Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
высказывании о том, что Аполлон — это один из солнечных
богов, содержится как ошибка, так и истина. Ошибка в том смысле, что
в «Илиаде» Аполлон не является таковым, истина же в том смысле, что
в других циклах мифы о солнце предстают как смешанные с теми, в кото-
рых миф об Аполлоне еще не содержит солнечного компонента, но
в конце концов мифы об Аполлоне с компонентом солнца возобладали,
и Гелиос, Феба и Аполлон переплелись в единого Феба-Аполлона.
  • Детальное исследование теорий подводит нас к признанию того, что
    в конкретных теориях можно выделить по меньшей мере две части, одна
    из которых значительно стабильнее другой. Чтобы избежать, насколько
    возможно, рассуждений о словах, а не о фактах (см. § 48), мы обозначим
    обычными буквами алфавита те вещи, которые намерены изучать,
    и только в следующей главе вместо этих малоудобных обозначений вве-
    дем их наименования. Итак, скажем, что в конкретных теориях, которые
    будут обозначены как c, кроме данных о фактах имеются два важнейших
    элемента, или две части. Это базовый элемент, который мы обозначим
    как a; и контингентный, достаточно изменчивый элемент, который обо-
    значим как b (см. § 89, 197).
    Элемент a соответствует нелогическим действиям и является выраже-
    нием некоторых чувств. Элемент b — это проявление потребности чело-
    века в логике. Он также в некоторой степени отвечает чувствам, нелоги-
    ческим действиям, но окутывает их логическими или псевдологически-
    ми рассуждениями. Элмент a — это основа, заложенная в сознании
    человека; элемент b — это ее объяснения и дедукции из нее.
  • Например, имеется некоторое психическое состояние, или чувство, если
    кому-то предпочтительнее так называть его, при котором придается осо-
    бое значение некоторым числам. Это будет основная часть a того фено-
    мена, который мы впоследствии изучим особо (см. § 383). Но человек
    не удовлетворяется тем, что с этими числами его соединяет только чувст-
    во предпочтения и некие воззрения в отношении чисел: он хочет также
    «объяснить», как это происходит, «доказать», что он поступает в соответ-
    ствии с логикой. Так вступает в действие часть b и появляются различные
    Глава пятая. ПСЕВДОНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ 131 «объяснения» и «доказательства» того, почему некоторые числа являют- ся священными.
  • Основная часть феномена — это, несомненно, та часть, к которой чело-
    век привязан наиболее крепко, которую он старается обосновать, т. е. это
    часть a. Следовательно, эта часть будет для нас наиболее существенной
    при исследовании социального равновесия.
  • Однако и часть b, хотя она и является вторичной, все же воздействует
    на равновесие. Это воздействие порой может оказаться настолько мало,
    что его можно приравнять к нулю: например, когда, обосновывают пред-
    почтение в отношении числа шесть, утверждая, что оно равно суммарно-
    му количеству частей тела человека. Оно может, однако, стать весьма
    значительным, как во времена, когда инквизиция сжигала людей за до-
    пущенные ошибки в теологических дедукциях.
  • Мы сказали (см. § 320), что часть b состоит из чувств и логических выво-
    дов при изменчивых пропорциях между теми и другими. Следует сразу
    отметить, что в социальных областях ее убедительная сила исходит глав-
    ным образом от чувств, тогда как логические выводы принимаются чаще
    всего потому, что они соответствуют чувствам. Напротив, в логико-экс-
    периментальных науках та часть, которая относится к чувствам, имеет
    тенденцию приближаться к нулю; по мере того как они совершенствуют-
    ся, убедительная сила полностью переходит к логике и к фактической
    части. Подойдя к этому экстремуму, часть b, очевидно, меняет свой ха-
    рактер, и здесь мы обозначим ее как B. К другому экстремуму приближа-
    ются те случаи, при которых логический вывод явным образом не прояв-
    ляется, что имеет место в феномене, названном «латентными нормами
    права»43. Физиологи объясняют такие случаи воздействием подсознания
    и иным образом; мы же не намерены восходить до таких высот и ограни-
    чиваемся указанием на факт, оставляя для других его объяснение. В про-
    межутке располагаются все конкретные теории, которые в большей или
    меньшей степени приближаются к одному из этих экстремумов.
  • Хотя в логико-экспериментальных науках чувствам делать нечего, они
    все-таки немного вторгаются в эту область. Пренебрегая данным фактом,
    мы можем сказать, что если обозначить как C конкретные теории логи-
    ко-экспериментальной науки, которые соответствуют второму роду
    по классификации из § 204, то в них можно выделить две части: часть A,
    куда входят экспериментальные принципы, описания и высказыва-
    ния, и часть B. Эта часть включает логические дедукции, к которым 43 Jhering R. L’esprit du droit romain. T. I. P., 1886. P. 30.
    132 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ добавляются, однако, экспериментальные принципы и описания, чтобы
    можно было осуществлять выводы из части A.
    Поскольку в теориях c присутствует чувство, добавляющее к опы-
    ту нечто выходящее за его границы, они относятся к третьему роду
    (см. § 204). Они аналогичным образом раскладываются на часть a, со-
    стоящую из проявлений некоторых чувств, и часть b, состоящую из логи-
    ческих суждений, софизмов и иных проявлений тех чувств, которые ис-
    пользуются при выводе из a. Таким образом, имеет место соответствие
    между a и A, между b и B, между c и C. Мы здесь рассматриваем теории c
    и оставляем в стороне экспериментальные научные теории C.
  • В теориях c, выходящих за пределы опыта или псевдоэкспериментальных,
    их авторы довольно редко различают с достаточной ясностью части a и b.
    Обычно они их путают и в той или иной степени смешивают воедино.
  • В практическом аспекте может оказываться полезным одновременное
    рассуждение об a и о b. Если бы принципы a были четкими и определен-
    ными, то тот, кто их принимает, принял бы также все получаемые из них
    логические следствия b. Но поскольку им недостает определенности,
    из них может выводиться то, что желают получить, и благодаря этому де-
    дукции b принимаются потому, что они согласуются с чувствами, и, сле-
    довательно, они подчиняются чувствам.
  • В научном аспекте всякое совершенствование теории тесно связано
    с возможно более четким разделением частей a и b. Нет необходимости
    особо на этом настаивать. Пусть искусство постигает конкретный фено-
    мен c синтетически, т. е. без разложения его на части a и b; кроме того,
    благодаря этому оно оказывается мощным средством убеждения, по-
    скольку многие люди склонны к синтезу и почти не в состоянии пони-
    мать научный анализ. Но без такого анализа не может обойтись тот, кто
    намерен строить научную теорию.
  • Когда работу читают в целях научной оценки теоретических положений
    ее автора, то необходимо, следовательно, для начала выделить части a и b,
    поскольку сам автор теории почти никогда этого не делает. Вообще, в лю-
    бой теории необходимо отделять посылки, т. е. принципы, постулаты
    и чувства, от выводов, из них получаемых.
  • Следует заметить, что в тех теориях, которые добавляют что-нибудь
    к опыту (см. § 325), исходные посылки, как правило, выражены хотя
    бы отчасти имплицитно, т. е. часть a в такой теории либо не прописана,
    либо прописана не в полной мере. Чтобы узнать, что это такое, требуется
    предпринять особое исследование. Это уже делалось вскользь, но вскоре
    мы этим займемся особо.
    Глава пятая. ПСЕВДОНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ 133
  • В логико-экспериментальном аспекте наличие имплицитных посылок,
    даже если они и обозначены отчасти, само по себе может стать источни-
    ком серьезных ошибок. Простая декларация посылок приводит к появ-
    лению вопроса, могут ли они быть приняты и насколько. Тогда как, если
    они остаются имплицитными, мы принимаем их, не осознавая того, что
    мы это делаем. Более того, мы принимаем их как строгие, тогда как они
    далеки от этого. И чтобы сделать их таковыми, мы должны отыскать в них
    хоть какой-нибудь смысл.
    Часто авторы умалчивают о своих исходных посылках, лежащих вне
    опыта, а если заявляют о них, то нередко порождают путаницу, смешивая
    их с результатами опыта.
  • Когда принята часть a, можно с помощью дедуктивного метода опреде-
    лить часть b или, правильнее сказать, B, и поэтому ее изучение будет на-
    много легче, чем изучение части a. Оно привело к созданию наиболее
    развитых и строгих социальных наук: это науки о юридических конструк-
    тах и чистая экономическая теория (см. § 778). Это исследование части b
    окажется тем совершеннее, чем больше оно будет опираться только на
    логику; оно будет тем несовершеннее, чем больше в него будут проникать
    и приниматься неэкспериментальные принципы, которым надлежало
    бы оставаться в части a. Кроме того, поскольку часть a и, соответственно,
    A (см. § 325) дает или может дать повод для сомнений и неуверенности,
    то чем она меньше, тем более строгим может быть знание, которое
    из этой части выводится.
  • В общем, можно принять некоторые принципы a по своему усмотрению,
    лишь бы только они были определенными и из них можно было бы вы-
    строить здание доктрины c; но очевидно, что если принципы a вовсе
    не отвечают реальности, то часть c не будет содержать в себе ничего кон-
    кретного. Следовательно, при построении науки надо осмотрительно
    и взвешенно выбирать принципы a, чтобы как можно ближе подойти
    к реальности, хотя известно, что теория c никогда не сможет воспроизве-
    сти ее во всех нюансах (см. § 37).
  • Другие социологические теории использовались в попытках создать
    строго научный каркас, но, к сожалению, эти попытки не удались, по-
    скольку принципы, из которых выводились дедуктивные построения,
    слишком далеко отстояли от опыта (см. § 781 и далее).
  • Одна из них — социальный дарвинизм. Если предполагается, что за ис-
    ключением временны´х отклонений социальные институты любого об-
    щества всегда таковы, что наилучшим образом соответствуют налич-
    ным обстоятельствам, и что без институтов общество в конце концов
    134 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ прекращает свое существование, то перед нами принцип, способный
    к собственному значимому логическому развитию и пригодный для по-
    строения науки. Попытка такого построения была предпринята, и на
    протяжении некоторого времени имелись надежды на то, что наконец
    в социологии появится научная теория c, представляющая собой часть
    проверенных фактами дедуктивных выводов b. Но эта доктрина пришла
    в упадок вместе с биологической теорией Дарвина о происхождении ви-
    дов животных и растений, на основе которой она возникла. Отмечено,
    что в ней слишком часто прибегали к вербальным объяснениям фактов.
    Любая форма социальных институтов, так же как и формы живых су-
    ществ, должна была объясняться пользой, которую она обеспечивала,
    и чтобы добиться этого, подыскивали произвольные и мнимые виды
    пользы. Так невольно и непроизвольно совершался возврат к старой тео-
    рии конечных причин. Социальный дарвинизм пока еще остается доста-
    точно хорошо сконструированным построением доктрины c; но его не-
    обходимо во многом модифицировать, чтобы привести в соответствие
    с фактами. Полезность не детерминирует формы институтов; она только
    обозначает границы, которые они не могут перейти (см. § 668).
  • Другая теория b представлена историческим материализмом. Если он ис-
    толковывается в том смысле, что экономическое состояние общества
    полностью детерминирует в нем все другие социальные явления, то пе-
    ред нами принцип a, из которого получаются многочисленные дедуктив-
    ные выводы, позволяющие выстраивать доктрину. Исторический мате-
    риализм стал заметным этапом в прогрессе науки, поскольку он помог
    выявить переменчивый характер некоторых феноменов, например,
    моральных и религиозных, которым многие приписывали и все еще при-
    писывают абсолютный характер. Кроме того, в этой теории имеется своя
    доля правды, касающаяся наличия взаимосвязи экономических феноме-
    нов с другими социальными феноменами; ошибка состоит в подмене
    этой взаимосвязи причинно-следственным отношением.
  • Одно дополнительное обстоятельство привело к значительному усиле-
    нии ошибки. Исторический материализм соединился с другой теорией —
    теорией «классовой борьбы», от которой он мог бы все-таки быть совер-
    шенно независимым, и вдобавок количество классов путем жесткой ди-
    хотомии было уменьшено до двух.
  • Скачать:TXTPDF

    высказывании о том, что Аполлон — это один из солнечныхбогов, содержится как ошибка, так и истина. Ошибка в том смысле, чтов «Илиаде» Аполлон не является таковым, истина же в том