолько обширными
    познаниями и эрудицией. Также и среди нас в определенных случаях воз-
    никает расхождение между фактом и правом, например, между фактом
    присвоения собственности и правом владеть ею. Однако в иное время
    были народы, у которых реальный факт и право сливались; их разделение
    происходило постепенно, в ходе медленной эволюции, и теперь нам уже
    трудно иметь ясное представление об одном из переходных состояний.
  • Но все это малая часть сложностей по сравнению с трудностями, которые
    рождаются из-за вторжения чувств, желаний, интересов, тех образова-
    ний, которые лежат за пределами опыта, таких, как метафизические
    и теологические сущности. Именно необходимость не принимать на веру
    ту внешнюю видимость, часто очень обманчивую, какая может возни-
    кать по поводу фактов, требует восхождения к самим фактам. Это и побу-
    ждает нас в данном исследовании идти долгим и трудным путем.
  • Вероятностный характер выводов. Нам следует решить практически одну
    из проблем, решаемых путем подсчета вероятностей, именуемых «веро-
    ятностями событий». Пусть, например, есть урна, в которой хранится
    100 шаров; одни из них белого, а другие — черного цвета. Мы не знаем,
    98 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ в каком соотношении они там находятся, но знаем, что все пропорции
    a priori равновероятны. Мы извлекаем оттуда один шар, который оказывает-
    ся белым. После этого становится ясно, что все шары не могут быть черны-
    ми, хотя возможны любые комбинации, в каждую из которых входит хотя
    бы один шар белого цвета. Вероятность того, что все шары окажутся белы-
    ми, составляет 2/101, т. е. достаточно малую величину. Вероятность, что бе-
    лых шаров в урне не меньше 50, составляет 765/1010, т. е. примерно 0,75.
    Предположим, что выдвинута гипотеза о наличии закона, в соответст-
    вии с которым все шары в урне должны быть белыми. Извлечение одного
    шара — это только один случай проверки действия такого закона; одна
    такая проверка обеспечивает малую, примерно двухпроцентную вероят-
    ность его выполнения. Вероятность того, что число проверок, которые
    подтвердят такую гипотезу, окажется выше числа проверок, в ходе кото-
    рых она будет опровергнута, напротив, довольно велика и составляет
    примерно три к одному.
  • Когда люди приступали к изучению и расчетам вероятности, они надея-
    лись получить точные нормы нахождения вероятности событий,
    но их надежды оказались тщетными, поскольку недостает способа, по-
    зволяющего объединить реальные ситуации с извлечением шаров из ур-
    ны. Априорно мы ничего, или почти ничего не можем знать о вероятно-
    сти различных комбинаций. Следовательно, нам остается только одно:
    грубо оценивать их вероятность на основе иных соображений.
  • Предельный случай — это тот, о котором говорилось в § 212. Перед нами
    урна, в которой с высокой вероятностью все хранящиеся шары будут
    иметь одинаковый цвет. Достаточно извлечь один шар, чтобы с большой
    вероятностью узнать, какого они цвета. Например, нам известно, что
    очень велика вероятность того, что все простые вещества образуют хими-
    ческие соединения в определенных пропорциях. Эти пропорции подоб-
    ны упомянутым цветам шаров. Достаточно одного эксперимента, чтобы
    выяснить пропорцию, так же как достаточно вынуть один шар, чтобы оп-
    ределить цвет остальных шаров (см. § 30, 212).
  • Когда один факт A можно приравнять к другим фактам, a priori вероятно,
    что в отношении них действуют те же законы; и когда проверка подтвер-
    ждает действие одного из этих законов в отношении данной группы фак-
    тов, то имеется большая вероятность, что рассматриваемые законы дей-
    ствуют в отношении факта A (см. § 212). Следовательно, мы идем далее,
    фиксируя такие сходства и осуществляя верификацию. Таков один из ме-
    тодов, наиболее часто используемых для нахождения экспериментальных
    законов. Так поступал Ньютон, когда в порядке гипотезы распространил
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 99 на небесные тела известные для земных тел законы движения. Проверив
    их выполнимость для движения Луны вокруг Земли, он открыл законы
    движения небесных тел. Его последователи проводили верификацию
    и всегда получали положительные результаты; следовательно, такие за-
    коны теперь следует рассматривать как вероятные в очень высокой
    степени.
    Трудно установить подобие, поскольку оно всегда будет более или ме-
    нее произвольным; только наблюдение и опыт могут дать нам надежные
    данные. Одна из распространенных ошибок античных авторов состояла
    в том, что они делали вывод о сходстве вещей на основании сходства
    их имен.
  • Чтобы вероятность стала выше, ничто не может быть эффективнее непо-
    средственной верификации, проведения опытов в собственном смысле
    слова. Такова основная причина необычайно высокой вероятности про-
    явления действия химических, физических, а также астрономических за-
    конов; в последнем случае опыт заключается в том, чтобы удостоверить-
    ся, что небесные тела действительно располагаются там, где они должны
    находиться в соответствии с теорией. В значительно меньшей, но все
    же достаточно высокой степени увеличивается вероятность действия за-
    конов, которые не поддаются непосредственной верификации, в том
    случае, если доказано, что они по крайней мере подобны другим зако-
    нам, которые могут быть проверены непосредственно.
  • Например, высказано суждение: «В Афинах на судебные решения по гра-
    жданским делам сильное влияние оказывали политические мотивы
    и пристрастия судей» (см. § 224). Мы имеем прямые подтверждения это-
    му в отдельных дошедших до нас судебных выступлениях. Вероятность
    того, что это суждение окажется верным, возрастает благодаря косвен-
    ным подтверждениям, данным, в частности, Аристофаном и Геродом
    (см. § 224). Она еще более возрастает благодаря сходству с тем, что проис-
    ходит сегодня в Италии и во Франции. Если кто-то еще сомневается
    в том, что политика играет очень заметную роль в ходе судебных процес-
    сов по гражданским делам, он может провести некоторого рода экспери-
    мент: пусть он внимательно прочитает газеты и отметит по ним факты,
    которые раскрывают такое влияние; он их встретит в немалом количест-
    ве за любой год. Кроме того, он увидит, что в силу разных причин газеты
    не могут сообщить обо всех таких фактах. Если он опросит людей, имею-
    щих практический опыт в этой сфере, при том условии, что они склонны
    сообщать правду, то он увидит, что косвенным образом подтверждается
    то, о чем можно было узнать, используя индуктивный метод.
    100 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Третий род. Суждения, в которых есть что-либо помимо констатации экспе-
    риментальных единообразий, а также суждения, в которых такие единообра-
    зия не учитываются. Посмотрим, каким образом лежащие за границами
    опыта общие принципы влияют на те теории, которые относятся к клас-
    су II (см. § 12), если их рассматривать в объективном аспекте. Следует от-
    делять случай A, когда в теорию эксплицитно вводится неэксперимен-
    тальный материал, от случая B, когда он присутствует в ней имплицитно.
    Но это — только определение в общем виде, поскольку в конкретных слу-
    чаях представленные типы могут смешиваться друг с другом. Здесь мы
    берем их в аспекте внесения посторонних добавок к экспериментальным
    единообразиям, или непринятия таких единообразий во внимание.
    Мы вернемся к исследованию некоторых из этих типов в главах 6 и 7
    и изучим, какими другими способами люди получают выводы, кроме про-
    ведения логико-экспериментальной дедукции (см. § 527). Сейчас мы об-
    ратимся к авторитету в аспекте выявления того, что он добавляет там,
    где зафиксированы экспериментальные единообразия, тогда как
    в главах 6 и 7 будет анализироваться вопрос, как этот авторитет ис-
    пользуется при получении определенных выводов. Все это можно по-
    вторить по поводу консенсуса всеобщего, большинства, лучших людей
    и т. д.
  • Дадим следующую классификацию типов суждений:
    A. Абстрактные образования, которые изучаются и о которых узна-
    ют вне опыта и независимо от него. Такое знание считается бо-
    лее высоким и возвышается над экспериментальным знанием
    (см. § 240–266).
    Aa. Опытный материал занимает мало места или отсутствует
    (см. § 244–254).
    Aa1. Авторитет. Божественный авторитет, о котором известно от одного
    человека или от нескольких людей. — Авторитет одного или более
    человек (см. § 245–249).
    Aa2. Консенсус некоторого числа людей — подсчитываемый, взвеши-
    ваемый, либо получаемый из абстрактных рассуждений (см.
    § 250–254).
    Ab. Существование абстракций и принципов, признанных независи-
    мо от опыта; для их подтверждения опыт привлекается, однако это
    делается зависимым от них, подчиненным им способом (см.
    § 255–264).
    Ag. Опыту придают или воображают, что придают, большое значение,
    однако он все равно остается зависимым (см. § 265, 266).
    • По усмотрению, произвольно (лат.).
      Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 101 B. Исследуемые абстрактные образования в явном виде не взяты из об-
      ласти, находящейся за границами опыта. Это те простые абстрак-
      ции, которые получены ad arbitrio* из опыта, но приобретают незави-
      симое существование, которое имплицитно может быть неэкспе-
      риментальным (см. § 273–319).
      Ba. Мифы, героические сказания и т. д., возникшие на основе реаль-
      ных исторических обстоятельств (см. § 275–283).
      Ba1. Мифы и т. д., понятые буквально и без каких-либо изменений
      (см. § 280–282).
      Ba2. Мифы и т. д. с очень небольшими и простыми изменениями
      по сравнению с их буквальной передачей (см. § 283).
      Bb. Мифы и т. д., в которых реальная историческая часть сочетается
      с нереальной (см. § 284–287).
      Bb1. Мифы и т. д. имеют реальные исторические истоки, но их изложе-
      ние с течением времени претерпело изменения (см. § 288–290).
      Bb2. Мифы и т. д. являются продуктом плохой интерпретации опыта
      и результатом неверных следствий из реальных фактов (см.
      § 291–300).
      Bb3. Исторические факты являются девиациями от некоторого ис-
      ходного типа или образуют некоторый ряд с пределом или асим-
      птотой (в математическом смысле) (см. § 301–306).
      Bb4. Мифы и т. д. являются имитациями других аналогичных. Два или
      более сходных института имитируют друг друга (см. § 307–309).
      Bg. Мифы и т. д. не содержат совершенно ничего реального (см.
      § 310–319).
      В этой главе мы
  • Скачать:TXTPDF

    в отношении фактов необходима почтивсегда, поскольку тот, кто излагает факт, делает это на своем языке, добав-ляя когда меньше, когда больше собственные чувства. Чтобы подоб-раться к факту, мы должны очистить сообщение