Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
знанием. В этом состоит главный отли-
чительный признак этого класса. Например, тот, кто станет выводить
из опыта теорему о том, что эволюция уникальна, будет создавать тео-
рию 1-го класса (см. § 12). Тот, кто это же самое положение примет
a priori, придет к созданию теории 2-го класса. К тому же он в таком слу-
чае не станет по собственному произволу выносить этот принцип за гра-
ницы экспериментальной области; он его примет как очевидный и пой-
дет далее. При этом получается теория класса B. Напротив, тот, кто, на-
пример, считает, что естественное право устанавливается naturalis ratio*,
может сколько угодно ссылаться на опыт. Все равно его теория будет от-
носиться к классу A, поскольку naturalis ratio возвышается над опытом,
  • Естественным разумом (лат.).
    102 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ от которого можно ожидать только подтверждений, но ни в коем случае
    не опровержений того, что продиктовано природой.
  • Вера, что некоторые абстрактные образования существуют сами по себе,
    независимо от опыта, что они — не результат абстрагирования, отчасти
    произвольного, присутствует у многих. Такая идея настолько глубоко
    укоренилось в сознании многих людей и настолько ясна для них, что, по-
    жалуй, здесь имеет место проявление сильного воздействия чувств и не-
    логических мотивов, которым эта вера соответствует. Итак, мы уже ви-
    дим одно из оснований, позволяющих нам осуществить классификацию
    фактов в связи с определением условий социального равновесия. Кроме
    того, поскольку такая вера сопровождала прогрессирование человече-
    ских обществ, возникает сомнение: может ли она, несмотря на ее оши-
    бочность в экспериментальном аспекте, оказаться полезной для соци-
    альной практики? Пока мы не можем определиться в этом отношении,
    но должны подчеркнуть, что не следует полагать, что если мы отвергаем
    веру в экспериментальном аспекте, то это не означает ее осуждения в со-
    циальном аспекте.
  • Чтобы разделить на группы теории класса A, мы можем принять в качест-
    ве критерия различия по количеству содержащихся в них эксперимен-
    тально-дедуктивных выводов. Мы пойдем от одного предела a, где таких
    выводов либо очень мало, либо совсем нет, к группе b, где на опыт накла-
    дываются иные ориентации, и от нее к другому пределу g, где доминиру-
    ют соображения, предстающие как экспериментальные, по крайней мере
    внешне.
    Здесь под «опытом» мы понимаем экспериментально получаемые ре-
    зультаты и непосредственные наблюдения (см. § 6). Нам могут сказать,
    что опыт (и наблюдение) имеет место и в поисках по текстам Библии от-
    вета на вопрос о том, умирает ли человек от прикосновения ко Гробу Гос-
    поднему, когда такие свидетельства принимают на веру и не осмеливают-
    ся ставить под сомнение и подвергать критике. Пожалуйста, пусть они
    так понимают опыт, мы не спорим о наименованиях; но чтобы нас поня-
    ли правильно, отметим, что это вовсе не то значение, какое мы придаем
    опыту (и наблюдению). Для нас это то, что наблюдается непосредствен-
    но, или о чем стало известно благодаря проверяемым, обсуждаемым,
    критикуемым свидетельствам, в том числе о людях, которые, дотронув-
    шись до такого гроба, умерли на месте или остались в живых.
  • Мотивы, которыми мы руководствуемся при принятии какого-либо мне-
    ния, могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы, помимо
    строго научного опыта, который мы здесь не рассматриваем, это прежде
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 103 всего авторитет и консенсус других людей, как реальный, так и вообра-
    жаемый, наряду с артефактами абстрактного мышления. Таким образом,
    мы имеем две группы: Aa1 и Aa2. Внутренние мотивы — не что иное, как
    согласие с нашими чувствами. Чувства вызывают и такие феномены,
    в которых опыт не имеет никакого значения, как было в случаях, когда
    в порыве страстной веры люди заявляли, что они верят потому, что аб-
    сурдно. Такие случаи не являются предметом нашего изучения, посколь-
    ку здесь мы исследуем только то, каким образом люди стремятся предста-
    вить нелогическое как логическое. Упомянутая же страстная вера пред-
    ставляет собой нелогическое поведение, но в нем отсутствует стремление
    придать ему вид логического поведения.
    В конкретном случае табу, которое не дополняется санкцией, имеет-
    ся, во-первых, доминирующий элемент — сильная вера, отчего люди ве-
    рят, не думая подыскивать мотивы. Во-вторых, здесь нетрудно увидеть
    зародыш логического объяснения, чисто вербального, которое обобща-
    ется словами: «Так поступают потому, что так надо поступать». В этом от-
    ношении мы рассматриваем класс A и можем только указать на этот ас-
    пект; его более основательное исследование будет проведено в главе 7,
    где мы будем анализировать объяснения, приводимые людьми по поводу
    их действий.
    Внутренние мотивы представлены в других феноменах, в которые
    привносится и опыт, здесь мы имеем группы Ab и Ag. В феноменах кате-
    гории B опыт фигурирует, скорее, как основной, чем как не основной
    элемент.
    Видимость опыта возникает либо из предположения, что опыт под-
    тверждает то, что на самом деле порождается чувствами, либо из-за того,
    что за объективный опыт принимаются порождения чувств. Такую мане-
    ру ведения рассуждений нам демонстрируют, порой в крайних формах,
    внутренние наблюдения метафизиков и, под новым именем, религиоз-
    ный опыт неохристиан. При такой манере рассуждений тот, кто предла-
    гает теорию, оказывается и судьей, и истцом в одном лице. Его чувства
    подсказывают ему, как оценить теорию, которая порождена теми же чув-
    ствами, и, следовательно, согласие может быть только идеальным и пол-
    ным, и его решение всегда окажется благоприятным (см. § 250). Дело об-
    стоит иначе, если судьей является объективный опыт. Он может опро-
    вергнуть теорию, построенную на основе чувств, что очень часто
    и происходит; судья по имени опыт беспристрастен.
  • Aa. Опытный материал занимает мало места или отсутствует. По су-
    ществу, это основа различных видов теологии и метафизики. Предель-
    ный случай — уже упоминавшееся табу, не дополняемое санкцией
    и выраженное словами: «Так поступают потому, что так надо посту-
    пать». Затем к этому добавляются псевдологические наслоения, которые
    104 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ становятся все обширнее и, наконец, образуют длинные легенды и из-
    мышления. Такие псевдологические наслоения широко применяются
    как средства доказательства, включая авторитет и консенсус людей.
  • Aa1. Авторитет. Здесь мы рассматриваем его только как средство при-
    дания логического облика нелогическим действиям и тем чувствам, ко-
    торые их порождают. В главе 7 мы вернемся к данной теме для более
    обобщенного ее рассмотрения.
    Божественное откровение, поскольку оно не рассматривается как ис-
    торический факт Ba, входит в состав этого подкласса, так же как в него
    входит божественное предопределение и божественное провидение, ибо,
    в конце концов, о них сообщается только через людей. Если мы пригля-
    димся внимательнее, то выяснится, что суть божьей воли просто состоит
    в том, чтобы подтвердить передачу авторитета тому, кто считается интер-
    претатором такой воли. Последователи Мухаммеда признавали его авто-
    ритет, как образованные люди когда-то признавали авторитет Аристоте-
    ля: первые — по мотивам божественного озарения; вторые — потому что
    испытывали чувство благоговения перед глубокими познаниями и муд-
    ростью Стагирита, но и те и другие объяснения имели общий характер.
    Отсюда легко понять, отчего Вергилий, почитаемый как поэт, во времена
    невежества стал Вергилием — удивительным магом.
  • Обращение к авторитету часто дополняется другими доказательствами;
    их смысл в таком случае оказывается примерно таким: «Факты, на кото-
    рые мы ссылаемся, настолько известные, а доводы, которые мы приво-
    дим, настолько убедительные, что их принимают все, по крайней мере
    все образованные и умные люди». Этот способ ведения рассуждений
    когда-то очень часто использовался при доказательствах существова-
    ния ведьм, духов, привидений и т. д. О нем мы поговорим позже
    (см. § 549 и далее).
  • Тот, кто обращает внимание только на логико-экспериментальную силу
    рассуждений, может подумать, что когда мы принимаем постулаты, сре-
    ди них надо выбирать самые четкие и более всего подходящие для строго
    дедуктивных умозаключений. Опыт показал, однако, что дело обстоит
    не так, что не удивит того, кто знаком с логикой чувств (см. § 197). Чтобы
    убедить других людей, наиболее хороши постулаты, которые не содержат
    ничего конкретного и могут, поэтому, означать все что угодно. И в самом
    деле, происходит так, что от них приходят к разным, порой противопо-
    ложным выводам. Постулаты из группы a1 часто путают и смешивают
    с постулатами из группы a2. В постулатах группы a1 логическая сторона
    обычно лучше отлажена, чем в постулатах группы a2.
    Глава четвертая. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОПЫТА 105
  • Недостаточная определенность посылок объясняет, почему из них могут
    делаться разные выводы, но не позволяет объяснить, почему такие выводы
    получаются. Во многих случаях сохраняется сомнение в том, что авторитет
    оказался источником веры, как и наоборот, вера, или, правильнее сказать,
    отвечающие ей чувства оказались источником авторитета. В очень многих
    случаях имеет место, скорее, последовательность действий и ответных ре-
    акций: определенные чувства настраивают на принятие авторитета, кото-
    рый, в свою очередь, усиливает или изменяет эти чувства и т. д.
  • Авторитет может распространяться на одного человека и на ряд людей,
    и когда он проверяется путем непосредственного наблюдения, он не вы-
    ходит за границы подвида a1. Необходимо обратить внимание, что кон-
    сенсус между этими людьми часто не следует из непосредственного наблю-
    дения, хотя и предполагается, что он существует. Его выводят из неко-
    торых чувств, имеющихся у тех, кто утверждает, что он есть. В таком
    случае мы встречаемся с фактом из подвида a2. Это происходит, когда,
    к примеру, рассуждают о «всеобщем консенсусе». Поскольку ясно, что
    никто никогда не сможет удостовериться в его существовании в отноше-
    нии всех людей, которые жили раньше и живут ныне на Земле, и даже
    среди большей их части, он, скорее всего, не означает постановки вопро-
    сов, на которые все люди дали бы одинаковые ответы. Следовательно,
    первоначальное высказывание положения о консенсусе надо перефор-
    мулировать: «Мне представляется, что должен существовать всеобщий
    консенсус»; или: «Мне представляется, что должен существовать всеоб-
    щий консенсус среди людей здоровых, рассудительных, умных, знающих
    и т. д.». А это совсем не то же самое, что первоначальное утверждение.
  • Aa2. Консенсус некоторого числа людей — подсчитываемый, взвешиваемый
    либо получаемый из абстрактных рассуждений. К этому консенсусу можно
    обратиться для демонстрации того, что некоторые вещи нельзя образно
    представить: например, нельзя провести «бесконечную» прямую линию.
    Это характерно для научных и метафизических абстракций, но здесь
    мы их не рассматриваем. Однако те суждения, которые, напротив, могут
    быть превосходно выражены и четко осознаются, как, например, утвер-
    ждения о существовании богов, мы сейчас должны обсудить.
    Если всеобщий консенсус, консенсус многих или даже немногих лю-
    дей эксплицитно отстаивается исходя из свидетельств опыта, то перед
    нами сообщения, относящиеся к экспериментальной науке; но если, на-
    против, свидетельства выходят за границы опыта, то мы имеем сообще-
    ния из категории B. Здесь нас интересуют только те случаи, в которых
    консенсус действует сам по себе, оказывается выше опыта. Вне опыта
    106 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ оказываются: во-первых, факт консенсуса и, во-вторых, следствия из та-
    кого факта.
  • 1. Факт консенсуса. Его можно было бы проверить при помощи стати-
    стики: опросить определенное количество людей и зафиксировать их от-
    веты. В таком случае факт стал бы экспериментальным. Но обычно по та-
    кому пути не идут: консенсус людей предполагается или, в лучшем случае,
    его проверяют посредством некоторых небольших экспериментальных
    или псевдоэкспериментальных исследований. Впрочем, когда речь идет
    о консенсусе всех людей, экспериментальная проверка абсолютно ис-
    ключена, даже если, говоря о «всех», ограничиваются живущими и ис-
    ключают умерших (см. § 249). Это относится и к другим большим массам
    людей, даже если общее их количество ограничено пределами неболь-
    шой страны.
    Чтобы избежать подобных затруднений, стремятся добавлять эпитеты
    и говорить о консенсусе всех рассудительных, умных и честных людей,
    или большинства
  • Скачать:TXTPDF

    знанием. В этом состоит главный отли-чительный признак этого класса. Например, тот, кто станет выводитьиз опыта теорему о том, что эволюция уникальна, будет создавать тео-рию 1-го класса (см. § 12). Тот,