Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
тотемизма, как же они при меньшем количестве, при меньшей их значи- мости, могут это доказывать в сходных случаях?
  • Тотемизм38, как он понимается некоторыми авторами, обладает опреде-
    ленными характеристиками A, B, C, D… Мы видели, что если A встречает-
    ся у некоторого народа, из этого нельзя заключить, что у него будут при-
    сутствовать также характеристики B, C, D… И наоборот, если A не суще-
    ствует, то на этом основании нельзя заключить, что также не будет
    и характеристик B, C, D…
  • Bb3. Исторические факты являются девиациями от некоторого исходного
    типа или образуют некоторый ряд с пределом или асимптотой. Часто эти
    теории благодаря их авторам включают принцип, который возвышается
    над опытом, поэтому их следовало бы отнести к типу g в классе A; однако
    они преподносятся как чисто экспериментальные, и поэтому они при-
    сутствуют здесь.
  • Имеется гипотеза о первоначальном состоянии религиозного совершен-
    ства, в соответствии с которой только одна современная религия естест-
    венным образом оказывается истинной религией. Остальные религии, 37 Villani G. Croniche. VI. 69. [Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции.
    М., 1997. С. 152.]
    38 Тот объект, который был назван тотемизмом, не существует в том виде, в каком
    существует животное, названное слоном. Имеются душевные состояния, кото-
    рые некоторые авторы объединили в один класс и назвали «тотемизмом». Состав
    этого класса до некоторых пределов оказывается произвольным.
    126 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ о которых сообщает нам история, представляют собой ухудшенные де- виации от религии такого типа. Имеется и противоположная гипотеза: различные религии исторического прошлого являлись несовершенными попытками, постепенно приближавшимися к совершенству. Совершен- ная форма в этой гипотезе располагается в конце пути, и к нему прибли- жаются девиации. В первой гипотезе совершенная форма располагалась в начале, а девиации отдаляли нас от нее. Контроверзы относительно оп- ределения начального состояния религиозного совершенства имеют зна- чение главным образом в контексте нападок на иудейско-христиан- ские религии и защиты от них, а потому отчасти выходят за пределы социологии.
  • Следует сторониться этих споров, если мы стремимся остаться исключи-
    тельно в рамках экспериментальной науки. К ней открыта дорога и для
    того, в ком живет вера, только бы он постарался отделить ее от опыта.
    О желании так поступить заявляет о. Лагранж в книге «Études sur les
    religions sémitiques», но этого не делают некоторые сектанты, поклоняю-
    щиеся богу Прогрессу, такие, как господа Олар, Байе и компания39.
  • Если мы постараемся придерживаться фактов,
    то увидим, что данный феномен не оказывается
    ни равномерно нарастающим по прямой ли-
    нии ab, ни равномерно убывающим, но что
    он движется по осциллирующей линии pqrst,
    которая идет временами вверх, временами вниз
    (см. рис. 11).
    Рис. 11
  • Теория, которая выносит состояние совершенства в конечный пункт
    развития, обычно сочетается с другой теорией, согласно которой совре-
    менные дикари считаются близкими к доисторическим предкам цивили-
    зованных народов. Следовательно, имеются две зафиксированные точ-
    ки, чтобы определить по ним линию эволюции, и если мы ее продлим
    достаточно далеко, то получим предел, к которому она будет прибли-
    жаться в будущем.
  • Но, как часто случается, люди переходят из одной крайности в другую,
    и теперь многие утверждают, что дикари представляют собой старость
    человеческих рас, а не их детство. При этом сказывается влияние убежде-
    ния, что состояние совершенства находится в начале «эволюции», 39 Aulard A. Histoire politique de la Révolution française origines et développement, de la
    démocratie et de la république. 1789–1804. 4 vols. P., 1910. Bayet А. Leçons de morale.
    Eléments d’instruction civique. Cours moyen. P., 1909.
    Глава пятая. ПСЕВДОНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ 127 а не наоборот. Но факты не подтверждают этих априорных концепций. Если мы возьмем галлов накануне завоевания их римлянами и выберем для сравнения с ними только современных дикарей и современных французов, то будет ясно, что те древние галлы более близки к первым, чем ко вторым. В самом деле, нельзя же считать, что нынешние дика- ри отстоят дальше от древних галлов, чем от французов — наших современников.
  • Bb4. Мифы и т. д. являются имитациями других, аналогичных. Согласно
    этому принципу везде, где бы ни обнаруживались два сходных института,
    считается, что один из них есть копия другого. В этом виде суждений
    ошибка также обусловлена стремлением к рассмотрению в качестве об-
    щей закономерности факта, верного только в отдельных случаях; таким
    образом, она состоит в выходе за границы опыта.
  • Это же утверждается и в отношении сходства рассказов, представлений
    о фактах и самих фактов. Они содержат в себе некое общее ядро, которое
    мы уже рассматривали на примере способности вызывать или укрощать
    бури (см. § 89 и далее), что будет в обобщенном виде показано в следую-
    щей главе (см. § 374). Но рассказы, представления и те факты, в которых
    это ядро существует как общая характерная особенность, обладают также
    иными особенностями, благодаря которым они отличаются. И это по-
    зволяет включать их в разные категории. Следовательно, они могут быть
    разделены на ряд видов, причем разными способами, зависящими от вы-
    бираемого критерия классификации.
  • Можно привести много примеров сходства институтов и обрядов, в кото-
    рых, однако, нет имитации одного другим. Геродот40 упоминает о празд-
    нике возжигания светильников в Египте, который похож на китайский
    праздник и, можно добавить, на Рификолону во Флоренции. Все же нет
    никаких сомнений в том, что между ними отсутствует какая-либо связь,
    которая могла бы привести к имитации.
  • Bg. Мифы и т. д. совершенно не содержат ничего реального. К этому типу
    принадлежат многочисленные теории аллегорий, включая мифы с от-
    сылками на солнце и другие подобные. Все они были широко распро-
    странены в прошлом, но находят приверженцев еще и в наше время. Они
    дороги людям с живым и тонким умом, наделенным богатым воображе-
    нием и стремящимся к неожиданным открытиям. Кроме того, они пред-
    ставляют собой важную переходную ступень на пути от слепой веры 40 Erodoto. II. 62. [Геродот. История / пер. с греч. и комм. Г. А. Стратановского. М.,
    2004. С. 118.]
    128 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ к недоверию. При этом оставляют то, что уже невозможно защитить, ста-
    раясь сохранить в старых мифах то, что возможно спасти.
  • Впрочем, в реальности часто оказывается так, что удается спасти немно-
    гое, или даже ничего. Опыт прошлого учит, что стремление сделать более
    «здравым» старое убеждение не очень оправдывает себя; чаще всего опыт
    только ускоряет его крах. Абстрактные, утонченные, искусные рассужде-
    ния очень плохо работают на поддержание нелогических чувств, состав-
    ляющих основу убеждений.
  • Чтобы добавить к аллегориям что-нибудь реальное, обращаются за помо-
    щью к этимологии и таким образом получают методы интерпретации,
    практикуемые вплоть до нашего времени. Один из них, который ведет
    к мифу с образами солнца, до сих пор встречает широкое одобрение. Для
    социологии сама по себе значимость такого метода менее существенна,
    чем его востребованность, поскольку это демонстрирует характерные
    умонастроения и служит показателем антинаучных установок, пока пре-
    валирующих в изучении традиций и институтов прошлого.
  • Макс Мюллер и его последователи довели метод аллегорически-этимо-
    логических интерпретаций до предела. Их манера заключается в исполь-
    зовании при доказательствах нечетких и расширительных значений не-
    которых слов, которые Макс Мюллер в основном берет из санскрита,
    и в получении посредством нестрогих и нечетких рассуждений вполне
    четких и определенных выводов.
  • Стоит заметить, что как типовой вариант это рассуждение в грубом при-
    ближении выглядит примерно так: «Колесо вращается, солнце враща-
    ется; следовательно, колесо Иксиона — это солнце». Чаще всего этот ме-
    тод состоит в следующем. Требуется доказать, что A равно B. Для этого
    стремятся подобрать термины для A и B так, чтобы породить у современ-
    ников ощущение, что они довольно схожи, и затем перейти к выводу,
    что у людей давно минувших времен A было в точности равно B. Для дос-
    тижения такого результата требуется только, чтобы рассуждения
    не были краткими, но такими, чтобы соответствующие ощущения могли
    возникнуть и укрепиться, и чтобы это многословие прикрывало пустоту
    рассуждений.
  • Если такой автор случайно встречается с историческим персонажем, ко-
    торый имел в жизни немало опасностей и стал легендарным, то вокруг
    этого персонажа он почти всегда выстраивает эдакий очередной миф
    о солнце.
    Глава пятая. ПСЕВДОНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ 129
  • Получила известность пародия на эти процедуры: было показано, что да-
    же историю жизни Наполеона I можно развернуть как подобный миф41.
    Уже не в шутку, а всерьез один автор утверждал, что евангельские по-
    вествования о жизни Христа были мифом о солнце, подобно иудейским
    и вавилонским мифам42.
    Все это я привожу здесь не в целях опровержения гипотезы о сущест-
    вовании мифов о солнце, а чтобы подчеркнуть, что их можно признать
    только после получения исторических подтверждений, а не на основа-
    нии сходства частных моментов, когда мифические сюжеты произвольно
    интерпретируются, или на основании общих характеристик самого
    мифа.
  • Более широко встречаются аллегории, которые отнюдь не являются ис-
    кусными творениями интерпретаторов, поскольку возникали спонтан-
    но в народе. Вопреки распространенному мнению, что аллегория вы-
    растает из имени, на самом деле, напротив, именно имя возникает
    из аллегории. Девочку назвали Авророй не потому, что у нее пальцы ро-
    зоватого цвета, а потому что феномен Авроры подсказал аллегорию ро-
    зовых пальцев.
  • Все эти простые и априорные объяснения уводят нас в сторону от реаль-
    ности, в которой присутствуют факты намного более сложные, чем ле-
    генды и мифические сказания. В легендах фигурируют, смешиваясь 41 Comme quoi Napoléon n’a jamais existé, grand erratum, source d’un nombre infini
    d’errata à noter dans l’histoire du XIXе siècle. Paris, 1827. В пятом издании приведено
    имя автора, J. B. Pérès, библиотекаря из Ажана. См. новое издание за 1909 г.
    с библиографическим примечанием Густава Давуа. [В «Трактате по общей социо-
    логии» Парето дал фрагменты из этой небольшой брошюры, взятой в качестве
    примера рассуждений, похожих на манеру некоторых авторов интерпретировать
    древние сказания и мифы посредством нахождения метафор, аллегорий и анало-
    гий с именами мифических персонажей: «Известно, что его (Наполеона) мать
    звали Летиция (Letitia). Это имя стали понимать как радость (Laetitia — лат.) что
    означает зарю, аврору, нарождающийся свет от которой разливал радость во всей
    природе… Примечательно, что в греческой мифологии мать Аполлона звалась
    Leto. Если римляне из Leto сделали Latone (Латония), то в наш век получили
    Letitia, поскольку латинское слово laetitia — это существительное от глагола
    laetor, в котором угадывается слово laeto — вселяющий радость. …Говорят, что
    Наполеон положил конец опустошительному бедствию, которое терроризирова-
    ло всю Францию и именовалось гидрой Революции. Но ведь гидра — это змея,
    неважно, какого она вида, особенно когда речь идет о легенде. Тогда это будет пи-
    тон, огромная рептилия, терроризировавшая Грецию, которую спас Аполлон,
    убивший это чудовище» (см. «Трактат…». Примечание к § 788).]
    42 Jensen P. Das Gilgamesh-Epos in der Weltliteratur. Strassburg, 1906. P. 827–831.
    130 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ в различных пропорциях, воспоминания о реальных фактах, фантастиче-
    ские выдумки, порождения воображения, а у народов, которые имели
    свою письменность, также и литературные воспоминания. Ко всему это-
    му добавляются разного рода теории и метафоры, по-детски наивные
    и очень искусные, а также аллегории и т. д. Не будем забывать, что спон-
    танно происходит нарастание легенд вокруг первоначального ядра
    (см. § 308) и о чередующемся влиянии часто разных процессов.
  • Например, в высказывании о том, что Аполлон — это один из солнечных
    богов, содержится как ошибка, так и истина. Ошибка в том смысле, что
    в «Илиаде» Аполлон не является таковым, истина же в том смысле, что
    в других циклах
  • Скачать:TXTPDF

    тотемизма, как же они при меньшем количестве, при меньшей их значи- мости, могут это доказывать в сходных случаях? Тотемизм38, как он понимается некоторыми авторами, обладает опреде-ленными характеристиками A, B, C,